Оглавление:
Экзистенциализм (от позднего латинского exsistentia — существование) или экзистенциальная философия — философское движение 20-го века, идеи которого были широко распространены во многих европейских странах, а также в США. Его основателями на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), а также французские философы Жан-Поль Сартр (1905-1980), Габриэль Марсель (1889-1973) и Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). Близким к экзистенциализму является религиозно-философское течение, такое как персонализм. Среди писателей XX века Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, С. Бекет и другие выражают близкое экзистенциалистское настроение.
Экзистенциализм — не академическая доктрина, его основные темы — человеческое бытие, судьба индивида, вера и неверие, утрата и открытие смысла жизни, — близки каждому художнику, писателю, поэту, что, с одной стороны, сделало это движение популярным среди художественной интеллигенции, а с другой — побудило самих экзистенциалистов обратиться к языку искусства (Ж. П. Сартр, А. Камю, Х. Марсель). Проводится различие между религиозным экзистенциализмом (К. Джасперс, Х. Марсель, М. Бубер) и атеистическим экзистенциализмом (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар). Однако определение «атеиста» по отношению к экзистенциализму несколько условно, поскольку признание того, что Бог умер, сопровождается утверждением его приверженцами невозможности и абсурда жизни без Бога. Экзистенциалисты рассматривают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше в качестве своих предшественников. Преобладающее влияние на экзистенциализм оказала философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.
В отличие от методологии и гносеологии, которые широко применялись в философии конца XIX — начала XX веков. Век, экзистенциализм пытается возродить онтологию (доктрину бытия). Она близка философии жизни своим стремлением понять бытие как нечто сиюминутное и преодолеть интеллектуализм как традиционной рационалистической философии, так и науки. Быть, согласно экзистенциализму, не является ни эмпирической реальностью, данной нам во внешнем восприятии, ни рациональной конструкцией, предложенной научной мыслью, ни миром «мыслимых сущностей», познание которых было задачей классического рационализма; во всех этих случаях субъект отличался от объекта и даже противопоставлялся ему. Бытие должно было восприниматься только интуитивно, как своего рода первобытное непосредственное неразделенное единство субъекта и предмета. Однако, в отличие от философии жизни, которая подчеркивает само переживание как первобытное и истинное бытие, экзистенциализм направлен на преодоление психологизма и на поиск ядра непосредственного переживания, которое нельзя назвать просто переживанием, то есть чем-то субъективным. Экзистенциализм позиционирует в качестве этого ядра опыт субъекта быть в мире. Быть здесь дано непосредственно в форме бытия — существования или экзистенциализма. Для описания его структуры многие экзистенциалисты прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, который подчеркивает как структуру сознания его ориентацию на Другого (преднамеренность). В отличие от того, что в философии жизни называлось «жизнью», опытом, который как бы закрыт сам по себе, экзистенциализм открыт, он направлен на Другого, который становится его точкой притяжения. Согласно атеистическому варианту экзистенциализма, Дасеин направлен на ничто и осознает свою конечность. Описание Хайдеггером структуры Бытия, таким образом, является описанием набора режимов (свойств) человеческого существования. Такие способы существования, как беспокойство, тревога, решимость, совесть и другие определяются смертью; это разные способы отношения к небытию, движения к нему, побега из него и т.д. По Ясперсу, именно в пограничных ситуациях (в моменты глубочайшего шока, перед лицом смерти) человек обнаруживает экзистенциализм как глубинный корень своего бытия.
Истоки экзистенциализма
Теоретически, истоки экзистенциализма восходят к 17 веку французского мыслителя-гуманиста Блэза Паскаля. Его работы многогранны: ученый, философ, методист, писатель, изобретатель. Его вклад в науку неоспорим. Название Паскаль ассоциируется с такими открытиями и изобретениями как: Создание проективной геометрии и гидростатики, первой арифметической (счетной) машины, экспериментальное обоснование и доказательство идеи о том, что природа «не боится пустоты», опровержение средневековой догмы о «страхе пустоты», создание основ теории вероятности; его математические труды дали историкам математики повод считать его ближайшим предшественником Ньютона и Лейбница как создателя математического анализа.
Что касается его философских исследований, то вопрос гораздо сложнее. В литературе широко распространено мнение, ставящее под сомнение философский характер идеологической работы Паскаля. Традиция его «отлучения» от философии восходит к французским мыслителям эпохи Просвещения, а затем продолжилась в XIX и XX веках. Негативная оценка его философских исследований многими учеными объясняется парадоксом философа Паскаля, что он занимал «свою нишу в философии», был «философом вне философии». Нефилософский характер его философского «мудреца Порт-Рояля», как его, по-видимому, называли при жизни, можно объяснить экзистенциалистской природой его мысли, которая, естественно, была чужда его современникам, следовавшим догматическим и системным парадигмам философствования.
«Философия сердца» Паскаля охватывала весь спектр экзистенциальных мотивов: своеобразную диалектику, парадоксальное единство человеческого бытия, трагическое мировоззрение, «жизнь перед лицом смерти», «чувство абсурда» существования и так далее. Этот факт, конечно, не может служить основой для того, чтобы увидеть в философе Паскаля только экзистенциального мыслителя. Его философия гораздо шире: почитание «мудреца из Порт-Рояля» перед наукой, научным знанием выводит его за узкие рамки экзистенциалистской традиции. Говоря математически, можно сказать, что философия Паскаля по своей сути является синтезом «философии разума», которая не вписывается в прокрустовское ложе классической рационалистической парадигмы, и «философии сердца», которая предопределяет экзистенциальный характер всей современной антинаучной философии. Здесь нам интересна вторая составляющая мировоззрения Паскаля.
Паскаль начинает свои размышления о человеке с мысли, что в науке человека все абстрактные науки, в том числе математика, которую он любит, оказываются бесполезными, потому что проблемы, связанные с человеком не могут быть заказаны в строгом аксиоматическо-дедуктивном порядке, общепринятых философских норм. Всемогущество разума, особенно научного, в изучении «внешних вещей» доказывает абсолютную бессилие в рассмотрении человека. Сфера человеческого бытия доступна только тому, кто «вздыхает и ищет истины», то есть сердцем.
Его первая мысль о человеке — о его величии: «Величие человека настолько поражает, что доказывается даже его слабостью». Следуя рационалистической традиции, он видит величие человека в его способности мыслить. Я беру на себя смелость процитировать здесь знаменитый фрагмент Паскаля о «мыслящем черве»: «Человек велик, потому что он осознает свое жалкое состояние…; но это сознание является признаком величия». Он несчастен, потому что он такой: но он велик, потому что он осознает это. Я легко могу представить себе человека без рук, без ног, без головы….. но я не могу представить себе человека без мысли….. Следовательно, мысль отличает сущность человека….. Человек — самый маленький комочек в природе, но комочек, который думает….. Тогда все наше достоинство состоит в мысли….. Попробуем хорошо подумать: это начало нравственности.
Экзистенциализм светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс)
Мартин Хайдеггер полагал что:
Поскольку существование — это осознание человеком своей конечности, своей темпоральности, то главной особенностью бытия является время. Следовательно, Быть не может считаться чем-то вневременным, оно полностью определяется в своих свойствах своей сущностной главной особенностью — временем.
Таким образом, если время является существенной характеристикой человека, и если время может быть аутентичным и не аутентичным, то и само человеческое существо может быть аутентичным и не аутентичным.
Аутентичное существо — это внутреннее переживание человеком своего будущего.
Вклад Хайдеггера в экзистенциализм заключается в рассмотрении отношений бытия и времени.
Жан-Поль Сартр верил в это:
- время — это просто собственность испытывающей человеческую душу. То есть для человека время является элементом внутренней человеческой реальности, а не внешнего объективного мира.
- Таким образом, человеческая психика когда-то существовала в состоянии, в котором она не могла переживать и размышлять до тех пор, пока не создала время и не превратила себя в настоящую рефлексивную внутреннюю реальность человека.
- Однако, когда мы говорим о сознании, мы не можем сказать, что это нечто определенное само по себе, поскольку в мире нет даты, о которой мы могли бы сказать, что это — сознание. Сознание вообще может существовать только как сознание того, на что оно направлено.
- разница между сознанием и окружающим миром заключается в следующем:
- Окружающий мир (быть самим собой) — это то, что он есть, независимо от всего и особенно от собственных усилий, то есть от того, что он есть.
Субъект-мир — это отсутствие свободы быть тем или иным, это необходимость быть именно тем, кем он является; - и сознание (бытие для себя) тоже отчасти то, чем оно является, но больше это то, чем оно должно быть по своему собственному выбору, по своим собственным намерениям, а именно: «быть для себя»,
Сознание — это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, кем ты себя замышляешь.
- ситуация — это синтез случайной заданности пассивной среды, так или иначе сформированной, и целенаправленного активного сознания, оспаривающего ситуацию и проецирующего ее изменение, исходя из собственных целей. Таким образом, сознание, определяющее себя в мире и проецирующее изменения в существующих ситуациях, является источником деятельности мира, его изменений и преобразований.
- исходя из этого, следует отказаться от иллюзии порядка и закономерности мира, а следовательно, и от необходимости существования Бога.
Таким образом, только человек несет ответственность за все, что происходит с ним и со всем миром, как в социально-историческом, так и в морально-этическом плане, и поэтому человек, и ничто другое, является единственным источником и критерием нравственности.
Вклад Сартра в экзистенциализм заключается в рассмотрении взаимосвязи между бытием и сознанием.
Альберт Камю также признает иррациональность мира, но доводит эту иррациональность до абсурда.
Все, что можно сказать о мире, это то, что мир абсурден. Человек в абсурдном мире также не имеет смысла существовать, так как его жизненный путь заканчивается смертью.
Таким образом, человек в абсурдном мире не имеет значения не только для настоящего, но и для будущего, и поэтому абсурдность — это вся правда и конечный смысл человеческого существования.
Вклад кампуса в экзистенциализм заключается в рассмотрении вопросов о смысле человеческого существования.
Карл Ясперс является представителем религиозного экзистенциализма. По его мнению, иррациональность мира — это действительно притворство, скрывающее свою истинную рациональность.
Ясперс разделяет бытие мира на три вида:
- 1. объективное бытие, чувственный мир, который является миром явлений.
- существо человеческого «я», то есть экзистенциальное, которое не овеществлено как объект.
- трансцендентность, т.е. мир сверхвещественного, который недоступен ни для переживания, ни для мышления (Бог).
Когда человеческое сознание проникает в объект Бытия, оно ориентирует человека в нем с помощью таких наук, как антропология, психология, социология, история и так далее.
Религиозный экзистенциализм
Экзистенциализм возник после Первой мировой войны, сформировался в 1920-е годы, и его основное влияние пришлось на 1930-е и 1940-е годы. В первую очередь, это был протест против рациональных теорий, которые нивелировали человека-субъекта. По сути, экзистенциализм был борьбой за индивида, но с самого начала он имел два направления — одно атеистическое и одно религиозное. Атеистические экзистенциалисты боролись за автономную личность вне социальных и культурных структур, то есть за личность ради себя. Религиозные экзистенциалисты по-разному искали утраченную связь с Богом.
Очень известным представителем католического экзистенциализма был Габриэль Марсель (1889-1973). Он родился в дипломатической семье, провел детство в Швеции и учился в Сорбонне. В 1929 году, уже в возрасте 40 лет, Марсель стал католиком. Марсель начал писать свой первый труд, «Метафизический дневник», в 1913 г. и опубликовал его в 1927 г. «Быть и иметь» (1935 г.) содержит «Метафизический дневник» за 1928-1933 годы, то есть за период, когда автор стал католиком. На примере «Метафизического дневника» можно сказать об особом стиле Марселя — фрагментарном, противоречивом, парадоксальном. Марсель стремился к форме исповеди, искренней и открытой. В год принятия католицизма, 5 марта 1929 года, он написал: «Я больше не сомневаюсь». Это утро — потрясающий удар удачи. Впервые у меня появился особый опыт благодати (ля-грация). Слова отвратительны, но это так. Я наконец-то погрузился в христианство. И я утонул в нем» [1, 14].
Однако после того, как Марсель стал религиозным новообращенным, он продолжал искать основу для своей веры. Рациональные теории, такие как неотомизм, были неприемлемы для него. Марсель искал веру из своего конкретного опыта, из поступков личного сознания. Марсель писал, что «таинственная связь между благодатью и верой возникает там, где есть верность» [1, 47]. После «верности» Марсель называет еще одну составляющую веры, надежду, которая «возможна только в мире, где есть место для чудес» [1, 65]. По словам Марселя, «душа существует только благодаря надежде: надежда — это, возможно, ткань нашей души» [1, 69-70]. Таким образом, Марсель постепенно выстроил систему экзистенциальных понятий, основанных на личном жизненном опыте, а не на абстрактных абстракциях.
В статье «Существование и объективность», включенной в книгу «Метафизический дневник», Марсель выделила два мира: с одной стороны, человеческое бытие как очаг страдания, а с другой — обезличенный «мир объектов» как творение абстрактного разума. Этот контраст лег в основу книги «Быть и иметь». По словам Марселя, «иметь» означает погружаться в мир и материю, жить телесной жизнью и отрекаться от бытия Божьего. «Иметь» означает преодолеть внешнее подчинение, обрести свободу и вернуться к Богу со своей душой.
Человек, по словам Марселя, является «воплощенным существом». Он, зная о своем воплощении, чувствует мистическую связь духа с телом. Экзистенциальная философия неизбежно предполагает осознание себя как воплощенного, телесного субъекта «в неволе» к пространству и времени. В человеческом существовании и только в нем Марсель ищет основу для религиозного понимания бытия.
От экзистенциализма к «неомарксизму»
В Методологическом введении, впервые опубликованном еще в 1957 году, Сартр разъясняет связь между марксизмом и экзистенциализмом в том виде, в каком он ее себе представлял. Не прошло и половины десятилетия, когда Сартр со всем своим полемическим рвением утверждал, что экзистенциализм — единственная «истинная» альтернатива марксизму. А теперь он говорит обратное: экзистенциализм даже нельзя ставить в один ряд с марксизмом, ибо марксизм — это истинная философия нашего времени, в то время как экзистенциализм — это всего лишь «идеология», основанная на марксизме.
Но давайте дадим ему слово. В предисловии к «Критике диалектического рассудка» мы читаем: «Я считаю марксизм непреходящей философией нашего времени, потому что считаю идеологию Дасеина и его метод познания придатком (анклавом) марксизма, который как порождает, так и одновременно отрицает его (идеология Дасеина. — М.К.). 81] Сартр использует термин «идеология» в весьма специфическом смысле конкретного применения к первоначальной философии, составляющей «теоретический горизонт» эпохи, к этому применению, утратившему связь с общим горизонтом познания, с философией марксизма.
Устанавливая эту идею, Сартр углубляет социологический анализ социальной мысли, первые очертания которого мы встретили в эссе «Что такое литература?». «Если философия должна быть одновременно сводом знаний, методом, регулятивной идеей (действия. — М. К.), наступательным оружием и общим языком; если это «мировоззрение» одновременно является инструментом трансформации прогнившего общества; если определенная концепция, возникающая в сознании одного человека или группы людей, становится культурой, а порой и природой всего класса, то вполне очевидно, что эпохи философского творчества очень редки. Между семнадцатым и двадцатым веками я вижу только три такие эпохи, которые я назову именами известных людей: есть «момент» (простирающийся, по крайней мере, на полтора века — М.К.) Декарта и Лока, «момент» Канта и Гегеля и, наконец, Маркса. Эти три философские системы становятся, каждая сама по себе, основой всей индивидуальной мысли и горизонтом всей культуры (общества в данное время. — М.К.), они неизменны до тех пор, пока сохраняются исторические условия, в которых они являются выражением. Я часто говорил: антимарксистский аргумент — это не что иное, как воскрешение домарксистской идеи.
Мы процитировали эту длинную цитату, потому что мы уже можем прочитать из нее изменения в сознании Сартра в 1950-х годах. Теперь он объявляет себя марксистом и сознательно пытается применить марксистский исторический метод для раскрытия смысла историко-философского процесса. Он связывает этот процесс с исторической практикой, а не с имманентным движением чистой мысли, как это характерно для историков-философов, стоящих на идеалистических позициях. В целом он правильно определяет основные этапы истории новой философии. Мы можем согласиться только с его обоснованием определяющей роли марксистской философии, которую он считает единственной современной философией, именно потому, что она вышла из кризиса буржуазного общества и указала перспективу знания и действия для нового восходящего класса. Конечно, все это базовые истины для человека с марксистскими убеждениями, но для автора «Бытия и Ничто» потребовалось много работы и болезненная переоценка ценностей, чтобы написать что-то подобное.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Френсис Бэкон, основоположник эмпиризма и английского материализма
- Философия религии Ф. Ницше
- Политическая власть с точки зрения философии
- Философия религии
- Гностицизм
- Уильям Оккам и его философия
- Гуманизм возрождения, его особенности
- Социальная и историософская мысль нового и новейшего времени
- Эрих Фромм: «Бегство от свободы»
- Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира