Оглавление:
В философской и социологической литературе понятие «сфера общественной жизни» достаточно прочно утвердилось. Основой для разграничения сфер общественной жизни является структура общества, анализу которой были посвящены многие философские труды. Так, К. Маркс в предисловии «О критике политической экономии» сформулировал кардинальное определение исторического материализма, согласно которому «способ производства материальной жизни определяет социальные, политические и духовные процессы жизни в целом». (Маркс К., Энгельс Ф. Опус, том 13, стр.7). Это позволяет выделить относительно самостоятельные сферы деятельности людей: материально — производственную, социальную, политическую и духовную. Каждая из них характеризуется тремя особенностями. Прежде всего, сфера общества — это сфера деятельности людей, которая необходима для нормального функционирования общества и через которую удовлетворяются некоторые его потребности. Необходимым условием является целесообразность каждой сферы общества, конкретная направленность его функционирования. Совокупность сфер и их функций делает общество единым целым. Достаточным условием существования сфер является их потребность в удовлетворении основных потребностей людей.
Во-вторых, каждая из сфер не изолирована от других, поэтому они объективно взаимосвязаны. Хотя каждая из этих сфер жизни имеет свои особенности и характеризуется определенными социальными отношениями.
В-третьих, сферы общества — это относительно локализованные (относительно самостоятельные) подсистемы общества, которые функционируют и развиваются по собственным законам. Они объединяют все сферические компоненты в единое целое. Взаимодействие всех сфер жизни людей делает общество системой. Каждая из четырех основных сфер общества содержит обозначенные общие черты, которые имеют «сквозное» значение для каждой из сфер. Каждая сфера деятельности человека включает в себя: специфический тип общественных отношений; специфический вид деятельности и специфические способы овладения объектом, средствами, инструментами деятельности; субъекты деятельности и отношений, созданные ими организации; собственные законы структуры, функционирования и развития. Поэтому термин «сфера» фиксирует определенную идентичность, определенное единообразие элементов социального организма. То есть, существует внутреннее единство между основными сферами общества, общность многих особенностей деятельности людей.
Все вышесказанное позволяет сказать, что сфера общества — это необходимая, относительно самостоятельная подсистема общества, характеризующаяся специфическими социальными отношениями и законами, а также деятельностью социальных акторов для удовлетворения специфических потребностей людей на определенном этапе развития общества. На этой основе возникают новые возможности для понимания общества как состоящего не только из разнообразных, уникальных элементов, но и из общих, единых, в некоторой степени идентичных. Таким образом, можно выявить внутреннее единообразие, общность, повторяющиеся моменты в жизни людей. Помимо сходства, которое имеет каждый сектор общества, существуют и различия между ними. В чем они проявляются? Главное, что каждая сфера характеризуется определенным видом человеческой деятельности, в ходе которой удовлетворяются определенные потребности людей.
Структура материально-промышленной сферы
Сфера материально-производственной жизни общества возникает на производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ. Его основой является удовлетворение экономических потребностей людей. Как отметил К. Маркс, люди должны сначала выпить, поесть, иметь дом, одеться, прежде чем они смогут заниматься политикой, наукой, искусством, религией и так далее. В этом отношении эта область общества характеризуется как продуктивная и преобразующая. Экономические отношения, ведущие к другим, получают более богатое выражение в каждой сфере. Поэтому материально-производственная сфера общества выступает генетической основой всех других сфер общества, как причина, состояние и цель исторического процесса. Как особый вектор социального развития, он становится своеобразным эталоном, на имидже которого строятся другие сферы общества.
Структура материально-промышленной сферы — это отношения: между предприятиями, заводами, фермами, отдельными отраслями производственно-территориальных комплексов страны; между государствами по вопросам материально-промышленных контактов. Основными факторами развития этой сферы общества являются: новый научно-технологический и организационный уровень управления, глобальный уровень производительности труда, сбалансированность экономического комплекса в целом, высокий уровень коммунализации производства, обеспечение разнообразия форм собственности и др. Содержание материально-промышленной сферы состоит из таких ее элементов как:
- Характер производства материальных благ;
- материальные отношения между людьми;
- экономическое сознание людей;
- материалопроизводственная деятельность;
- соответствующие учреждения и организации, регулирующие материально-производственную деятельность и отношения.
Сфера материально-производственной жизни — это необходимая подсистема, функционирующая в соответствии с определенными законами, основой которой является способ производства материальных товаров, деятельность, направленная на удовлетворение материальных потребностей. Сущность, содержание и структура исследуемой сферы объективно показывают, что она имеет определенные функции:
- Является ведущей причиной, условием и предпосылкой исторического процесса; выступает, прежде всего, как основа общества и всех других сфер; является системообразующим элементом социально-экономического образования. Одним словом, материально-промышленная сфера в процессе своего функционирования воздействует на все другие сферы, конкретное общество в целом, ход всего исторического процесса и в то же время объективно переживает обратный реальный эффект.
Социальная сфера
Социальная сфера тесно связана с материально-производственной. Социальную сферу можно охарактеризовать как системно организованную часть общества, в которой исторические и социальные группы людей взаимодействуют через свое социальное положение, место и роль в жизни общества. В том числе: Интересы классов и социальных слоев, групп, наций и народностей, отношения между обществом и индивидами, условия труда и жизни, здоровье и досуг. Ядром общественных отношений являются отношения равенства и неравенства людей в соответствии с их положением в обществе.
Известно, что любое общество состоит из конкретных лиц (субъектов). Но это не простая коллекция одиночек. Люди в обществе взаимодействуют, разделяются и образуют устойчивые социальные группы. Последние имеют различную степень обобщения, различаются по размеру, специфическим потребностям и интересам, а также различаются по характеру, содержанию и сложности связей и взаимоотношений. В первом приближении можно сказать, что жизнедеятельность социальных сообществ, их функционирование, развитие — это социальная сфера. Но они функционируют одновременно в материальной и промышленной, политической и духовной сферах; они принадлежат не только к общественной жизни. Что же тогда позволяет выделить социальную сферу как одну из важнейших подсистем общества? Методологически важным представляется высказывание В.С. Барулина о том, что при решении вопроса о существовании той или иной социальной сферы необходимо исходить не из того, какие составляющие этой сферы, а из того, в какой мере определенные социальные законы разработаны, установлены, приобрели свою качественную специфику. Если законы сформированы, отдельно от других законов, то можно утверждать о существовании рассматриваемой сферы.
Следовательно, одной из первых и важнейших причин, критерием разграничения социальной сферы является наличие в ней специфических законов, которые, как показывает практика жизни, тесно связаны с законами материально-производственной, политической и духовной сфер. В то же время следует помнить, что у них есть своя специфика, своё место в системе социальных законов. Наличие таких законов позволяет сделать вывод о существовании социальной сферы общества.
Социальные отношения
Вторым критерием классификации и определения является наличие особых социальных отношений, присущих только ему. Какова их специфика? Понятие «социальные», «социальные отношения» неоднозначно.
Актуальные социальные философы ссылались на такие отношения, которые возникают при взаимодействии социальных групп, коллективов, индивидов и т.д., с точки зрения их положения в системе социальной жизни, и которые необходимо отличать от других социальных отношений. Социальные отношения — это вид общественных отношений. Они формируются между людьми в связи с необходимостью воспроизводства их собственной сиюминутной жизни. Их содержание включает в себя удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей в поддержании жизни, воспроизводство личности, прежде всего, как основной производительной силы общества, передачу опыта производства из поколения в поколение и так далее. Таким образом, социальные отношения являются одной из ведущих основ формирования социальной сферы, формирования ее качественной защищенности, относительно самостоятельной функции и развития.
Третьим основанием для разграничения социальной сферы является то, что она характеризуется собственным видом деятельности. По своей природе социальная деятельность проявляется в действиях отдельных лиц или социальных групп как представителей определенных сообществ людей (наций, классов и т.д.), направленных на удовлетворение их потребностей и интересов. Удовлетворение потребностей в процессе социальной деятельности в конечном итоге так или иначе способствует воспроизводству и развитию личности как конкретного исторического субъекта, как представителя определенного класса, нации, группы, коллектива. Конкретные законы развития, общественных отношений и общественной деятельности в их единстве образуют целостность, качественно определенное общественное формирование, обычно называемое сферой общественной жизни.
Выделяемые существенные особенности сферы социальной жизни общества позволяют дать более полное определение социальной сферы общества. Сфера социальной жизни общества — относительно самостоятельная, целостная подсистема общества, характеризующаяся деятельностью людей как членов определенных социальных сообществ и отношениями, возникающими между ними с точки зрения равенства и неравенства их положения в обществе.
Политическая сфера
Важная роль сферы социальной жизни среди других сфер общества определяется тем, что социальная деятельность и отношения реализуют определенную степень равенства или неравенства в жизненном статусе различных социальных сообществ. Это непосредственно отражается на степени реализации принципа социальной справедливости. Поэтому дальнейшее развитие сферы общественной жизни является одной из главных задач совершенствования нашего общества, вступившего на путь глубоких преобразований. Методологической основой и ключевым понятием при рассмотрении сущности и специфики содержания политической сферы общественной жизни является понятие «политика» (Gr. politika — государственное или общественное дело, от полиса — государство).
Политика — это сфера общественной жизни, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема получения, сохранения и использования государственной власти.
Политическая сфера жизни общества возникает в результате разделения общества на различные антагонистические классы, возникновения государства и объективной необходимости обеспечения его жизнеспособности, поэтому сфера отношений между классами, нациями и государствами, и особенно по вопросам завоевания, сохранения и использования государственной власти. В политической сфере общественной жизни сконцентрированы экономика и социально-экономическая система в целом. «Возьми определенную степень развития производства, обмена и потребления, — писал К. Маркс, — и получишь определенный общественный порядок, определенную организацию семьи, поместья или классов — словом, определенное буржуазное общество». Возьмите определенное гражданское общество, и получите определенный политический порядок…» (Маркс К., Энгельс Ф. Оп, том 27, стр. 402).
В политической сфере общества политическая идеология и политическая психология функционируют как отражение интересов классов, наций и социальных групп. Наконец, в политической сфере общественной жизни функционируют специальные организации, регулирующие отношения между классами, нациями, социальными группами, государствами и профсоюзами при проведении внутренней и внешней политики. Таким образом, политическая сфера общества является относительно самостоятельной подсистемой общества, характеризующейся отношениями и деятельностью социальных субъектов (классов, партий, государств и т.д.) по приобретению, консолидации и использованию государственной власти и проведению внутренней и внешней политики.
Духовная сфера
Наконец, духовная жизнь общества. Она развивается под влиянием материально — промышленной, социальной и политической сфер. Но, в свою очередь, он активно воздействует на эти сферы, так как каждая из них реализует духовные силы определенных субъектов, их знания, их мировоззрение. Поэтому знание сущности и структуры сферы духовной жизни общества, законов его развития, механизма влияния на духовный мир личности является важной проблемой.
Однако следует отметить, что духовная сфера общества отражает относительно самостоятельное поле деятельности и взаимоотношений людей, возникающих в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Духовная жизнь присутствует во всех сферах общества и в этом качестве выступает как вторичный (духовный) уровень жизни по отношению к своему первичному (материальному) уровню.
Сфера духовной жизни общества включает в себя не только процессы и явления, составляющие его содержание, но и социальные институты, общественное и индивидуальное сознание, носителей сознания и их деятельность. Они образуют некую целостность, которая называется сферой духовной жизни. Его особенность заключается в специализации на развитии духовной культуры общества, сознания людей, удовлетворении их духовных потребностей.
Понятие «сфера духовной жизни общества» очень тесно связано с понятием «общественное сознание», но не тождественно ему. Сознание (как социальное, так и индивидуальное) в духовной сфере выступает в качестве основы, результата, средства и непосредственного конца своего функционирования. Общественное сознание — один из элементов сферы духовной жизни общества, его существенный срез. Если главной чертой общественного сознания является идеальность, а общественное бытие — материальность, то и материальная, и духовная жизнь включает в себя как идеальную, так и материальную составляющие. Категории социального бытия и общественного сознания показывают абсолютную противоположность явлению, которое они отражают в главной теме философии. В понятиях материальной и духовной жизни общества материальное и идеальное рассматриваются в диалектическом единстве. Сфера духовной жизни отличается не только материальной и производственной сферами, но и другими сферами жизни целями, содержанием, направленностью, спецификой отношений и деятельности социальных субъектов, а также духовными элементами.
Духовная жизнь (сфера) целенаправленно организована обществом духовной деятельности и общения. В этой сфере удовлетворяются определенные духовные потребности: познавательные, идеологические, психологические, эстетические, идеологические и другие, которые реализуются в первую очередь через закон возрастающих духовных потребностей. Сфера духовной жизни также характеризуется специфическими отношениями, которые возникают в процессе духовного производства и потребления духовных ценностей, направленных на удовлетворение духовных потребностей. Она также отличается от других сфер жизни наличием своих специальных учреждений, предметов для производства, продвижения духовных ценностей. Таким образом, сфера духовной жизни — это необходимая, относительно самостоятельная сфера (подсистема), характеризующаяся деятельностью социальных субъектов (идеологов, ученых, художников, народных масс, а также научных, художественных, образовательных и других организаций и учреждений) и отношениями, возникающими в производстве, распространении и потреблении духовных ценностей.
Сфера духовной жизни общества может быть представлена на разных основаниях. Например, в зависимости от процессов духовной жизни мы можем различать духовное производство, распределение духовных благ и их потребление. При анализе духовной жизни как социального феномена в ней изучается общественное и индивидуальное сознание, система взаимоотношений и деятельности специальных учреждений или конкретных людей. Его также можно рассматривать как связь между субъектом и объектом психической деятельности. Достаточно продуктивным является задание в духовной сфере видов духовной жизни и деятельности: идеологическое, научное, художественно-эстетическое и образовательно-педагогическое. Давайте дадим краткое описание. Вся духовная жизнь современного общества идеологизирована. Но идеологическая жизнь не сводится только к функционированию идеологии как системы представлений и взглядов на ту или иную сторону реальности. Она характеризуется разнообразием идеологической деятельности — это и производство (разработка) идеологии (идеологическая — теоретическая деятельность), и внедрение идеологии в сознание социальных субъектов (агитация — массовая деятельность, пропаганда), и усвоение (потребление) идеологических знаний и других элементов содержания идеологии (образовательно-педагогическая идеологическая деятельность).
Научная жизнь
Научная жизнь общества — это своего рода интеллектуальная деятельность, направленная на познание объективных законов природы, общества и мысли, на их использование для развития общества. Главной задачей научной жизни является производство знаний и их воплощение на практике. Роль науки в обществе объективно возрастает. Это закономерность. Сегодня наука влияет не только на содержание интеллектуальной жизни, но и на все другие сферы общества. В частности, она все чаще проявляется как прямая производственная сила в материальном производстве. Характерной тенденцией в развитии научных знаний является растущая взаимозависимость социальных, естественных и технических наук.
Актуальными проблемами развития научной жизни в нашей стране являются более тесная связь науки с производством, с реальными процессами в обществе и природе, активизация научных исследований, решительная борьба с схоластикой и авторитаризмом в науке, интеграция социальных, естественных и технических наук, подготовка высококвалифицированных научных кадров, особенно в тех отраслях науки и практики, которые определяют социальный прогресс, решение глобальных проблем современности.
Художественно-эстетическая жизнь общества отражает ту сферу интеллектуальной жизни, основой которой является деятельность по производству, распространению и присвоению художественных ценностей. Его определяющим аспектом является функционирование искусства, хотя и не ограничивается этим процессом. Специфика художественно-эстетической жизни заключается, прежде всего, в том, что она направлена на развитие художественного (эстетического) сознания людей, на удовлетворение их эстетических потребностей. Во-вторых, она проявляется в художественном творчестве масс и профессионально подготовленных людей, а также в воспроизведении действительности через художественные образы. В-третьих, сам процесс художественно-эстетической жизни специфичен. В деятельности одних субъектов художественной жизни результат творчества, его социальная значимость, способность удовлетворять потребности других людей совпадают с самим процессом творчества. Художественная и эстетическая жизнь в любом обществе неоднородна. В нем, как правило, есть перспективные, прогрессивные тенденции, но также и устаревшие, устаревшие.
Образовательная сфера
Образовательная жизнь духовной сферы направлена на интеллектуальное формирование населения, кадров, формирование личности определенного социального типа. Эта сфера не всегда выделяется как самостоятельный элемент духовной сферы жизни. Это мотивировано, с одной стороны, тем, что образование и воспитание осуществляется через идеологию, науку, искусство, с другой стороны, тем, что в этой сфере деятельности духовные ценности не производятся, здесь они только потребляются. Несмотря на то, что они достаточно обоснованы, разделение образовательной жизни на относительно самостоятельные виды деятельности необходимо по нескольким причинам. Во-первых, в процессе образования формируются субъекты духовной жизни (идеологи, ученые, поэты, художники, музыканты); во-вторых, с их помощью духовные ценности становятся достоянием человека; в-третьих, образование способствует сохранению и передаче духовных ценностей из поколения в поколение. Иными словами, в процессе образования и воспитания происходит духовная деятельность, духовное производство, которое не уступает другим видам духовного производства.
Таким образом, идеологическая, научная, художественно-эстетическая и педагогическая жизнь являются важнейшими и необходимыми сферами деятельности современного общества. Они диалектически связаны, но также обладают относительной самостоятельностью, отличительными чертами и особой структурой. Они выражают основные направления духовного развития общества.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.
- Информационные ресурсы сознания — Происхождение сознания
- Фридрих Ницше, немецкий философ, представитель философии жизни
- Томас Гоббс, английский философ-материалист
- Неоконфуцианство и чжу си
- Культура в условиях глобализации
- Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
- Философская сущность государства
- Сёрен Обю Кьеркегор, датский теолог, философ, писатель
- Гносеология