Оглавление:
Диалектический анализ материального объекта предполагает разделение на противоположности. Диалектический анализ как последовательный переход от «конкретного к абстрактному» (К. Маркс) должен начинаться с атрибутов «самого конкретного» (т.е. сложного, богатого содержанием). В то же время, чтобы избежать субъективизма, при изучении свойств материального объекта всегда должен учитываться принцип единства теории и практики. Диалектический анализ объекта должен основываться на истории практической деятельности (особенно истории технологии), истории всех наук (особенно естественных) и истории философии. Давайте начнем с последнего.
Уже мыслители древности «раздвоили» мир на что-то внешнее, чувственно данное, и то, что стоит за ним и определяет его. Платон, в духе идеализма, бифуркация является основой его учения о «мире вещей» и «мире идей». На протяжении всей истории философии происходит фундаментальное разделение мира на внешнее, бытие и внутреннюю его сущность.
Научные знания, направленные на изучение материального мира, руководствуются важным методологическим принципом: перейти от описания исследуемого объекта к его объяснению. Описание имеет дело с явлениями, а объяснение подразумевает обращение к сущности исследуемых объектов.
И, наконец, история технологии предлагает богатый материал, показывающий глубокую важность различия между явлениями и их сущностью. Ярким примером является открытие сущности классифицированных технологических процессов (китайский фарфор, дамасская сталь и т.д.).
Из всего этого можно сделать вывод, что в ходе диалектического анализа материальный объект должен сначала «разложиться» на феномен и сущность.
Понятие явлений не представляет особой сложности. Материя «появляется» нам в самых разнообразных формах: в виде вещи, свойства, отношения, количества, состояния, процесса и т.д. Феноменом всегда является что-то индивидуальное: конкретная вещь, конкретное имущество и т.д. Что касается понятия сущности, то исторически сложилось много споров по поводу этого понятия, различных толкований; идеалисты построили вокруг него множество схем схоластики и даже спекулятивной мистики.
Для того чтобы охарактеризовать содержание сущности, необходимо начать с практики изучения различных явлений. Подводя итоги таких исследований, мы обнаруживаем, прежде всего, что сущность — это внутренняя сущность объекта, а явление — внешнее. Но «внутренний» здесь не должен пониматься в геометрическом смысле. Например, детали механической конструкции часов находятся «внутри» их корпуса в геометрическом смысле, но суть часов не в этих деталях. Сущность является основой явлений. В случае с часами, внутри, основой является не механика, а то, что делает их часами, регулярный процесс колебаний. Суть заключается во внутренних, глубинных связях и отношениях, которые определяют явления. Вот еще несколько иллюстраций. Сущность воды — это сочетание водорода и кислорода; сущность движения небесных тел — это закон всемирного тяготения; сущность прибыли — производство прибавочной стоимости и т. д.
По сравнению с явлениями сущность является общей; одна и та же сущность лежит в основе многих явлений. (Таким образом, сущность воды в реке, озере, дожде и т.д. одинаковая.) Сущность относительно более стабильна по сравнению с ее проявлениями. Особенностью сущности в гносеологическом плане является то, что в отличие от наблюдаемых, видимых явлений, сущность незаметна и невидима; она известна через мышление.
Таким образом, сущность является внутренней, общей, относительно стабильной основой явлений, которые могут быть распознаны мышлением.
Сущность
Признание противоречий в сущности объектов — это признание сущности. Практическое познание тайн природы — это объективный процесс восхождения, в ходе которого постижение мысли должно было поставить проблему сущности и выразить свое отношение к ней в интересах практики.
Древняя философия ставит эту задачу прежде всего в связи со сложностью познания, чтобы отличить истинное знание от ложного, знание от мнения. Эта разница обусловлена самой действительностью, в которой есть нечто истинное и нечто внешнее, видимость, которая является источником различных мнений. Таким образом, возникновение категории сущности было вызвано как интересом к постижению истины, так и интересом к определению объективной реальности, отражением которой является истина. Сущность — это базовое, фундаментальное знание, которое объясняет, что оно отражает.
В понимании Аристотеля, суть заключается в том, что не выражено в предмете, сущности и основе особенности вещи. В то же время это стабильное, но активное начало, актуальная, эффективная форма, которая превращает пассивную материю в вещь. Аристотель высказал ряд ценных представлений о неразрывности сущности и явления, о различии сущности и общего, о том, что не каждый генерал является сущностью, а последний — таким общим, что определяет единственное и т. д.
Материалисты новой эпохи в борьбе против схоластики защищали объективную реальность сущности и ее узнаваемость. Таким образом, Ф. Бэкон, разработав свой индуктивный метод, считал, что это новый «орган», надежный инструмент для познания сущности. Французские материалисты XVIII века, а затем Фейербах продолжили разработку материалистического решения этой проблемы; Фейербах, в частности, подверг Канта глубокой критике за фундаментальное непонимание сущности, за отделение ее от внешнего вида, за отклонения от материализма в целом. Эта правильная критика, однако, оказалась недостаточной, поскольку не выходила за рамки чисто гносеологического аспекта, не опиралась на общественно-историческую предметную деятельность человека, на основе которой возможно только научное решение проблемы. Более того, поскольку домарксистский материализм был метафизическим и созерцательным, он предполагал абстрактную, когда-то неизменную природу человека.
Современная буржуазная философия, особенно феноменализм и неопсивизм, продолжает линию юм-кантийского агностицизма в новых формах. Например, феноменалист Гуссерл считает, что сознание — единственная реальность. Как и Кант, он воспринимает бытие как идеальную сущность, которая, кроме того, воспринимается с помощью «интеллектуальной интуиции», как сразу все, что можно услышать, увидеть и так далее. Он понимает познание реальности как переход от одного явления к другому. Эти явления не только не связаны с какой-либо объективной сущностью, но и являются продуктом идеальной интуиции и не существуют вне ее.
В этом смысле действует и неопозитивизм, считающий проблему сущности и феномена псевдопроблемой. В понимании Р. Карнапа, например, познание не может выходить за рамки эмпирико-научных вопросов и поднимать вопросы о сущности объектов. Такой же точки зрения придерживается и Би. Рассел, который говорит об этом как о «безнадежно запутанной концепции».
Отделение феномена от сущности является характерной чертой кантианства. Более того, современные нео-кантийцы «очищают» кантианство от элементов материализма и придают ему более последовательный субъективно-идеалистический характер. Они отрицают законы развития, объявляют сущность «логической конструкцией», ошибочным подобием, или «словесной конструкцией» и т.д. и т.п., и приходят к отрицанию самой объективной реальности и ее узнаваемости.
Явление
Сущность в том. Феномен является проявлением сущности, сущностью в ее существовании. Не существует сущности, которая не является сущностью или сущностью вне существования. Конечно, вышесказанное не означает, что познание в явлениях всегда схватывает суть. Когда мы говорим, что сущность всегда есть существо, мы имеем в виду, что сущность может существовать только в своих объективных явлениях, в своих объективных проявлениях. Сущность, которая не является существом, это не сущность, а абсолютно пустая абстракция, как неизвестная «вещь в себе» Канта. Что касается познания сущности, то, хотя не существует такой вещи, как неосознаваемая сущность, поскольку познание — это темпоральный и неисчерпаемый процесс, познание сущности — это также темпоральный процесс: одни сущности познаются на определенном этапе, а другие, хотя и проявляются в своих объективных формах, но все же скрыты и неосознаваемы, ожидают познания. «Человеческая мысль бесконечно углубляется от феномена к сущности, как это было от сущности первого порядка к сущности второго порядка, и так далее без конца». 5 Понимание мыслей не должно сбивать с толку эти разные вопросы. Их путаница была лишь одним из эпистемологических источников различных разновидностей как идеализма, так и агностицизма.
Сущность бытия — это непосредственность, это существование. Все, что есть, существует. Когда все условия для мыслимой вещи присутствуют, она появляется. Существо, достигшее непосредственности, наиболее близко к существованию, и как неразличимое единство существа со своей непосредственностью, оно является существом или вещью6. Для Маркса, таким образом, процесс обращения капитала — это явление, а его циркуляция — это непосредственность капитала, это его существование. Поэтому Маркс начинает анализ процесса обращения капитала с «метаморфоз капитала и их обращения», то есть с существования капитала. Изучение процесса производства сущности-капитала в настоящее время является прошлой стадией восхождения (Маркс не возвращается к ней явно во II томе), но оно формирует основу для дальнейшего изучения движения капитала, без которого ни существование, ни явление капитала не могут быть поняты. Иными словами, начиная с изучения процесса сущности, рассматриваемого в чистом виде, Маркс в настоящее время, на этапе исследования достиг, в том числе и в чистом виде, изучения процесса возникновения, — конкретных форм проявления капитала в сфере обращения. Сейчас объектом исследования является феномен — оборот капитала.
Обращение капитала — это непосредственность, которая предполагает денежную, производственную и товарную формы, содержанием которой так или иначе является капитал, и в которой он не только остается, но и работает, обогащается и сохраняет свою сущность. Капитал проходит ряд последовательных этапов своего функционирования. Таким образом, денежный капитал проходит через следующие этапы: Д-Т… П… Т1 — Д1. Рассмотрев в чистом виде существование-обращение денежного капитала, производительного капитала и товарного капитала как три самостоятельные функциональные формы, Маркс переходит к анализу феномена-обращения капитала. Анализ показывает, что в реальности существует не отдельный акт обращения, а процесс прерывистого и непрерывного возобновления обращения. Оборот капитала, определяемый не как отдельный акт, а как периодический процесс, повторяющийся снова и снова на определенных промежутках времени, является оборотом капитала. Непосредственность оборота капитала отменяется при посредничестве, потому что это уже не отдельный акт оборота, а периодический процесс — оборот, который, в свою очередь, отменяется при анализе воспроизводства и оборота всего социального капитала.
Капитал, значит, существует в обращении и возможен в нем как сущность в явлении и не иначе. Циркуляция капитала — это капитал в его существовании, существует существенная связь, это феномен капитала. Поэтому феномен в его существовании является сущностью: сущность непосредственно присутствует в нем. Существование, как необходимое существование, является феноменом.
Взаимопревращение сущности и явления
Быть в своем существовании — это реальность, или, как говорит Гегель, реальность — это единство бытия и существования. Познание субъекта в целом возможно, как уже отмечалось, при одном условии, когда оно не ограничивается самостоятельным анализом каждой из противоположностей единства, а идет дальше, вплоть до их синтеза.
Бифуркация единства и независимый анализ сущности, а затем явление — это движение мысли в направлении, отрицательном к первоисточнику, а ее синтез — это движение мысли в противоположном, положительном направлении, это процесс восстановления ее единства на более высоком уровне.
В то же время анализ показывает, что ни сущность, ни явление не являются единым целым само по себе, а его стороны или части. Только их диалектический синтез (но не сумма) дает целое в своей полноте. Это означает, во-первых, что реальность выше, чем существо и чем существование; во-вторых, что это тотальность, тотальность, точнее, синтез его моменты, то есть, богаче, выше, конкретнее.
Крайне важно подчеркнуть, что сам по себе этот синтез следует понимать диалектически, т.е. как развитие, как взаимное преобразование противоположностей, как переход противоположностей друг к другу и к новому, более высокому состоянию. Поскольку сущность и феномен не только идентичны, но и различны по своей идентичности, они также сливаются друг с другом: феномен в сущность, а сущность в феномен. Иными словами, их отличие является неотъемлемым условием их синтеза, их взаимного перехода.
Интертрансцендентность сущности и явления — основное содержание всего пути познания и особенно его второй половины, ибо речь идет о синтезе, единстве вилочных противоположностей. Мысль отходит от явлений, явлений и уходит глубже во внутреннюю природу объекта, освещая его: «Мысль, восходящая от бетона к абстракции, не отходит — если она права….». — от правды, но приближается. Абстракция материи, закон природы, абстракция ценности и т.д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не фривольные) абстракции отражают природу глубже, правильнее, полнее. Сведение внешности к их общему основанию, к их сущности, к открытию закона их существования и развития, есть преобразование внешности в сущность в познании. В этой части пути познания, которая характеризуется прежде всего анализом и индукцией, сингуляр возводится во всеобщее, явление трансформируется в сущность.
Познание, однако, не ограничивается извлечением сущности. Она идет «назад», так сказать, и начинает объяснять одно за другим явление из сущности, из единственного основания. Так, например, «научный анализ конкуренции становится возможным только после понимания внутренней природы капитала, точно так же, как видимое движение небесных тел становится понятным только тем, кто знает их реальное, но чувственно невидимое движение». В этой части пути познания, которая характеризуется прежде всего синтезом и дедукцией, сущность становится феноменом. От чувственно-бетонных явлений к сущности и от этого к мысленно-бетонным явлениям на более высокой основе, т.е. на основе синтеза сущности и явлений, это путь научного познания. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что движение познания от сущности к явлениям — это не механическая передача сущности, а ее обогащение, наполнение «плотью и кровью», богатством отдельных явлений, ибо сами явления передают им нечто своеобразное, свое богатство. Это означает, что конкретное содержание явления обусловлено не только сущностью, но и множеством внешних связей и обстоятельств, в которых проявляется сущность.
Категория закона сущности и явления
Понятие сущности также связано с понятием закона, но закон и сущность не одно и то же: мы знаем закон тяготения, не зная его физической сущности.
Сущность сама по себе динамична и подчинена принципу эволюции. Раскрыть суть чего-то — значит проникнуть в глубину вещи, в ее фундаментальные свойства, раскрыть причины его возникновения и принципы его развития. В то же время, сущность имеет разную степень глубины. У него есть свои степени или приказы. И познание переходит из сущности одного порядка в сущность другого, более глубокого. Порядок сущности переходит в бесконечность. Необходимо подчеркнуть, что сущность всегда конкретна и субъективна; сущности нет вообще.
Сущность неотделима от форм ее проявления. Феномен является проявлением сущности: если сущность является чем-то общим, то феномен единственный и выражает момент сущности; если сущность является чем-то глубоким, то феномен внешний, более богатый и красочный. Феномен — это то, как сущность проявляется внешне: во взаимодействии со всем остальным, в том числе и с нашими чувствами.
Явление — это непосредственно воспринимаемое свойство объекта, тот или иной внешний вид, зависящий от строения и действия органов чувств, а суть в том, что качественное свойство объекта, определяющее его характерное лицо, может быть скрыто за его непосредственно наблюдаемыми проявлениями (зеленый цвет травы — это явление. Суть заключается в физическом свойстве отражения света).
И сущность, и явление существуют объективно, они являются атрибутами объекта. Но феномен — это функция, зависящая от объекта и его приданности субъекту, а суть — объектное качество самого объекта.
Диалектика сущности и феномена не является явно простым процессом, то есть такой связи нет: сущность, феномен. Сам по себе феномен довольно неоднозначен и не всегда скрывает истинную сущность. По этой причине проблема видимости вполне реальна для философии.
Движение познания — это всегда движение извне.
Категория «внешние» раскрывает свойства объекта в целом, и не только самого объекта, но и то, как он взаимодействует со своим окружением. Категория внутреннего раскрывает структуру объекта и выявляется благодаря теоретическим когнитивным процедурам, связанным с принятием идеализированных объектов.
Выделяя сущность явления, мы сталкиваемся с категорией LAW.
Все в мире подчиняется закономерностям. На протяжении веков человек замечал определенный порядок во Вселенной и повторяемость явлений, которые предполагают существование закономерности. Поэтому понятие закона является продуктом зрелого мышления: оно возникло на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знаний.
Закон — это существенный, устойчивый, регулярный и необходимый вид связи между явлениями, взятый в обобщенном виде и адаптированный по отношению к типологически классифицированным условиям его проявления. Закон — это необходимая, стабильная, повторяющаяся, существенная связь и взаимосвязь вещей. Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развития явлений.
Необходимо различать законы построения, функционирования и развития системы. Законы могут быть менее общими и действовать в ограниченной сфере (закон естественного отбора) или более общими (закон энергосбережения). Некоторые законы выражают строгую количественную связь между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами. Другие не могут быть описаны математически, например, закон естественного отбора. Но оба эти закона выражают объективную, необходимую взаимосвязь явлений.
Проводится различие между динамическими и статистическими законами. Динамический закон — это форма причинности, при которой исходное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Динамические законы бывают различной степени сложности. Они применимы ко всем явлениям в целом и, конечно же, к каждому из тех, кто подчиняется этому закону; например, любой камень, брошенный вверх по закону тяготения, упадет вниз.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Социум
- Ересь стригольников: философские корни
- Полифункциональность эстетики
- Гносеология и круг ее проблем
- Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
- Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
- Человек, общество и природа: проблемы экологии
- Дени Дидро и его философия
- Жан Поль Сартр и его философия
- Философское знание и управление