Оглавление:
Социальная революция — это качественный скачок в развитии общества, сопровождаемый передачей государственной власти в руки одного или нескольких революционных классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.
По мнению Маркса, социальные революции являются выражением сути природно-исторического процесса общественного развития. Они носят универсальный, естественный характер и представляют собой важнейшие фундаментальные изменения в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость замены одного социально-экономического образования другим, более прогрессивным.
Нонмарксистские и антимарксистские концепции, как правило, отрицают закономерность социальных революций. Так, Х. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, катастрофами, эндемическими болезнями, проявлениями непослушания и «агитацией, распространяющейся на революционные собрания», открытыми восстаниями, которые он называл «социальными изменениями аномального характера «2. Поппер отождествил революцию с насилием. Социальная революция, говорит он, разрушает традиционную структуру общества и его институты… Но… когда они (мужчины — I.S.) разрушают традицию, цивилизация исчезает вместе с ней… Они возвращаются в животное состояние.1
Понятие социальной революции и ее виды имеют неоднозначное толкование в современной литературе. Термин «революция» вошел в социальные науки менее трех веков назад, и в своем современном значении он употребляется сравнительно недавно. Как известно, термин «социальная революция» используется, с одной стороны, для обозначения перехода от одного социально-экономического образования к другому, т.е. под социальной революцией понимается эпоха перехода от одного способа производства к другому на длительный период времени; эта эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения противоречия, возникающего на определенном этапе развития производства между производительными силами и отношениями производства, а конфликт между последними обостряет все социальные противоречия и, естественно, ведет к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуатирующих его людей политической власти, во-вторых, обеспечить аналогичный переход в рамках одного общественного организма; В-третьих, обозначить относительно временный политический переворот; в-четвертых, революцию в социальной сфере общественной жизни; в-пятых, обозначить один метод исторического действия в противовес другому, реформистский и т.д. и т.д.
Три основных структурных элемента
Термин «революция» часто используется очень широко — научная революция, техническая революция, коммерческая революция, финансовая революция, аграрная революция, экологическая революция, сексуальная революция.
Внутри национального государства, в котором происходит социальная революция, ее можно разделить на три основных структурных элемента: 1) политический переворот (политическая революция)
2) качественная трансформация экономических отношений (экономическая революция); 3) культурная и идеологическая трансформация (культурная революция). Подчеркнем, что у Маркса уже были две концепции революции: социальная и политическая. Процесс приближения к пониманию сути социальной революции был сложен даже при марксизме. Сначала ее основатели противопоставляли понятия «политическая революция» и «социальная революция», понимая первые как буржуазные революции, а вторые — как пролетарские. Лишь спустя некоторое время Маркс пришел к следующему выводу: «Каждая революция разрушает старое общество в той мере, в какой оно является социальным». Каждая революция свергает старую власть настолько, насколько она имеет политический характер.
В этом контексте приемлема точка зрения М.А. Селезнева, который утверждает, что, поскольку социально-экономические и политические аспекты взаимосвязаны в революции, то «потрясения, совершаемые прогрессивным классом в социально-экономической и политической сферах сознательным и насильственным действием, неразрывно связанным в пространстве и времени, следует точнее назвать общественно-политическими революциями».
Общие законы социальной революции
Если политическая революция направлена на то, чтобы поставить механизм государственной власти на службу новому классу, т.е. на то, чтобы сделать его политически доминирующим, то экономическая революция должна обеспечить доминирование таких отношений производства, которые соответствуют характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционная экономическая трансформация заканчивается только победой нового способа производства. Аналогичным образом, радикальная трансформация в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит только в ходе культурной революции, когда создаются соответствующие экономические, политические, педагогические и культурно-идеологические условия.
При всем многообразии подходов к природе социальной революции можно согласиться, что существуют общие законы социальной революции: 1) существование причин социальной революции (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закона социальной революции; 3) социальная революция как прогресс (сочетание эволюционных и постепенных изменений); 4) решение фундаментального вопроса (о власти).
Марксистская теория социальной революции
Марксистская теория социальной революции утверждает, что главной причиной социальной революции является углубление конфликта между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой отношений производства, что проявляется в обострении социальных антагонизмов, в интенсификации борьбы между правящим классом, заинтересованным в сохранении существующего порядка, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые в силу своего объективного положения в системе отношений производства заинтересованы в свержении существующего порядка и в состоянии участвовать в борьбе за победу более прогрессивного порядка, выступают движущими силами социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора отдельных лиц или произвола меньшинства, изолированного от масс. Это может произойти только в результате объективных изменений, которые приводят в движение массовые силы и создают революционную ситуацию. Таким образом, социальные революции — это не просто случайные вспышки недовольства, бунты или перевороты. Они «не сделаны по заказу, не приурочены к тому или иному моменту, а созрели в процессе исторического развития и извергаются в данный момент в силу комплекса ряда внутренних и внешних причин».
Радикальные изменения в реальности наших дней, в общественном и индивидуальном сознании, несомненно, требуют нового понимания проблемы социальной перестройки на пути прогресса. Это соображение в первую очередь касается выяснения связи между эволюцией и революцией, между реформами и потрясениями.
Как упоминалось выше, эволюция обычно понимается как количественное изменение, в то время как революция понимается как качественное изменение. В то же время реформа отождествляется с количественными изменениями и, соответственно, контрастирует с революцией.
Эволюция представляет собой непрерывную серию последовательных качественных изменений, в результате которых меняется природа неродного, незначительного для конкретного качества. Взятые вместе, эти постепенные изменения готовят скачок как фундаментальное, качественное изменение. Революция — это изменение внутренней структуры системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными этапами развития системы.
Реформы
Реформа — это часть эволюции, ее уникальный момент, акт.
Реформа — это специфическая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия между производительными силами (содержанием) и отношениями производства (формой). Реформу можно рассматривать и как разрушительный, и как творческий процесс. Деструктивный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, «подрывают» их позицию. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свою власть неизменной (а революционные силы — к ответным действиям). Это позволяет сохранить или даже прервать подготовку качественных изменений в социальном организме.
Творческий характер реформ проявляется в том, что они готовят новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме революционного процесса — революции. Если мы недооцениваем важность реформ в прогрессивном преобразовании общества, то уменьшаем роль формы в разработке содержания, которое само по себе не является диалектическим. Поэтому революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества и формируют противоречивое единство. Но реформы как таковые не меняют основы старого общественного порядка.
Нет сомнения, что в революционных процессах современной истории значение творческих целей неизбежно возрастает за счет разрушительных. Реформы трансформируются из подчиненного и полезного момента революции в своеобразную форму революционного выражения. Это порождает возможности взаимопроникновения и, конечно, перехода, взаимного влияния между реформами и революцией.
Вывод
Отсюда следует, что революционным можно считать уже не только все, что выходит за рамки реформы, но и то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинальной трансформации существующих общественных отношений. Смысл не в том, чтобы сравнить «движение» и «конечную цель», а в том, чтобы соединить их вместе, чтобы «конечная цель» могла быть реализована в ходе и в результате «движения». «Революционный реформизм» отвергает как несостоятельную альтернативу: революцию или реформу. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.
Таким образом, на основе анализа мировой истории и основных исторических типов социальных революций в целом можно утверждать, что социальные революции необходимы и легитимны, поскольку в конечном итоге они знаменуют собой движение человечества по пути прогрессивного социально-исторического развития. Но революционный процесс (как и эволюционный процесс) — это не одноразовый акт. В ходе этого процесса происходит прояснение и углубление задач, изначально поставленных субъектами революции, утверждение в принципе, материализация идей. Революции, по словам Маркса, «постоянно критикуют себя… вернуться к тому, что уже, кажется, сделано, чтобы начать все заново, высмеивая с безжалостной тщательностью полусердие, слабости и бесполезность своих первых попыток.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Анализ философской лирики
- Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
- Специфика постклассического типа философии.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
- Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
- Специфика средневековой схоластики
- Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
- Гносеология
- Философия позитивизма
- Общество как форма социального воспроизводства