Оглавление:
Марксизм — II половина XIX века. Доктрина, включающая в себя экономическую теорию (капитализм), философию, доктрину будущего общества, которая должна была заменить капитализм (коммунизм). Теоретически, работа Маркса не была самоцелью. Главной целью было преобразование общества, и для достижения этой цели необходимо было придумать, как это сделать на теоретическом уровне. Маркс, Энгельс — богатые люди, но Маркс был беден, потому что его постоянно выгоняли из редакции. Основная часть философии марксизма — исторический материализм, в его основе лежит идея материалистического понимания истории. В основе материализма лежит идея материалистического понимания истории. Материально-хозяйственные отношения являются первичными в обществе. Материальное производство определяет образ жизни, природу людей и идей той или иной эпохи и их отношение к природе.
Человек по своей сути является совокупностью социальных отношений, то есть человек является результатом социальных отношений окружающей среды, общества, в котором он живет. Таким образом, для того, чтобы человек стал человеком, его окружение должно быть изменено. Общей сущностью человека является его способность быть универсальным существом (его способность быть универсальным), в то время как общество, в силу своих ограничений, не предоставляет возможности реализовать свою общую сущность, из которой следует, что человек развивается в одностороннем порядке. Причина — вовлеченность человека в различные формы отчуждения (такие условия в обществе, которые делают определенные элементы культуры чуждыми человеку). Есть много форм отчуждения.
Бланки: — отчуждение от работы (работа существует для человека как абсолютная необходимость, как средство получения дохода, не как сфера развития, а как сфера, в которой он деградировал; — отчуждение от собственности (4/5 населения лишены собственности); — отчуждение от власти (политическая власть) — образование без участия народа, государственная власть управляет обществом не в интересах бедных, а в интересах экономически доминирующего класса; — отчуждение от духовной культуры (определенная культура недоступна массам, нет материальных средств, низкие доходы, отсутствует безграмотность).
Причиной отчуждения является наличие частной собственности в средствах производства.
Чтобы устранить все это, Маркс выбирает путь социализма. Это должно быть общество с общей собственностью на средства производства, с равными возможностями для людей. Такое общество может быть достигнуто революцией, волей правителя или распространением знаний о превосходстве социализма. Маркс впервые определяется как революционно-демократический. Революцию должны были совершить рабочие и бедные крестьяне. Затем он решил, что революцию должен совершить рабочий класс, заменив власть буржуазии на власть пролетариата, т.е. революция должна быть пролетарской. Это политическая новинка теории Маркса. Маркс установил материалистическое понимание истории или принцип экономического детерминизма — его заслуга. Все в обществе имеет экономические корни. Он первым указал на это (до него детерминантами считались идеи, концепции). А экономика зависит от характера отношений производства, характер которых зависит от формы собственности. Чтобы изменить отношения производства, необходимо изменить форму собственности. Этого можно добиться, изменив власть посредством революции, поскольку это не произойдет добровольно. Теория Маркса соответствовала своему времени.
Ценность марксизма
Ценность марксизма заключается в его методологии, выдержавшей испытание временем.
Из этого вытекают следующие принципы:
- Важность форм собственности в стимулировании труда; — Роль экономики в жизни общества; — Взаимодействие экономики и политики; — Отношение идей и интересов; — Существование объективных законов, которые нельзя нарушать; — Новое отношение теории и практики.
Недостатки марксизма:
- Многие вещи ошибочны и не сбываются (концентрация капитала в руках капиталистов и растущее число пролетариата).
- Маркс пытался предсказать время и события общественной жизни.
- Избыточная стоимость — это не только стоимость товара и то, сколько труда в него вложил работник, но она также определяется спросом, преобладанием и индивидуальностью производителя.
Проблема отчуждения в философии Гегеля, Фейербаха и Маркса: сущность, причины, формы, пути ее преодоления. Проблема отчуждения в философии 20 века.
«Отчуждение», как философский термин, впервые прозвучал с Гегелем. Для него категория «отчуждение» имеет историю развития абсолютного духа. Чужеродство, таким образом, является ключевым онтологическим понятием философии Гегеля.
Абсолютное знание
Гегель понимает отчуждение как инаковость абсолютного духа. Отвержение абсолютного духа принимает форму овеществления себя в окружающем мире и проявляется в виде конечных, чувственных, телесных особенностей, к которым принадлежит человек. В конце концов, это приводит к отчуждению от истинной сущности. Логика Гегеля приводит к выводу, что весь окружающий мир отчужден, так как все является отчуждением идеи от себя. Согласно Гегелю, телесно-физические вещи несущественны, даже если они основываются на вселенской мысли. Индивидуальные человеческие духи — это нечто большее, чем чисто телесно-физические вещи. В процессе познания Идеи они образуют то, что Гегель называет абсолютным духом. Идея — это Бог в абстракции, субстанции, чистой универсальности. Дух — это та же самая идея, но он выражает себя в форме различных форм психической деятельности человека, от самых низких чувственных форм до абсолютного знания. Под абсолютным знанием Гегель понимает такую форму, когда в человеческом знании адекватное выражение абсолютной идеи достигается с помощью научных понятий, логических категорий.
Гегель ищет средства, чтобы преодолеть это отчуждение. Для него преодоление отчуждения происходит в сфере познания, которая сама по себе активна и практична. Гносеология Гегеля построена таким образом, что в ней познающий дух превращает телесные вещи во вселенские и раскрывает идеальные сущности вещей. Согласно Гегелю, человек функционирует как исполнитель стремлений Бога, абсолютной Идеи, так что он способен преодолеть конечное, чувственное состояние мира, отчужденного от Бога или Идеи. При этом он делает конечное, субъективное, материал, свойственный духу. Этот процесс преодоления отчужденного состояния мира ведет человека обратно к Богу.
Нельзя забывать, что абсолютный дух Гегеля — это совокупность духовной деятельности человечества на протяжении тысячелетий развития мировой истории. Одним из следствий этого положения было отождествление человека и Бога, которое впоследствии привело Фейербаха к созданию своей Религии Человечества. Для Гегеля человек является носителем божественного происхождения — разума. Человек — это союз конечного и бесконечного, их диалектическое единство и антитеза.
Ценность марксизма
Критика религии — вероятно, самая сильная сторона теоретической мысли философа. Религия, говорит Фейербах, — это набор фантастических образов несуществующего. Это продукт невежества. Однако в отличие от материалистов XVIII века Фейербах видит главную причину существования религиозных верований не в обмане темнокожих людей эгоистичными священнослужителями, а в самой человеческой природе, в уникальности условий своей жизни. Самым источником религиозных убеждений является чувство зависимости, бессилия и рабства, которое человек испытывает перед лицом неподвластных ему элементов. С одной стороны, они способствуют воображаемому увеличению мощности этих сил вне контроля человека, с другой стороны, они генерируют фантастические способы их преодоления, по крайней мере, в иллюзорной надежде на внешнюю силу, с которой можно в принципе прийти к соглашению.
В этом случае Фейербах использует термин «отчуждение», столь популярный в немецкой философии, для объяснения религиозного феномена. Религия — это не что иное, как отчуждение от человека, точнее, передача наиболее общих человеческих качеств природе. Природа обожествляется, потому что с помощью религиозного воображения обретает способности, присущие человеку. В конце концов, Божество — это один и тот же человек, только абстрактный, очищенный от всего злого, грязного, случайного, ограниченного и вознесенный до абсолютности, доведенный до немыслимой степени совершенства. В религии, утверждает Фейербах, человек не знает, что по сути он поклоняется самому себе.
Чужеродство относится к определенному виду отношений, которые развиваются между людьми. Это проявляется в виде потери контроля над некоторыми объектами или даже над собственными качествами, составляющими его существо. Сущность отчуждения наиболее отчетливо проявляется в имущественных и биржевых отношениях рынка.
Четыре проявления отчуждения в капиталистическом обществе
Маркс считал, что основы отношений отчуждения уходят корнями в те самые социальные структуры, которые лишают людей их сущностной человеческой природы. Он был убежден, что человеческая природа реализуется в труде, что творческая деятельность логически осуществляется в сотрудничестве с другими, через которые человек изменяет мир вне себя.
Маркс выделил четыре конкретных проявления отчуждения в капиталистическом обществе:
1) Работник отчуждается от продукта своего труда, поскольку то, что он производит, присваивается другими, и он не имеет контроля над последующей судьбой этого продукта;
Труд становится отчужденной деятельностью, которая не дает внутреннего удовлетворения, навязывается работнику как внешнее ограничение, и перестает быть самоцелью, вовлекая труд по цене, предложенной другим в качестве принудительного труда.
3) Работник отчуждается от своей человеческой природы или «родового существа», поскольку первые два аспекта его производственной деятельности лишают его тех конкретных человеческих качеств, которые отличают его от деятельности животных и, таким образом, определяют надлежащую человеческую природу;
4) Работник отчуждается от других людей, потому что капитализм трансформирует все его отношения с другими людьми в рыночные отношения; о человеке судят по положению, которое он занимает на рынке, больше, чем по его чисто человеческим качествам.
20 век. Развивая тему «отчуждения», Фромм (нео-фрейдизм) показывает, что 20 век культивировал чувство агрессии, он становится главной темой средств массовой информации, искусства, исследований психологов и философов, а с точки зрения нео-фрейдизма причиной этого явления является поклонение технологиям. Это приводит к дегуманизации человека, разрушению природного мира и его замещению искусственным. Все чаще мы сталкиваемся с отсутствием интереса к природе, животным и даже другим людям. Можно найти много примеров того, как мужчины больше привязываются к своим машинам, чем к женщинам.
Крайняя степень отчуждения человека проявляется в массовой культуре, где главной заботой является «культ потребления». Предпосылками для распространения «массовой культуры» стали: растущая урбанизация, распространение всеобщей грамотности, развитие средств массовой информации, рост психологического дискомфорта и распространение потребительских ценностей в обществе. Наиболее заметным проявлением массовой культуры в художественной сфере является поп-арт. Это движение в искусстве США и Великобритании возникло в 1950-х годах и было вдохновлено образами массовой потребительской культуры. Источниками его изображения служили комиксы, реклама, промышленная продукция. Реклама стандартизирует, упрощает и хастифицирует образ живого человека, превращает его в игрушку, куклу для общего пользования. Иллюстративным в этом смысле является портрет Энди Уорхола «Мэрилин». Похожа на непроницаемую маску лица Мэрилин Монро, раскрашенную яркими яркими красками, застывшую в улыбке, направленной на всех и каждого. Поп-арт, со всей своей отчужденностью, обнажил степень отчуждения людей в контексте массовой культуры. В ответ на эти откровения наметилась тенденция искать выход из кризиса европейской культуры. Взгляды на путь спасения были очень разными.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Смысл жизни и назначение человека
- Гуманизм и религия
- Историко-философские подходы к решению проблемы социокультурной обусловленности познания
- Мартин Бубер и его философия
- Экзистенциальная антропология
- Яков Абель, немецкий философ
- Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов
- Пространство и время
- Дэвид Юм, английский философ
- Николай Александрович Бердяев, религиозный философ