Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие укладов общественной жизни — Социальные отношения

Социальная структура — сложившаяся система социально-производственных и экономических отношений.

В настоящее время под обществом понимается определенный комплекс социальных отношений и форм взаимодействия людей, проживающих на определенной территории и в определенный исторический период.

Общество является неотъемлемой формой существования людей, любое объединение людей формирует общество, и только в обществе становится возможным социальное воспроизводство человечества — как чисто физиологическое, репродуктивное, так и культурное и экономическое.

Общество часто ассоциируется с государством, но эти понятия, хотя и связаны между собой, ни в коей мере не эквивалентны. Общество — это более широкое явление.

Хотя сегодня общество развивается в рамках государственных структур, в истории человечества были периоды, когда общество существовало без государства, например, в рамках первобытного или племенного строя.

Некоторые из основных характеристик, которые позволяют определять и отличать общества друг от друга, таковы:

  • Территория,
  • самодостаточность,
  • социальная структура,
  • социально-культурная единица.

Территория понимается как физическое пространство, в котором исторически существует общество, во всей совокупности его климатических особенностей, которые оказывают значительное влияние не только на аспекты управления экономикой, но и на особенности социальных институтов и менталитета общества.

Самообеспеченность общества подразумевает его собственную территорию, историю, культурную традицию, а также способность интегрировать социальные институты и общины и управлять ими, способность к саморегулированию и саморазвитию.

Социальная структура общества включает в себя три основных элемента — сообщества, институты и взаимоотношения. Общины — это более или менее монолитные группы людей в обществе, объединенные какими-то признаками — возраст, пол, род занятий, религия, национальность и т.д. — объединены.

Развиваются социальные институты, устанавливаются формы взаимодействия членов общества в определенных сферах жизни. Например, институт семьи регулирует супружеские и родительско-детские отношения, определяет общепринятые модели поведения и нормы взаимодействия.

Понятие укладов общественной жизни - Социальные отношения

Социальные отношения

Социальные отношения — это сложившиеся формы взаимодействия между сообществами и социальными институтами в конкретном обществе. Специфика взаимоотношений определяется степенью значимости института и положением сообщества в ткани общества в целом, и обновляется по мере происходящих изменений.

Как видно из вышеизложенного, существует несколько качественно разных типов социально-экономических отношений. Некоторые из них уже упоминались: ранние примитивные, поздние примитивные, рабовладельческие, капиталистические. В идеале социально-экономические отношения того или иного типа образуют целостную систему — социально-экономическую (социально-экологическую) структуру.

Каждая система социально-экономических отношений определенного типа (социально-экономического режима) является внутренней структурой производственного процесса, определенной социальной формой, в которой происходит процесс создания материальных благ.

Производство

Производство материальных благ всегда происходит в определенной социальной форме.

Производство, взятое не вообще, а в определенной социальной форме, является ничем иным, как отдельным видом производства. Таким образом, способ производства — это способ производства, который отделяется в соответствии со своей социальной формой.

В работах К. Маркса и Ф. Энгельса термин «способ производства» использовался в двух значениях. Под способом производства мы понимаем либо способ производства, отличающийся по своей социальной форме, либо только социальную форму, т.е. систему социально-экономических отношений определенного типа. В сочинениях более поздних марксистов, прежде всего В.И. Ленина, для обозначения такой системы был использован термин «социально-экономический способ производства», который придал словосочетанию «способ производства» единое значение в марксистской литературе.

Существует столько же способов производства, сколько и социально-экономических структур. Социально-экономические режимы и, соответственно, способы производства делятся на основные и неосновные или взаимодополняющие. Основными способами производства являются такие социально-экономические режимы производства, которые являются одновременно этапами мирового исторического развития общественного производства.

Особенности социально-экономических отношений

Особенность социально-экономических отношений заключается в том, что, в отличие от всех других общественных отношений, они не зависят от сознания и воли людей. Существующие независимо от сознания и воли человека, они определяют его волю и сознание и, следовательно, его деятельность и ее результаты.

Поэтому система этих отношений, являющаяся социальной формой, в которой происходит производство, является одновременно основой каждого социально-исторического организма. Она определяет общественное сознание и волю живущих в ней людей, а значит, и все другие социальные отношения, существующие в ней. В отличие от социально-экономических отношений, которые по своей природе объективны, все остальные общественные отношения являются отношениями воли. Общественное сознание в строгом смысле этого слова (т.е. всего лишь совокупность взглядов и представлений о социальных явлениях, социологическое сознание), наряду с волевыми социальными отношениями, является надстройкой над социально-экономической базой.

Поскольку социально-экономические отношения являются основой, фундаментом любого общества, то вполне естественно, что классификация социально-исторических организмов основывается на характере производственных отношений, преобладающих в них. Тип общества, разграниченный в соответствии с этой характеристикой, обычно называется социально-экономическим образованием. Но не каждый социально-экономический тип общества можно назвать социально-экономическим образованием, а только такой тип, который одновременно является этапом мирового исторического развития. Существует столько же социально-экономических образований, сколько и основных социально-экономических форм и, соответственно, основных форм производства.

Социально-экономические типы общества

Наряду с социально-экономическими образованиями существуют и такие социально-экономические типы общества, которые не представляют этапов развития человеческого общества в целом. Если они окажутся стадиями развития, то только эти или другие отдельные общества. Эти типы обществ, являющиеся своеобразным дополнением к социально-экономическим формациям, можно назвать социально-экономическими параформами (от греческого «пара» — рядом, среди).

Основным инструментом анализа социально-экономической структуры общества является категория социально-экономической структуры. Этот термин имеет три тесно связанных, но несколько различных значения. Одна из них — целостная система социально-экономических отношений в целом. Вторая — целостная система социально-экономических отношений конкретного типа в целом (феодальная социально-экономическая структура, капиталистическая структура и т.д.). Третье значение — это целостная система социально-экономических отношений определенного типа, существующая в определенном социально-эстетическом организме, т.е. не один образ жизни вообще и не один конкретный тип в частности, а один, социально-экономический тип.

В социально-историческом организме могут существовать различные социально-экономические отношения. Отношения того или иного типа могут образовывать целостную систему в обществе — социально-экономическую структуру, но они могут быть и своеобразным дополнением к тем или иным существующим структурам — социально-экономическим (или экономическим) придатком (короче говоря — эко-привязкой). Если производство осуществляется в оболочке экономического придатка, а не тем или иным способом, то это только тот или иной вид производства.

Разница между экономпридатком и способом производства заключается в том, что первый не имеет своих экхозячеек, его специфические экономические отношения существуют в рамках других народных хозяйствующих субъектов. Очень важно отличать самовольное существование социально-экономических отношений от их неукладного существования. Как мы знаем, наёмный труд характерен для капитализма. Но занятость рабочего встречается в самые разные периоды мировой истории: в доклассических обществах, в Древнем Ближнем Востоке, в древности, что приводит некоторых историков и экономистов к разговору о существовании там капитализма. На самом деле ни в одном из этих обществ не было капитализма. Нигде отношения между работниками и наемными работниками не образовывали единую, последовательную систему. Везде, где они существовали в неакционерной форме, то есть в виде экономического придатка.

Если в социально-историческом организме существуют только социально-экономические отношения одного типа, то общество является одноэкономным. Моноэкономика — это когда наряду с одной формой жизни существует одна или даже несколько экономик. Но социально-исторический организм может иметь несколько социально-экономических режимов одновременно, не говоря уже об эконометрических единицах. Такое общество многоформенное.

Социально-экономические режимы

Все социально-экономические отношения, существующие в многоклассовом обществе, образуют единую целостную систему. Поскольку такая система состоит не из одного, а из нескольких различных социально-экономических отношений, ее нельзя назвать социально-экономической системой. Нужен еще один срок. Термин «социально-экономическая (социоэкономическая) система общества» может являться термином. Когда общество — это экономика, то определенная социально-экономическая структура общества и социально-экономическая структура совпадают.

Обычно в обществе с несколькими экономическими режимами один из них является доминирующим, в то время как другие находятся в подчиненном положении. Доминирующий режим определяет характер социально-экономической структуры общества в целом и, следовательно, тип общества и его формирующее или параформирующее членство.

Различие между доминирующим и подчиненным образами жизни во многих случаях является относительным. В процессе исторического развития тот или иной доминирующий режим может стать подчиненным, а подчиненный — доминирующим.

Однако не каждый подчиненный режим может стать доминирующим. Здесь мы снова встречаемся с другой классификацией социально-экономических режимов. Последнее можно разделить на те, которые могут быть доминирующими в принципе, и те, которые никогда не смогут стать доминирующими. Первые модели можно назвать центральными, в то время как вторые являются взаимодополняющими. Центральный режим может быть единственным или доминирующим в обществе и, соответственно, определять тип общества и его принадлежность к тому или иному социально-экономическому образованию или параформации.

В качестве примера другой социально-экономической структуры можно рассматривать систему домохозяйств, существующих при капитализме, владельцы которых объединяют владельцев средств производства и непосредственных производителей. Такой образ жизни обычно называют мелкобуржуазным. В докапиталистических классовых обществах, особенно в древности, существовали различные формы самостоятельного производства в небольших масштабах.

Каждый социально-экономический режим, центральный или дополнительный, имеет свои характерные экономические ячейки. Каждая центральная социально-экономическая структура также имеет свой собственный экономический организм. Что касается дополнительных режимов, то у них нет собственного эколого-экономического организма. Их хозяйственные клетки встроены в состав хозяйственного организма одного из существующих, обычно доминирующих, потоков. Например, в капитализме ячейки малого самостоятельного производства являются частью системы национального капиталистического рынка.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Культурный нигилизм философов-модернистов
  2. Социальная философия и альтернативные варианты развития человечества
  3. Основные понятия философии Ф. Ницше
  4. Схоластика и культура средних веков
  5. Основные антропологические идеи М. Шелера, Х. Плеснера, А. Гелена
  6. Наука как форма специфической познавательной деятельности
  7. Соотношение биологического и социального в человеке
  8. Философские основания сциентистских концепций человека
  9. Философский анализ
  10. Философия и религия