Оглавление:
Проблема ценности уходит корнями в далекое прошлое. Демокрит, например, считал, что «хорошее», «красивое» — это то, что присуще природе. Человек в своих поисках должен только следовать велению природы, т.е. ценность здесь объективна и дана человеку как стремление к удовольствию. Но если все, что приносит удовольствие, ценно, то главное — стремление к удовольствию. Стремление к удовольствиям не является основой для общего согласия людей, поскольку каждый из них по-своему приятен. И значение должно быть одинаковым. Ценность в том, что возвышенное, а неограниченное стремление к удовольствию — невежественное. Далее Democritus говорит, что нужно принимать только те удовольствия, которые связаны с красивым, полезным, нравственным, т.е. оказалось, что человек все равно должен будет оценивать свои стремления с помощью разума. Но разум говорит на основе естественных законов, не так ли? Как это должно быть? В конце концов, Democritus отходит от этого подхода, который имеет ярко выраженный натуралистический характер, и делает ценностью что-то само по себе.
Следующим этапом в развитии проблемы стоимости является средневековье. Здесь ценности переносятся на небеса. Возвышенное находится в Боге, в то время как к человеку относятся как к чему-то неважному.
В Новую эру возрождается натуралистический подход. Человек рассматривается как часть природы. Он должен следовать законам природы, которые находятся в нем, чтобы обрести свободу. Так как «красивый», «хороший» находится в природе, человек, устранив все, что плохо, руководствуясь своей природой, станет нравственным. Раскрыть его природу — значит установить ценности.
Мы находим дальнейшее развитие проблемы ценности в этике Канта. Он критикует натуралистический взгляд на мораль. Он считает, что естественное стремление человека к счастью все чаще приводит его к аморальным поступкам и поэтому не делает его нравственным. Но у него есть это стремление. Следовательно, он может стать нравственным, подавляя в себе естественное и подчиняясь долгу. В этом случае нравственные законы исходят не из этого мира, а из реального, оторванного от реальности.
Аксиология
Проблема ценностей стала вызывать особый интерес в 60-х годах 19 века. В начале XX века формируется особая ценностная наука — аксиология. Проявление интереса к этой проблеме связано с необходимостью разрешения противоречия между индивидуумом и обществом, контуры которого уже были четко определены в то время. Вера в просвещенный разум, провозглашенная буржуазией с развитием капиталистических общественных отношений, вступила в противоречие с реальностью. Стало распространяться мнение, что человек больше не является активным агентом, что он потерял свою первоначальную автономию и теперь полностью подчиняется обществу. Общество предоставило человеку ряд ролей, которые заняли место подавленного частного интереса. Индивидуализм развивается в свою противоположность, конформизм. Безликий исполнитель — это тип современного человека. С моральной точки зрения это означает, что человек теряет ответственность за свою судьбу и последствия своих действий. Но у человека все равно есть сугубо личное, которое не согласуется с тем, что задает общество. Это приводит к самосогласованию, которое становится все более ощутимым по мере развития капиталистического общества. Но человек всегда должен исходить из собственной природы, он должен подчиняться своей совести. Но как мы можем освободиться от этого самосознания? В этот момент в игру вступает проблема ценностей. Построение системы ценностей должно стать той панацеей, которая разрешает возникшее противоречие и таким образом позволяет человеку найти себя. В западной философии таких систем достаточно много. Однако интерпретация ценностей в них носит преимущественно либо объективно-идеалистический, либо субъективно-идеалистический характер. В первом случае под ценностью понимается нечто нереальное, существующее вне пространства и времени, как нечто, что должно быть и чем человек должен руководствоваться в своих действиях (нео-кантианство В. Виндельбанда и Г. Риккерта; феноменология Н. Хартмана и М. Шелера; интуиция Д. Мура и т. д.). Во втором случае ценности — это субъективное отношение человека к реальному миру, проекция эмоциональной предрасположенности к миру, продукт человеческого произвола, недоступный для рационального анализа (неопозитивизм Б. Рассела, Р. Карнапа, А. Айера). В обоих случаях значения не могут быть логически соотнесены с данными науки, не могут быть рационально обоснованы.
Натурализм
Существует третий взгляд, который можно рассматривать как попытку сгладить крайности двух предыдущих. Это так называемый натурализм Р. Перри. Ценности здесь вытекают из человеческой природы, они являются проявлением интереса. Перри черпает ценности из человеческих потребностей и интересов, но сам не объясняет, что вызывает эти потребности и интересы. Поэтому его призыв к единству через согласование интересов утопичен.
Эти теории не решают поставленную задачу, потому что не раскрывают реальные причины, вызывающие антагонизм между обществом и индивидом. Искусственное построение системы ценностей не может устранить противоречия, вызванные объективными экономическими причинами.
Маркс восстановил тезис классической буржуазной философии о единстве предмета и материального мира, но он не понимал его так, как это делали французские материалисты или Гегель. Человек не был ни частью природы, ни ступенькой в развитии общечеловеческой необходимости Вселенной. Человек ведет себя по отношению к миру как практически активное существо, которое перестраивает природу по ее законам для своих собственных целей. Маркс утверждает, что носитель, источник ценности — материальный мир, и люди открывают для себя ценности только в нем.
Проблема ценностей тесно связана с проблемой познания, но не сводится к ней. Это объясняется тем, что человек не просто распознает окружающий его мир, фиксирует в своем сознании предметы и явления этого мира, но и оценивает их, не просто устанавливает их данность и выясняет их применимость, полезность для себя. Таким образом, она исходит из потребностей и интересов. Познание, которое ставит своей целью только познание, бессмысленно. Человек не столько познает окружающий его мир, сколько определяет его смысл для себя, чтобы правильно ориентироваться в нем, использовать его законы с пользой для себя. Поэтому при проведении оценки всегда возникает вопрос — с какой целью? Вне человека предметы и явления не имеют никакой ценности; они мертвы. И человек различает не весь смысл, а только положительный, то есть тот, который имеет непосредственное значение. Таким образом, как видим, для «получения» ценности необходимо, с одной стороны, иметь определенные предметы и явления (носители ценности), а с другой — человека с его потребностями и интересами (оценщик предмета), который в этих предметах и явлениях обнаруживает для себя ценности. За пределами отношений субъект-объект не могут возникнуть никакие ценностные понятия.
Таким образом, ценности — это материальные и духовные объекты, удовлетворяющие потребности и интересы субъекта.
Ценность в контексте
Но определить ценность, выяснив, что она представляет собой, все равно недостаточно, чтобы сказать, правда это или нет. Ибо то, что ценно в одном контексте, не ценно в другом; то, что ценно для одного человека, бесполезно для другого. Несоответствие ценностей происходит как между индивидуумами и обществом, так и между системами с различными социальными структурами. Что такое критерий ценности? При сравнении отдельных значений одним из таких критериев будет аппроксимация с позиции того или иного класса. При сравнении значений классов это универсальный подход. А поскольку универсальный подход связан с тем, что соответствует всестороннему развитию личности, то есть прогрессу в целом, то мы будем ссылаться на истинные ценности, которые соответствуют прогрессивному развитию общества.
Понятие ценности возникает в результате оценки человеческого объекта или явления. Но из этого не следует делать вывод, что оценка является чем-то чисто субъективным. Да, оценка действительно начинается с субъекта, но субъект, во-первых, не просто исходит из своих потребностей и интересов, а соотносит их с «возможностями» объекта, а во-вторых, сам акт оценки происходит через соотнесение того, что оценивается, с определенными нормами и правилами, существующими в обществе. Поэтому здесь есть субъективные и объективные моменты. Поэтому при рассмотрении оценки мы должны исходить из ее субъективно-объективного характера, который основан на субъективе, по сравнению со значением, которое является субъективно-объективным и основано на объективе. Разница между стоимостью и оценкой заключается в том, что стоимость — это вещи и мысли, в то время как оценка — это всего лишь мысль.
Проблема ценностей — это социальная проблема, потому что о ценностях можно говорить только в обществе и для общества. За пределами общества существуют объекты и явления объективной реальности. Человек оценивает эти объекты и явления, указывает на их ценность или ценность. Если одни и те же оценки повторяются достаточно часто, они становятся стабильными. И если они не противоречат обществу и его развитию, то они закреплены им и принимают форму определенных правил и норм, на которые люди должны ориентироваться в своих действиях. Такая ориентация на устойчивые ценности называется ценностной ориентацией.
Ценностные ориентации являются важной составляющей структуры человека. Этот компонент представляет собой некую ось сознания, вокруг которой вращаются мысли и чувства человека, и в рамках которой решаются многие жизненные вопросы. Поэтому общество не равнодушно к ориентации личности. В этой связи, посредством соответствующей образовательной системы, она прививает разработанные ею ценности, ориентация которых гарантирует ее нормальное функционирование. Каждая система социального развития характеризуется собственной системой ценностей. Но, несмотря на то, что значения различны, для конкретной системы они даются не один раз и не навсегда. Каждая эпоха развивает свои собственные ценности. Помимо ценностей, характерных для каждой эпохи и каждой социальной системы, существуют также универсальные ценности (свобода, братство, равенство, счастье, мир и т.д.).
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
- Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка
- Бытие как философская категория: ее смысл и специфика
- Средневековая философия Китая
- Спор об универсалиях: номинализм — концептуализм — реализм — Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
- Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
- Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности
- Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта
- Умопостижение: его пределы и методы
- Фрэнсис Бэкон