Оглавление:
Если использовать периодизацию истории Э. Тоффлера, которая делит историю на традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества, то техногенная цивилизация является продуктом индустриального общества. П.С. Кудрявцев и И.Я. Конфедератов предлагает понимать «технологию» как «набор инструментов, созданный человеком на основе использования когнитивных природных законов для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества»[4]. Хотя даже самые простые средства, облегчающие жизнь человека, в принципе можно назвать «технологиями», в нашем понимании техногенная цивилизация является этапом развития индустриального общества, характерным для XVI-XX веков и продолжает свое развитие в рамках постиндустриального общества. Техногенная цивилизация — это эпоха, когда человек начинает зависеть от технологий и начинает определять свои основные потребности, интересы, характер деятельности и семантическое мышление. В то же время, основы техногенной цивилизации уже заложены в истоках человечества — в древнегреческой культуре (культ человека, демократия, развитие научной мысли). Позднее христианство укрепило антропологические тенденции, объявив человека лучшим из всех творений и считая его дух «подобным» божественному. В эпоху Возрождения в Европе наконец-то утвердился антропоцентризм, рассматривающий человека и как существо, и как «коллегу» по Богу в реализации божественного плана, касающегося природы. В XVI-XVII веках возникло механическое мировоззрение, которое в конечном итоге повлияло на формирование представлений о природе как о ресурсе для развития человека и его цивилизации.
Принято различать следующие характеристики техногенной цивилизации: Ускорение темпов развития, замена экстенсивного развития на интенсивное, механизация производства, концепция общества как механического агрегата индивидуумов, рациональность мышления, направленная на использование научных знаний для развития эффективности производства, объяснение природы как объективной и закономерной субстанции, урбанизация, культ науки и идея прогресса.
Человек рассматривается в этой системе отношений как аналог машины, из которой вытекает привычка, знакомая сейчас всем, регулировать свой рабочий день, время отдыха и жизнь в целом.
Техногенная цивилизация открыта, она принципиально ориентирована на завоевание окружающего мира, на экспансию. В рамках такого процесса обычно действует линейная логика «кто не с нами, тот против нас», наиболее ярко реализованная сегодня в проекте «Pax Americana». В такой ситуации человек становится зависимым от технологических ритмов и потребностей промышленности. Динамичное развитие технологий означает, что современный человек не может поспевать за их ускорением, отсюда и разрыв между внешними условиями жизни человека и его внутренними потребностями. Это особенно ярко проявилось в возникновении и формировании постиндустриального (или информационного) общества.
Информационное общество обычно понимается как особый этап социально-экономических отношений, возникший во второй половине XX века, и воспринимается как основная социальная ценность. Из инструмента трудовой деятельности он становится самостоятельным фактором общественных отношений. Способ управления информационными процессами влияет на трудовую и повседневную жизнь, профессиональные знания и структуру общества, открывает новые возможности и ставит новые проблемы. Информационные технологии активно влияют на интеллектуальную культуру — формируется «медийная» культура. Однако ресурсы человеческого сознания не в состоянии полностью покрыть полученную информацию, создавая новые формы зависимости.
Общество потребления
Развитие социально-экономических отношений европейской цивилизации привело к появлению еще одной формы зависимости современного человека, которую в современной философии принято называть «обществом потребления». Этот социальный феномен обсуждается на Западе с 1970-х годов, поскольку, несмотря на рост доходов и услуг в ведущих западных странах, случаи депрессии и самоубийств стали более частыми. Потребительское общество — это общество промышленно развитых стран, характеризующееся массовым потреблением товаров и услуг и формированием соответствующей системы ценностей. Появление глобальной техногенной цивилизации и глобальной экономики обусловило необходимость формирования глобального потребителя, «гражданина мира», который ищет и находит одно и то же, наслаждается одним и тем же во всех странах. Потребительское общество — это система, организующая совместную деятельность людей таким образом, что манипулирование культурными кодами, порождающими психологические установки потребителей, становится его доминирующим содержанием. Эта система характеризуется массовым манипулированием культурными символами и формированием соответствующей иерархии ценностей, на вершине которой находится покупка и регулярное обновление вещей.
В обществе потребления потребление стало основным содержанием социальной жизни. Потребление — это не только основа этого общества, реализованная через его политические, экономические и социальные институты, но и его цель. И сфера производства (промышленность ориентирована на потребление все большего количества ресурсов), и сфера развлечений (жизнь людей вращается вокруг потребления товаров и услуг, которые для них не всегда нужны) подвержены искажениям. Манипулирование товарами как важными признаками культуры предполагает не столько способность товаров удовлетворять человеческие потребности, сколько социальное значение, придаваемое владельцу товаров в этой культуре. Акцент делается уже не на функциональных свойствах товара, а на престиже владения конкретным товаром; товар становится признаком социального статуса. Сознание потребителя постоянно занято выбором товаров, и, купив их, он может очень быстро потерять к ним интерес и почти никогда не пользоваться ими.
Причины возникновения общества потребления
Источник возникновения общества потребления лежит не только в социально-экономических отношениях, но и в сфере социально-психологической мотивации. Человек обладает врожденным набором потенциальных способностей, которые могут быть развиты, и их диапазон необычайно широк. Кроме того, у человека есть различные приводы для реализации присущего ему потенциала. С одной стороны, реализация способностей и качеств ассоциируется с удовольствием и сразу же привлекательностью и самооценкой, с другой стороны, требует постоянных новых усилий, что часто делает ее нереализуемой. Отсутствие реализации врожденных способностей приводит к психическим расстройствам, человек испытывает депрессию и дискомфорт, неудовлетворенность, утрату и отчуждение. Психическое недовольство может быть либо заглушено другим, более сильным стимулом нервных рецепторов, т.е. отвлечь, либо притупить общую чувствительность психической системы, либо попытаться подменить внешние атрибуты успеха, придавая вещам культовый смысл. Средствами этого могут быть: туристические поездки, экстремальные виды отдыха, просмотр телепередач и спектаклей, коллекционирование, обжорство, азартные игры и компьютерные игры (отвлечение от душевного дискомфорта), а также алкоголь, наркотики (притупление чувствительности нервной системы). В результате человек также попадает в определенную зависимость от дальнейшего процесса потребления.
Глобализация
Глобальные потребности, в свою очередь, приводят к появлению глобальных продуктов, что проявляется в стандартизации товаров и стандартизации брендов. Следующий этап — объединение мира на основе общих стандартов, формирование общества людей, «похожих» друг на друга, что называется проблемой «среднего человека». Это понятие впервые было установлено в трудах испанского мыслителя Ж. Ортеги-и-Гассета, а также немецкого философа Х. Маркузе, хотя образ этого типа общества в определенном смысле был представлен и в философии К. Маркса, Ф. Ницше и К. Леонтьева. Термин «среднестатистический человек» часто используется для описания особого типа общества, в котором основную роль играет масса людей, которые не выделяются из окружающего их мира и имеют одинаковые потребности, привычки и ценности. Это господство проявляется в политических и экономических отношениях, в принципах социальных отношений и в характере культуры. Феномен «среднего человека» появляется в европейском обществе в связи с развитием капиталистических отношений, которые породили феномен массового труда на фабриках. Поскольку работа делится в массовом порядке, это неизбежно приводит к отсутствию осознания целостности произведенного предмета (как это было в кустарном производстве), что, в свою очередь, приводит к соответствующим социально-психологическим последствиям: идее «заменяемости» каждого человека на предприятии и человека в обществе. Универсальная «заменяемость» порождает «обезличенную» рабочую массу (тот же образ жизни и мышления), а тяжелый физический труд практически не оставляет времени для умственного развития. Развитие демократических институтов в Западной Европе и США во второй половине 19-го и 20-го веков, несмотря на их положительную основу, выводит на арену истории именно средние массы людей, которые являются источником определенных ценностей и интересов, не всегда связанных с высоким уровнем культуры. Развитие общества потребления трансформирует вкусы и привычки этих людей в стандарт и нормы общего поведения. Среди основных особенностей этого типа традиционно выделяются: ослабление критического суждения, стандартизация всех жизненных процессов, маргинализация[5], одномерное мышление и, как следствие, упрощение языка, потребностей и ценностей.
Таким образом, в развитии европейского общества руководящие принципы европейской культуры — гуманизм[6], рационализм[7], индивидуализм[8] — превратились в крайность превращения человека в машину, в крайнюю стандартизацию и прагматизацию жизни, ориентированную на потребление идентичных товаров одними и теми же людьми, несмотря на их внешние различия. Осознание бессмысленности всего происходящего, угрожающая утрата человеческой духовности, опасность глобальной катастрофы, несомненно, являются спутниками глобального культурного кризиса.
Пути выхода из глобального культурного кризиса
Каковы возможные пути выхода из глобального культурного кризиса? Эксперты предлагают некоторые базовые сценарии развития[9]. При этом установлено, что, поскольку глобальный кризис культуры — это явление, во многом обусловленное развитием научно-технического прогресса (далее ВТП) и техногенной цивилизации, то сценарии преодоления кризиса во многом проистекают из отношения к этим проблемам. Таким образом, выделяются 4 основные позиции: 1) концепции, которые связывают решение глобальных проблем и решение глобального культурного кризиса только с дальнейшими достижениями научно-технической революции, без учета их социальной направленности; 2) концепции, которые полностью отрицают достижения научно-технического прогресса и выступают за сокращение производственной и научно-технической деятельности; 3) концепции, игнорирующие деятельность НТП в контексте решения глобальных проблем, но, не отрицая их в обществе, ориентированные на изменение менталитета В последней концепции речь идет не об обособлении одного явления или аспекта социальной жизни, а о целостном сценарии глобального культурного кризиса. Это означает не отрицание роли науки и техники, а многоаспектное использование их достижений с учетом всех преимуществ и недостатков.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Цивилизационная концепция А. Тойнби
- Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ
- Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
- Современная индийская философия
- Контуры нового этапа цивилизационного развития
- Культура и природа
- Справедливость: понятие, проявление и сферы
- Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
- Способы представления человека в индийской философии
- Античная философия и ее роль в культуре древней Греции