Оглавление:
Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле человеческой жизни. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о человеческой смертности. Существуют различные интерпретации смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл человеческой жизни как путь к Богу. Смысл жизни в служении Богу, путь земного совершенства представляет собой средство для вечной жизни в загробной жизни. Земная жизнь, с этой точки зрения, является испытанием для вечной жизни. Цель человеческой жизни — спасение души.
Смысл жизни в интерпретации философии не связан с жизнью в будущем. Смысл жизни понимается в способе познания мира, в способе активного и активного отношения к нему. В философии для установления смысла жизни появились следующие понятия:
1) Гедонизм. Гедонизм (от греческого hdouh — удовольствие). Этическая доктрина, согласно которой удовольствие — высшее благо в жизни человека. Удовольствие — движущая сила человеческой жизни. Стремление к удовольствиям присуще человеческой природе. Эпикур считал гедонизм последовательным.
2) Аскетизм. Аскетизм (от греческого aschthz — практиковаться в чем-то, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм включен в некоторые философские школы (циники) и религии. Аскетизм — это форма исповедания определенной религии. Целью аскетизма является свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.
3) Эвдемонизм. Эвдемонизм (от греческого eudaimonia означает счастье, блаженство). Учение, берущее свое начало в древней философии, согласно которому счастье — высшая цель в жизни человека. В отличие от гедонизма, эвдаимония ищет счастья в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отказаться от привязанности к внешнему миру, чтобы бороться со своими страстями. Стоицизм является одним из проявлений эвдемонизма. Человек, который подчиняется своей судьбе, обретает настоящую свободу. Для человека важны внешние жизненные обстоятельства, которые он должен воспринимать как должное.
4) Прагматизм. Смысл жизни заключается в активных и вовлеченных отношениях человека с окружающим миром. Прагматизм как философия действий гласит, что цель жизни — достижение успеха. Представители прагматизма (Джеймс, Дьюи) подчеркивают практический жизненный и волевой подход. Восприятие окружающего мира должно быть направлено на «ситуационную адаптацию», на реальную реальность, в которой живет человек.
5) Перфекционизм. Согласно перфекционизму, перфекционизм — это цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать свои врожденные способности и таланты. Человеческий перфекционизм — цель человеческой истории.
6) гуманизм. Гуманисты (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) провозглашают гуманизм высшей ценностью. Гуманисты считают человеческое достоинство и права человека высшими ценностями. Гуманисты Ренессанса считали, что человека нужно изучать таким, какой он есть.
Смысл жизни
Смысл жизни — это понятие, которое отражает положительную ценность жизни. Родной философ Е.Н. Трубецкой писал: «Вопрос не в том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) выражаться в общечеловеческой осмысленной мысли, а в том, достойна ли жизнь жизни, имеет ли жизнь положительную ценность, что ценность универсальна и безусловна, ценность обязательна для каждого».1 Для того чтобы понять смысл жизни, необходимо учитывать человеческое сознание. Смысл жизни — это некий суперпсихологический смысл. Это попытка связать свои действия с действиями других людей, с общественными ценностями. Оценивая свой опыт, человек связывает свои действия с высшими ценностями, с авторитетом. Человек пытается объяснить себе и другим, почему он живет.
У человека есть свобода выбора. Свобода, однако, не должна приравниваться к произволу и капризам. Свобода выбора человека как личности связана с сознанием ответственности. Человек должен нести ответственность за образ жизни, который он находит и осознает, так как его реализация влияет на жизнь других людей. Ответственность за реализацию собственной цели реализуется только в связи с признанием существования другого человека.
Суть смысла жизни
В истории философии можно выделить несколько руководящих положений, раскрывающих суть смысла жизни:
- Смысл жизни трансцендентен для самой жизни. Это значит, что смысл жизни вне жизни. Человеческая жизнь обретает смысл, когда человек живет ради других, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.
- смысл жизни создаётся самим человеком. Эта позиция разработана в его философии Эпикуром. Он утверждает, что человек должен наслаждаться жизнью, получать от нее удовольствие. Значение позиции Эпикура заключается в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет в отношении ценности жизни как таковой. Жизнь — это ценность, нужно с благодарностью принять этот подарок. Каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима.
На каждом этапе развития культуры формируется своя позиция в обсуждении вопроса о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни особенно актуален в период кризиса, в переходные эпохи. Существует осознание того, что не существует данной модели смысла жизни, которая указывала бы человеку правильное направление самореализации.
Человек должен развивать свои способности через творческую деятельность. Искусство должно быть признано обществом. В то же время, творческая деятельность должна приносить личное удовлетворение. В вопросе творчества есть определенный парадокс. Какой смысл должна иметь жизнь, если человек понимает, что он смертен? С конца ХХ века в философии сформировались такие течения, как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы небытия человека перед смертью, предопределения человеческой жизни и деятельности.
Человек как биологическое существо смертен. Как и все органические существа, человек наделен жизнью, которая рано или поздно заканчивается и переходит в другое состояние — небытие, смерть. Человек — это только часть жизни вселенной. У человека есть временные законы жизни из-за его органической природы. В древней философии поднимается вопрос о смерти и бессмертии души. Смерть рассматривается как переход в новое состояние, освобождение души из тюрьмы тела. Греческий философ Эпикур считал, что смерть — это естественное состояние человека, которое нельзя отвергать или опасаться. Эпикур заявил: «Самое страшное из всех зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, ибо, когда мы существуем, смерти еще нет; а когда смерть есть, нас нет». «1 Эпикур, указал, что человеческое сознание и смерть — это явления разного порядка, они несопоставимы.
Бессмертие и атеизм
Традиционные религии, такие как иудаизм, христианство и ислам, утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенства позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскресению. Достигнув высокого духовного совершенства, человек способен преодолеть ограничения естественной и космической жизни. Смерть — это начало новой жизни. В исламе те, кто умирает, должны воскреснуть. Их будет судить Аллах, который знает дела каждого человека. Он будет судить каждого по его делам и заслугам. Праведники попадут на небеса, а грешники в ад.
Атеизм отрицает идею бессмертия. Человеческая жизнь ограничена, нет никакой «жизни после смерти». Чтобы жизнедеятельность человека не теряла своего смысла, атеизм формирует понятие личности, которое включает в себя следующее:
1) Человек — это часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек входит в вечный круговорот жизни после смерти, он сохраняет свое бессмертие;
2) Человек — это не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад в жизнь будущих поколений.
Человек несет в себе желание внести свой вклад в улучшение жизни будущих поколений. Согласно представлениям русского космоса о «патрификации» (Н. Федоров), на основе регулирования природы через развитие науки можно воссоздать всех ранее живших людей. По мысли К. Циолковского, в основе материи лежит бессмертное элементарное существо — атом. С помощью атома материя преобразуется. Таким образом, космос — это живая субстанция (существо). В нем человек наделен бессмертными одухотворёнными атомами. По мнению В. Вернадского, развитие ноосферы как «сферы разума» позволяет человеку познавать пространство, открывать законы жизни и достигать бессмертия.
Давайте подведём итог
- Проблема человека — одна из важнейших проблем философии. Проблему человека развивает философская антропология. Философская антропология отвечает на вопрос: в чем сущность человека, в чем смысл его жизни.
- человек одновременно содержится в сфере биологической и социальной. Человек — часть природы. С этой точки зрения человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляющим вид Homo sapiens. Особенностью биологического компонента в человеке является то, что человек существует в социальной сфере. Жизненная деятельность человека напрямую связана с другими людьми. Жизненная деятельность человека неотделима от общества, истории и культуры.
- Человек является субъектом процесса истории культуры. Осваивая окружающий мир, человек делает инструменты и орудия. Действия — основная характеристика человека. Деятельность — это форма деятельности человека, направленная на изменение окружающего мира. Человек создает мир вокруг себя.
Человек соотносит свою деятельность, свои действия с системой социальных ценностей. Речь идет об обосновании его деятельности, о пропорциональности деятельности другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни и понимает его как связь между свободой и необходимостью.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Б. Яковенко и его философия
- Тело как предмет философии Ф. Ницше
- Проблема единства языка и мышления в современной философии — Понятие мышления и этапы развития
- Основные школы социальной философии
- Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного
- Движение и покой, пространство и время, генезис понятия свободы
- Предпосылки возникновения античной философии
- Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
- Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм
- Эстетика как философская наука