Оглавление:
Марксизм появился в России еще в 1950-х годах, но только во время правления Александра III. То есть, начиная с 1980-х годов, эта теория приобрела самостоятельное значение в русской мысли.
Важнейшим фактором, создавшим благоприятную почву для марксизма, было развитие капитализма в России и возникновение рабочего вопроса и рабочего движения. Русский социализм (народничество), который сосредоточился на аграрных условиях и судьбе общины и видел главную революционную силу в крестьянстве, не смог решить новых проблем.
В 60-е и 70-е годы марксистские идеи были достоянием дикарей. В 80-е годы марксизм стал идеологическим знаменем группы «Освобождение труда», кружка бывших народников, эмигрировавших в Западную Европу. К концу века русский марксизм стал зрелым течением политической мысли, имевшим свою социальную базу в социал-демократическом рабочем движении.
Группа «Освобождение труда» была сформирована в Женеве в 1883 году, вдохновленная Г. В. Плехановым. В состав группы входили П.Б. Аксельрод, В.И. Засулич и В.Н. Иматов. Это была первая российская революционная организация, которая провозгласила разрыв с идеями народников, приняла теорию научного социализма и присоединилась к международному социал-демократическому движению. На работах Плеханова выросло целое поколение марксистов, и его по праву называют первым русским марксистом.
В январе 1880 года он выехал за границу, познакомился со многими марксистскими работами и с рабочим движением передовых европейских стран. Вместе с лидерами французских рабочих П. Лафоржем и Ж. Гаде Плеханов посещал рабочие митинги и участвовал в дискуссиях. Важным событием стал его перевод на русский язык «Манифеста Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (1882). В конце 1882 — начале 1883 года Плеханов завершил перевод в марксизм.
Плеханов был первым русским социалистом, доказавшим применимость марксизма к условиям России. В установлении буржуазных социальных условий в странах он видел объективные предпосылки для того, чтобы пролетариат стал ведущей революционной силой. Важнейшей теоретической заслугой Плеханова была критика программных установок народничества. В 1883 году он опубликовал памфлет «Социализм и политическая борьба», а в 1885 году — «Наши разногласия». В этих работах, обобщающих новые явления общественной и экономической жизни России, Плеханов показывает идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс и утопический характер их социалистической теории.
Стремление к мирному реформизму было признано и в российской оппозиции. Наряду с либеральными народниками их выразителями стали легальные марксисты, экономисты, а позднее, хотя и не в полной мере, меньшевики.
Легальные марксисты — П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, названные так потому, что действовали в рамках цензуры, — критиковали либеральное народничество и помогали преодолеть иллюзию, что особый путь России к социализму будет вести через крестьянскую общину, минуя капитализм. Они утверждали, что Россия уже стала капиталистической страной, в этом их поддерживали Плеханов и Ленин. Но отрицание народничества, крестьянского социализма, было для легальных марксистов шагом не к пролетарскому социализму, а к буржуазному либерализму.
Рассматривая марксизм как завершающий этап в развитии позитивизма в России и отмечая положительную роль позитивизма в истории русской культуры, Струве всю жизнь критиковал не только марксизм, но и социалистическую доктрину в целом. «По его мнению, социалистическая доктрина, которая является своего рода «светской социально-политической мифологией», в своих основных чертах сформировалась уже в Древней Греции. Концептуализация западноевропейского социализма, которая произошла во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого веков, означала не что иное, как болезненную реакцию на распад старого феодального мира».
Плеханов и Ленин как пропагандисты марксисткой теории
В начале двадцатого века Г. В. Плеханов стал первым теоретиком и пропагандистом марксизма в России. Широкую известность получили его работы «О развитии монистической концепции истории» (1895) и «Очерки по истории материализма» (1893). Плеханов рассматривал диалектику как метод и универсальную теорию развития, натурфилософию и философию истории как неотъемлемые части марксистской философии. Он опирался на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма и интересовался прежде всего влиянием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта.В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения и противопоставил ему теорию иероглифики. Он искал объяснение истории в степени развития производительных сил и отдавал дань экономическому материализму и «спонтанному ходу вещей». Он критиковал Ленина за «философский субъективизм».
Работы Владимира Ленина: Один шаг вперед, два шага назад (1904); Партийная организация и партийная литература (1905); Две тактики социал-демократии в демократической революции (1905); Марксизм и ревизионизм (1908); Материализм и эмпириокритицизм (1909); Три источника и три составные части марксизма (1913); О праве наций на самоопределение (1914); О расколе единства, заслоненного криком о единстве (1914); Карл Маркс (краткий биографический очерк с наброском марксизма) (1914).
Отношение Ленина к марксистской теории и философии в частности претерпело изменения. Если в своих первых работах он рассматривал марксизм как науку об обществе, социологию, то в период между революциями (1905-1917) он отстаивал философское своеобразие марксизма и органическое единство трех его частей: Философия, политическая экономия и доктрина социализма. К этому Ленина побудили заявления некоторых лидеров реформистского крыла международного социал-демократического движения и российских марксистов о том, что марксизм не имеет собственной философии и поэтому должен быть дополнен эпистемологией неокантианства или эмпириокритицизма. Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины девятнадцатого и начала двадцатого веков. Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в его работе «Кант и эпигоны» (1865) на фоне кризиса философии и моды на материализм. Эмпириокритицизм, («критика опыта» или «критика с позиции опыта») — философское направление, основателем которого является Ричард Авенариус: отправной точкой эпистемологии Авенариуса является не мысль или субъект, не материя или объект, а чистый опыт, как он непосредственно воспринимается человеком. Их преемниками в России были А. А. Богданов, В. А. Базаров.
В этот период Ленин написал собственные философские работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1909, 2-е изд. 1920) и «Философские тетради» (рукопись 1914-1916, опубликованы полностью 1929-1930). В первой работе он подчеркивает материализм и объективность знания как отражения действительности. Критикуя попытки эмпириокритицизма истолковать последние открытия в физике (радиоактивность, электрон, факт изменчивости его массы и др.) как некое «исчезновение материи», Ленин различал философскую категорию материи («объективная реальность, данная нам в восприятии») и ее нефилософское понимание, т.е. по свойствам, отраженным в конкретных научных представлениях о ней, которые меняются в ходе развития науки. Вторая из названных работ содержит наброски некоторых философских трудов и фрагментарные попытки материалистического толкования отдельных положений гегелевской диалектики. В то же время Ленин занял позицию о единстве диалектики, логики и эпистемологии и необходимости развития диалектической логики. Впоследствии эта тема стала одной из приоритетных в советских философских исследованиях. Ленин внес оригинальный вклад в разработку вопроса о возрастании роли субъективного фактора в истории.
Личность Плеханова и его влияние на большевиков
Георгий Валентинович Плеханов был выдающимся представителем русского, да и международного марксизма. Н.А. Бердяев говорит о нем: «После Маркса и Энгельса Плеханов был одним из самых значительных среди признанных теоретиков марксизма….». Он стал человеком Запада, рационалистической диспозиции….. В его книгах нашли интеллектуальную подпитку несколько поколений российских марксистов, включая Ленина и лидеров коммунизма».
Бердяев пишет: «В 1980-е годы Плеханов, основатель русского марксизма и социал-демократии, вел активную полемику против идей Ткачева… Эта полемика представляет большой интерес, ибо действительно можно поверить, что Плеханов дебатирует против Ленина и большевиков в то время, когда их еще не существовало… Плеханов также против бакунизма и бунтарства».
Еще в 1883 году в своем первом марксистском сочинении «Социализм и политическая борьба» Плеханов предупреждал, что попытка революционной партии, представляющей меньшинство населения, захватить власть с целью установления социализма в России закончится созданием «социалистической касты» во главе производства. Плеханов писал:
«При такой опеке над народом народ не только не будет воспитан к социализму, но и либо окончательно потеряет всякую способность к дальнейшему прогрессу, либо сохранит эту способность только через возникновение того самого неравенства, устранение которого будет непосредственной целью революционного правительства».
Так писал Плеханов в 1883 году в своей первой марксистской работе «Социализм и политическая борьба». А годом позже, в своей следующей работе «Наши разногласия», Плеханов предостерегал лидеров революционной партии того времени от попытки насильственного внедрения социализма в России. Плеханов писал:
«Если бы мы действительно создали народное правительство, — тогда…. На вопрос, нужна ли им земля и нужно ли ее отбирать у землевладельцев, люди отвечали: «Да, нужна, и ее нужно отбирать»….. На вопрос, нужны ли им «начала социалистической организации», они сначала отвечают, что не понимают, о чем их спрашивают, а потом, с большим трудом разобравшись в вопросе, отвечают: «Нет, мне это не нужно»… Если бы правительство, сформированное захватившими власть революционерами, все же захотело ввести социализм, ему пришлось бы решать эту проблему либо в духе современного социализма, или ей придется искать спасения в идеалах «патриархального и авторитарного коммунизма», причем эти идеалы будут изменены лишь в том смысле, что вместо перуанских «сынов солнца» и их функционеров национальным производством будет управлять социалистическая каста.
Так писал Плеханов в 1883 и 1884 гг. И от этой позиции он не отступал всю жизнь. Плеханов был основателем русского марксизма и убежденным приверженцем диалектического материализма, но его марксизм сильно отличался от так называемого «марксизма-ленинизма».
В своей «Истории русской философии», опубликованной в Париже в 1950 году, профессор Зеньковский пишет:
«В целом надо сказать, что Плеханов, оставаясь верным последователем диалектического материализма, построенного Марксом и Энгельсом, тем не менее, всегда был внутренне свободен. Большой литературный талант и тонкое критическое чутье сделали Плеханова живым и интересным писателем, в котором преданность марксизму никогда не заглушала подлинного нравственного благородства, интереса к истине и ее прогрессу….. Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком…. Все его идеологическое развитие было основано на моральных мотивах.
Так писал беспристрастный русский ученый профессор Василий Зеньковский в своей «Истории русской философии». Именно потому, что Плеханов был лично благородным и этически глубоким человеком, и потому, что преданность марксизму никогда не заглушала его истинного нравственного благородства или интереса к истине и ее прогрессу, он отделился от Ленина задолго до революции. Плеханов резко осуждал политику и тактику большевиков и был одним из самых ярых противников Октябрьской революции 1917 года, считая ее величайшим историческим бедствием.
Марксизм Г.В. Плеханова как версия в интерпретации идейного наследия Маркса
Плеханов был первым русским социалистом, доказавшим применимость марксизма к российским условиям. В становлении буржуазных общественных отношений в стране он видел объективные условия для превращения пролетариата в ведущую революционную силу.
Важнейшей теоретической заслугой Плеханова была критика программных установок народничества. В 1883 году он опубликовал памфлет «Социализм и политическая борьба», а в 1885 году — «Наши разногласия». В этих работах, обобщающих новые явления общественной и экономической жизни России, Плеханов показывает идеалистический характер взглядов народников на исторический процесс и утопический характер их социалистической теории. Одна из лучших книг Плеханова, «О развитии монистической концепции истории» (1895), посвящена критике народничества и одновременно обоснованию марксизма. (1895), а также ряд замечательных статей, в том числе «О роли личности в истории» и «О материалистическом понимании истории».
«Плеханов пришел к выводу, что взгляд народников на политическую борьбу и тезис о примате социального над политическим противоречат друг другу. Он прямо ставит вопрос о захвате власти угнетенными массами: «Логика вещей ставит их на путь политической борьбы и захвата государственной власти, даже если они ставят перед собой цель экономического свержения». Рабочий класс, утверждал Плеханов, «знает, что государство — это крепость, служащая оплотом и защитой для угнетателей, крепость, над которой можно и нужно господствовать, которую можно и нужно перестраивать в интересах собственной защиты, но которую нельзя обойти, ссылаясь на ее нейтралитет».
Плеханов пришел к выводу, что освобождение рабочих — это путь долгой и тяжелой борьбы, что революция — это последний акт в вечной классовой борьбе, которая становится сознательной только в той мере, в какой она становится политической борьбой.
Плеханов пришел к марксизму, к научному социализму, преодолел различные концепции немарксистского социализма. Это очень важный момент, потому что он объясняет необычайную «чувствительность» Плеханова к любому отклонению от научного социализма.
«Научный социализм — это теория, которая выводит социализм из состояния развития и характера производительных сил. Все остальные мотивы: несправедливость образа жизни, страдания обездоленных, сострадание к угнетенным — ничего не значат для научного социализма. Социализм объективно необходим — согласно научной теории — потому что этому общественному строю будет соответствовать новый способ производства жизненно важных материальных благ.
Социализм необходим не всегда, а только на определенной стадии развития. И наоборот. Социализм перестает быть неизбежным, когда в развитии производства ослабевают факторы, обусловливающие необходимость социалистического строя. В обществе нет места социализму, если нет соответствующей основы в сфере производства.
Научный социализм подчеркивает, что пролетариат принадлежит будущему не потому, что он угнетен и страдает, а только потому, что он связан со способом производства, соответствующим будущему развитию цивилизации. И наоборот, пролетариат перестает быть прогрессивным, когда способ производства, с которым он связан, перестает быть центральным для развития человечества.
Нетрудно заметить, что научная теория социализма основана на критериях выживания и развития человеческой цивилизации. Анализируя спор между сторонниками и противниками свободной торговли, Маркс сказал: «Ни те, ни другие не предлагают никаких мер для улучшения положения рабочего класса. Но свободные торговцы — сторонники свободной торговли — вносят больший вклад в развитие производительных сил, и поэтому, и только поэтому, их следует поддерживать с точки зрения научного социализма Маркса».
Выводы Плеханова о незрелости России для социализма полностью опираются на концепцию научного социализма.
Ленин и его вклад в развитие марксизма
Следуя диалектике Гегеля и ее развитию Марксом в «Капитале», Ленин сформулировал принцип тождества диалектики, логики и эпистемологии. Рассматривая всеобщие стороны и отношения действительности и всеобщие законы диалектики в свете этого принципа, он показал, что философские категории являются не только формами отражения сторон и отношений действительности, но и ступенями, ключевыми моментами в развитии социального познания и практики, а законы диалектики представляют собой не только всеобщие законы действительности, но и законы мышления — методологические принципы, которыми должен руководствоваться человек в своей практической и познавательной деятельности.
Таким образом, вслед за Марксом и Энгельсом Ленин развивал диалектический материализм не только как мировоззрение, но и как эпистемологию и метод осмысления и практического преобразования действительности.
Ленин уделял исключительное внимание теоретической разработке проблем исторического материализма. Он дал всесторонний анализ взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, материальных и идеологических отношений, объективного и субъективного, стихийного и сознательного. Подчеркивая решающее значение материальных условий жизни людей, объективных обстоятельств, Ленин показал огромную роль правильной революционной теории в освободительном движении и ее значение для пролетарской партии рабочего класса и для революционно-преобразующей деятельности широких народных масс.
Указывая на решающее значение марксистских идей для подчинения стихийного движения угнетенных масс единой цели революционного изменения существующего строя, Ленин выдвигал в качестве важнейшей задачи пролетарской партии разработку социалистической идеологии и внедрение ее в сознание пролетариата, всех трудящихся.
Ленин рассмотрел особенности империалистической стадии капитализма и доказал, что она представляет собой канун социалистической революции. Исходя из закона возрастающей неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран при империализме, он открыл.
Ленин пришел к выводу, что победа социалистической революции первоначально была возможна в нескольких странах или даже в одной стране.
Ленин развил марксистское учение о буржуазно-демократической революции и ее перерастании в социалистическую революцию и обогатил его новыми важными выводами. Он доказал, что гегемоном в буржуазно-демократической революции, которая происходит в период, когда капитализм вступил в свою последнюю, империалистическую стадию, должна быть не буржуазия, а пролетариат, главным союзником которого является крестьянство; что победа этой революции должна установить не диктатуру буржуазии, а диктатуру революционного народа — рабочих и крестьян. С установлением революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян революция завершается и начинает перерастать в социалистическую революцию, в ходе которой пролетариат в союзе с бедным крестьянством и со всеми эксплуатируемыми осуществляет преобразование общественной жизни на социалистических принципах. Ленин всесторонне разработал теорию социалистической революции. Он отстаивал идею о необходимости объединения классовой борьбы пролетариата против буржуазии империалистических стран с национально-освободительной борьбой порабощенных народов для ликвидации национального угнетения. Он также установил возможность некапиталистического пути развития, перехода отсталых стран к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.
Большое место в теоретическом наследии Ленина занимает учение о диктатуре пролетариата как власти трудящихся. Развивая далее идею диктатуры пролетариата, разработанную Марксом и Энгельсом на основе опыта трех русских революций, Ленин показал необходимость диктатуры рабочего класса при переходе от капитализма к социализму, раскрыл ее сущность, характерные черты, задачи, механизм действия и пути ее дальнейшего развития. Величайшей заслугой Ленина является открытие Советов как формы диктатуры пролетариата, возникшей в России в результате творчества революционных масс, и обоснование их роли в осуществлении Великой Октябрьской социалистической революции.
Роль Ленина в подъёме рабочего класса
В период подъема рабочего движения социал-демократы пытались возглавить рабочее движение, создать рабочую партию.
Ленин сыграл главную роль в решении этой задачи. Одним из первых шагов к созданию партии стало объединение разрозненных социал-демократических кружков Петербурга в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», состоящий из центральной группы и районных групп. Среди лидеров «Союза борьбы» были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.O. Цедербаум (Мартов), В. В. Старков, Г. М. Кржижановский и др. Профсоюз вел пропаганду на заводах и предприятиях и руководил забастовочным движением. Рабочие профсоюзы возникли в Москве, Владимире, Киеве, Самаре и ряде других городов страны.
Активная деятельность петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными государственными репрессиями. В декабре 1895 года лидеры «Союза борьбы» были арестованы. Однако «боевые союзы», существовавшие в других крупных городах России, продолжали политическую агитацию и возглавляли борьбу пролетариата.
Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 года. На съезде присутствовали девять делегатов из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, «Союза борьбы» из Екатеринослава, группы «Рабочая газета» и «Всееврейского рабочего союза в России и Польше» (Бунд).
Съезд избрал Центральный комитет и провозгласил создание РСДРП. После съезда был издан «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». В «Манифесте» говорилось, что российский рабочий класс «полностью лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его зарубежные товарищи»: Участие в управлении, свобода устного и печатного слова, свобода профсоюзов и собраний», подчеркивая, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса «за свое окончательное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм».
В манифесте четко выражена идея о необходимости двух этапов революции — буржуазно-демократического и социалистического: «Чем дальше на восток в Европе, тем больше культурных, политических задач ложится на плечи пролетариата. На своих крепких плечах российский рабочий класс должен и будет нести дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к великой исторической миссии пролетариата — созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком.
«Манифест» не был программой для партии и не ставил конкретных задач. Конгресс также не принял устав о партиях. Создание партии рабочего класса оставалось важнейшей задачей революционного движения.
Важную роль в подготовке Второго съезда РСДРП сыграла газета «Искра», первый номер которой вышел в 1900 году. Редакция «Искры» провела организационную работу по созыву съезда, был подготовлен проект программы РСДРП. Идеологический раскол с народниками, «легальными марксистами» и «экономистами» был завершен до созыва II съезда РСДРП и окончательного образования Социал-демократической партии.
Накануне Второго съезда развернулась особенно ожесточенная полемика с «экономистами» и другими течениями внутри социал-демократии в России.
Против позиции «экономистов» выступали такие видные российские социал-демократы, как Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Дж. Мартов и другие выступили против. Накануне II съезда РСДРП позиция «экономистов» была отвергнута большинством социал-демократических организаций России.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Интуиция — История развития понятия интуиции в философской мысли
- Этические учения стоиков и Эпикура
- Древнекитайская философия
- Социальная справедливость как правовая ценность
- Милетская школа
- Методология позитивизма
- Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
- Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
- Организационное оформление науки и инженерии Нового времени
- Материя как субстанция. Движение как способ существования материи