Оглавление:
Позитивизм (от латинского positivus — позитив) — это современная западная философия XIX-XX веков, наиболее тесно связанная с культом науки, который был широко распространен в Западной Европе в течение этих двух столетий.
Термин «позитивизм» относится к призыву философов отказаться от метафизических абстракций, поскольку метафизические объяснения, по мнению позитивистов, теоретически неосуществимы и практически бесполезны, и обратиться к изучению позитивного знания.
Часть позитивизма является антифилософской реакцией против рационализма, идеализма, спиритизма и в то же время направлена против материализма. Позитивизм противопоставляется интуиции (доктрине интуиции как наиболее важного и надежного источника знаний).
Позитивисты всегда фокусировались на вопросе о связи между философией и наукой. Главный тезис позитивизма заключается в том, что все реальные, положительные («позитивные») знания о реальности могут быть получены только в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» сочетания, и что философия как особая наука, претендующая на осмысленное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование. Вся история позитивизма в этом смысле представляет собой наиболее интересный парадокс: на каждом новом историческом этапе позитивисты выступали за все более последовательную и жесткую «ориентацию на науку», и в то же время на каждом новом этапе они теряли все больше контакта с реальным содержанием развивающейся научной теории.
Для понимания природы позитивистской философии недостаточно просто выделить общие для ее различных форм черты, необходимо вскрыть внутренние тенденции развития позитивизма, выяснить причины его возникновения и движущие силы его развития. Это, в свою очередь, требует учета тех изменений во взаимоотношениях между наукой и философией, которые характерны для современности.
Начиная с XVII века развитие науки поставило перед западной философией ряд таких проблем, которые традиционная схоластическая мысль не смогла решить. Особенностью выдающихся философов современности было то, что они рассматривали научные методы анализа как идеальную модель любой познавательной деятельности, включая изучение традиционных философских или, как их называли, «метафизических» проблем. Первый шаг на этом пути сделал Фрэнсис Бэкон. Декарт, Гоббс и Спиноза пошли еще дальше и попытались применить научный метод к «метафизическим» проблемам.
Специфические проблемы западноевропейской философии XVII-XVIII веков возникают в результате двух разных истоков: традиционной «метафизики» и новой механики и математики. Резко выраженное противопоставление идеала и материала, субъекта и объекта, «первичных» и «вторичных» качеств, центр философского исследования таких проблем, как взаимодействие идеала и материала, связь «внутреннего» мира сознания с «внешним» миром — все это стало возможным только благодаря отождествлению реально существующего существования с тем, что было понято в терминах механико-математической естественной науки (которая тогда была идентична науке как таковой), и приписыванию всему остальному статуса «субъективности». Тесная связь между экспериментом и математической теорией привела к необходимости постановки вопроса о связи эмпирического и рационального знания, а также, связанного с этим, разделения философов на эмпириков и рационалистов.
Д. Юм положил конец односторонней эмпирике и создал субъективно-идеалистическую, феноменально-агностическую концепцию философии, которая была направлена не только против рационалистической философии XVII — XVIII вв., но и решительно порвала с современной естествознанием ( Д. Юм отрицал объективно определенные необходимые связи и свел причинную связь к субъективно-психологической определенности).
Первая историческая форма позитивизма
В 30-х годах XIX века во Франции возникла философская школа, которая также претендовала на создание «научной философии» и объявила о решительном разрыве с прежней философской («метафизической») традицией (о «революции в философии»). Эта школа была позитивистской, основанной О.Контом (19.01.1798-5.09.1857).
В оригинальной интерпретации Конта позитивизм означал требование к философам исследовать позитивные (утвердительные) научные знания как философские. Конт считал необходимым развивать философские знания, которые не были ни материалистическими, ни идеалистическими. Для этого, по его мнению, необходимо построить систему «позитивного» знания, которое было бы неоспоримым, точным и основанным исключительно на фактах. По его мнению, построение такой системы возможно только при создании научного метода познания, который позволит найти и создать систему этого позитивного философского знания.
Позитивистская философия Конта каким-то образом связана с философией французского Просвещения XVIII века. Следуя за Просвещением, граф верил в бесконечную способность науки развиваться и в бесконечность спектра объектов, к которым могут применяться научные методы мышления. Классификация наук Конта во многом может быть воспринята как реализация заветов энциклопедистов.
По словам Конта, науки распределены по естественной иерархии (энциклопедическому закону): Математика — Астрономия — Физика — Химия — Биология — Социология.
Конт разделяет психологию на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает элементарные факты предшествующих наук. Конт ввел термин «социология», через него социология впервые превратилась в самостоятельную научную систему.
Основополагающие принципы:
- От простого к сложному;
- от абстракции к бетону;
- Временной принцип.
Полагали, что задача философии — постичь всю совокупность наук, знание самых общих законов, систематизировать научные знания. Нельзя сводить одну науку к другой. Невозможно все вывести из одного принципа или закона. Задача философии — свести к минимуму количество этих законов.
Законы науки: все знания относительны, потому что опыт неполный.
Понятие общества: граф изобрел социологию — науку об обществе. Люди приспосабливаются к окружающей среде на протяжении всей своей жизни.
Социологическая концепция включает в себя три области:
- социальная статика.
- социальная динамика.
- Политика.
Функции семьи: преодоление природы эгоизма, питание.
Функции государства: генерирование социального духа.
Идеальная структура власти — союз церкви и государства.
Социальная политика. Согласование церкви и государства (нетрадиционные религии должны отойти в сторону). Философы и ученые — положительные священники.
Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной эволюции человека: богословской (до 1300 года), метафизической (до 1800 года) и позитивной. На первом, богословском этапе, все явления объясняются на основе религиозных представлений, на втором, метафизические, сверхъестественные факторы заменяются в объяснении природы сущностями, причинами. Вторая стадия готовит к третьей, положительной стадии, которая характеризуется объединением теории и практики; человек довольствуется тем, чтобы выяснить отношения явлений путем наблюдений и экспериментов, и на основе этих отношений формулирует законы, которые оказываются постоянными. «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избежать» — эти слова являются девизом позитивной науки.
Точно так же Конте утверждал: фундаментальный метод науки — феноменологический (описательное обобщение), т.е. ставить эксперимент, а затем пытаться обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация, полученная в результате наблюдений, т.е. теоретических конструкций, должна быть построена, но тогда она не нуждается в экспериментальном подтверждении.
Вторая историческая форма позитивизма
Все эти обстоятельства вновь поставили вопрос о месте философии в системе наук и отвергли ответ на него, предложенный представителями первого направления позитивизма.
Вторая историческая форма позитивизма — мачизм, эмпирио-критика (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) возникает в результате попыток отказаться от конто-шпенсерской ориентации и в то же время сохранить основную позитивистскую ориентацию — резкое разделение сфер науки и философской «метафизики».
Эмпириокритика — это философская система «чистого опыта», критического эмпиризма, которая стремится ограничить философию установлением данных опыта, полным исключением любой метафизики, с целью развития естественного представления о мире. На этом этапе сохраняется базовая позитивистская позиция описания позитивного, эмпирического знания. Его представители настаивают на необходимости бороться с господством метафизических подходов в науке, убирать из науки такие понятия, как «вещество», «причинность», «материал», «идеал».
На этапе мачизма позитивизм ставит в центр внимания такие проблемы, как адепты и продолжатели противоположного учения, считающиеся слишком «метафизическими»: природа знания, опыта, проблемы субъекта и объекта, природа категорий «вещь», «вещество», природа основных «элементов» реальности, взаимосвязь физического и психологического и др. Заниматься анализом таких проблем вынуждало развитие самой науки, и позитивизм, претендующий на звание «философии науки», не мог этого избежать. Рассмотрение данных проблем сопровождалось сближением позитивизма с теми направлениями, которые Граф и его последователи объявили «слишком философскими», далекими от науки. Последовательно следуя позиции феноменализма, машинисты делают вывод о родстве позитивизма с философией Д. Хьюма и субъективным идеализмом Д. Беркли, разумно видя в этих философах, а не в взглядах Тхурго и Даламбера, ту философскую традицию, которая в высшей степени соответствует позитивистскому пониманию научности.
Тем не менее, связь между позитивизмом и реальными проблемами, существующими в науке, остается еще на стадии мачизма. Проблема соединения абстрактных понятий теории с эмпирическими данными возникает всякий раз, когда в науке происходит разделение основных категорий, когда возникает необходимость вернуться к вопросу о том, основаны ли на экспериментальных данных логические конструкции, возведенные наукой. Такая потребность остро ощущалась в науке на рубеже XIX и XX веков в связи с революцией в естественных науках.
Определенную роль в обсуждении логической природы основных теоретических понятий классической физики сыграла работа Э. Маха, который в своей «Механике» раскритиковал ньютоновские представления об абсолютности пространства и времени, попытался раскрыть логическое содержание понятий массы, системы отсчета и так далее.
Неопозитивизм, аналитическая философия
Неопозитивизм представляет собой третий этап в развитии позитивизма. Неопозитивизм начался в конце XIX века на философском семинаре в Венском университете («Венский круг»), который собрал группу философов и представителей специальных наук. В эту группу вошли: философ и физик М. Шлик (1882-1936), философ и логик Р. Карнап (1891-1970), социолог О. Нейрат (1882-1945) и др.
Неопозитивизм на Западе часто называют аналитической философией. Отходя от решения фундаментальных философских проблем, неопозитивизм фокусируется на частных логико-методологических исследованиях, на анализе языка науки.
Исторически первый и основной вариант неопозитивистской философии — логический позитивизм или логический эмпиризм (М.Шлик, Р.Карнап, Г.Райхенбах и др.) — отражает дальнейшее укрепление негативного характера позитивистской концепции. Главной задачей логического позитивизма является разделение истинных и ложных научных высказываний. Следует отметить, что здесь различают два вида предложений: логические, когда суждения соответствуют законам и правилам логики и выражаются в математической символике; и фактические, когда выраженные предложения соответствуют смысловым данным. Логический позитивизм отвергает психологизм и биологизм философии махаизма и принимает тезис об априорном аналитическом характере предложений логики и математики (эмпирическое обоснование логико-математических аксиом стало камнем преткновения как для первой, так и для второй исторической формы позитивизма).
Логический позитивизм спекулирует на реальных проблемах развития современной науки: осмысленности научных высказываний (проблема резко возросла, например, в связи с появлением теории относительности), возможности экспериментальной проверки абстрактных теоретических высказываний, эквивалентности материальной и формальной составляющих научной теории (эта проблема приобретает особое значение для современного научного знания в связи с его растущей математизацией и формализацией). В методологии научных исследований, разработанной представителями логического позитивизма, дается описание видов научной теории, присваиваются и устанавливаются некоторые виды научных определений и пояснений, которые представляют определенную ценность для логико-методологических исследований.
Будучи не только философами, но и логиками, некоторые представители логического позитивизма внесли свой вклад в развитие логического аппарата (логическая семантика — изучение знаков, отношений между знаками, т.е. между словами и предложениями и того, что они означают; вероятностная логика), которая, хотя и рассматривается ими как средство философского анализа, в целом выходит за рамки философии и может быть включена в сферу специальных научных исследований.
Вместе с тем, основная философская программа логического позитивизма, выраженная в принципе верификации, в тезисе о сводности содержания истинных теоретических утверждений к утверждению эмпирических, экспериментальных «данных», а также в утверждении о пустоте, бессмысленности («аналитичности») логико-математических утверждений, находится в явном противоречии с практикой современного научного познания, найденного в развитии самого логического позитивизма.
То же самое, в принципе, относится и к другим теоретическим отправным точкам неопсивизма: тезису о сводности содержания истинно теоретических высказываний к утверждению эмпирических, экспериментальных «данных», утверждению о пустоте и недостатке содержания («аналитичности») логики и математики, признанию возможности резкого разделения на аналитические и синтетические все содержательные высказывания и т. д. Более того, оказалось, что любая попытка последовательно реализовать неопозитивистские установки в ходе аналитической деятельности неизбежно приводит к тому, что в категории «метафизических» (т.е. подлежащих удалению) высказываний, помимо явно бессмысленных, есть и такие, при отсутствии которых теоретические конструкции в большинстве специальных областей знания рушатся.
Постпозитивизм
Философские знания уже существенно реабилитированы в работе пост-позитивистов (после неопозитивистов), которые, как и неопозитивисты, являются приверженцами научного конструирования знаний. Некоторые философы сохранили верность неопозитивизму и по сей день. Тем не менее, начиная с середины ХХ века все больше и больше философов стали отдавать предпочтение пост-позитивизму. Постпозитивисты, в том числе такие известные ученые и философы, как Т. Кун (род. 1922 г.), И. Лакатос (1922 — 1974 гг.), П. Фейерабенд (1924 г.), С. Тулмин (1922 г.) и другие, взяли на себя обязательство раскрыть формы и методы, позволяющие раскрыть эволюционирующее содержание научного знания.
Постпозитивизм — общее название нескольких школ философии науки, объединенных критическим отношением к эпистемологическим доктринам, разработанным в рамках неопозитивизма, обосновывающим вывод объективных знаний из опыта.
Постпозитивисты согласны со своими предшественниками, неопозитивистами, прежде всего в их стремлении прояснить содержание научных знаний для себя и других. В то же время, постпозитивисты довольно сильно отличаются от неопозитивистов.
Неопсивисты считали, что человек способен к ясным, истинным знаниям на вечность. Пост-позитивисты, с другой стороны, придают фундаментальное значение тому факту, что человек — неудачник. Это означает, что ясное, вечное знание не может быть достигнуто: одна теория неизбежно заменяет другую. Необходимо обеспечить рост научных знаний.
Неопсивисты считали, что достижение знания имеет определенную конечную точку («все ясно, делать нечего»). Постпозитивисты настаивают на развитии знания посредством радикальных преобразований, научных революций.
Неопоситивисты были непреклонны в том, чтобы не признавать философию как науку, пост-позитивисты представляли проблему иначе: между наукой и философией нет жесткой границы, но нужно философствовать научно.
Различия между пост-позитивизмом и неопозитивизмом есть:
1) Постпозитивисты анализируют историю науки (логическую реконструкцию истории науки), есть желание через историю науки найти универсальную — основу человеческого разума;
2) Постпозитивизм ставит вопрос — каковы основные факторы развития науки: внешние или внутренние?
3) Постпозитивисты анализируют динамику, а не статику науки.
Если неопозитивисты задаются вопросом, как провести грань между философией и наукой, то пост-позитивистов интересует, что такое реальное движение науки, какие факторы влияют на науку.
В рамках постпозитивизма существуют три основных отклонения: от чисто фактических основ науки (признание ее недостижимости); от демаркации между наукой и философией (эта проблема становится второстепенной, а выбор теории — первичным); и от идей чисто линейного прогрессивного развития науки.
Карл Раймунд Поппер (1902-1994), главный экспонент пост-позитивизма, утверждал: «Я похоронил неопозитивизм». Основные концепции его концепции научного знания следующие:
- Проблема делимитации;
- принцип фальсификации,
- принцип фаллибильности,
- «теория трех миров».
Теория не может быть проверена на окончательную истину, но она может быть опровергнута, сфальсифицирована, утверждал Карл Поппер. Это принцип фальсификации, который он защищал. По словам Поппера, нельзя сказать, что теория верна, потому что, как показывает история, теории, которые рано или поздно оказываются верными, обнаруживают свою неадекватность. Почти триста лет ньютоновская механика оставалась верной во всех отношениях, а затем ее заменили новые теории. Так происходит с каждой теорией, кажется, достигает стадии процветания, а затем опровергается.
Поппер считал, что в мире теорий существует «борьба за существование», аналогичная знаменитым представлениям Дарвина о естественном отборе среди живых организмов.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии
- В чем состоит значение философии сегодня
- Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия
- Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии
- Людвиг Фейербах, немецкий философ
- Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»
- Гуссерлинцы Шпет и Лосев — русские философы
- Эрих Фромм, немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма
- Н.Федоров и его философия
- Философия как самосознание культуры