Оглавление:
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано, прежде всего, с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной обстановки требует не только высокой активности человека, но и его умений, навыков нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной из основных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточная психологическая подготовка педагогов к работе с детьми, проявляющими нестандартное поведение и мышление, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Часто творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах, убедительно показали, как трудно перестроить систему образования, изменить отношение учителя к одаренному ребенку, убрать барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу своих личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен критически относиться не только к себе, но и к своему окружению. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике в целом и к себе в частности. Одаренные дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя другими. В результате такой ребенок может производить впечатление рассеянного, беспокойного, постоянно реагирующего на все. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им трудно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила противоречат их интересам и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка сказать, что все так и есть, — это не аргумент.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят цели, которые в данный момент не выполнимы, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети часто недостаточно терпимы к детям, стоящим ниже их по уровню развития способностей. Эти и другие особенности таких детей влияют на их социальный статус, когда они оказываются в позиции «неодобрения». В связи с этим необходимо добиваться изменения такого отношения, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.
В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они — лишь капля в океане психологических проблем учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а иногда и чаще. Современным ученикам приходится столько всего впихивать в свою память, что порой их молодая, неустойчивая психика не выдерживает нагрузки. Отсюда эмоциональные срывы, депрессии. О развитии творческого потенциала, который требует внимательного, вдумчивого отношения, говорить не приходится, идет непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
В этой связи хотелось бы отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в отечественной психологии. Н.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А. Матюшкин выдвинули много психологических принципов развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Определение понятий «способности», «одаренность»
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределен тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности в определении понятий способности и одаренность связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» используются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще важнее подчеркнуть, что понятие «талантливый» подчеркивает природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-нибудь или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Наряду со словом «способный» используются понятия «способный» и «способный». Способный человек характеризуется как находчивый, хитрый, умеющий приспосабливаться, а to be able to, в свою очередь, понимается как способность устраивать, управлять, организовывать дела. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятие «способность» отсутствует в словаре. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотнесение с успехом в деятельности.
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденная природа. Талант определяется как дар к чему-либо, а дар — как способность, данная Богом. Другими словами, талант — это врожденная способность, данная Богом, обеспечивающая высокий успех в деятельности. Словарь иностранных слов также подчеркивает, что талант (гр. talanton) — это выдающееся врожденное качество, особая природная способность. Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует и в словаре Даля, и в словаре С.И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способностях, подчеркивается возможность человека сделать что-либо, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается природный характер этого качества (способности) человека. В то же время и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего в работах С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова, была сделана попытка разработать резерв одаренности. М. Тепловым, была предпринята попытка классифицировать понятия «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности, а одаренность — как качественно уникальное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которых также зависит возможность успеха в деятельности.
Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть только задатки, а способности — это результат развития потенциальных возможностей.
Способности — это врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения мозга, органов чувств и нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Потенциал является лишь возможностью и предпосылкой для развития способностей, но еще не гарантирует и не предопределяет возникновение и развитие той или иной способности. Возникнув из предпосылок, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, требующей определенных способностей. Ни одна способность не может развиваться вне деятельности. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому следует добавить, что способность к деятельности многозначна. На основе одной и той же способности могут быть развиты неравные способности, зависящие опять-таки от характера и требований той деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.
Способности человека как психологические свойства личности
Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека как психологических свойств личности.
Способности различаются по качеству, широте охвата, своеобразию их сочетания (структуры) и степени развития.
Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто то, что он умеет, а то, на что он способен, т.е. указывают на качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.д.
По широте различают общие и специальные способности.
Специальные способности — это условия, необходимые для успешного выполнения одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, «оценка пропорций» у художника, педагогический такт у учителя и т.д. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такие способности, как наблюдательность, необходимы художникам, писателям, врачам, учителям; организаторские способности, распределение внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Поэтому эти способности принято называть общими способностями. Самой общей и в то же время самой базовой способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек выделяет отдельные предметы или явления в их сложном комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает суть явления, объединяет выделенные моменты в новый комплекс и создает нечто новое, оригинальное.
Ни одна способность не может быть достаточной для успешного выполнения какой-либо деятельности. Необходимо, чтобы человек обладал многими способностями, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Очень важно выяснить, какие способности являются «ключевыми», ведущими к каждому виду деятельности. Это помогает найти наиболее эффективные методы формирования таких способностей у людей и повышения общей культуры и результативности труда.
Благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у разных людей, всякое творчество характеризуется своей индивидуальностью и самобытностью. Без этого был бы немыслим творческий прогресс, все многообразие творческих продуктов людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей мы должны не игнорировать качественное своеобразие их способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.
Многолетние исследования творческой деятельности, в частности структуры одаренности, а также работы ряда известных авторов дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений, касающихся динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.
Одаренность — это своеобразная мера генетически и эмпирически предопределенных способностей человека к адаптации к жизни. Основные функции одаренности — максимальное приспособление к миру, окружающей среде, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие творческого подхода.
Особая одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) способностей — суждений, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
Концепция врожденной одаренности
Концепцию врожденной одаренности предложил В.В. Клименко. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 миллиардов сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необычайной оснащенностью человеческого организма: рецептором, воспринимающим энергию и информацию как извне, так и из самого организма; проводником-проводником воспринимаемого; частью мозга, где осуществляется (или не осуществляется — просто хранится) их преобразование в факт сознания. Таким образом, потенциально из потенциалов человека может быть создано столько рабочих способностей, сколько существует каналов связи окружающей среды и самого человека с его внутренним миром. Однако в реальности количество способностей зависит от организации учения и деятельности человека. В качестве иллюстрации можно привести простой пример: у человека есть мышцы, которые могут двигать ушами, но реально это может сделать один человек из тысячи, у всех остальных эта способность является потенциальной нереализованной способностью. Многие люди страдают от отсутствия слуха и т.д.
Таким образом, способность — это процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природных чувствительностей и смыслов, отраженных в объектных конструкциях.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов способностей:
- способность отражать внешний мир и себя в нем как мыслящую частицу природы (мы слышим, видим, обоняем и т.д. — на этот процесс работают все органы чувств);
- способность проектировать внешнюю среду, включая себя (создание другой, рукотворной природы мысленно, с помощью воображения, создание гипотез — чтобы завтра сделать то-то и то-то).
Способность создавать в процессе своей деятельности продукты и объекты, удовлетворяющие свои стремления и потребности, и перерабатывать себя изнутри в соответствии с нормами гармонии (реализация намерений, конкретные действия с конкретными вещами и предметами).
Способность к рефлексии и психомоторике научились многократно усиливать с помощью самых разных приборов, устройств и машин: от обычных очков до космических станций. А вот способность к творчеству, и особенно к созиданию, пока еще ничем не усилили. Следует отметить, что в психологии чувствительность и способности изучаются как относительно самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека. Они рассматриваются с точки зрения совокупности и последовательности действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более или менее точное отражение предметов и явлений, участвующих в процессе деятельности.
Таким образом, возникает необходимость заменить аналитическую тенденцию в психологии другой — целостностью. Необходимо обратиться к человеку, к пониманию того, что все в нем взаимосвязано и естественно гармонично. А главная целостность любой деятельности и ее технологии — это человек, в котором неразделимы и чувствительность, и способности, и механизмы. Где механизмы — это совокупность способностей, прочно связанных друг с другом, систематизирующих разнообразное содержание, отражаемое человеком, и удерживающих его в едином целом.
Психика и психомоторика человека имеют неисчислимые возможности для создания механизмов. Это новые образования, которые не закреплены ни за конкретным органом чувств, ни за конкретной способностью: это система способностей со свойствами, которыми не обладает ни один из компонентов целостности. Более того, это новообразование является одновременно действующим и познающим: действуя, человек познает, а познавая, он действует и решает умственные и психомоторные задачи. Количество механизмов может быть бесконечным. Изменяя условия труда человека, мы тем самым создаем новые механизмы, новые способы действия. Одним из таких механизмов, безусловно, является талант. Суть таланта — в способности действовать, и ее не следует искать ни в особых достоинствах мозга, ни в строении тела, ни в каких-либо других способностях. Талант — это человек, который решает известные всем проблемы оригинальным способом.
Воображение как компонент таланта
В данной работе невозможно охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому ниже мы остановимся на одном из самых интересных — воображении.
Воображение — это не способность мечтать без цели, а интуитивная способность видеть суть параметров — их естественную логику. Оно соединяет образы того, чего еще нет, из материалов памяти и органов чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Таким образом, воображение — это самодвижение ощущений и чувственных отражений, а механизм воображения объединяет их в целое, синтезирует ощущения в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это происходит не материально — в ментальном плане, когда человек действует, не работая практически.
Воображение человека — это его способность заглядывать вперед и рассматривать новый объект в его будущем состоянии.
Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с некой целенаправленностью в будущее. Если память претендует на то, чтобы быть активной и эффективной, а не просто хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена в будущее, на формирование будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек преобразует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывая путь к желаемому объекту. Большое значение для активизации работы воображения имеет удивление. Удивление, в свою очередь, вызывается: новизной воспринимаемого «нечто»; осознанием его как чего-то неизведанного, интересного; импульсом, который заранее задает качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всю личность.
Воображение, вместе с интуицией, способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и найти его естественную меру — состояние совершенной гармонии — логику его строения. Оно порождает способность совершать открытия, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с возникновением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится заменять реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
По линии расширения круга замещаемых объектов и совершенствования операции замещения, взаимосвязанной с развитием логического мышления.
По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносятся личностные отношения, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно применяет их.
Воображение становится опосредованным и целенаправленным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Виды и формы организации преподавания психологических дисциплин — Современные тенденции в развитии образования. Процесс обучения и его связь с преподаванием
- Сферы проявления темперамента
- Прокрастинация у студентов с разным уровнем готовности к саморазвитию
- Привязанность в детско-родительских отношениях как фактор направленности личности на семью и брак
- Моделирование психических процессов — Общее описание эмпирических методов
- Взаимосвязь личностных свойств и эмоционального выгорания у пожарных
- Комплексный подход к психолого-педагогической коррекции недостатков связной речи у детей с тнр
- Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
- Потерянное сознание
- Параметрическая статистика