Оглавление:
Актуальность и практическая значимость выбранной темы эссе «Проблема истины в философии и науке, критерии истины» подтверждается тем, что все проблемы, касающиеся определения критериев истины, законов и форм мышления, интересны людям с древнейших времен. И первым из известных философов, у которых эта проблема приобретает особое философское значение, является Аристотель, затем Кант и многие другие ученые, и у каждого из них была своя точка зрения на этот вопрос.
Гармония истины и красоты вечна. В древности египетские мудрецы носили золотую цепь с драгоценным камнем в знак непогрешимости и мудрости, называемой истиной. Вечная красота, гармония и величие Парфенона, древнегреческого храма богини мудрости Афины Паллады, символизируют силу мудрости и непобедимость истины. В мифологических образах истины — красивая, гордая и благородная женщина, иногда это богиня любви и красоты Афродита в колеснице, которую тянут за собой голуби — вечный символ мира. Стремление к истине и красоте как высшему благу, по Платону, — это искушение, энтузиазм, любовь. Нужно так любить истину, сказал Лев Толстой, что готов каждую минуту познавать высшую истину, отречься от всего того, что считал до сих пор правдой. Что такое правда? Все человеческие знания направлены на достижение истины. Этот путь, однако, нелегок, поскольку, как сказал Ж.-Ж. Руссо: «Тысяча дорог ведет к обману, и только одна — к истине».
Правда, обман и фальшь в результате познания
Истина обычно определяется как соответствие знания объекту. Правда — это адекватная информация об объекте, полученная с помощью сенсорного и интеллектуального восприятия или сообщения о нем, и характеризующаяся достоверностью. Правда, таким образом, не существует как объективная, ментальная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знаний определяется мерой их истинного содержания. Другими словами, истина является свойством знания, а не объектом самого знания.
Таким образом, истина определяется как адекватное отражение объекта познающим субъектом, который отражает реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание не только сенсорного, эмпирического опыта, но и понятий, суждений, теорий, доктрин и, наконец, всей картины мира в динамике его развития. Тот факт, что истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с предсказанием изменений. Истинное знание позволяет человеку разумно организовать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Если бы познание с самого начала не было верным отражением действительности, то человек мог бы не только рационально перестроить окружающий его мир, но и приспособиться к нему. Сам факт существования человека, история науки и практика подтверждают обоснованность этого определения.
Истина и заблуждение — это противоположные стороны научного знания, но в определенном смысле связанные друг с другом. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина прокладывает себе путь к свету. Правду нужно отличать от заблуждений. Обман — постоянный спутник истины. Часто знания, долгое время считавшиеся правдой, оказываются обманом. Ярким примером этого является геоцентрическое мировоззрение, которое на протяжении многих веков воспринимается как неопровержимая истина. Однако Н. Коперник в XVI веке показал, что истиной является гелиоцентрическая картина мира, в которой признан центр Солнечной системы, а не Земля, а Солнце.
Заблуждение — это содержание сознания, которое не соответствует действительности, но предполагается, что оно истинно. Например, в религиозном сознании вымысел воспринимается как реальность. История познавательной деятельности человечества показывает, что ошибочные представления, хотя и односторонне отражают объективную реальность, имеют реальный источник, «земную» основу. Даже те суждения, которые считаются надежными и правдивыми, часто содержат элемент заблуждения. Заблуждение — это искаженное отражение реальности; это знание не соответствует тому, что есть на самом деле. Редко кто приходил к правде без ошибок и обходил заблуждения. «Тот, кто ходит, — сказал Дж.У. Гёте, — вынужден блуждать». Человеческий разум, стремящийся к истине, впадает в недоумение.
Значит, бредовые идеи имеют эпистемологическую, психологическую и социальную основу. Но их следует отличать от лжи как морально-психологического феномена. Ложь — это преднамеренное искажение фактических фактов с целью обмана. Ложь может быть как выдумкой того, чего не было, так и преднамеренным сокрытием того, что произошло. Источником лжи также может быть логически неправильное мышление.
Понятие правды. Объективность правды.
Понятие истины является одним из важнейших в общей системе идеологических проблем. Она находится на одном уровне с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «смысл жизни». Как интерпретируется истина, как решается вопрос, достижима ли она, часто зависит от положения человека в жизни, от его понимания своей судьбы. А потому от процесса научного поиска зависит, так как ученый, делающий открытие, должен быть уверен, что он действительно обогащает научную картину мира, а не вводит еще один элемент погрешности.
Есть разные определения истины:
«Истина — это соответствие знания реальности».
«Истина — это эмпирическая достоверность»;
«истина — это свойство самосознания»;
«Правда — это полезность знания, его эффективность»;
«Правда — это последовательность».
Первая позиция, согласно которой истина — это соответствие мысли с реальностью, является основным моментом классического понятия истины. Она называется так потому, что является самым древним из всех понятий истины: она вытекает из нее и стоит в самом начале теоретического изучения истины. Первые попытки изучить его были предприняты Платоном и Аристотелем.
Критерии истины в познании
Проблема критерия истины всегда занимала центральное место в эпистемологии, поскольку выявление такого критерия означает нахождение способа отделить истину от ошибки. Философы-субъективисты не в состоянии правильно решить вопрос о критерии истины. Одни утверждают, что критерием истины является полезность, полезность и удобство (прагматизм), другие опираются на общее признание (понятие «социально организованный опыт»), третьи ограничиваются формально-логическим критерием истины, гармонизируя новое знание со старым и приводя его в гармонию с предыдущими идеями (теория согласованности), четвертые рассматривают истину знания в целом как вопрос условного согласия (конвенционализм). В каждом из этих случаев критерий истины (когда он признается) не выходит за рамки разума, так что знание является самодостаточным.
Практика, как критерий истины, обладает всеми необходимыми свойствами: деятельность, обращенная к объекту и выходящая за пределы сферы познания; универсальность, поскольку практика не ограничивается деятельностью отдельного субъекта познания; необходимая чувственная конкретность. Короче говоря, практика подразумевает переход от мысли к действию, к материальной реальности. В то же время успех в достижении поставленных целей свидетельствует об истинности знания, из которого были поставлены эти цели, а неудача — о ненадежности исходного знания.
Чувственная конкретность практики не означает, что она должна подтверждать истину каждого понятия и каждого акта познания. Практическое подтверждение получает лишь отдельные звенья рассуждения того или иного познавательного цикла; большинство актов познания совершается путем умозаключения одного познания от другого, от предыдущего; процесс доказывания часто осуществляется логическим образом.
Логический критерий всегда сопровождает критерий практики как необходимое условие реализации последнего. И все же логическое доказательство функционирует только как вспомогательный критерий истины, и в конечном счете само по себе имеет практическое происхождение.
Когда он начал говорить, его голос звучал резко и пронзительно неприятно. Его манера держать себя, странные позы, неопределенные движения — все, казалось, было против него, но через несколько минут его самообладание, искренность и тепло вернулись к нему, и он начал свою подлинную речь.
Удельный вес формального и логического критерия истины (точнее, точности и последовательности) велик в области математических знаний. Но и здесь он является прямым критерием истинности математических конструкций только в области фундаментальной «чистой» математики. Что касается прикладной математики, то практика является единственным критерием истинности математических моделей и их эффективности.
Относительность практики как критерий истины заключается в том, что, будучи всегда исторически ограниченной, она не в состоянии полностью доказать или опровергнуть все наши знания. Практика может сделать это только в процессе ее дальнейшего развития.
«Детерминированность», относительность праксиса как критерия истины находится в единстве с его противоположностью — детерминированностью, абсолютностью (возможно, в принципе, в тенденции). Таким образом, относительность практики как критерий истины соответствует относительной истине, сущности знаний, которыми человечество обладает на данном этапе своего исторического развития.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений
- Объективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности
- Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
- Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии
- Русская религиозная философия XX века
- Джон Стюарт Милль, английский философ, идеолог либерализма
- Эстетика И. Канта
- Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
- Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
- Социум