Оглавление:
«История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого ума проникли в суть вещей, в сущность природы и духа, в сущность Бога, и завоевали для нас величайшее сокровище, сокровище рационального знания».
«…философия начинается… где сущность осмысляется универсальным образом, где возникает мышление мышления». Гегель Г.
«Философия возникает как разрешение противоречия между мифом и элементами первоначального эмпирического знания о природе и обществе… Философ, в целом опираясь на научную мысль, тем не менее, широко использовал миф в своих конструкциях, как источник данных, как материал для обработки и размышления, как освященный традицией способ мышления».
Человек давно стремился понять окружающий его мир и свое место в нем, осознать свою собственную цель в жизни в отличие от других творений природы. Это сознание было заложено в виде философских размышлений, трактатов о смысле индивидуальной человеческой жизни, историческом пути человечества, существовании мира, Вселенной. Философия занимает важное место в системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире. Зародившись в древности, она веками шла по пути развития, в ходе которого возникли и существуют различные философские школы и течения.
Слово «философия» имеет греческое происхождение и буквально означает «любовь к мудрости». Философия — это система взглядов на окружающую нас реальность, система самых общих представлений о мире и месте человека в нем. С момента своего возникновения он пытается выяснить, что такое мир в целом, понять природу самого человека, определить его место в обществе, сможет ли его разум проникнуть в тайны Вселенной, распознать могущественные силы природы и обратить их на благо человека. Таким образом, философия задает самые общие и в то же время очень важные, фундаментальные вопросы, которые определяют подход человека к различным сферам жизни и знаний. На все эти вопросы философы дали очень разные, даже взаимоисключающие ответы. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие прогрессивной, материалистической линии в этой борьбе — закон всего многовекового развития философии.
Философия — древнейшая область знаний. Он появился одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до нашей эры. Реальный процесс возникновения, развития и изменения философских идей изучается специальной наукой — историей философии.
Он предложил человеку :
- Новый вид самоопределения: не по привычке, а по собственному разуму.
- Философ сказал студенту: не принимай все как должное, думай сам. Образование пришло на смену привычке.
Таким образом:
- Философия отражает трагическое противостояние традиции и новых условий (формирование права и государства).
- Философия — это именно то мировоззрение, которое во все времена опосредовано, в теоретической или художественной форме, кризисами эпохи и рождением новой культуры.
Причины появления философии
Чтобы понять суть того или иного явления, важно знать, как оно возникло, что его заменило, чем его ранние стадии отличались от более поздних, более зрелых. Люди приходят к философским размышлениям, философским поискам, по-разному. Но есть способы, которыми человечество пришло к философии. Чтобы понять специфику философии, важно знать эти пути. Есть мифогенные, гносеогенные, эклектические и мифогенетические понятия, объясняющие этот феномен. Согласно мифогенной концепции, единственным источником происхождения философии является мифология (Г. Гегель, Ф. Корнфорд, А. Ф. Лосев). Фактически, исторически первым типом мировоззрения была мифология, которая действовала как единственно возможный универсальный способ понимания мира. В то же время мифология не была результатом познания как конкретной рефлексивной деятельности. Скорее, она была не гносеологически ориентирована, а чисто социально предопределена. … Наряду с мифологией, в связи с решением практических задач людей возникают и полосы знаний (которые в дальнейшем будут выглядеть как научные знания). Согласно гносеогенной концепции (Г. Спенсер, А. А. Богданов), философия возникает как простое обобщение знания. Сторонники этого подхода правы в том, что возникновение философии связано с увеличением объема и порядка этого знания, прорастающей в нем способностью обосновывать объективное наблюдение за природными явлениями. Но в то же время, учитывая лишь негативную роль воображаемого мифотворчества, они отрицают какую-либо преемственность между мифологией и философией. Авторы, занимающие эклектические позиции, совершенно разные по вопросу о происхождении философии: одни считают, что у философии нет префилософии, она появилась сразу же и внезапно; другие считают, что философия существует уже давно….. «Более убедительной является мифогносеогенная концепция генезиса философии, которая пытается объяснить роль как мифологии и знания, так и здравого смысла в происхождении философии.
Платон, в свою очередь, указал на важность внутренней готовности человека философски осмыслить реальность. По его словам, философия начинается с удивления человека перед неизвестным миром и с горячего желания устранить его невежество, понять суть чрезвычайно сложной реальности. Такой же интерес к проблеме зарождения философии проявляет и Аристотель». Он считает миф главной причиной его возникновения. Положительной стороной его концепции является признание преемственности в развитии интеллектуальной культуры. Следует отметить, что миф был тесно связан с религией еще до появления философии. Но это также должно было повлиять на формирование философии. Но ни миф, ни религия сами по себе не могли привести к появлению философии. Эти первичные формы сознания существовали во всем древнем мире, но мир зарождения философии ограничивался лишь несколькими географическими точками. Нельзя также игнорировать тот факт, что философия совершила огромный интеллектуальный прорыв к новому образу мышления, неизвестному более ранним формам сознания. Миф и религия иррациональны по своей природе, в то время как философия характеризуется высокой рациональностью, подчиняясь суждению разума. Если мифология представляет мысль, то философия — это прежде всего концептуальная мысль. Если религия (знание сакрально, то есть существует только в рамках культуры и доступно только ограниченному кругу священников), то философские знания также имеют сакральный характер и доступны каждому, кто способен и готов мыслить. Ярким представителем другой концепции духовных истоков философии был Малиновский. Его идея состоит в том, чтобы признать философию единственным продолжением постепенного развития позитивного знания, когда возникает необходимость обобщения ранее накопленного знания, тогда философия появляется и начинает выполнять эту функцию.
Духовные предпосылки появления философии
Психологическими предпосылками для возникновения философии были религиозно-мифологическая мысль, зарождение науки и повседневного сознания. Следует отметить, что процесс становления философии характеризуется как преемственностью ранних форм сознания, так и их решительным преодолением. Философия возникла в горячих спорах ее приверженцев с носителями устаревших принципов жизни, устаревших норм поведения, сомнительных подходов к объяснению явлений. В ходе этих дебатов сформировалось новое видение антропософской и социоприродной реальности, утверждалось и защищалось, сформировался канон философской мысли.
Философия в то же время противопоставляется повседневному мышлению, потому что она всегда стремится выйти за рамки очевидного. Философы создали множество удивительных смыслов и выдвинули целый ряд необычных идей, понимание которых требует отступления от того, что сразу же было дано в царство спекулятивного. Можем ли мы увидеть, что весь мир поглощен огнем, который никогда не погаснет? Но так думал Гераклит. Чувствуем ли мы движения души, от которых зависит наше поведение? Но это именно то, что доказал Платон. Философы открыли совершенно новый интеллектуальный горизонт человеческого существования, сделав доступной для них реальность, скрытую от чувств. Но это еще не все: философия была формой сознания, которая могла преодолеть давление эмпирической реальности и проникнуть в глубоко скрытый смысл бытия.
Сегодня известны такие общества, в которых присутствовали все духовные предпосылки философии, но их возникновения там не было. Это объясняется тем, что философское мышление начинает функционировать только при определенных экономических условиях. Именно успешное соотнесение рассматриваемых духовных предпосылок в обществе с рядом объективных факторов человеческой жизни создает необходимую социокультурную ауру, в которой внезапно начинает проявляться философская мысль.
«Древние общества Индии, Китая и Греции в начале первого тысячелетия до н.э. переживали кризис старой системы социальных отношений, которая основывалась в основном на личных отношениях между людьми. Там достоинство человека почти полностью зависело от того, какое место он занимает в социальной иерархии. Традиция завоевала большую власть в обществе — именно она регулировала поведение людей». Такие факторы, как растущее использование железа, которое значительно повысило производительность труда, расцвет ремесел, рост торговли, развитие судоходства и установление более интенсивных связей с другими народами, внесли большой вклад в развитие этого общества. В таких условиях личные отношения между людьми постепенно сворачивались и заменялись реальными. Произошло очень важное обстоятельство, оказавшее решающее влияние на возникновение философии. То-ар, созданный для обмена, стал посредником в межличностных контактах. Люди начали понимать, что вещь способна представлять другие вещи и даже воплощать некоторые из их свойств, например, ценность. Следующий шаг в этом направлении привел к отделению понятия от вещи и пониманию разницы между сознанием и объектной реальностью. Задача состояла в том, чтобы понять разницу между объективными событиями и их человеческим смыслом. Старые формы сознания не могли его решить. Возникла острая потребность в философской мысли.
Переход от до-философских знаний к философии принял в Древней Греции особенно выразительные формы. На Востоке она несколько затянулась по разным причинам — размывание границ между бронзовым и железным веками, относительно слабое развитие преднаучных знаний, очень сильное укоренение традиций и т.д. Это отразилось и на содержании философских знаний: в Китае оно часто было близко обычному нравственному сознанию, а в Индии — с религиозно-мифологическим мировоззрением. Между тем, в Греции философия сразу же взяла на вооружение классические черты: была достигнута достаточно высокая степень теоретической реконструкции мировоззрения.
Возникновение философии в Древней Греции
Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли из-за многообразия течений, школ и учений, идей и творческих личностей, из-за богатства стилей и языка, из-за влияния на дальнейшее развитие философской культуры человечества. Его появление стало возможным благодаря существованию городской демократии и интеллектуальной свободы, разделению интеллектуального и физического труда. В древнегреческой философии были четко выражены два основных типа философской мысли и мировоззрения (идеализм и материализм), реализована предметная область философии, разработаны основные области философских знаний. Это был расцвет древней философской мысли, стремительный всплеск интеллектуальной энергии своего времени.
«Появлению философских и научных знаний в Древней Греции предшествовали «мифологические» знания, укоренившиеся в жизни племенной общины и выразившиеся в многочисленных формах ритуальной практики и в священных легендах греческого народа — мифах. Миф (греческий (gbbsh; — «легенда», «сказка») — сложное и многофункциональное существо. Его главная цель — представить опыт взаимосвязи вещей как непосредственно заданных и «очевидных». Это приводит к двум его фундаментальным свойствам: 1) отсутствие связи в мифологическом представлении вещи и общества, человека и вещи, вещи и слова, объекта и знака, отсутствие связи «субъективного» и «объекта» вообще — вот почему в древних обществах объяснение сущности вещи и мира традиционно сводилось к «сюжету» (легенде) о создании или «естественном» происхождении; 2) содержание мифа всегда казалось древнему человеку «достоверным» и «бесспорным» (из-за «достоверности» понимания мира в опыте многих поколений), и по этой причине, как правило, являлось объектом устойчивой веры и никогда не подвергалось абстрактной критике. «
Греческая философия начала формироваться в VI-V веках до нашей эры. В его развитии принято выделять несколько важных периодов. Первое — это возникновение, или рождение, древнегреческой философии. Акцент в то время делался на природе, поэтому этот период иногда называют естественной философией, созерцательной. Это была ранняя философия, в которой человек еще не стал самостоятельным объектом изучения. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время философия начала превращаться из природы в человека и общество. Это была классическая философия, в рамках которой формировались оригинальные модели древней философской культуры. Третий период (III в. до н.э. — IV в. н.э.) — упад и даже декаданс древнегреческой философии, вызванный завоеванием Греции Римом. Здесь эпистемологические и этнические, а в конечном итоге и религиозные вопросы вышли на первый план в виде раннего христианства.
Как и древнегреческая философия вообще, эллинская философия во многом является уникальным явлением. Подобно тому, как греческий полис представлял собой особый вид человеческой цивилизации, качественно отличающийся от древнего Ближнего Востока, так и философское творчество эллинов впервые показывает нам автономную, независимую философию, постепенно освобождавшуюся от власти мифа и ритуала. В то же время именно греческая философская традиция стала основой поздней западноевропейской. Древняя культура во многом обязана Востоку. Греческие авторы любили говорить о египетском, финикийском или персидском происхождении различных элементов. Подробнее об этом. Будем исходить из того, что философия и наука появляются в древних Элладах, когда первоначальная связь вещей теряет свою очевидность и истина мифа перестает быть достаточной и неопровержимой для человека.
Предфилософским опытом понимания сохранения мифа в Древней Греции были стихи Гомера (VIII век до н.э.) и Гесиода (начало VII века до н.э.).
Древнегреческие философы
О философских учениях самых выдающихся древнегреческих философов есть довольно много информации, постараюсь выделить наиболее важные.
Таким образом, самая первая философская школа Древней Греции называется Милет. В котором чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, и который обычно признан первым древнегреческим философом. В первую очередь, это был вопрос обретения гармонии в мире. Это была Нутюрфилософия или философия природы.
Фалес полагал, что все, что существует в мире, происходит от воды: «Все от воды и все в воду» — основной тезис философа. В философской концепции Фалеса вода как основополагающий принцип. Фалес был также известен как географ, астроном и математик.
Среди милезийских философов был Анаксимандер, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он задавал и отвечал на вопросы об основах мира. Аперон считался чем-то бесконечным и вечным. Он не знает возраста, бессмертен и нерушим, всегда активен и в движении. Аперон подчеркивает свои противоположности — влажный и сухой, холодный и теплый. Их комбинации заканчиваются землей (сухой и холодный), водой (влажной и холодной), воздухом (влажным и горячим) и огнем (сухим и горячим). Он верил, что жизнь рождается на границе моря и земли из грязи под воздействием небесного огня.
Последователь Анаксимандера был третьим известным представителем милетической школы, Анаксименом, философом, астрономом и метрологом. Он считал воздух источником всех вещей. Когда разряженный воздух становится сначала огнем, а затем эфиром, и сгущается, ветер, облака и вода, земля и камень. Согласно Анаксименам, душа человека также состоит из воздуха.
В раннегреческой философии замечательную роль сыграла школа, связанная с именем Гераклита Эфесского. Он связывал все вещи с огнем, который считался самым мутирующим из всех элементов мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет живым огнем. Для греческого философа огонь был не только источником, но и символом динамизма и несовершенства всего сущего. Огонь — это рациональная моральная сила.
Человеческая душа тоже огненная, сухая (огненная) душа — самая мудрая и лучшая. Гераклит также ввел идею логотипов. В его восприятии Логос является объективным и несводимым законом Вселенной. Быть мудрым — значит жить под Логосом.
В своей простейшей форме Гераклит заложил основы диалектики как доктрины эволюции всего сущего. Он верил, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все во вселенной противоречиво. Столкновение и борьба этих истоков были главным законом творения. В-третьих, все меняется, даже солнце каждый день светит по-разному. Окружающая среда — это река, в которую невозможно войти дважды. Логотипы раскрывают свои секреты только тем, кто способен задуматься о них.
«Пифагор основал свою собственную школу философии». Он поставил вопрос о числовой структуре Вселенной. Пифагор учил, что основа мира — это число: число владеет вещами». Особая роль была отведена пифагорейцам 1, 2, 3 и 4. Сумма этих чисел дает число «нет», которое философы считали идеальным».
Школа элеатики (Ксенофана, Парменида, Дзено) обратилась к проблеме бытия и его движения. Парменид утверждал, что быть «непоколебимым в узах величайшего». Для Парменида быть не пороком, а замерзшим льдом, чем-то полным.
Ксенофаны также выразили идею неподвижности мира. По его мнению, Бог обитает в космосе, который окружает человека. Бог един, вечен и неизменен.
Дзено из Эллеи занимал позицию единства и непреложности всего сущего. В своей Апории он пытался установить отсутствие движения.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Предмет и объект философии. Структура философского знания
- Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
- Средневековая философия индии (В. К. Шохин)
- Лао-цзы, основатель даосизма
- Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
- Эрнст Шлиермахер и его философия
- Проблема происхождения сознания человека
- Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования
- Абхинавагупта, индийский философ
- Зенон элейский, древнегреческий философ