Оглавление:
Политика может влиять на общество по-разному: как инструмент массового насилия в интересах доминирующего меньшинства и как инструмент защиты свободы и прав граждан, поддержания общественного порядка, верховенства закона и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается ее ориентированностью на нравственные нормы.
Нравственность — это особая область общественной жизни, основанная на оценке всех действий и поступков с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д. Идеи гуманизма, т.е. отношение к каждому человеку как к высшей ценности, формируют центральное, универсальное содержание нравственности.
Соблюдение норм и требований морали не является утилитарным для человека, оно не обещает ему сиюминутной личной выгоды или преимущества. Моральное поведение характеризуется альтруизмом и гуманной мотивацией. В то же время мораль утилитарна для всех людей. Она является условием сохранения человечества, отражает многовековой опыт общения людей и устанавливает те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В нравственном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки собственных поступков и поступков других. Как показывает история, аморальность в конечном итоге ведет как к разрушению личности, так и к деградации общества в целом.
Взаимосвязь между политикой и моралью — одна из тех вечных проблем, с которыми человечество всегда сталкивалось. В данном случае четко прослеживаются две основные линии понимания взаимосвязи между политикой и моралью. Первое — это единство, слияние политики и морали, а второе — разделение политики и морали. Таким образом, еще в древности Платон и Аристотель считали политику и нравственность единым целым. Платон, в частности, рассматривал политику как искусство выяснения морального состояния граждан. Он считал, что природа государства во многом зависит от положения нравственной добродетели в душе человека и ее содержания.
Связь между политикой и моралью
Аристотель исходил из того, что политика, наряду с этикой и экономикой, является практической философией, направленной на разработку законов в интересах справедливости, то есть на общее благо всех граждан. Она обеспечивает соблюдение принципов примата всеобщего над конкретным и умеренности как нравственного идеала в политике. Самые достойные граждане должны участвовать в политике
Другая линия в отношениях между политикой и моралью заключается в разграничении и обосновании приоритета того или иного. Н. Макиавелли должен быть признан блестящим представителем этого направления. В своих трудах он пытался оправдать необходимость создания сильной государственной власти любыми средствами, игнорируя общепринятые моральные нормы. Макиавелли исходили из принципа, что цель определяет выбор средств, а нравственность их выбора определяется нравственностью самой цели. По его мнению, правитель может прибегнуть к таким средствам, как обман, хитрость и хитрость. Высшей ценностью для него являются интересы государства, для достижения которых все средства морально оправданы. Использование зла политиком неизбежно; принципы добра не приводят к желаемому результату, потому что он действует среди других людей, придерживающихся иных норм морали. Таким образом, Макиавелли исключает этику из политической деятельности, что только мешает политику выполнять свой долг.
Мораль и политика, как специализированные сферы общества, имеют как сходства, так и различия в регулировании поведения людей. Обе сферы возникают из одного источника — противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективистской природой, с другой.
Понятие морали
Мораль — это внутриличностный способ защиты индивида от опасных соблазнов для общества и разрешения противоречий между индивидом и обществом в целом. Первоначально, в начале цивилизации, небольшие человеческие коллективы — клан, племя — смогли обходиться без политики, регулировать взаимодействие людей и обеспечивать общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и расти на основе всей этой морали, а также таких природных и исторических институтов общественного контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство и, как следствие, низкий уровень конфликтности, сравнительно небольшое число человеческих сообществ и очень простые формы их взаимодействия.
Когда с ростом сложности общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуальные и нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, возникло государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального принудительного аппарата, т.е. политики.
Таким образом, основные общественные функции морали и политики совпадают. У политики, как и у морали, есть основания делать вид, что она защищает общее благо и социальную справедливость, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных функций. Политика возникает как следствие неадекватности регулирования морали как ее специфического дополнения. В связи с этим древние мыслители считали политику одной из ветвей этики. Политика функционирует как форма объективации, внешнего выражения и материализации механизмов морального самоконтроля.
Несмотря на упомянутые и некоторые другие элементы общности, политика имеет фундаментальные отличия от морали. Одним из наиболее важных из них является конфликтный характер политики. Как упоминалось выше, политика — это деятельность по разрешению социальных конфликтов, которые затрагивают все общество и требуют использования власти. Мораль, с другой стороны, характеризуется обычными, каждодневными отношениями между людьми, в ходе которых могут происходить конфликтные взаимодействия, обычно не достигающие политической остроты.
Нравственность
Непосредственным источником политики являются экономические и другие жизненно важные интересы народа, особенно интересы больших социальных групп: Нации, классы, слои и т.д. Непосредственным источником нравственности являются универсальные, равно как и другие коллективные ценности, приверженность которым не обещает индивидуальной личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения — это борьба, особенно материальных личных интересов и духовных ценностей.
Многие нравственные заповеди имеют характер идеалов, с которыми следует соотносить свои поступки, но которых вряд ли удастся достичь в реальной жизни. Таким образом, вряд ли найдется человек, который за всю свою жизнь не сказал ни одной лжи, который говорит только правду, или который, согласно христианским нравственным нормам, любит ближнего своего, как самого себя.
В отличие от абстрактно-нормативного характера моральных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.
Политика ориентирована на перспективу и цели, то есть направлена на достижение определенных целей, результатов. Мораль оценивает субъективный, внутренний опыт действий. Его интересует не столько достигнутый результат, сколько само действие, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.
Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик — это один человек, принимающий моральное решение. Политика, с другой стороны, имеет групповой, коллективный характер. Человек действует как часть или представитель класса, нации, партии и т.д. Его личная ответственность растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика — это ситуативно. Поскольку она ориентирована на успех, она должна учитывать реальную ситуацию, все факторы, которые могут повлиять на достижение целей. С другой стороны, моральные требования универсальны по своей основе и, как правило, не зависят от конкретной ситуации.
Важнейшей особенностью политики является также применение насилия, применение принудительных санкций за несоблюдение. Мораль, осуждая насилие, опирается, в первую очередь, только на «санкцию» совести. Совесть, особенно если она не развита, может даже простить человека за преступления. Политика наказывает не только противников и исполнителей насилия, но часто и невинных людей и заставляет людей бояться.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Религия, её значение в современном обществе
- Классический позитивизм
- Формирование классических технических наук
- Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
- Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)
- Эпоха поздней античности
- Культура и цивилизация. Понятие культуры, ее сущность и основные функции
- Социально-философская проблема направленности исторического процесса
- Павел Александрович Флоренский, российский религиозный философ, богослов
- Философия личности и проблема идентичности