Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие этнической общности людей — Виды социально-этнических сообществ

Среди социальных общностей заметное место в общественной жизни занимают этнические общности — этнические группы.

Социально-этническая общность — исторически сформировавшаяся на определенной территории стабильная совокупность людей, связанная общностью языка, культуры, психологического строя и самосознания.

Естественным условием для формирования этноса была общность территории, так как она создавала необходимые условия для совместного проживания людей. Но позже, когда этнос уже сформировался, этот атрибут может потерять свое первичное значение и даже исчезнуть. Например, в условиях диаспоры (поселения) еврейский этнос сохраняет свою самобытность во всем мире, хотя долгое время, вплоть до создания Израиля в 1948 году, у него не было ни одной территории.

Другим важным условием формирования этноса является общность языка. Но даже этот признак нельзя считать универсальным, так как иногда (например, американский этнос) формировался в ходе развития экономических, политических и других отношений, а общность языка была результатом этого процесса.

Более устойчивой чертой этнической общности является единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и модели поведения, а также связанные с ними социально-психологические особенности сознания и поведения людей.

Целостным показателем сформированной социально-этнической общности является этническое самосознание — чувство принадлежности к определенной этнической группе, осознание ее единства и отличия от других этнических групп. В их формировании значительную роль играют знания истории своего народа, а также обычаев, традиций, фольклора, которые передаются из поколения в поколение и формируют специфическую этническую субкультуру.

Понятие этнической общности людей - Виды социально-этнических сообществ

Виды социально-этнических сообществ

Основными историческими разновидностями социально-этнических сообществ являются племя, народ и нация.

Племя — это тип этнической общности, характерный для системы первобытной общности и основанный на единстве родственных связей.

У племени была своя территория и большое количество кланов и родов. Клан — это группа кровных родственников (по материнской или отцовской линии), а клан — это клановая община, ставшая источником формирования племенной базы власти.

Люди также объединяются в племя общими религиозными верованиями — фетишизмом, тотемизмом и т.д., наличием общего разговорного диалекта, зачатков политической власти (совет старейшин, вождей и т.д.), общей площадью проживания. Ведущей формой хозяйственной и деловой активности в этот исторический период была охота и собирательство. Дальнейшее развитие племени постепенно привело к формированию национальности.

Гражданство — это вид этнической общности, возникший в процессе разложения племенной организации и основанный не на кровных родственных отношениях, а на территориальном единстве.

В отличие от племенной организации, национальность характеризуется более высоким уровнем экономического развития, специфической экономической структурой и наличием народной культуры в виде мифов, сказок, обрядов и обычаев. У национальности уже сформировался (письменный) язык, особый образ жизни, религиозное сознание, институты власти и самоощущение.

Процесс создания нации как наиболее развитой формы этноса происходит на стадии окончательного формирования государственности. экстенсивное развитие экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими национальностями, формирование общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитие этнического самосознания.

Нация — это исторически сформировавшийся высший тип этнической общности, характеризующийся единством территории, экономической жизни, культуры и национальной самобытности.

Когда речь идет об этнической принадлежности, она обычно ассоциируется с более конкретным понятием «этничность», которое включает в себя некоторые общие характерные черты, присущие этническим группам. Существуют три основных подхода к определению характера этнической принадлежности: Изначализм, инструментализм и конструктивизм.

Различие этнических групп

Представители первобытного подхода объясняют различие этнических групп на основе биологической природы (природное направление) и истории человеческого общества (историко-эволюционное направление). Термин «первобытный (оригинальный) тип человеческого сообщества» был введен в этносоциологию американским социологом Э. Шилсом. Самым известным коренным представителем этого подхода является Л.Н. Гумилев, который понимал этничность как ландшафтно-энергетический феномен. По его словам, основные характеристики того или иного этноса определяются, во-первых, характером ландшафта, который является для него почвой, а во-вторых, специфической частотой колебаний биохимического поля, которые сообщают каждой группе определенный уровень энергии. Сторонники историко-эволюционного направления в понимании этноса признают не только и не столько биологическое родство «крови», сколько социокультурные и территориальные критерии единства («почвы»).

Согласно инструменталистскому подходу, возникновение этносов объясняется необходимостью поиска эффективных средств (инструментов), которые способствовали бы объединению и укреплению внутригрупповой солидарности. Этнические связи, связывающие людей на уровне самосознания и обладающие высоким мобилизационным потенциалом, выступают в качестве такого универсального объединяющего фактора.

С точки зрения конструктивистского подхода, этническая идентичность и соответствующие эмоциональные переживания являются продуктом социального строительства в контексте культуры. Таким образом, один из величайших представителей конструктивизма, Ф. Барту, считает, что сама группа создает свою этническую принадлежность. Он определяет свои этнические границы на основе «культурных знаний», т.е. совокупности норм и представлений о «своих» и «чужих», зафиксированных в образах и символах культуры. Этническая идентичность понимается как осознание человеком своей принадлежности к этнической группе. Таким образом, в зарубежных и отечественных этносоциологических подходах к пониманию этноса нет единого мнения, но каждый из них содержит ценные соображения и идеи.

Этногенез

Процесс этноза называется этногенезом. В науке выделяются два основных подхода к изучению этносов:

  • природно-биологический (Л.Х. Гумилев);
  • социокультурный (П. Сорокин).

Основные позиции Л.П. Гумилева в отношении этногенеза следующие:

  • этнос — это не социальный феномен, а результат географического развития:
  • Этногенез характеризуется четырьмя ступенями: 1) подъемом; 2) расцветом; 3) спадом; 4) спадом;
  • История этноса состоит из истории самого этноса и истории ландшафта;
  • Источником этногенеза является страстность — способность и стремление наиболее одаренных людей (страстолюбивых) изменить этническую среду, знакомое окружение, для достижения новых целей.

П. Сорокин придерживался разных взглядов на нацию:

  • нация — это сложное и неоднородное тело, которое распадается на ряд социальных элементов, что связано с их кумулятивным эффектом;

Ограничение Европы: 1) на основе национальной гегемонии одного народа невозможно; 2) возможно через формирование федерации различных национальных государств на основе равенства морали всех входящих в нее лиц и народов.
Из трех упомянутых выше типов этносов социологи уделяют наибольшее внимание изучению народов и национальных отношений, поскольку именно этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны и республики.

В условиях современной радикальной трансформации российского общества одной из важнейших проблем его общественно-политического развития является этносоциальная стратификация. Эта проблема наиболее актуальна в многонациональных сообществах, например, в России. Концепция этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп по доходам, образованию, престижу, уровню власти, статусу и месту в общей иерархии этнических общностей.

Этническая стратификация характеризуется следующими особенностями:

  • Границы слоя более различимы и степень подвижности между между ними минимально;
  • Этноцентризм;
  • Конкуренция между группами;

Этноцентризм

Различный доступ к власти для разных этнических групп.
Каждая этническая культура включает в себя набор представлений о других народах и их представителях. Это так называемые этнические стереотипы — набор упрощенных обобщений о группе лиц, которые позволяют распределить членов группы по категориям и воспринимать их по шаблону, в соответствии с этими ожиданиями. Типичными примерами этнических стереотипов являются убеждение, что немцы пунктуальны, галантны по-французски, а англичане — благоразумны и правильны.

Одним из видов этнического стереотипа являются этнические предрассудки. Первое определение предрассудков было дано средневековым мыслителем Томасом Аквинским: «Неразумные мысли о других людях». Примерами этнических предрассудков являются антисемитизм, расизм и другие формы этнофобии.

Этноцентризм, по словам американского социолога У. Саммер. — такой взгляд на общество, в котором определенная группа считается центральной, а все другие группы — соответствующими и коррелирующими с ней. Трудно дать однозначный ответ на вопрос, является ли это явление положительным или отрицательным. Считается, что группы с выраженным проявлением этноцентризма более жизнеспособны, чем те, которые полностью толерантны к другим культурам. Этноцентризм способствует сплоченности групп и формированию национального самосознания. Однако возможны и крайние формы этноцентризма, такие как национализм и презрение к культурам других народов. В то же время вера людей в то, что их культура является лучшей в мире, и поэтому нет необходимости что-либо улучшать или изменять в ней, может значительно замедлить развитие этой культуры.

Этническая дискриминация означает ограничение прав и преследование людей по причине их этнической принадлежности. Политика дискриминации, как правило, практикуется этнически доминирующей группой в отношении этнических меньшинств в многонациональных государствах.

В настоящее время, как показывает социальное развитие национальных регионов страны, этносоциальная стратификация является важнейшим фактором межнационального общения в меняющемся обществе, а в условиях возрождения этноса в России она имеет сильный конфликтный потенциал. На этом фоне часто возникают межэтнические конфликты, представляющие собой крайнее обострение противоречий между этносами при решении политических, экономических, религиозных и других проблем.

Способность многонационального общества предвидеть и разрешать межэтнические конфликты цивилизованным образом является важнейшим показателем его гражданской зрелости и демократии. Этому способствует и правовое регулирование межнациональных отношений, которое является важнейшим направлением деятельности правового государства.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии
  2. Философско-биологическая антропология
  3. Диалектика как концепция развития
  4. Николай Александрович Бердяев, крупнейший русский политический, религиозный философ
  5. Соотношение сознания, психики, мышления и познания
  6. События 1917 года глазами русских философов
  7. Этапы философии Нового времени
  8. Шарль Монтескьё, французский просветитель, правовед, философ
  9. Первые высшие технические учебные учреждения в России
  10. Понятие эстетических категорий, идеалов, норм, принципов