Оглавление:
Предмет: Философия
Тип работы: Реферат
У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Дополнительные готовые рефераты на темы:
- Этические основания научной деятельности
- Истина: понятие и основные концепции
- Относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины
- Соотношение действительности и мышления
- Исторические типы рациональности. Логика и язык
- Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии
- Понятие общества. Специфика социального познания
- Политическая сфера жизни общества, ее структура. Философия власти
- Личность и общество. Свобода личности и ее ответственность
- Условия и механизмы формирования личности
Введение
Постижение действительности в философии осуществляется с помощью философского метода, то есть системы наиболее общих приемов и способов. Диалектика и метафизика являются одними из основных противоположных методов философии.
Диалектика означает, прежде всего, учение о наиболее общих законах развития бытия и познания, в то же время она является общим методом совладания с действительностью. Научный диалектический взгляд на мир сформировался в ходе длительного развития философии. Элементы диалектики были включены в учения философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции и Рима. Сегодня мы можем выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику античности, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Диалектика возникла и развивалась вместе с метафизикой как противоположный способ мышления и познания. Его отличительной чертой является тенденция к созданию определенной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению того или иного момента или фрагмента бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что он рассматривает объекты и процессы в соответствии с принципом. Рассматривая движение, метафизика стремится свести его многообразные формы к одной, что проявилось в философии нового времени, для которой характерно сведение различных форм движения материи к механической.
Диалектика как наука. Принципы диалектики
Диалектика — это учение о наиболее закономерных связях и происхождении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод рассуждения. Слово «диалектика» впервые употребил Сократ, который использовал его для обозначения искусства искусно вести спор или диалог.
Диалектика — это обсуждение идей, отказ от ошибок, постепенное приближение к правильному знанию. Это там, где происходит столкновение противоположностей, борьба идей; в применении к объективному миру это означает наличие в нем противоречий, их выявление и разрешение, борьбу, развитие, движение вперед.
Признание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики.
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникновения и исчезновения, то есть борьба, объективно предполагает необходимость диалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Все, что происходит в мире — изменение, движение и развитие — подчиняется законам диалектики.
Диалектика как понятие используется в трех значениях:
1) совокупность объективных диалектических законов, процессов, действующих в мире независимо от человеческого сознания. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, понимаемая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3) Философское учение о диалектике или теория диалектики. Действует как отражение отражения. Называется доктриной диалектики, теорией диалектики.
Диалектика может быть материалистической и идеалистической.
Диалектика как категория обладает рядом свойств:
1) Диалектика — это наука о наиболее общих законах всякого движения.
2) Диалектика как теория развития. Гегель утверждал, что истина не лежит в форме составных, готовых догматических предложений; истина лежит в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, которая поднимается от низших ступеней к высшим, но никогда не достигает той точки, от которой, найдя абстрактную истину, невозможно отойти.
Принципы — это универсальные и общезначимые, фундаментальные и смыслообразующие идеи и установки, определяющие роль и участие, смысл и направление всех других форм в процессе познания. Они имеют статус философских аксиом, то есть устанавливают начальные условия познания и определяют его сущность, границы и теоретический потенциал.
Современная диалектика основывается на следующих принципах: субстанциональное единство мира, развитие, детерминизм и системность. Согласно первому принципу, все мировые процессы определяются материальной субстанцией.
Принцип развития требует, чтобы все процессы рассматривались как результат определенных направленных изменений. В материалистической диалектике развитие — это философская категория, выражающая процессы, связанные с преобразованием качества объектов, с возникновением новых качественных состояний, раскрывающих как бы потенциальные возможности, которые были скрыты и неразвиты в предыдущих качественных состояниях. Процесс развития — это всегда переход от одного качества к другому, целенаправленное формирование новых систем, новых типов организаций, которые возникают из предыдущих систем.
Законы и категории материалистической диалектики
Термин «категория» (от греческого category — утверждение, доказательство, указание) обозначает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.
ЗАКОН — это внутренняя повторяющаяся существенная связь явлений, определяющая их необходимое развитие. Она выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющий существенные отношения.
Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают общие, общие и специальные законы.
Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон является ядром диалектики. Она не случайна, поскольку указывает на причину, источник диалектического изменения и развития. Согласно этому закону, каждый предмет и явление имеет внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: они предполагают друг друга и борются друг с другом. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.
Для того чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его общий характер, необходимо сначала разобраться в таких основных понятиях, как тождество, различие, противоположность.
Диалектическая мысль исходит из того, что тождество и различие присущи всем объектам.
ОДИНОЧЕСТВО — это такой специфический вид отношений вещи к себе и к другим вещам, который характеризуется своей устойчивостью. Другими словами, любой предмет, явление в течение некоторого времени остается при всех изменениях самим собой. Так и со всеми изменениями на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет определенные параметры и естественно движется.
ДИФФЕРЕНЦИЯ характеризуется несоответствием, непохожестью вещи на себя и другие вещи, обусловленной ее изменчивостью.
Таким образом, вещь тождественна самой себе и в то же время не тождественна. Идентичность и различие постоянно существуют в своем противоречивом единстве.
Отдельные стороны, свойства, характеристики явлений и предметов находятся в таких отношениях, которые являются взаимоисключающими. Это отношение составляет содержание ПРОТИВОРЕЧИЯ: различия явлений, процессов, предметов, сторон или элементов явлений, процессов, предметов, которые взаимоисключают друг друга в определенном единстве. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, возбуждения и торможения и т.д.
Отношения между противоположностями — это КОНТРОЛЬ. Неразрешимых диалектических противоречий не существует. Преодоление противоречий — это необходимость.
На всех этапах развития противоречия выступают в качестве их движущей силы, а не тормоза. Выделяются следующие фазы (стадии) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоречие (конфликт), 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.
Существует бесконечное множество конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, которые имеют между собой нечто общее, то есть принадлежат к одному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия, фундаментальные и нефундаментальные и т.д.
ВВЕДЕНИЕ Противоречия — это противоречия между противоположными элементами, образующими определенную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникающие отношения могут принимать характер противоречия. ВНЕШНИЕ КОНТРАСТЫ — это противоречия между данной системой и окружающими ее системами.
Внутренние противоречия играют решающую роль в развитии и изменении объектов. Они являются источником самодвижения вещей.
Метафизика — антипод диалектики
Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД. Термин «метафизика» (от лат. ta meta physica — буквально «то, что следует после физики») был введен в I веке до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосом. Он систематизировал работы великого древнегреческого мыслителя и расположил «после физики» те из них, в которых он рассуждал об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущем, причинах и т.д.), в отличие от «второй философии» — частнонаучного знания.
В современной социальной науке термин «МЕТАФИЗИКА» имеет три основных значения:
1)ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕМ, первым прообразом которой было учение Аристотеля о «первых видах вещей». Так, выдающийся немецкий философ XX века М. Хайдеггер рассматривал его как «вид знания, имеющий своим объектом Бытие как целое». Его базовые категории — это предельные понятия, которые одновременно «охватывают» и объект, и субъект познания.
2) Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, учение о бытии как таковом, независимое от его конкретных видов и исключающее вопросы теории и логики познания. В этом смысле термин использовался как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и другие), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.
3) ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И ДЕЙСТВИЯ, которое противостоит диалектическому методу как его антипод. Именно этот аспект понятия «метафизика» (антидиалектика) будет рассмотрен ниже.
Наиболее характерной, существенной чертой метафизики является ОДНОСТОРОННОСТЬ, абсолютизация одной (неважно какой) стороны живого процесса познания, или, шире, того или иного элемента целого, момента деятельности в той или иной форме.
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз и навсегда данным. Она менялась, представала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основные:
4)»Старая» МЕТАФИЗИКА была характерна для философии и науки семнадцатого-девятнадцатого веков. (Метафизический материализм, философия природы, философия истории и т.д.). Спецификой этой формы метафизики является отрицание универсальных связей и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или») и вера в завершенность всех мировых связей.
5) НОВАЯ МЕТАФИЗИКА, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это кажется абсурдным в век огромных достижений науки и социальной практики. Особенностью антидиалектики в новой форме является концентрация усилий на поиске различных вариантов ДИСКУССИИ, интерпретации развития. Здесь развитие можно понимать следующим образом:
(а) как простой, универсальный и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (так называемый «плоский эволюционизм»), т.е. как только количественные изменения,
b) только как качественные изменения, как цепь непрерывных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, как монотонный процесс, имеющий строго линейное направление («прямолинейная эволюция»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (понятие «цикл»):
(e) как движение, лишенное своей сущности, противоречия;
f) только как прогресс, т.е. как восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие интерпретации, включая смешанные толкования развития, связи и взаимодействия.
Виды МЕТАФИЗИКИ можно выделить по различным основаниям (критериям). Таким образом, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детализации — бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, то есть любое одностороннее действие.
Метафизический метод познания включает в себя ряд разновидностей, возникающих в результате абсолютизации определенных моментов, форм, этапов и т.д. процесса познания. Ранее были названы некоторые из этих разновидностей — идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и т.д.
Диалектика и метафизика
Диалектика (от греческого dialectic) означает искусство вести беседу, спорить. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах природы, общества и мышления.
Зарождение и начало появления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто называют спонтанной или наивной диалектикой, имея в виду, прежде всего, что мировоззрение первых философов во многом было наивным. Но в то же время они видели его беспристрастно, в развитии и движении. Однако следует отметить, что уже тогда появилось иное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание прежде всего на постоянное движение и изменение мира («Все течет!»), на взаимный переход противоположностей в нем («Нет ничего неподвижного в мире: холодное — греет, теплое — холодит, влажное — сушит, сухое — увлажняет»), то есть прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Идеалисты Сократ и Платон, жившие в тот же период, понимали под диалектикой искусство спора, диалога с целью уточнения понятий и достижения истины. Здесь мы имеем дело с «диалектикой понятий», с субъективной диалектикой.
В принципе, диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае это материалистическая диалектика, во втором — идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики (а также диалектического идеализма) является Г. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (как и диалектического материализма) были К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
Г.Гегель разработал диалектический метод, понимаемый как теория развития, основанная на единстве и борьбе противоположностей, то есть на возникновении и разрешении противоречий. «Противоречие — это корень всякого движения и бодрости: только потому, что в чем-то есть противоречие, оно движется, имеет импульс и активность. Более того, развитие происходит не в произвольном порядке, а по определенному правилу: утверждение (тезис), его отрицание (антитезис), отрицание отрицания (синтез, упразднение противоположностей).
Материалистическая диалектика Маркса признает первичной диалектически развивающуюся объективную материальную действительность, отражением которой являются категории и законы мыслительной деятельности человека.
Метафизический метод является антиподом диалектики. Термин «метафизика» (от лат. ta meta physica — буквально «то, что следует после физики») был введен в I веке до н.э. комментатором Аристотеля А. Родосом. Он систематизировал работы великого древнегреческого мыслителя и расположил «после физики» те из них, в которых он обсуждал общие вопросы бытия и познания, «первую философию» (о сущем, причинах и т.д.), в отличие от «второй философии» — частнонаучного знания.
Наиболее характерной, существенной чертой метафизики является ее односторонность, абсолютизация одной (какой бы то ни было) стороны живого процесса познания, или, шире, того или иного элемента целого, момента деятельности в той или иной форме.
Можно выделить две основные исторические формы метафизики: 1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки семнадцатого-девятнадцатого веков. (Метафизический материализм, философия природы, философия истории и т.д.). Особенностью этой формы метафизики является отрицание всеобщей связности и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), вера в завершенность всех мировых связей; 2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщей связности явлений, ни их развития. Это кажется абсурдным в эпоху огромных достижений науки и социальной практики. Отличительной чертой антидиалектики в новой форме является концентрация усилий на поиске различных интерпретаций развития.
Заключение
Диалектика Гегеля послужила теоретическим фоном для марксистской философии, которая сохранила и развила диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления.
В отличие от диалектики Гегеля, в которой материальный мир служит выражением абсолютной идеи, материалистическая диалектика трактует человеческие понятия как отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений.
Признавая материю первичной, а сознание вторичным, материалистическая диалектика учитывает их сложные и противоречивые взаимодействия и указывает на активную роль сознания и его влияние на природу и общественное бытие человека в процессе его субъективно-практической деятельности.
Система объективного идеализма Гегеля состоит из трех основных частей. В первой части своей системы — в «Науке логики» — Гегель представляет мировой дух (называемый здесь «абсолютной идеей») таким, каким он был до возникновения природы, то есть признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы — в «Философии природы». Гегель как идеалист рассматривает природу как вторичную, производную от абсолютной идеи. Идеалистическая теория социальной жизни Гегеля образует третью часть его системы — «Философию духа». Здесь абсолютная идея становится «абсолютным духом», согласно Гегелю. Таким образом, система взглядов Гегеля имела ярко выраженный идеалистический характер.
Список литературы
- Спиркин А.Г. Философия: монография. — Москва: Гардарики, 2001.
- философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. Изд. 1-3-е изд. — М.: ЮНИТ-ДАНА, 1998.
- 3. Философия: Энциклопедический словарь. — Москва: Гардарики, 2004.
- http://www.philosophy.ru