Оглавление:
Мысль — это движение идей, раскрывающее сущность вещей. В результате получается не изображение, а мысль, идея. Конкретным результатом мышления может быть понятие, обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных чертах.
Мышление — это особый вид теоретической и практической деятельности, включающий в себя систему действий и операций ориентирующего, исследовательского, преобразующего и познавательного характера.
Мышление — это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Типы мышления. Существуют различные типы мышления. Чаще всего мышление делится на теоретическое и практическое. В теоретическом мышлении различают понятийное и образное мышление, а в практическом — наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Концептуальное мышление — это такое мышление, которое использует определенные понятия. При решении различных умственных задач мы не используем специальные методы для поиска новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, которые получили от других людей и которые выражены в виде понятий, суждений и умозаключений.
Образное мышление — это тип мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются с помощью воображения. При решении мыслительной задачи соответствующие образы мысленно преобразуются, чтобы путем манипуляций найти решение интересующей нас проблемы. Чаще всего такой тип мышления преобладает у людей, чья деятельность так или иначе связана с творчеством.
Следует отметить, что понятийное и образное мышление, как разновидности теоретического мышления, находятся в постоянном взаимодействии на практике. Они дополняют друг друга и открывают нам разные стороны бытия. Концептуальное мышление обеспечивает наиболее точное и обобщенное отражение реальности, но это отражение абстрактно. Образное мышление, с другой стороны, позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, концептуальное и образное мышление дополняют друг друга и позволяют глубоко и многогранно отразить действительность.
Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической, преобразующей деятельности, которая осуществляется с реальными объектами. Генетически самой ранней формой мышления является наглядно-действенное мышление, первые проявления которого можно наблюдать у ребенка в конце первого — начале второго года жизни, еще до того, как он овладеет активной речью. Этот тип мышления также характерен для людей, выполняющих промышленную работу, которая приводит к созданию материального продукта.
Наглядно-образное мышление — это такой мыслительный процесс, который происходит непосредственно во время восприятия окружающей действительности и не может происходить без него. Благодаря визуальному мышлению мы связаны с реальностью, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Эта форма мышления преобладает у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вербально-логическое мышление — это тип мышления, которое осуществляется посредством логических операций с понятиями. Она формируется в течение длительного периода времени (от 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения. Благодаря вербалогическому мышлению человек может определять наиболее общие закономерности, прогнозировать развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный визуальный материал. В то же время, даже самое абстрактное мышление никогда не бывает полностью оторвано от визуального и чувственного опыта. Каждое абстрактное понятие имеет свою специфическую чувственную опору в каждом человеке, которая, хотя и не может отразить всю глубину понятия, позволяет ему не отрываться от реального мира.
Также проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно он основывается на трех характеристиках: временной (время протекания процесса), структурной (разделение на этапы), уровне протекания (сознание или бессознательное). Аналитическое мышление разворачивается во времени, имеет четко выраженные этапы и представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстрым течением, отсутствием четко определенных этапов и минимальной осознанностью. Мышление концептуальное синтез абстракция
Существует также различие между реалистичным и аутичным, продуктивным и репродуктивным мышлением.
Реалистическое мышление в основном ориентировано на внешний мир, который подчиняется логическим законам, в то время как аутистическое мышление связано с реализацией желаний человека (которые не выдают желаемое за действительное). Иногда также используется термин эгоцентрическое мышление, которое характеризуется неспособностью принять точку зрения другого человека.
Важным является различие между продуктивным и репродуктивным мышлением, которое относится к степени новизны результата мыслительной деятельности.
Также необходимо различать непроизвольные и волевые мыслительные процессы: непроизвольные трансформации образов сновидений и целенаправленное решение мыслительных задач.
Разница между теоретическим и практическим типами мышления, по мнению Б.М. Теплова, заключается лишь в том, что «они по-разному связаны с практикой….. Работа практического мышления направлена в основном на решение определенных конкретных проблем…, в то время как работа теоретического мышления направлена в основном на поиск общих закономерностей».
Следует отметить, что все эти типы мышления также можно рассматривать как этапы его развития. Теоретическое мышление считается более развитым, чем практическое, а понятийное мышление представляет собой более высокую ступень развития, чем образное.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических проблем, которые имеют косвенное отношение к практике.
Практическое мышление направлено на решение теоретических проблем, возникающих в результате практической деятельности.
Дискурсивное мышление достигается путем логических рассуждений, которые приводят к пониманию основного принципа, закономерности.
Интуитивное мышление проявляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без понимания путей и условий его достижения.
Репродуктивное или шаблонное мышление — это репродуктивное мышление.
Продуктивное или творческое мышление — это мышление, которое разрабатывает новую стратегию, оригинальный способ решения проблемы.
Мыслительные операции
Мышление идет к решению проблемы через различные операции, такие как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
Сравнительное мышление сравнивает предметы, явления и их свойства, выявляет сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ — это мысленное расчленение объекта, явления или ситуации с целью выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем нерелевантные связи, которые даны в восприятии.
Синтез — это процесс, обратный анализу, процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза ведет к механистическому сведению целого к сумме его частей, а синтез без анализа также невозможен, поскольку он должен воссоздать целое из частей, выделенных анализом. В менталитете одних людей есть склонность к анализу, у других — к синтезу. Есть аналитические умы, главная сила которых — точность и ясность анализа, и другие, синтетические умы, главная сила которых — широта синтеза. «Анализ и синтез, — писал С. Л. Рубинштейн, — являются общим знаменателем всего познавательного процесса. Они применимы не только к абстрактному мышлению, но и к чувственному восприятию и познанию. В познании анализ выражается в выделении свойства объекта, которое ранее не было доступно познанию. Познавательная ценность анализа связана с тем, что он высвечивает и «подсвечивает», подчеркивает существенное.
Абстракция — это выделение какого-либо аспекта или свойства и абстрагирование от остального. Так, глядя на предмет, можно подчеркнуть его цвет, не учитывая его форму, или, наоборот, подчеркнуть только его форму. Начиная с выделения отдельных сенсорных свойств, абстракция затем переходит к выделению несенсорных свойств, выраженных в АБСТРАКТНЫХ терминах.
Генерализация (или обобщение) — это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих признаков и выявлении существенных взаимосвязей. Обобщение может осуществляться путем сравнения, подчеркивая общие черты. Таким образом, в элементарных формах рассуждения происходит обобщение. В высших формах обобщение происходит через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстрагирование и обобщение — это две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса, посредством которого мысль приходит к познанию. Познание осуществляется в понятиях, суждениях и выводах.
Понятие и представление. Первая точка зрения на взаимосвязь понятия и репрезентации принадлежит Дж. Локку. Она может быть очень хорошо проиллюстрирована на основе коллекционных фотографий Ф. Гамильтона: Путем наложения серии фотографий он получил общий портрет, в котором индивидуальные черты были стерты, а общие подчеркнуты. Процесс формирования концепции как суммы репрезентаций также первоначально был представлен таким образом, но это оказалось неверным. Во-первых, понятие не очевидно, тогда как представление очевидно, поскольку оно связано с восприятием. В этом процессе концепция раскрывает существенные стороны явления и их взаимосвязи.
С другой стороны, реальное мышление в терминах понятий всегда связано с репрезентациями. Здесь концепция и репрезентация не просто стоят рядом, но и взаимосвязаны. Необходимо подчеркнуть, что взаимосвязь понятия и представления особенно очевидна в моменты затруднений: когда человек сталкивается с трудностями, мышление пытается привлечь визуальный материал.
Суждение — это основная форма результата мыслительного процесса. Следует сказать, что суждение о реальном объекте редко является интеллектуальным актом в чистом виде. Чаще всего она пропитана эмоциональностью. Суждение также является актом воли, поскольку субъект утверждает или отрицает что-то.
Разум — это работа мышления над суждениями.
Обоснование является обоснованием, если, начиная с суждения, оно раскрывает предпосылки, обуславливающие его истинность.
Заключение является умозаключением, если, начиная с предпосылок, оно раскрывает систему суждений, которая следует из них.
Рассуждения происходят в понятиях и представлениях, и основной формой течения мысли является рассуждение как работа над суждением. Дедуктивное рассуждение называется обоснованием, индуктивное — индуктивным рассуждением.
История развития теории мышления
Древние философы и ученые начали изучать мышление, но они делали это с точки зрения других наук, особенно философии и логики. Первым из них был Парменид. В своем эссе «Путь истины» (греч. Блюмениб) он представил первое в истории европейской философии сокращенное изложение основных положений дедуктивной метафизики. В ней он рассматривает процесс мышления с точки зрения логики. Позже жили и работали еще два древнегреческих ученых: Протагор и Эпикур, представители сенсуализма, философского течения, которое много позже сыграло существенную роль в научном образе мышления. Величайшим теоретиком учения о мышлении в это время был Аристотель. Он изучал ее формы, рассуждал и выводил законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «рациональной души». В этом отношении он занимался в основном предметами формальной логики.
Пифагор — древнегреческий философ и математик, основатель церебральной теории мышления. Медицина сыграла важную роль в изучении мышления. Первыми предшественниками церебральной теории мышления были древнегреческий философ и математик Пифагор и его ученик Алкмеон из Кротона, философ и врач. Александрийский врач Герофил поместил душу в мозг, его соотечественник Эрасистрат утверждал, что этот орган содержит разум, а римский врач Гален первым научно доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «местом движения, ощущений и умственной деятельности». Он выделял независимую, рациональную (лат. rationalis) душу, что было шагом назад по сравнению с предыдущими учеными. В Средние века изучение мысли было чисто эмпирическим и не давало ничего нового. Психологическое изучение мышления активно проводилось с XVII века, но даже тогда оно существенно зависело от логики. Согласно доктрине мышления начала XVII века, способность мыслить была врожденной, а само мышление считалось отдельным от психики. Созерцание, рассуждение и размышление считаются интеллектуальными способностями. С появлением ассоциативной психологии мышление было сведено к ассоциациям и стало считаться врожденной способностью. В эпоху Возрождения ученые вернулись к старому постулату о том, что разум является продуктом мозга. Но их идеи не были основаны на экспериментах и поэтому оставались в значительной степени абстрактными. Они противопоставляли восприятие и ощущения мышлению и спорили только о том, что из них важнее. Чувственники утверждали, основываясь на учении французского философа Э. Б. де Кондильяка, что «мыслить» — значит чувствовать, а разум — это «соединение ощущений», то есть они считали, что ощущения и восприятие имеют решающее значение. Их противниками были рационалисты. Одним из наиболее значимых их представителей был Р. Декарт, предшественник рефлексологии. Они считали, что органы чувств дают приблизительную информацию, а познать ее можно только с помощью разума, при этом мышление считалось автономным, рациональным актом, свободным от непосредственных чувств. Проблемы мышления начали возникать с XVII в. Концепция сенсуализма заключалась в том, чтобы рассматривать познание как созерцание. Сенсуалисты установили принцип: «В разуме нет ничего, чего бы не было в органах чувств». На этой основе развивались представления сенсуалистической теории ассоциаций, согласно которой все мыслительные процессы основаны на воспроизведении чувственных данных, то есть на накопленном чувственном опыте. Это воспроизводство происходит по принципу ассоциации.
Чтобы объяснить направленный характер мышления, возникла концепция персистенции — тенденции идей к сохранению. Крайней формой упорства является одержимость. Таким образом, G. Эббингауз определил мысль как «нечто среднее между беспорядочными идеями и навязчивыми представлениями». Таким образом, он пытался объяснить мышление совокупностью двух патологических состояний.
Вюрцбургская школа, в отличие от сенсуализма, придерживалась позиции, что мысль имеет свое специфическое содержание, которое не может быть сведено к визуально-изобразительному. Однако в этой концепции была и другая крайность — «чистая» чувственность противопоставлялась «чистому» мышлению.
Вюрцбургская школа представляла позицию предметной ориентации мышления и, в противовес механистическому характеру теории ассоциации, подчеркивала направленный характер мышления. Представители Вюрцбургской школы выдвинули понятие «детерминистских тенденций», которые направляют ассоциативные процессы на решение проблемы. Таким образом, в задании невольно приписывалась способность к самореализации.
О. Зельц, исследуя мышление, несколько изменил эту концепцию, объяснив, что мысль — это цепь конкретных операций, которые служат методами решения проблемы. Таким образом, Зельц представил мысль как «систему рефлексивных связей». Эта концепция была такой же механистической, как и ассоциативная.
K. Коффка, представитель гештальтпсихологической школы, в отличие от Вюрцбургской школы, вернулся к идее сенсорного наблюдения, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление — это не оперирование отношениями, а преобразование структуры визуальных ситуаций. «Напряжение проблемной ситуации» вызывает переход от одной нестабильной ситуации к другой. С помощью серии таких переходов происходит трансформация структуры, которая в конечном итоге приводит к решению проблемы.
Оказалось, что проблема была решена просто за счет того, что в конце мы по-другому посмотрели на исходную ситуацию.
Отечественная школа Л.С.Выготского отождествляла развитие мышления с развитием речи и языка. С моей точки зрения, влияние речи на мышление не стоит переоценивать, по крайней мере, у взрослого человека. Конечно, существует связь между речью и мышлением, и «тот, кто ясно мыслит, ясно говорит» и наоборот, но само мышление, как ситуативное, так и теоретическое, обычно протекает вдали от вербальных форм. Исключением являются процессы мысленного моделирования диалогов и повторного воспроизведения ситуаций, но здесь язык функционирует скорее как образное представление, которое просто иллюстрирует невербальные понятия.
Очевидно, что не слово формирует понятие, но понятие может быть выражено с большей или меньшей точностью в слове. Известен случай, когда обезьяна, обученная языку глухонемых, использовала слово «грязный» в ответ на неприятное, по ее мнению, действие министра. Это слово служило для выражения гораздо более широкого понятия «недовольство», которое, очевидно, существовало у обезьяны до обучения.
Подводя итог, можно сказать, что в отдельных ситуациях и задачах в мышлении присутствуют трансформация структур, ассоциация представлений и вербальная организация, но процесс мышления в целом не может быть сведен ни к одному из этих явлений.
Теории мышления в западной психологии
Мышление — один из сложных когнитивных процессов, для изучения которого было разработано множество различных теорий.
Ассоциативная теория.
Основы теории ассоциации, заложенные Гоббсом и развитые, в частности, в работах Гартли и Пристли, были введены в предметно-эмпирическую психологию XIX века в Англии главным образом Спенсером и Беном; в Германии — Гербертом, Эббингаузом и Вундтом; во Франции — Теном и другими.
Ассоциативная психология предполагала, что все психические процессы протекают по законам ассоциации и что все образования сознания состоят из элементарных сенсорных восприятий, которые объединяются по ассоциации в более или менее сложные образования. Представители ассоциативной психологии не видели необходимости в специальном исследовании мышления: они построили его по существу из предпосылок своей теории. Понятие отождествлялось с представлением и рассматривалось как ассоциативно связанный набор атрибутов; суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суждений, служащих его предпосылками, и третьего, вытекающего из них.
Теория ассоциаций сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а законы ее протекания — к ассоциативным законам. Оба эти утверждения несостоятельны. Мысль, конечно, имеет свое качественно специфическое содержание и свои качественно специфические законы. Конкретное содержание мысли выражается в терминах; термины нельзя свести к простому набору ассоциативных связей ощущений и восприятий. Законы протекания мыслительного процесса также не сводимы к ассоциативным связям и законам, управляющим протеканием ассоциативных процессов. Первое существенное отличие мыслительного процесса от ассоциативного состоит в том, что ход мыслительного процесса более или менее адекватно определяется связями его предметных содержаний, отраженных в сознании. Ассоциативный процесс, с другой стороны, определяется бессознательными отношениями пространственной и временной смежности между более или менее случайными субъективными впечатлениями, полученными данным субъектом. В ассоциативном процессе связи и отношения, объективно определяющие ход процесса, не осознаются самим субъектом как связи его субъективного содержания. Поэтому содержание процесса в когнитивном отношении субъективно, и в то же время его протекание автоматично, независимо от субъекта, субъект не регулирует его протекание.
Таким образом, ассоциативная связь между первоначальным представлением и последующим является неоднозначной: процесс не имеет направленности, и нет организации, которая бы его регулировала. Для того чтобы объяснить направленный характер мыслительного процесса, не отказываясь от исходных предпосылок теории ассоциации, согласно которой все мыслительные процессы имеют репродуктивный характер, воспроизводя содержание чувственных данных, сторонники этой теории пытались использовать персеверацию в дополнение к ассоциации. Персеверация выражается в тенденции к сохранению восприятия и к тому, что оно каждый раз заново входит в ход нашего восприятия. Таким образом, человека иногда навязчиво преследует определенный мотив. Крайняя патологическая форма персеверации представлена так называемыми навязчивыми идеями. Попытка использовать персеверативные тенденции для объяснения направления мысли нашла яркое выражение в формуле Г. Эббингауза: «Упорядоченное мышление, можно сказать, представляет собой нечто среднее между скачущими идеями и навязчивыми идеями. Мысль, таким образом, предстает в виде равновесия двух патологических состояний — яркое доказательство резкого несоответствия между природой мысли и предпосылками этой теории, на основе которых она, следовательно, должна быть объяснена.
Вюрцбургская школа.
Представители Вюрцбургской школы, которые вместе с А. Бине заложили основы систематического изучения психологии мышления, выдвинули предположение, что мысль имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию восприятия и ощущений.
В противоположность субъективизму ассоциативной психологии, для которой процесс мышления сводится к простой ассоциации субъективных представлений, Вюрцбургская школа, основанная F. Brentano и E. Концепция интенции Гуссерля, выдвинутая им концепция объектной ориентации мышления и подчеркивающая роль объекта в процессе мышления.
Представители Вюрцбургской школы подчеркивали упорядоченный, направленный характер мышления и указывали на важность задачи в процессе мышления.
За время своего существования Вюрцбургская школа претерпела значительное развитие. Начав с утверждений о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, Г. Дж. Уатт, К. Бюлер в своих ранних работах), представители Вюрцбургской школы (тот же К. Бюлер в своих поздних работах, О. Зельц) затем выявили и даже прямо подчеркнули роль визуальных компонентов в процессе мышления. Однако в то время визуализация была явно интеллектуализирована, визуальные представления превратились в пластические инструменты мышления без независимой сенсорной основы, принцип интеллектуализации был реализован в новых формах. Аналогичное развитие получили взгляды Вюрцбургской школы на связь между мышлением и речью. Мысль сначала рассматривалась (например, О. Кюльпе) как внешняя, как уже законченная, независимая от него. Затем мышление и концептуализация (Н. Ach) были преобразованы в решение проблем путем введения формально понимаемого знака языка. Эта последняя позиция, делающая бессмысленный знак демиургом мысли, была, несмотря на ее кажущееся противоречие, в сущности, лишь оборотной стороной той же исходной позиции, разрывающей мысль и язык.
Функционализм.
Джон Дьюи считал, что мышление возникает, когда человек обнаруживает несоответствие между своими ожиданиями и реальными событиями. Эта теория называется теорией конфликта. Только в случае описанного выше конфликта, по мнению Дьюи, мышление вовлекается в процесс решения возникшей проблемы. Когда нет конфликта, действия человека происходят автоматически, и мышление не задействовано.
Психоаналитическая версия.
С точки зрения психоанализа, человеческая мысль, как атрибут сознания («эго»), находится под прицелом разнонаправленных влияний: бессознательного («ид») и текущих требований культуры, в которой человек живет («суперэго»). Эти обстоятельства диктуют абсолютно однозначную функцию для мысли. Мышление в этом случае должно выглядеть как процесс, направленный на поиск способа реализации бессознательных стремлений с учетом конкретной социокультурной ситуации.
Зигмунд Фрейд считал, что мысль появляется как причина удовлетворения биологических потребностей: Когда в мозгу человека возникал образ предметов, способных удовлетворить какую-либо потребность, например, в пище, мышление проявлялось в поиске способов превращения внутреннего образа в реальность. Другими словами, мышление действует как механизм, направляющий действия, необходимые для достижения цели.
Операциональная теория мышления.
Жан Пиаже утверждал следующее: возникновение мышления обусловлено биологическими процессами адаптации к окружающей среде. В процессе своего развития ребенок совершенствует свое понимание окружающего мира, формирует схемы (внутренние представления). Это позволяет ему строить свое поведение так, чтобы оно подходило для адаптации к окружающей среде, и на этой основе формировать будущие действия в новых ситуациях. Есть два способа, с помощью которых эти схемы уточняются с опытом. Это ассимиляция (помещение внешних впечатлений и событий в субъективную систему контекстов) или аккомодация (трансформация и адаптация субъективных схем под влиянием внешних событий). Пиаже выделял следующие возрастные стадии когнитивного развития:
Стадия сенсомоторного интеллекта: 0—2 года — в этот период у ребенка развивается способность сохранять в памяти образы предметов, с которыми он взаимодействовал. Это сенсомоторный период развития. Он характеризуется в основном формированием и развитием сенсорных и моторных структур. Ребенок активно слушает, пробует на вкус, нюхает, трогает, бросает различные предметы и к концу периода усваивает достаточно информации, чтобы начать символическую деятельность;
Дооперациональная стадия мышления: 2-7 лет — возраст, когда ребенок входит в социокультурное пространство, овладевает языком, формирует и усваивает понятия, их смысл и значение. Таким образом, формируется символическое мышление: через жесты, понятия и язык;
Стадия конкретных операций с предметами: 7-11 лет, ребенок способен выполнять внутри себя операции, которые он ранее выполнял внешне. Такое мышление уже позволяет ребенку сравнивать, классифицировать, систематизировать, но только на конкретном материале.
Фаза формального функционирования: 11 — 14 лет — формируется способность мыслить абстрактно, математически, логически. Гипотезы и дедуктивные рассуждения начинают играть важную роль в мышлении. Это высшая ступень мышления.
Джером Брунер, еще один видный сторонник когнитивизма, утверждал, что человеческое познание в первую очередь сенсорное и моторное. Согласно Брунеру, ничто не может сформироваться в мысль, пока оно не пройдет через органы чувств человека и двигательную систему, направленную на внешний мир. Развитие мышления происходит в несколько этапов. К вышеупомянутому сенсомоторному представлению реальности добавляется иконическое представление (запоминание мира в мысленных образах), а позже — символическое представление (мир образов дополняется миром понятий).
Теории мышления в жилищной психологии
В отечественной психологической науке, основанной на учении о деятельностной природе человеческой психики, мышление получило новую трактовку. Она понималась как особый вид когнитивной деятельности. Введением категории деятельности в психологию мышления было преодолено противопоставление теоретического и практического интеллекта, субъекта и объекта познания. Таким образом, новая, ранее невидимая связь между деятельностью и мышлением, а также между различными видами самого мышления, была открыта для конкретного исследования. Впервые появилась возможность постановки и решения проблем, связанных с генезисом мышления, его формированием и развитием у детей в результате целенаправленного обучения. Теория деятельности стала понимать мышление как способность, которая формируется в процессе жизни для решения различных задач и соответствующим образом перестраивает реальность, открывая ее стороны, скрытые от непосредственного наблюдения.
Теория постепенного формирования умственных действий. В нашей стране при обучении мыслительным действиям чаще всего использовалась теория формирования и развития умственных операций, разработанная П.Я. Гальпериным. Эта теория была основана на концепции генетической зависимости между внутренними умственными операциями и внешними практическими действиями. Ранее эта позиция разрабатывалась во французской психологической школе (А. Валлон) и в работах Ж. Пиаже. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и многие другие основывали на ней свои теоретические и экспериментальные работы. П.Й. Гальперин внес новые идеи в соответствующую область исследований. Он разработал теорию формирования мыслей, которую назвал концепцией систематического формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы интернализации внешних действий и определил условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными свойствами. Согласно P.Y. Гальперина, процесс перевода внешнего действия во внутреннее протекает поэтапно, проходя через строго определенные стадии. На каждом этапе происходит преобразование данного действия в соответствии с рядом параметров. Эта теория утверждает, что полноценное действие, то есть действие более высокого интеллектуального уровня, не может быть сформировано без опоры на предыдущие способы выполнения этого же действия, в конечном итоге — на его первоначальную, практическую, наглядно-действенную и наиболее полную и развитую форму.
Для преобразования действия при его переходе от внешнего к внутреннему используются четыре параметра, а именно: степень выполнения, степень обобщения, полнота фактически выполненных операций и степень овладения. Согласно первому из этих параметров, действия могут происходить на трех подуровнях: Действие с материальными объектами, действие в виде громкой речи и действие в уме. Три других параметра характеризуют качество действия, сформированного на определенном уровне: обобщение, сокращение и усвоение. I. Определение ориентировочной основы для действий. На этом этапе происходит ориентация в задании. Прежде всего, выделяется то, что бросается в глаза.
Человек знакомится с практической структурой будущего действия, а также с требованиями (паттернами), которым оно в конечном итоге должно удовлетворять. Это ознакомление является предварительной основой для дальнейших действий. II. происходит формирование эффекта в материальной форме. Данное действие выполняется во внешней форме практически с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия происходит по всем его основным параметрам с определенным видом ориентации на каждый. На этом этапе обучающийся умственному действию получает полную систему инструкций и систему внешних признаков, на которые он должен ориентироваться.
Действие автоматизируется, становится целенаправленным и может быть перенесено на аналогичные задачи. III. действие формируется в шумном языке. Важным становится не только знание условий, но и их понимание. Действие осуществляется без прямой зависимости от внешних объектов или их заменителей. Перенос действий со звуков окружающей среды на громкую речь. Согласно П.Я., перенос действия в план речи означает. Гальперина не только выражение действия в речи, но прежде всего языковое выполнение предметного действия. IV. Этап формирования действий в самой внешней речи. Здесь осуществляется перевод вербального действия во внутренний план. Все действие свободно произносится «про себя». В. Формирование действий во внутренней речи. Действие выполняется в форме внутренней речи с соответствующими преобразованиями и сокращениями, при этом действие, его ход и детали выполнения покидают сферу сознательного контроля и переходят на уровень интеллектуальных способностей и навыков. Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интернализацию действия. Это переход «извне внутрь».
Подход Л.С. Выготского. Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, занимает изучение процесса формирования понятий. Он представляет собой высшую ступень формирования языкового мышления, а также высшую ступень функционирования как говорения, так и мышления, если рассматривать их по отдельности. Ребенок не наделяется понятиями с рождения, и этот факт является общепризнанным в современной психологии. Как же формируются и развиваются концепции? Этот процесс представляет собой усвоение человеком содержания, заложенного в понятии. Развитие понятия заключается в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.
Формирование понятий — это результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесс их мышления. Формирование понятий у человека уходит корнями в глубокое детство. Л.С. Выготский (1896-1934) был одним из первых академических психологов, детально изучивших этот процесс. Он экспериментально установил ряд шагов и стадий, по которым дети развивают понятия. 1. образование неоформленной, неупорядоченной совокупности отдельных объектов, синкретическая связность которых обозначается одним словом. Этот этап снова делится на три стадии: Выбор и объединение предметов случайным образом, выбор на основе пространственного расположения предметов и сведение к одному значению всех ранее объединенных предметов. 2. формирование концептуальных комплексов на основе некоторых объективных признаков.
Эти комплексы бывают четырех типов: ассоциативные (любая внешне наблюдаемая связь принимается как достаточное основание для отнесения объектов к классу), коллективные (взаимное дополнение и объединение объектов на основе определенного функционального признака), цепные (переход от одного признака к другому в ассоциации, так что одни объекты объединяются на основе одних признаков, а другие — совершенно других, и все они входят в одну группу), псевдоконцепты (внешний — концепт, внутренний — комплекс). 3. формирование реальных понятий. Это предполагает способность ребенка выделять элементы, абстрагировать их, а затем объединять в целостную концепцию, независимо от объектов, к которым они относятся.
Этот этап включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, когда ребенок выделяет группу объектов по общему признаку; стадия истинных понятий, когда для определения понятия абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков, которые затем синтезируются и включаются в соответствующее определение. Синкретичное мышление и мышление в терминах понятийных комплексов характерно для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста. К мышлению в реальных понятиях ребенок приходит только в подростковом возрасте под влиянием изучения теоретических основ различных наук.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Направления работы психолога с подростками — Основные направления и формы профилактики девиантного поведения подростков
- Детско-родительские отношения
- Теория ценностей Шварца
- Методика социально-психологического анализа межличностных отношений.
- Конфликтные эмоциональные состояния
- Взаимосвязь биологического и социального в личности
- Детская психология
- Тени сознания
- Предмет патопсихологии
- Педагогическая рефлексия