Оглавление:
Народная культура образования является основой всей культуры. Начальная школа обязательно должна быть последовательно национальной, это школа родного языка, естественное продолжение «материнской школы».
Национальное образование является основой такой науки, как этнопедагогика.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и влияния, в ходе которого человек воспитывается, развивается, усваивает социальные нормы, ценности и опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и образовании детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, рассказах, преданиях, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и т.д. Основная цель исследования — выявить наиболее важные элементы историко-культурного воспитания личности, отраженные в религиозных учениях, сказках, рассказах, легендах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и т.д.
Выдающиеся педагоги прошлого уделяли большое внимание изучению педагогических взглядов людей и их педагогического опыта. Классики педагогики считали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании и служит ее фундаментом. Я.А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в семьях рабочего класса предложил и развил идею «Материнской школы», целью которой было поднять все семьи до уровня лучших семей, в которых воспитание было наиболее рациональным. Великий педагог также учитывал народный опыт при установлении принципа естественного порядка. Некоторые дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в некоторых случаях народные афоризмы являются элементом дидактических положений.
Я.А. Коменский начал свою педагогическую деятельность как собиратель устного творчества чешского народа, исследователь его традиций и обычаев. Первой работой, которую он задумал, была «Сокровищница чешского языка», в которой он хотел собрать все — отшлифованные гранитные слова, жемчужины пословиц, тонкие гармонии выражений и идиом.
В своих работах «Как Гертруда учит своих детей», «Азбука для матерей», «Лингард и Гертруда» Песталоцци делает свои педагогические выводы из педагогического опыта необразованной крестьянской семьи; он показывает свою мечту о школе, отвечающей потребностям народа. Песталоцци снова и снова обращается к педагогическому опыту народа и народной форме образования. Он называет дом школой нравственности. По его мнению, средства обучения в народной школе должны исходить из жизни народа.
К.Д.Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отечественной педагогической науки. Он высказал самое важное и значимое для всей науки об образовании: «У людей есть своя характерная система образования… Только народное образование является живым организмом в историческом процессе национального развития. Рассказы и сказки Ушинского — лучший пример использования народной педагогики в воспитании в семье и в школе. Народная педагогика — это не наука, а предмет науки этнопедагогики.
Народная педагогика характеризуется живым опытом взросления. Народная педагогика отражает определенное состояние педагогических знаний, определенный исторический этап в духовном прогрессе человечества и служит основой, на которой зародилась и развивалась педагогическая наука. Но в будущем, как появление художественной литературы не уничтожило устную традицию, так и педагогическая наука не вытеснила полностью из повседневной жизни людей свои педагогические убеждения. Педагогическая наука и народная педагогика сложным образом взаимодействовали друг с другом и взаимообогащались, создавая общее пространство, которое можно назвать педагогической культурой.
На протяжении веков люди вырабатывали свой особый нравственный образ жизни и духовную культуру. У всех народов было много обычаев и традиций, которые облагораживали жизнь трудящихся. Они проявлялись в отношении к природе, в поэзии сельскохозяйственного труда, в народном искусстве и ремеслах, в красоте одежды, в православных законах гостеприимства, в добрых обычаях и правилах приличия.
Концепция национального образования для студенческой молодежи
Многогранная жизнь народа, его борьба и победы — главный и основной предмет исторических и других гуманитарных наук. Сюда относится этнопедагогика, предметом которой является народная традиция. Изучение фольклора очень важно для выявления ценного вклада каждого народа в мировую культуру. Изучая фольклор, этнопедагог часто способствует его возрождению и развитию. Но поскольку педагогическая культура использовала народное искусство, развивала его и была его неотъемлемой частью, это справедливо для любого историко-педагогического исследования.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт трудового народа, выявляет возможности и эффективные пути внедрения прогрессивных педагогических идей народа в современную науку и практику, анализирует педагогическое значение отдельных явлений народной жизни и понимает их соответствие или несоответствие современным целям воспитания.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности древних обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, способствующих воспитанию людей. Это делает педагогический опыт многих стран доступным для преподавателей. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделить наиболее рациональные, объективные и ценные для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика сталкивается с практикой и служит ей, вооружая учителей педагогическими инструментами, которые доказали свою ценность в многовековой педагогической практике.
Предмет этнопедагогики включает в себя следующие проблемы: Педагогика семейной жизни; пословицы и поговорки народов мира и их значение и передача нравственного опыта подрастающим поколениям; загадки как средство духовного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и подростков; самодельные игрушки и творчество детей; Детская и молодежная среда, ее воспитательные функции; колыбельные песни народов мира как выдающееся достижение материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общие черты воспитательных культур разных народов и их национальные особенности и др.
Существует множество факторов, объясняющих общность образовательных культур:
- общность исторических условий развития различных народов;
- общность целей и интересов народов всех стран, их общие человеческие духовные и нравственные ценности;
- общность основ народной психологии;
- общность географических условий;
- взаимное влияние педагогических традиций разных народов.
Эта общность проявляется в восприятии людей. Например, в идее единства трудящихся. Пословица «В единстве — сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных народов, призывающие к объединению трудящихся, звучат по-разному, но имеют один и тот же смысл: они показывают всемогущество объединенного народа и гибель человека, стоящего вне общества.
Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает нас в том, что во многих случаях именно общность лучше всего подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивным является только диалог культур, потому что ни одна культура, даже самая большая, не может быть самодостаточной.
Этнопедагогика показывает, что все народы, даже те, которым грозит исчезновение, имеют в своей древней культуре многое, что может обогатить мировую цивилизацию.
Этнопедагогический обзор народов России, от чукчей до русских старообрядцев Латвии, дает уникальную информацию о великой стране — России, объединяющей более ста наций и народностей. Находясь в дружеских отношениях на протяжении веков, они обогащают друг друга этнопедагогическими достижениями. И все они великие и гениальные. Народы, объединенные общими целями, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности. Как все нерусские народы достигли больших успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся к величию и славе при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Величие отдельных народов является неотъемлемой гармоничной составляющей величия общего Отечества дружественных народов как в материальном, так и в духовном, в том числе образовательном плане.
Итак: изучайте этнопедагогику:
- Основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, образование, самовоспитание, перевоспитание, обучение, тренировка, вакцинация);
- ребенок как объект и субъект воспитания (родной ребенок, сирота, усыновленный ребенок, сверстники, друзья, чужие дети, окружение ребенка);
- воспитательные функции (подготовка к труду, формирование морально-волевых качеств характера, развитие ума, воспитание здоровья, привитие любви к прекрасному);
- Факторы воспитания (природа, игра, слово, общение, традиция, экономика, быт, искусство, религия, модель-идеал (человек-символ, событие-символ, идея-символ);
- Методы воспитания (убеждение, пример, команда, объяснение, обучение и практика, пожелание и благословение, напутствие, клятва, просьба, совет, намек, согласие, упрек, укор, соглашение, повеление, вера, завет, заповедь, покаяние, раскаяние, проповедь, завет, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, удары);
- Образовательные средства (детские стишки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, легенды, саги, мифы и т.д.);
- Организация образования (рабочие группы детей и молодежи, молодежные праздники, национальные праздники).
Содержание национального образования
Педагогическая культура народа — это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, подвижных играх, детских инструментах, детской еде и правилах питания, детском фольклоре, традиционных детских праздниках и многих других элементах народной жизни.
С появлением учебных заведений и формированием науки об образовании педагогическая культура включает в себя государственную систему народного образования, в том числе подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс. Педагогическая культура отражает развитие педагогических идей людей с древнейших времен до наших дней. Она неоднородна в том смысле, что наряду с величайшими достижениями в педагогике остаются предрассудки, предубеждения и суеверия, уходящие корнями в патриархальную древность. Эта неоднородность объясняется также историческими условиями жизни народов, неравномерным характером их культурного развития.
В педагогической культуре древности монопольная роль, несомненно, принадлежала матери. Уже процесс кормления первобытного младенца грудью, который длится гораздо дольше, чем у животного, его тесная физическая близость к матери были прообразом и началом душевных контактов, первых педагогических воздействий.
Понятие народной образовательной культуры может быть вполне научным только тогда, когда в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа, и мы говорим о народном образовании.
Любовь к детям — важнейший компонент педагогической культуры человека, одновременно элемент педагогической культуры и личности. Педагогическая культура человека в цивилизованном мире не может измеряться только его любовью к собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к собственным детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Развитие общественной жизни расширяет социальные установки людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры обязательно связан с общественными интересами и предполагает заботу о судьбе всего человечества, о его будущем. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда активна, что требует участия каждого в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитании.
Высокие результаты воспитания детей в народной среде — один из важнейших предметов педагогического научного анализа. Раскрытие секретов народного воспитания на основе готовых результатов может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и всей страны. В народе издавна известен обычай судить о человеке по его происхождению и воспитанию, по его родителям и воспитателям. Хороший человек является результатом хорошего воспитания — таков общий закон народа, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут развиваться в неблагоприятных социальных и семейных условиях. Люди отдавали должное внутреннему потенциалу личности, независимости и личной ответственности за собственное поведение.
Традиционная педагогика характеризуется обучением в действии, поэтому лучшими педагогами обычно становятся люди, которые лучше всего справляются с определенным видом деятельности: Мастера-ремесленники, певцы, сказители и т.д.
Народ с его неизменной нравственной интуицией всегда критически относился к любым педагогическим новшествам, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует о том, что только те педагогические идеи оказывались жизнеспособными, которые принимались и поддерживались народом. В то же время высокая педагогическая культура нации является показателем высокой культуры нации в целом; первая играет решающую роль во второй. Самые интенсивные попытки развить тот или иной аспект культуры обычно приводят к временному успеху. Развитие культуры может стать глобальным только тогда, когда вся культурная работа будет основана на высокой культуре воспитания подрастающего поколения.
Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания; она старше педагогической науки, всегда обогащала ее и в свою очередь обогащалась ею.
Первичные элементы
Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические навыки как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности народных педагогов были здравый смысл и эмпирическое обобщение опыта, которые впоследствии послужили первой основой педагогической теории. Ранние народные педагоги, еще не знакомые с наукой, постепенно стали полагаться на народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение, на зачатки теории. Народная педагогика понесла большие потери из-за отсутствия письменности и грамотности, знания рассеивались, многие открытия были сделаны тысячу раз. Отсутствие возможностей для концентрации педагогических знаний было препятствием для прогресса педагогической культуры народа.
Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами жизни народа, она имеет синтетический характер.
Уже в самых ранних русских летописях, в устной народной литературе, особенно в сказках и пословицах, утверждалась мысль, что человек обучаем, что самое ценное человеческое качество — добродетель, и что ее надо культивировать и учить, потому что невежество, незнание — причина многих человеческих пороков. Добродетель — это способность поступать хорошо, а хорошо поступает тот, кто знает, как поступать. Поведение человека зависит от знаний, а связующим звеном между знаниями и поведением является образование.
К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательные явления жизни людей, связанные с природой. Саратовские поля, Калмыцкая степь, Владимирские болота, Орловско-Тульская возвышенность, Малороссийские равнины и Новороссийская степь, Белорусские песчаные и лесные пространства, Вологодские леса не могут не влиять на характер жизни и деятельности населения этих мест и, соответственно, на характер педагогических явлений.
Делая большие выдержки из «Введения» Карла Риттера, Ушинский упивается размышлениями о роли природы в формировании человека и всего народа, об отражении природных условий в национальном характере. Влияние совокупности природных условий на человека настолько сильно, что разрушение этих условий может довести человека до болезненной тоски по дому. Ушинский считал, что разумное использование природных богатств родины «возводит энергию народов, которой они свободно и полно делились, на поразительную степень возвышения». Его суждения о «поющих сынах природы», оссиановской поэзии, родившейся на бесплодных полянах сурового, покрытого облаками шотландского побережья; лесной песне канадца, песне негра на рисовом поле, песне камчадала о медведе, рыбацкой песне островитянина, наполнены верой в духовные силы каждого народа, даже самого маленького. По словам Ушинского, «впечатление естественной жизни может быть перенесено и на жизнь отдельного существа или целого народа через высшее духовное посредничество». А духовные силы народа всегда являются показателем высоких педагогических, воспитательных способностей.
Образование подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Она определялась экономическими условиями жизни общества, но в свою очередь влияла на все стороны жизни людей и была мощным фактором экономического развития самого общества. Великие функции образования определили и особое место народного образования в корпусе многообразных знаний и среди других многообразных видов деятельности трудящихся людей. Она вторгается во все без исключения сферы знаний и деятельности людей и обеспечивает их единообразие.
Подлинное образование — это только то, которое служит интересам народа. Образование, не отвечающее этим требованиям, является античеловеческим и может быть названо антиобразованием, потому что оно развращает человеческую личность.
Народное воспитание в прошлом, отмечает И.Т. Огородников, также предполагало определенные виды обучения, усвоение знаний, закрепленных в многовековом опыте человечества, т.е. в народной педагогике воспитание и обучение находились в едином целостном процессе и дополняли друг друга. Народному образованию угрожал рост образования, организованного эксплуататорскими классами. Домашнее образование рабочего класса было фактором, который связывал образование с трудовой и интеллектуальной жизнью народа. Обучение в государственных школах выступало в качестве средства перевоспитания для преодоления последствий народного (домашнего) образования. Это было особенно характерно для монастырских школ, созданных в XVII-XVIII веках для «инородцев» Поволжья. Дифференциация образования и воспитания со стороны правящих классов и их государства угрожала формированию целостной личности. Именно поэтому принцип воспитывающего обучения, научно обоснованный Коменским, имел эпохальное значение в истории образования. Его большой заботой было восстановление преемственной связи между материнским (родительским) воспитанием и изучением родного языка в школе, чтобы обеспечить единство образования в целом.
Духовный контакт
Духовный контакт людей несет на себе печать преемственности поколений. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в историях, пересказах, легендах, наставлениях и пословицах. Предки говорят устами потомков, прадед говорит устами дедов, праотцов. Таким образом, старшее поколение помогает укреплять связь между поколениями, как прямо, так и косвенно, через своих детей и учеников своих детей, через духовные сокровища, которые они сохраняют. Но чем дальше уходят предки, тем слабее слышен их голос, тем труднее дойти до их мыслей в отсутствие Писания. Именно здесь народная педагогика должна быть поддержана подлинно народным образованием на государственном уровне, которое обеспечивает преемственность поколений в едином образовательном процессе, контролируя и сохраняя лучшее.
До появления письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение через произведения устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, легенды и песни — это замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Творческая роль масс в развитии духовной культуры велика. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др. убедительно показывают, какое влияние оказало на них устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народные.
Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных корней. Такие педагогические требования, как принцип естественности, принцип закономерных последствий, нашли отражение, хотя и в самой примитивной форме, в произведениях устного народного творчества задолго до того, как они были конкретизированы в педагогической науке.
Памятники народной педагогики, созданные сотни, а может быть, и тысячи лет назад, уже определили методы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические требования. В них рассказывается о приучении детей к труду, детских инструментах, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и так далее.
Народ — единственный и неисчерпаемый источник духовных ценностей. Великих художников, поэтов и композиторов вдохновлял народ, народное творчество. Их произведения искусства были доступны и близки людям в любое время. Работа всегда была мерилом духовности и эстетических ценностей. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с работой. Более того, в основном это происходило в процессе работы. Возьмем, к примеру, песни моряков, ткачей, грузчиков и других. Они пряли и пели, рассказывали сказки; они работали в поле и на лугу и пели. Не случайно в эпическом народном творчестве преобладают темы труда.
Связь между трудом и эстетическим воспитанием проявилась в том, что рабочие искусно и тонко украшали и с любовью обрабатывали инструменты. Эти инструменты должны быть не только практичными, но и достаточно красивыми, чтобы радовать глаз и поднимать настроение. Украшение таких орудий труда, как упряжь, сани, повозка, веретено, прялка, гребень и т.д. и т.п., было массовым национальным творчеством. Люди искали удовольствие в работе. Конечно, в принудительном труде было мало удовольствия, но эстетика, привнесенная в трудовой процесс, облегчала участь работника, делала жизнь более насыщенной.
Нравственность простых людей была столь же высока, как и эстетика повседневной жизни. Бескорыстная любовь к родине и ненависть к угнетателям были характерными чертами морали рабочего человека.
Народное воспитание, конечно же, ставит перед собой и задачу духовного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, прибауток в устном народном творчестве! Все они преследовали образовательные цели, одной из которых является интеллектуальное развитие детей. Если бы система народного образования не заботилась об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, вряд ли из народа вышло бы столько гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.
Народное образование также не обошло стороной вопрос физического развития детей. Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны людям. Однако всевозможные подвижные игры, национальная борьба, скачки и другие популярные виды спорта были достаточно широко распространены. Многие страны ежегодно проводили национальные праздники, во время которых спорт обязательно включался в программу. Произведения устного педагогического творчества всех народов отражают заботу трудящихся о здоровье молодого поколения; они прославляют физическую силу, неутомимость, настойчивость, упорство и т.д.
Среди многочисленных сокровищ народно-педагогической мудрости одно из главных мест занимает представление о совершенстве человеческой личности, ее идеале, который является образцом для подражания. Эта идея первоначально возникла — в самой примитивной форме — в глубокой древности, хотя, конечно, «совершенный человек» в идеале и реальности гораздо моложе «человека разумного» (первый возникает в недрах второго и является его частью).
Формирование совершенного человека является руководящим принципом народного образования. Самым убедительным и ярким доказательством того, что человек — «высшее, совершеннейшее и превосходнейшее творение», является его постоянное и непреодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию — высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключается именно в этой способности.
В устных традициях всех народов герои характеризуются многими чертами, которые отражают богатство человеческой природы. Даже если о положительном персонаже сказано всего одно или два слова, эти слова настолько обширны, что отражают весь спектр личных качеств.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями
- Основы педагогического мастерства
- Методическая работа в ДОО
- Особенности общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности
- Современная система отечественного образования
- Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности
- Моделирование образовательных программ
- Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства
- Становление и развитие трудовой деятельности детей
- М.И. Драгомиров о сущности и содержании педагогической деятельности