Оглавление:
Одной из основных целей федеральной программы развития образования является формирование личности, готовой к активной, творческой деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, стремящейся к пониманию других культур, уважающей культурные и этнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и вероисповеданий. В современных условиях эта задача становится особенно актуальной и чрезвычайно важной.
Актуальность проблемы очевидна и обусловлена ростом необоснованной агрессии и насилия в обществе, потерей нравственных ориентиров поведения, жестким, конкурентным образом жизни (правильнее было бы сказать выживания), разгулом террора и международных распрей, конфликтов и преступности. Конечно, в таких условиях неравнодушные к происходящему люди начинают вспоминать и декларировать многие общечеловеческие ценности, в том числе и толерантность. Однако недостаточно провозгласить толерантность как универсальную ценность. Это должно быть частью инструментальных ценностей каждого человека. Толерантность — это не только универсальный принцип мирного сосуществования и норма человеческих отношений, основной механизм их установления, но и «реальная постоянная, многомерная «организующая сила» в развитии общества».
Образование — это социокультурный феномен, связанный с определенным уровнем экономического, политического и духовного развития общества. Она создается в обществе и имеет свои пространственные рамки.
Семья, детский сад, учебное заведение, дружественная среда, система массовой информации (СМИ) являются компонентами социального пространства.
Социализация как вхождение человека в культуру — это непрерывный, постепенный процесс. Важны условия вовлечения ребенка в различные виды социокультурных отношений, как в процессе обучения, так и в деятельности и общении; необходима максимальная поддержка для обеспечения его самореализации в процессе социального взаимодействия. Известно, что многообразие общественных отношений, как плод исторического развития, основывается на достижениях культуры. Она как бы фиксирована, укоренена в определенных традициях, ценностных приоритетах и т.д. Результатом разнообразия стилей социального поведения, завершенных в образе жизни, мировоззрении, то есть в культуре, стало формирование поликультурного пространства в динамической системе общества. Поликультурное пространство — это социальная среда, отражающая особенности культурного разнообразия и способствующая процессу естественного социокультурного взаимодействия его участников.
Природа мультикультурного образования
Мультикультурная педагогика — относительно молодая отрасль научного знания. Феномен мультикультурализма стал предметом специальных исследований в мировой педагогике с 1960-х годов. Зарубежная педагогическая наука накопила солидный научный фонд в области мультикультурализма. Российские ученые начали разрабатывать поликультурную педагогику сравнительно недавно — в 90-е годы XX века. Таким образом, можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится на стадии образования. Существуют опубликованные статьи, в которых обсуждаются определенные вопросы о проблемах, функциях, содержании и целях поликультурного образования.
В настоящее время существуют различные подходы к определению мультикультурного (поликультурного) образования.
Мультикультурное образование — это:
- Способ противостоять расизму, предрассудкам, ксенофобии, предубеждениям, этноцентризму, ненависти на основе культурных различий (Г.Д. Дмитриев);
- Выбор интернационального воспитания, т.е. инклюзивной и плюралистической черты с тремя основными источниками: российским, национальным и общечеловеческим (А.Н. Джуринский);
- Формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, с развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, способностью существовать в мире и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунов);
- Подготовка к жизни в полиэтническом обществе: освоение культуры своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнической толерантности (Г.В. Палаткина).
С точки зрения учителей, мультикультурное образование означает не только диалог культур. Суть в том, что в процессе вхождения в другую культуру, погружения в самобытность, должна развиваться своя личная культура. Мультикультурное образование — это не только формирование толерантного, уважительного отношения к другим культурам, это важное обстоятельство интеллектуального, эмоционального, духовного развития личности. Она отражает многообразие мира в школьном сообществе и помогает понять его многогранный образ, способствуя тем самым адекватному восприятию меняющихся условий жизни.
Целью поликультурного образования является формирование личности без негативных культурных стереотипов, а также формирование общей культуры. Достижение цели мультикультурного образования — это постепенный процесс.
Г.Д. Дмитриев, характеризуя ход поликультурного становления личности, называет его этапы: Толерантность, понимание и принятие другой культуры и утверждение культурных различий. На мой взгляд, самым важным значимым шагом в мультикультурном образовании является непротивление культурному разнообразию. Достаточно не проявлять агрессивность, сдерживать негативные мысли, раздражительность по отношению к другому, новому, непонятному. Однако человек, сделавший первый шаг, может не пойти дальше. Чтобы избежать этого, мы должны сделать второй шаг, то есть изучить характерные особенности определенных культур, что ведет к осознанию культурной самобытности и уникальности. Понимая окружающие культуры, студенты осознают объективность культурного разнообразия и ценность каждого участника культурного развития. То есть, третий шаг, признание «другого», выполнен. Переход от признания разнообразия культурного мира к его принятию — это следующий шаг в формировании мультикультурной личности. Это означает, что человек принимает положительную оценку культурных различий в окружающей действительности как естественную и неоспоримую. Пятый шаг на пути к мультикультурной личности — это направленный интерес к различным культурам. Только действительно устойчивый интерес человека к культурному разнообразию, как результат предыдущих шагов в развитии личности, перерастает в потребность в мультикультурном освоении мира (шаг шестой). Он поощряет поиск новых знаний о других культурах. Седьмой шаг — межкультурное взаимодействие, которое развивает способность человека к диалогу, что приводит к взаимному дополнению культур и их дальнейшему развитию.
Такое взаимодействие обеспечивает правильное взаимопонимание и интеллектуальное взаимообогащение представителей разных культурных групп.
Принципы, функции, методы мультикультурного образования
Мультикультурное образование сосредоточено на нескольких педагогических принципах:
- Воспитание человеческого достоинства и высоких моральных качеств;
- Образование для сосуществования социальных групп разных рас, религий, этносов и т.д;
- Толерантность и готовность к взаимному сотрудничеству.
Основной задачей поликультурного образования является, прежде всего, устранение противоречий между системами и нормами образования доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Она предполагает взаимную адаптацию этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.
Функции мультикультурного образования включают:
- Формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
- Осознание важности культурного разнообразия для самореализации личности;
- Воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
- Развитие навыков и умений взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Мультикультурное образование имеет три группы целей, которые можно выразить в терминах «плюрализм», «равенство» и «унификация»:
1) Уважать и сохранять культурное разнообразие;
2) Поддерживать равные права на образование и воспитание;
3) Формировать национальные политические, экономические и духовные ценности.
Основные цели мультикультурного образования многогранны. Например, при обучении уважению к другим культурам толерантность — это только начало знакомства с другими культурами. За этим должны последовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Кроме того, концепции взаимодействия, взаимозависимости и взаимного обмена признаются на основе понимания различных культур.
Цели поликультурного образования также многогранны, когда речь идет о вопросах равенства в образовании. Речь может идти о преодолении отставания в интеллектуальном и социальном развитии этнических групп посредством компенсаторного образования.
Мультикультурное образование — это и приобретение знаний, и просвещение, «предоставление большей и лучшей информации при уважении к группам меньшинств, преодоление предрассудков и развитие толерантности, повышение академической успеваемости студентов из меньшинств и продвижение идеалов демократии и плюрализма.»
Мультикультурное образование следует рассматривать как часть образовательных усилий по обеспечению культурной и социальной идентификации личности, открытой к другим культурам, национальностям, расам, верованиям.
Таким образом, содержание поликультурного образования строится на четырех ориентирах: социокультурная идентификация личности, освоение системы понятий и представлений о поликультурной среде, воспитание позитивного отношения к диверсифицированной культурной среде, развитие навыков социальной коммуникации.
Обобщая вышеизложенные функции, цели и содержание поликультурного образования, можно утверждать, что оно направлено на полезное для образования взаимообогащение минорной и доминирующей культур, ведущее к формированию личности и самоопределению. Это означает учет культурных, педагогических и образовательных интересов этнических меньшинств в плюралистической культурной среде и ведущую роль культуры этнического большинства. В процессе поликультурного образования происходит взаимное обогащение больших и малых этнических групп без дискриминации последних в духе идеалов демократического гражданского общества.
Проблема организации мультикультурного образования является существенной. Одним из основных способов такой организации является соответствующее изучение определенных учебных дисциплин. Идеологи мультикультурализма считают, что наличие мультикультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решить двойную задачу: стимулировать интерес детей к новым знаниям и в то же время предложить различные точки зрения на окружающий мир.
Двуязычное и многоязычное образование (родной язык, язык доминирующей этнической группы, иностранные языки) остается приоритетным. Поэтому особое внимание уделяется культурной направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, например, что изучение иностранных языков не только служит общению, но и позволяет познать другие способы мышления, чувствования и поведения, а также другие человеческие ценности.
Состояние и тенденции развития поликультурного образования в России
Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи по поддержанию безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социально-экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящее в обществе. Опыт других стран показывает, что образовательные учреждения являются основными структурами, где осуществляются целенаправленные объединяющие и миротворческие действия.
Следовательно, образование может помочь обществу воспитать у молодых людей гуманное отношение к представителям других культур и найти эффективные способы снижения межэтнической враждебности, которые можно применить в социальной среде. Проблемы толерантности и ее антипода — экстремизма в различных сферах личной и общественной жизни — особенно актуальны в ситуации современной России, которая характеризуется ужесточением нравов некоторых слоев населения, распространением агрессивных мотивов и действий, подпитываемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой отдельных групп, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Эта ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которые провели ряд исследований, опубликовали монографии и научные статьи по проблемам толерантности.
Россия — многонациональная, многоконфессиональная и многокультурная страна с населением более 140 тысяч человек. Здесь проживает более 100 национальностей и этнических групп.
Затрагивая вопрос официальной политики в области поликультурного образования, рассмотрим, как это направление отражено на законодательном уровне в России. Процесс формирования и реализации государственной политики, направленной на модернизацию и развитие системы образования в России, можно условно разделить на несколько этапов. Первый этап связан с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании» в июле 1992 года. Сформулированные в нем принципы государственной политики и поправки, принятые российским парламентом в январе 1996 года, отражали новые ценности системы образования. Назовем цели, в соответствии с которыми проявляется соответствие целям поликультурного образования:
- Гуманистический подход к образованию, приоритет общечеловеческих ценностей, человеческой жизни и свободного развития личности;
- Сохранение федерального культурно-образовательного пространства;
- Всеобщий доступ к образованию и адаптивность системы образования к уровню образования, индивидуальным особенностям и интересам учащихся и студентов;
- Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
- Свобода выбора и плюрализм образовательных возможностей.
Помимо нормы, предусматривающей обязательное изучение русского языка как государственного во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, все граждане имеют право на получение общего среднего образования на родном языке.
Следующим этапом на пути реформирования образования в России стало принятие в 2006 году приказом Министерства образования и науки РФ Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов государственной образовательной политики, продиктованных многонациональным характером российского общества — не только его многоязычием и поликультурностью, но и исторической и духовной общностью народов и культур России. Концепция работы с педагогическими кадрами связана с необходимостью повышения уровня их профессиональной подготовки и квалификации для образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы с этнокультурным региональным компонентом, с обучением на родном и русском языках. Что касается научно-педагогических кадров, то в Концепции говорится о необходимости повышения уровня их квалификации для обеспечения научно-теоретической и научно-методической разработки этнонациональных проблем в образовании.
Анализ опыта учителей начальной школы по поликультурному образованию учащихся начальной школы
Нами изучен опыт работы учителя начальных классов по организации поликультурного образования.
Она утверждает, что те, кто работает в классах, где преподавание и воспитание ведется на двух государственных языках, сталкиваются со многими проблемами:
- Формирование мультикультурной компетентности младших школьников;
- Мультикультурное образование в деятельности классного руководителя;
- Диалогическое обучение;
- Сопоставительное исследование грамматики русского, татарского и английского языков;
- Воспитание межличностного общения у детей младшего школьного возраста.
По ее словам, очень важно, чтобы дети понимали, что мы разные.
Дети приходят к педагогам с базовыми представлениями о природе, они способны к небольшому опыту социальных норм поведения во всех сферах человеческой жизни, который они получили в дошкольных образовательных учреждениях и в семье. В стенах школы учащиеся должны сформироваться в человека, личность, способную активно и эффективно жить в многонациональной, «мультикультурной» среде, понимающую и уважающую другие культуры.
Если личность не сформировалась в своей культурной национальной традиции, если она не является носителем родной культуры, то, на мой взгляд, такой человек не способен уважать другую культуру, видеть в ней интересное, ценное, чувствовать и понимать ее, быть открытым к восприятию чужой культуры. И, более того, быть готовым и открытым для приобщения к ценностям родной культуры других людей, представителей другой национальной культуры.
Первым компонентом в формуле поликультурного образования (по мнению этого педагога) является воспитание человека как носителя родной культуры, который понимает, знает и ценит культуры других народов. Ведь ребенок узнает о мире из того, что есть в его семье, на его родной улице, в его родном городе, поселке, регионе.
С 2011 года в начальных классах этой школы дети обучаются по программе «Мы — молодежь Татарстана». Вот основные направления, вопросы, на которые преподаватели пытаются найти ответ.
Ученики 1-2 классов:
- Расширение представлений о природе;
- Знакомство с социальными нормами поведения во всех сферах человеческой жизни: дома, на производстве, на улице, в транспорте, на природе, в бизнесе, в театре…;
- Развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: Общение, обучение, работа, художественная, спортивная, интеллектуальная (ценностно-ориентированная), социальная.
Учащиеся 3-4 классов:
- Расширять представления о человеке;
- Изучать себя как личность во всех сферах жизни: физические, психические, социальные качества и особенности отношений к различным явлениям жизни в семье, в школе, среди друзей, среди незнакомых людей, во время путешествий, наедине с собой и т.д;
- Обучать школьников способам саморегуляции (самовоспитанию, самообразованию, самодеятельности) во всех видах деятельности: Общение, познание, работа, искусство, спорт и другие.
В своей практике Л.И. Прохорова использует разнообразные методы и формы работы, учитывая возрастные особенности учащихся:
- Ролевые игры, экономические игры, образовательные игры (игры народов Татарстана, Поволжья, России);
- Экскурсии, поездки по памятным местам: Казанский национальный музей, музей Г. Тукая и другие, Казанский Кремль, зоопарк, посещение Театра кукол, Театра юного зрителя и др.);
- Конкурсы (Мини-Сабантуй, Масленица, Нейруз и т.д.);
- Викторины (о татарских народных сказках, о биографиях татарских, русских и зарубежных писателей);
- Заочные экскурсии в 3-4 классах — поездки по городам Татарстана;
- Проектная работа в 3-4 классах;
- Благотворительные акции (например, во 2-3 классах ученики активно участвуют в акциях по сбору макулатуры, в акциях «Рождество Христово», «Зеленый оазис» и т.д.).
В решении этих задач большое значение имеет отношение родителей и их активное участие в жизни класса и школы. Семья — это источник традиций, здесь ребенок приобретает важный опыт общения с людьми, учится общаться, слушать и уважать мнение других, относиться к своим близким с терпением и заботой. Большое значение имеет личный пример родителей и родственников.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Отрасли педагогики как науки
- Гендерная обусловленность различий в восприятии иноязычной речи
- Конфликты в педагогическом общении
- Проблемный урок математики в начальной школе
- Система педагогических взглядов г. Спенсера
- Комплексный педагогический эксперимент
- Становление высшего образования в России — первые университеты
- Концепции воспитания
- Технология обучения как основная категория педагогики
- Коррекционно-воспитательная работа