Оглавление:
Понятие «природа» является одним из важнейших философских понятий. Невозможно постичь суть многих фундаментальных философских концепций, таких как общество, культура, разум, человек и другие, не рассматривая их по отношению к природе. В сознании современных образованных людей слово «природа» ассоциируется в основном с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специальных научных исследований в рамках целого ряда так называемых естественных наук (естественных наук). В этих значениях термин «природа» происходит от латинского слова «natura», принятого практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и «натуралисты» в смысле исследователей («испытателей») природы, и «натурализм» как философская позиция, которая всегда подчеркивает особую важность «природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного и культурно-исторического материала показывает, что, во-первых, понятие «природа» имело и имеет другие существенные значения, во-вторых, что за всеми этими значениями (в том числе и общепринятыми) стоят глубокие идеологические и культурно-исторические причины, без понимания которых роль понятия «природа» в формулировании и решении именно философских проблем не может быть понята. Поэтому необходим более полный перечень основных значений термина «природа».
Значения термина «природа»
1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и т.д.). Наличие и конкретность этого значения становится особенно очевидным при сравнении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и др.
2) Природа в смысле бытия в целом, во всем многообразии ее существования в мире. В этом смысле термин «природа» связан (а иногда и является синонимом) с такими терминами, как материя, вселенная, космос, вселенная и т.д.
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природа» контрастируют с «духом», «духовным» в человеке как основой его нравственной свободы.
Эти значения были выработаны задолго до двух значений термина «природа», к которому мы привыкли сегодня, которые появились на достаточно поздней стадии развития культуры и имеют свои специфические историко-философские основы. Теперь давайте запишем эти два значения в общий список и в более точной формулировке:
4) Природа как совокупность природных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры, а также как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и т.д.) их существования.
5) Природа как объект специальных научных знаний в рамках целого комплекса дисциплин — «науки о природе» или «естественные науки». (естественная наука). В этом смысле понятие «природа» формируется только в современную эпоху, в период становления индустриального капитализма и науки в ее современном понимании, и имеет ярко выраженный нормативный характер.
Хотя понятие «природа» в смысле бытия вообще, космос, сыграл важную роль в развитии философии, особенно в древности, оно приобрело особое значение при обсуждении философских проблем после осознания важности таких противоположностей, как «природа-культура» и «природа-разумение». Временно это совпадает с периодом гуманистического поворота в развитии древнегреческой философии. Уже сейчас софисты стали придавать большое значение разграничению между тем, что существует только «в соответствии с природой» и тем, что существует «в соответствии с положением», то есть в соответствии с общепринятыми (принятыми) мнениями, обычаями и другими человеческими заповедями. К этой сфере контингента они приписали все нравственные основы и нормы личной и общественной жизни, тем самым лишив их должной связующей силы. С другой стороны, в философии, начиная с Сократа, возникает линия к пониманию морали, добродетели как нечто укоренившееся в самой природе, а затем задуманное естественным разумом человека. С этой точки зрения, все, что создано самим человеком, всеми гражданскими и культурными институтами и учреждениями, не исключая даже государство, рассматривается как условное. Эта точка зрения впоследствии была особенно последовательно развита стоиками, для которых выражения «жить по природе», «жить по разуму» и «жить добродетельно» были синонимами. Это противопоставление «жизни по природе» (как нормальной, естественной и добродетельной) «жизни по культуре» (как чего-то условного, неестественного и неестественного) вновь появляется в лоне романтических течений XVIII-XIX веков в представлениях Ж.Ж. Руссо и других, и в своих крайних формах находит свое выражение в контркультурных молодежных движениях XX века. Однако во второй половине XX века, когда была признана серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых экстремальных подходов к решению будущего человеческой культуры, стали появляться более реалистичные концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие.
Природа и дух
Формулировка другой пары противоположностей — «природа» и «дух» — имела те же далеко идущие последствия. Она уже была сформулирована в ясной форме в философии Платона с его явным противопоставлением «мира идей» «миру вещей». Этот дуализм природы и разума был воспроизведен в наше время и в двух наиболее влиятельных философских системах — учениях Декарта и Канта. В Декарте этот дуализм принял форму представления о двух субстанциях, лежащих в основе каждого из этих царств бытия, а именно: мыслящей субстанции и расширенной субстанции. Кант противопоставлял, во-первых, природу как царство необходимых законов нравственной свободы человека и, во-вторых, природу как мир явлений, знакомых по опыту с неведомым миром «вещей в себе». Этот дуалистический подход был воспроизведен в конце XIX — начале XX вв. соединением «наук о природе» и «наук о разуме» (согласно другой терминологии: «науки о культуре»), что привело к расхождению двух культур — наук о природе и гуманитарных наук — и оказало серьезное влияние на развитие человеческой цивилизации в ХХ веке. Однако в настоящее время все шире признается, что только современное развитие «естественных наук» и появление неклассических, а затем и неклассических научных концепций создают условия для преодоления этого разрыва и разработки общего языка для диалога двух культур.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Общая характеристика русской философии
- Философия археоавангарда в исследовании феномена человека
- Н. Н. Алексеев о русском народе и государстве
- Содержание и форма в философии
- Философия зарубежного востока ХХ века
- Формы общественной регуляции, предшествование нравственности
- Философские основания и выводы теории относительности — Истоки относительности. Принцип относительности Галилея
- Современная западная философия
- Конструирующая роль рассудка в философии и. Канта
- Формирование гидростатики как раздела гидромеханики в трудах Галлилея, Стевина, Паскаля (1623-1662)