Оглавление:
Творчество — это создание нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. Творчество не только создает нечто оригинальное, но и развивает сущностные силы человека, его способности и навыки.
Существуют разные уровни креативности. То, что является новым для человека, часто не является новым для общества. Высшее творчество определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабе их исторической значимости. Творчески уникальное теряет новизну, становится привычным стандартом. Это предел творчества. Создать что-то принципиально новое можно только один раз. Исходя из вышесказанного, необходимо отметить, что познание как творчество следует различать в двух аспектах. Признание того, что уже известно, в процессе обучения — это «индивидуальное» творчество, творчество на тот или иной предмет. Новые открытия и изобретения чего-то принципиально нового, освоение неизвестного в масштабах человечества — это высшее творчество в познании.
Творчество имеет объектно-субъектную природу. Мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, поэтому он материализует их, используя свой ментальный потенциал и «озарения» в своих действиях, чтобы изменить реальность. Творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (основана на процессах реального мира).
Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Существуют различные определения интуиции, суть которых можно свести к тому, что интуиция — это некое озарение, решение, скрытое от сознания. Интуиция часто используется в различных сферах человеческой деятельности. Его общие характеристики таковы: Незнание способов получения знаний и непосредственность — решение проблем без логических рассуждений. Условиями для формирования интуитивного решения являются: 1) базовая подготовка, доскональное знание объекта исследования, 2) наличие поисковой ситуации, 3) постоянные попытки решить проблему, 4) подсказка, в смысле аналогии.
Интуитивные решения часто несовершенны, поэтому интуицию следует использовать с осторожностью и по возможности применять другие средства (логический вывод, эмпирическая проверка и т.д.).
Воображение — это создание мысленного впечатления о чем-то, что либо отсутствует в данный момент, либо не может быть воспринято органами чувств, либо еще не существует. Воображение принципиально несуществующего и неосуществимого вряд ли полезно в процессе познания. Как видно, воображение играет определенную роль в познании. Невозможно прийти к какому-либо открытию, не представив (не вообразив) его конечный результат. Возможно, все научные открытия были сделаны отчасти благодаря воображению. С другой стороны, чрезмерное увлечение воображением таит в себе опасность отрыва от реальности и «бегства» в мир грез, построения виртуальной реальности, которая в принципе нереализуема. Поэтому фантазию следует использовать с осторожностью и постоянно «притормаживать». Кроме того, возможно, что ваши проекты уже были озвучены до вас. По мнению А. Эйнштейна, в науке невозможно предложить что-то новое, о чем уже не думали некоторые философы.
Истина как знание
Одной из центральных проблем эпистемологии является проблема истины. Целью когнитивного процесса является постижение истины, то есть приобретение истинных знаний о мире.
Существуют различные концепции истины.
Классическая концепция определяет истину как соответствие знания о мире самому миру. Истина — это теоретическая форма разрешения противоречия между субъектом и объектом. В структуре знаний выделяют два слоя. Первая зависит от особенностей биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, мозга, языка, характера обработки информации; вторая — от объективной реальности, отражающей познание.
Как характеристика человеческого познания, истина существует в субъективной форме, но по содержанию истина не зависит от субъекта, человека и личности. Диалектический материализм рассматривает истину не как единичный акт, раз и навсегда раскрывающий всю полноту действительности, а как исторически обусловленный процесс. С каждым открытием полнота истины возрастает. Истина всегда стремится к абсолюту, но никогда не достигает его, ибо мир бесконечен и неисчерпаем. Все знания, полученные в конкретный исторический момент, неполны и относительны. Каждая относительная истина — это шаг на пути к абсолютной истине.
Объективная истина одновременно абсолютна и относительна, что отмечает специфику истины.
Когерентная концепция определяет истину как знание, последовательное, вытекающее из определений, ранее признанных истинными. Здесь главным критерием является логическая последовательность и свобода от противоречий знаний.
Прагматическая концепция считает истиной те выводы, которые приносят конкретную пользу, ведут к реальным открытиям и изобретениям. Практическая применимость знаний и определяет их истинность.
Согласно общепринятой концепции истина является результатом своего рода соглашения, договора между людьми. Знания, с которыми согласно научное сообщество, являются истинными.
Следует отметить, что все вышеперечисленные понятия имеют основания. Логически правильно выведенное знание будет истинным, конечно, если истинны исходные посылки. Однако в реальном процессе познания не все можно вывести по строгим законам формальной логики. Более того, многие процессы объективной реальности диалектичны по своей природе, которые не могут быть охвачены формальной логикой. Практическая применимость знаний также очень важна. Знания вырастают из практики и служат ее потребностям. Однако не все знания, особенно базовые, имеют ощутимое и быстрое практическое применение. Скорее, его отсутствие и отказ от него причинят ощутимый вред в обозримом будущем. Вообще, практика как критерий истины, в той или иной форме, рассматривалась многими философскими школами. Таким образом, согласно марксизму, истинным может считаться только то знание, которое подверглось практической проверке. Или принцип верификации в позитивизме. Опять же, классическая концепция истины с ее соответствием знания и реальности. Это соответствие может быть проверено только практически.
Концепции истины
Однако, наряду с этим, следует отметить, что принцип практики не является однозначным. В современной науке многие изучаемые процессы и явления либо едва поддаются проверке, либо не поддаются проверке вообще. Философы-позитивисты, принявшие принцип верификации за стандарт, были вынуждены использовать различные уловки, чтобы утвердить его универсальность. И все же история, например, не может соответствовать этому критерию.
Были созданы другие концепции истины, которые называют экзистенциалистскими. По их мнению, истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. Даже объективно ложное знание может играть роль такового, если только оно глубоко переживается и творчески отстаивается человеком. Экзистенциальное понимание истины направлено против догматизма и тоталитаризма.
Экзистенциальный аспект истины можно рассматривать и несколько иначе. Обычно в спокойной и бесконфликтной жизненной обстановке человек не задумывается о вечных истинах бытия и смысле собственного жизненного предназначения. Только в пограничных ситуациях, часто на грани жизни и смерти, он вдруг открывает для себя какие-то важные житейские и экзистенциальные истины, которые порой заставляют его пересмотреть многие предрассудки и житейские стереотипы.
Третья перспектива экзистенциального видения истины разработана М. Хайдеггером. Истина означает неприкрытость бытия, то есть некое его реальное измерение, которое всегда в нас и с нами, но которое мы должны сначала научиться видеть и слышать.
Познание — это всегда творчество, то есть постоянное создание чего-то нового, чего раньше не было в знаниях. Основным критерием творчества является новизна и важность полученных результатов для всего общества. Творчество требует больших умственных и физических усилий.
Большое значение в процессе творческого познания имеют такие явления, как воображение, воля, интуиция и т.д., которые составляют иррациональную сторону познания.
Воображение — это способность создавать образы, которые раньше не воспринимались. Она ассоциируется с отрывом от реальности, воображением и предсказаниями и является необходимым элементом человеческой жизнедеятельности. Таким образом, научные открытия, выдвижение гипотез невозможны без воображения.
Интуиция — это способность прямого, непосредственного постижения истины без явных, для человеческого сознания, логических рассуждений и доказательств.
Воля — это способность ставить, выбирать и достигать цель. Постоянное формулирование проблем и стремление их решить — движущий механизм человеческого познания.
Виды творчества определяются характером творческой деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.д.). Например, художественное творчество считается божественным достоянием (Платон), синтезом сознательного и бессознательного (Шеллинг), «животворным дыханием бессознательного» (Э. Гартман), мистической интуицией (Бергсон), проявлением инстинктов (Фрейд).
Научное познание
Познание — это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически изменяющихся, прогрессивных форм нарастания информации (информация — объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к представляемому объекту, порядок и структура которого передается отражающей системе в процессе взаимодействия). Особая форма представления информации, которая позволяет человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, образует такое понятие, как «знание». Знание — это проверенный общественно-исторической практикой и подтвержденный логикой результат познания действительности, который представляет собой, с одной стороны, ее адекватное отражение в сознании человека в виде идей, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой — обладание ею и способность действовать на ее основе. По своему генезису и функционированию знание — это социальный феномен, средствами фиксации которого являются естественные и искусственные языки. Это обобщение служит для уточнения понятия «наука». Наука — это высокоспециализированная человеческая деятельность по разработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука — это знание, достигшее оптимума по критериям обоснованности, надежности, последовательности, точности, эмпирической проверяемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной согласованности, предсказательной силы и практической эффективности. Эти критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, для всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания — от философской, логической, математической, кибернетической до естественнонаучной, технической и гуманитарной. Наука — особая отрасль рациональной человеческой деятельности по получению объективно истинных знаний об окружающем нас мире — возникает как естественное продолжение обычного, спонтанно-эмпирического процесса положения. Помимо научного знания, существуют и вненаучные способы постижения реальности. Самым важным из них является искусство, а самым известным — повседневное познание.
Известно, что задолго до возникновения науки люди приобрели необходимые знания о свойствах и характеристиках вещей и явлений, с которыми они сталкивались в своей повседневной практической деятельности. Светское знание, как основа всех других форм знания, ни в коем случае не должно быть недооценено в своей важности. Основанная на здравом смысле и обыденном сознании, она является важным ориентиром для повседневного поведения людей и их взаимоотношений друг с другом и с природой. Эта форма знания развивается и обогащается с прогрессом научного и художественного знания. В то же время он впитывает богатый опыт мирских знаний. Мы узнаем много нового с помощью повседневных знаний и сейчас. Все это показывает, что научное знание не отделено от повседневного непреодолимой границей. Ибо она является дальнейшим усовершенствованием и развитием последней.
Научное знание отличается от обычного знания систематической последовательностью в процессе поиска новых знаний и упорядочивания найденных имеющихся знаний. Каждый последующий шаг в науке опирается на предыдущий, каждое новое открытие становится научной истиной, когда оно включается как элемент в определенную систему, чаще всего — теорию как наиболее развитую форму рационального знания. В отличие от этого, обычное знание имеет фрагментарный, случайный и неорганизованный характер, в нем преобладают разрозненные отдельные факты или их простейшие индуктивные обобщения. Реальное научное знание характеризуется тем, что факты помещаются в систему понятий той или иной науки и включаются в структуру теории, которая является высшей ступенью научного знания. Как обобщение достоверных фактов, они находят необходимое и закономерное для случайного, общее для единичного и частного. В этом заключается методологическое сходство и преемственность, но также и качественное отличие научных форм знания от ненаучных.
Факт — это достоверное знание
В обычном смысле слово «факт» является синонимом слов «истина», «событие», «результат». Как категория логики и методологии науки, факт — это достоверное знание о единичном. Научные факты связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте был подобран ряд фактов, которые легли в основу науки. Наблюдение и эксперимент всегда играли важную роль в развитии и накоплении фактов, особенно в естественных науках. Практический компонент органично входит в структуру факта как его основа и знание о том или ином явлении, и становится фактом только после воссоздания этого явления в материально-практических условиях.
Формирование факта — это синтетический процесс, благодаря которому происходит особого рода обобщение, в ходе которого возникают понятия с собирательным характером, открывающие свои возможности для представления действительности не только на уровне явлений, но и на уровне сущности. Это порождает существенные факты. Анализируя факт как логико-методическую категорию, необходимо обратить внимание на возможность следующего недоразумения, связанного с определением. Итак, возникает вопрос: почему нужно читать. что факт отражает индивидуальную ситуацию, если, например, кипение воды при 100 °С подтверждено во многих экспериментах? Но этот вопрос отражает не суть факта, а то, как термин «вода» употребляется в нем в другом смысле, а именно не в собирательном, в то время как в сообщении о факте кипячения воды при 100°С этот термин имеет собирательную оболочку. Предпосылкой недоразумения является обмен терминами.
Прежде чем обратиться к теории как высшей форме целостного научного знания, следует отметить, что в науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Это различие основано на неравнозначности, во-первых, способов (методов) моей познавательной деятельности, во-вторых, характера получаемых научных результатов. Эмпирическое исследование предусматривает разработку программы исследования, организацию наблюдений, экспериментов, описание (протоколирование) наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Короче говоря, эмпирическое знание характеризуется деятельностью по фиксации фактов. Эмпирические концепции представляют собой первый шаг в сложном и противоречивом процессе все более глубокого понимания реальности. На уровне обыденного познания они совпадают с названиями и вариантами чувственно воспринимаемых и наблюдаемых объектов явлений. На эмпирическом уровне познания наука вводит термины, которые имеют более точные значения, чем термины повседневного языка, но они по-прежнему обозначают либо непосредственно наблюдаемые объекты, их свойства и отношения, либо объекты и свойства, которые можно наблюдать с помощью различных приборов, аппаратов и инструментов, которые фактически являются продолжением и усилением наших органов чувств.
Эмпирические исследования, которые продолжают находить новые данные в результате наблюдений и экспериментов, бросают вызов теоретическому мышлению и стимулируют его к дальнейшему совершенствованию: Здесь действует принцип обратной связи. Дело в том, что обогащение теоретического знания в свою очередь ставит все более сложные проблемы для наблюдения и эксперимента, для эмпиризма в целом. Поэтому исследование структуры любой теории имеет смысл начинать с анализа ее основных понятий и установления различий и связей между теоретическими и эмпирическими понятиями. В первом приближении, отсутствие абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими концепциями не исключает возможности и целесообразности проведения относительного различия между ними. Это различие, однако, относится не столько к наблюдаемости рассматриваемых объектов, сколько к степени их зависимости от общих теоретических представлений. Хотя эмпирические концепции «нагружены» теорией и зависят от нее, их адекватность и валидность устанавливаются в значительной степени независимо от теории, в которой они применяются.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Этика древнерусского человека — Диалогические элементы древнерусской культуры
- Исторические типы философии
- Источники философии. Соотношение философии и мифа, искусства, науки
- Античная философия
- Неоплатонизм
- Концепция истории Гегеля
- Позитивизм, его основные проблемы и этапы
- Сенсуализм в философии нового времени
- Проблема форм социокультурного изменения
- Николло Макиавелли, итальянский мыслитель, философ