Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема человека в современной философии — Проблемы философской антропологии

Проблема человека всегда привлекала внимание мыслителей. Определение места и роли человека в мире, его уникальных способностей к преобразованию окружающей действительности и самого себя, затрагивает исходные мировоззренческие и методологические установки каждого философского течения. Несмотря на различные подходы, человек рассматривается во всех философских школах как носитель особого рода взаимодействия с природой, как своеобразная реальность, сопоставимая со всей Вселенной.

Философское понимание природы человека подразумевает очень широкий круг тем, которые находят отражение в религии, искусстве и науке. Доминирование науки в современном мире ни в коей мере не умаляет роли других сфер культуры в изучении жизни души.

Наиболее универсальное, общее познание человека всегда осуществлялось в четырех направлениях: религиозное направление, связанное с мистическим возвышенным созерцанием высшей духовной реальности, осмыслением своей жизни с позиций добра и зла; художественное направление — с установлением различия между прекрасным и безобразным в человеческом бытии; научное — с различением истинного от ложного в процессе духовной жизни человека.

Рассмотрение определенных аспектов человека в этих культурных кругах всегда основано на определенной философской и идеологической позиции. Это связано с тем, что смысловыми «узлами», «точками напряжения» философии являются мир и индивид. Для философской мысли важно не рассматривать эти противоположности по отдельности, а постоянно сравнивать их.

В отличие от других областей культуры, в философском мировоззрении полярность человека и Вселенной теоретически заострена, она вполне очевидна. Это можно подтвердить списком вопросов, заданных выдающимся английским философом Бертраном Расселом: «Является ли человек тем, чем он кажется астроному — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно жужжащим на маленькой и второстепенной планете? Или человек — это то, чем он показался Гамлету? А может быть, он и то, и другое одновременно? Существуют ли возвышенные и низменные способы жизни, или все способы жизни являются суетой? Если существует возвышенный образ жизни, то что это такое и как мы можем его достичь? Должно ли добро быть вечным, чтобы заслужить высокое уважение, или добро должно стремиться к добру даже тогда, когда вселенная неизбежно движется к гибели…? Исследовать, если не отвечать, на эти вопросы — дело философии» (Рассел Б. История западной философии. М., 1959, с.7-8).

Проблема человека в современной философии - Проблемы философской антропологии

Проблемы философской антропологии

Как мы видим, проблемная область философии отражает вопросы, актуальные для всей культуры. Но в отличие от других форм мировоззрения, в философском мировоззрении они направлены на понимание отношения человека к миру, к высшему разуму и способов обращения с ними. Размышления философов о человеке, его природе, предназначении, смысле жизни и смерти, морали, вере, знании и других проявлениях человеческих способностей обогащают культуру.

С другой стороны, развитие веры, образного представления мира и знаний стимулирует развитие и углубление актуальных философских проблем человека. Например, изучение особо сложных видов психофизического взаимодействия человека с объектами неживой и живой природы, накопление, систематизация и изучение фактов энергоинформационной связи людей друг с другом и с высшими космическими сущностями поднимает проблемы философской антропологии на более высокий уровень.

Достижения российских исследователей в ноокосмологии

Выдающиеся достижения российских исследователей в ноокосмологии имеют особое значение для формирования совершенно нового направления гуманитарной науки.

В последние годы они первыми в истории мировой науки нашли способы искусственного немедицинского введения людей в энергоинформационные потоки (каналы) космоса. Открытие возможности получения информации медицинского, научного, гуманитарного, политического и другого содержания непосредственно в мозг человека неопровержимо подтверждает философское учение о взаимосвязи человека с разумной духовно-энергетической средой Вселенной.

Это особенно верно в отношении одного из течений буддизма — философской доктрины чань. Как целостная философско-эстетическая система, это учение представляет постулаты взаимосвязи между Абсолютом, личностью и миром множества явлений.

Еще в YI веке была разработана довольно сложная система физических упражнений, с помощью которых человек достигает состояния «просветления», то есть определенного психического транса.

Влияния учения Чань на американскую философскую мысль

Философская система Чана оказала влияние на взгляды Лейбница, Спинозы, Канта, Фихте, Кьеркегора и Шопенгауэра. Конечно, это не ограничивается европейской школой философской мысли.

Существует специальное исследование влияния учения Чань на американскую философскую мысль. Согласно выводам современного американского социолога и философа У. М. Эймса, многие аспекты философской мысли Т. Джефферсона (идея высшей ценности повседневной жизни), Дж. Дьюи (идея неразрывной связи природы и человека, неразрывности субъекта и объекта), а также Р. Эмерсона, Л. Витгенштейна, У. Джеймса и других сопоставимы с учением чань.

Но идеи чаньского учения особенно близки духу русского космизма. В работах Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.Г. Холодного, А.О. Чижевского, проблемы единства человека со Вселенной, космической природы человека и космического характера его деятельности были в самом разгаре.

Проблемы познания мира

Проблемы познания мира в целом, смысла и рациональной цели его развития, роли и места человека как духовного существа Вселенной находятся в центре ноокосмологии — современного этапа русской космологии. Ноокосмология включает философские, метафизические (теофизические), религиозные аспекты мировоззрения, духовно-нравственные основы сознания и практически ориентирована на расширение границ мышления. Цель жизни человеческой души по канонам ноокосмологии «состоит в том, чтобы непрерывно развиваться, быть допущенным к космическому совершенству, подниматься выше по лестнице космических иерархий, приближаться к Высшему Духу и там сотрудничать с ним, работать вместе с ним над созданием миров, прогрессом цивилизаций, реализацией вечных законов, направлять их развитие» (Человек и Вселенная. В 3-х книгах, — Министерство обороны Российской Федерации, 1993).

Беседы, проведенные с Космическими Сущностями (Иерархиями) в Институте научных проблем Российской академии естественных наук, являются убедительным доказательством того, что эта цель вполне достижима.

Энергоинформационные потоки космоса

Сознательный контакт с духом Вселенной чрезвычайно плодотворен для развития человека. Анализ полученных результатов показывает, что те, кто не стремился к повышению своей духовности, достигли ее; те, кто не был склонен к восприятию глобальных проблем, стали по-новому мыслить с позиций гражданской, национальной и общечеловеческой морали; те, кто не имел способностей к поэзии и прозе, стали быстро, уверенно и вполне осмысленно писать на темы, выходящие за рамки их профессиональной компетенции.

Включение людей в энергоинформационные потоки космоса приводит к радикальной трансформации их природы. Они поднимаются над своими личными интересами, выходят из состояния изоляции в своем личном мире, становятся добрее, терпимее, увереннее в себе и в будущем. Прежде всего, они непосредственно ощущают огромные, неисчерпаемые и всемогущие силы Великого Космоса, осознают себя его сознательной частью.

Накопленный объем фундаментальных и прикладных исследований и практических работ, посвященных развитию личности, полному раскрытию ее природных способностей и сущностных сил, требует целостного подхода к изучению человека. Однако, несмотря на то, что интерес к человеку является универсальной тенденцией таких наук, как биология, психология, социология, медицина, политэкономия, а в настоящее время кибернетика, синергетика, информатика и т.д., целостный подход к человеку все еще отсутствует в науке.

Сущность человека

Изучение человека с разных точек зрения, разделение его на части меньше способствует раскрытию бесконечной тайны, великой тайны целостной личности. В вопросах изучения формирования личности человека в рамках гипотезы о взаимосвязи человеческого сознания с единым информационным полем все большее значение приобретает необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. Создание единой науки о человеке невозможно без философского осмысления категориальных рамок человеческой целостности.

Разработка многомерной системы универсальных человеческих качеств, раскрытие уникальности человека является ведущим направлением философской антропологии. На этом пути лежит ответ на вопрос: «Что такое человек?». Биологические, психологические, социологические исследования не могут этого сделать. Глубочайшая сущность человека лежит за границами естественных, общественных и технических наук.

Для науки человек предстает как тело среди тел — вещь среди вещей. Но человек — это особая реальность, которая не ниже других процессов. Поэтому изучение даже такого поразительно сложного органа, как мозг, не приближает нас к тайне души. Самый выдающийся нейрофизиолог нашего века, сэр Чарльз Шеррингтон, вынужден был признать это. В своей работе «Мозг и его механизм» он справедливо утверждает, что хотя естественные науки должны изучать работу мозга, сознание как таковое находится вне их компетенции.

Наука

Наука — это лишь один из путей, ведущих к познанию внутреннего мира человека. Ее методы используются для раскрытия механизмов деятельности мозга, устанавливаются этапы развития мозга, но не более того. Лауреат Нобелевской премии за исследование рефлексов Чарльз Шеррингтон не без оснований считает, что сам мозг является лишь необходимым инструментом для улавливания тончайших вибраций нефизического плана жизни, то есть мозг — это инструмент души. На это указывают и многие исследователи ноокосмологии.

Изучение таких феноменальных явлений, как телекинез, телепатия, ясновидение, экстрасенсорная диагностика и лечение и т.д., свидетельствует о том, что сознание не сводится к свойству высокоорганизованной материи — к мозгу, к его функции, к психическому отражению внешнего мира в сознании субъекта. Скорее, она относится к пока еще малопризнанной сфере Психической энергии, которая является основой всех проявлений физического мира. Психическая энергия резонирует и откликается на все явления жизни во всей Вселенной. Человеческий мозг улавливает из окружающего пространства те мысли, на которые он настроен. Такой подход не умаляет суверенитета человека, его величия. Наоборот, она говорит о вселенской природе человека, о его принадлежности к Высшим мирам.

Разгадка существования Вселенной скрыта в самом человеке. Он не является частицей мира, в нем заключен секрет целостности Вселенной. Древние индийцы и древние китайцы понимали это. В культуре ОМ (как и в культуре Дао) сознание и дух находятся не только в распоряжении человека, но и в каждой из тьмы вещей. Субъектом сознания является как природа, так и человек, а структура идей сознания принимает форму структурного порядка мироздания. От природы сознание буквально вливается в человеческую форму по генетическим каналам вместе с материей. Здесь она трансформируется через средства коллективной коммуникации, наполняется индивидуальными и социальными смыслами жизни и возвращается по тем же каналам в постоянные контуры природы.

Анализ исторических и философских источников

Анализ исторических и философских источников убеждает нас в том, что великие культуры, спустившиеся в глубины античности, представляли Вселенную как целостный живой организм, включающий природу, высший дух и человека в триединстве их физической, идеальной и духовной сущности. Современные исследования энергоинформационного взаимодействия подтверждают существование иерархических структур организации и контроля, которые функционируют в соответствии с психическим типом.

Их изучение требует такого же синтетического целостного взгляда на человека, как и в начале истории, когда связь человека со Вселенной была более тесной и преобладали внелогические интуитивные формы мышления.

Сегодня преобладающим сознанием является «взгляд извне». Таким образом, создается научная картина мира, Вселенной, в которой нет места человеку. Человек как субъект извлекается из мира и помещается напротив него. Однако тот факт, что познающий человек принадлежит миру и, следовательно, должен изучать себя, требует обращения «внутрь» самого человека, к пониманию его бытия, места и судьбы в природном и социальном мире. Изучение человека не должно быть заменено проблемой тела, или проблемой души, или проблемой трансцендентального сознания. Человек не должен смотреть на мир как субъект. Он един с ней душой и телом. В Нем пересекаются все нити бытия.

С помощью «внешне» ориентированных методов познания невозможно понять великую тайну человека, его принадлежность к Высшим мирам. С их помощью человек определяется только внешними характеристиками через соотнесение с природой, обществом или с тем и другим вместе. Этот подход был четко выражен в философско-антропологических концепциях французских материалистов XIII века; Ламетри, Диру, Гольбах и Гельвеций рассматривали человека как величайшее творение природы, полностью подчиненное ее законам. Например, согласно Гольбаху, «человек — произведение природы, он существует в природе, подчиняется ее законам, не может отделиться от нее, не может даже в мыслях — покинуть природу» (Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1963. т. I. с.59).

Такое понимание человека не является мейнстримом философии. Напротив, в ней всегда доминировала идея о том, что человек, хотя и живет в мире природы и участвует в природных процессах, не является творением мира природы.

Духовный мир

Проблема человека совершенно неразрешима, если рассматривать его только в связи с природой. Человек радикально отличается от природы. Духовный мир человека свидетельствует о существовании Высшего мира. Связь человека с ней — самая существенная черта человеческого существования. Выдающийся мыслитель Н. А. Бердяев отмечает: «Сам факт существования человека есть разрыв в мире природы и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и опирается на сверхъестественное существо. Как существо, принадлежащее двум мирам и способное выйти за пределы самого себя, человек является противоречивым и парадоксальным существом, объединяющим в себе полярные противоположности….. Загадочная и противоречивая природа человека определяется не только тем, что он — существо, падшее свыше, земное существо, сохранившее в себе память о небесах и отражение небесного света, но еще глубже тем, что он изначально дитя Бога и дитя небытия, лунной свободы. Корни его — в небе, в Боге и в нижней бездне» (Бердяев Н.А. О назначении человека. — М.: Республика, 1993, с.55).

Проникновение в глубинную сущность человека требует творческого подхода, который отличается от научного исследования, основанного на рационализме. Религия, искусство и философия пробуждают в человеке мощные духовные силы и направляют их на познание внутреннего мира, который связывает человека с высшим планом бытия, подобно тому, как тело связывает человека с видимым физическим миром. Здесь вступает в действие другой уровень сознания, который «противоположен» рациональному и связан с гениальными озарениями, интуицией, откровениями в художественных, философских и религиозных произведениях. Целостная модель человека получается не путем последовательной цепи выводов и суждений, а вся сразу, во всей полноте.

Важнейшим элементом философского подхода к человеку является идея многомерности личности, общества и Вселенной. Она проходит через всю историю философии, начиная с самых отдаленных эпох. В многомерной картине человека он не меньше общества и Вселенной, а равен им. Поэтому, с одной стороны, человек должен быть определен как индивидуальный срез общества, отражающий социальное целое во всей многомерности общественных отношений. С другой стороны, человек как природное существо представляет собой микрокосм, который в своей совокупности включает в себя макрокосм.

Но человека нельзя понять из того, что ему равно, его можно понять только из того, что его превосходит. Поэтому проблема человека в его тотальности может быть решена только путем его информативного контакта с иерархиями космоса. Теперь появилась возможность сравнить человека не только со вселенной и обществом, но и с Высшим Духом, который является высшей мудростью, первопричиной всего сущего.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Общая характеристика немецкой философии. Метод и система Гегеля. Знание, вера и нравственность в философии Канта
  2. Современная наука о строении и свойствах материи — История развития общих представлений о материи
  3. Проблема пространства и времени в философии и науке
  4. Социальная философия Монтескье — Биография и политика
  5. Исихазм в древней Руси
  6. Учение об антагонизме классов в марксизме
  7. Вера и знания
  8. Функции гносеологии
  9. Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
  10. Жизнь и учение Г. Сковороды