Оглавление:
Пифагор (ок. 570-496 гг. до н.э.) был создателем пифагорейской философии, которая объединила восточную науку с эллинской мифологией. Его 40-летие (акме) пришлось на 30-е годы 6-го века до н.э.. Он родился на острове Самос. Ученик Анаксимандера и Терекида. Учился в Египте и Вавилонии и вернулся домой в возрасте 56 лет. В 532-531 годах он покинул Самос и приехал в Италию, в полис Кротона, где основал свою собственную школу — Пифагорский союз. Пифагор умер в возрасте 75 лет. Согласно некоторым источникам, Пифагор сам ничего не писал, другие говорят, что к его произведениям относятся «О природе», «О государстве», «Об образовании», «О душе», «О мире», «О благочестии», «Святое Слово». Пифагор был первым мыслителем, который, согласно традиции, называл себя философом, то есть «любителем мудрости».
Изменение научного акцента пифагорейцев было связано с тем, что число понималось как начало, а не как вода, воздух или огонь. Самая известная и красноречивая характеристика пифагорейской мысли происходит от Аристотеля:
Пифагорейцы первыми взялись за математику, развили ее, и …стали рассматривать ее начало как начало всего, что существует. И поскольку среди этих начал есть числа от природы [первые начала в математике, они видели в них начала всего сущего], — больше, чем в огне, земле и воде… Они видели, что свойства и отношения, присущие гармонии, выражаются в числах; отсюда им казалось, что все остальное в природе четко уподобляется числам, и что числа — это прежде всего во всей природе; отсюда они предполагали, что элементы чисел — это элементы всех существующих [вещей], и что все небеса — это гармония и число.
В другой части своей метафизики Аристотель пишет, что для пифагорейцев «числа — это вещи сами по себе»; «вещи состоят из чисел»; «число — это сущность всего». Иными словами, логика пифагорейцев представлена в прогрессии от первой позиции к третьей: от идентификации чисел и вещей к пониманию того, что числа — это не вещи, и вещи — это не числа, а числа — это сущность вещей.
Такое понимание пифагорейцев первозданной земли бытия непонятно для здравого смысла. Однако при внимательном рассмотрении окружающего нас мира совершенно очевидно, что все основано не только на качественных, но и на количественных особенностях бытия. Например, молекулярное движение подложки (например, воды) при изменении температуры может отражаться на числовой шкале термометра. Звук и музыка также могут быть переведены в числовые соотношения: Разница в звучании струн в музыкальном инструменте соотносится с длиной струн; гармонические соотношения октавы, пятой и четвертой подчиняются числовым законам (1 : 2, 2 : 3, 3 : 4).
В этом мире все можно выразить с помощью чисел и математической закономерности, которая лежит в основе существования: циклическое развитие неорганических и органических систем, хронология эпох, столетий, сукцессия месяцев и дней и т.д.
Для пифагорцев число — это нечто реальное, более того, оно более реально, чем вещи. В этом смысле, это начало, которое составляет все вещи. В современном понимании число — это абстракция, продукт мысли, а в пифагорейском мировоззрении — это реальность, природа вещей.
Прямое отношение к понятию числа имеет доктрина противоположностей. При рассмотрении чисел пифагорейцы различают такие противоположности, как чётные и нечётные числа. Основные десять противоположностей: Граница — безграничная, нечетная — четная, одна — много, правая — левая, мужская — женская, покоя — движущаяся, прямая — изогнутая, светлая — теневая, хорошая — плохая, квадратная — прямоугольная.
Милетская школа
Милетская школа известна как первая философская школа. Это был первый, кто сознательно задал вопрос об основах всех вещей.
В первую очередь речь идет о природе мира. И хотя отдельные представители милетуской школы решают проблему по-разному, у их взглядов есть общий знаменатель: они видят основу мира по определенному материальному принципу. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа спонтанно склонялась к материализму. Представители милетиевской школы интуитивно понимали мир как материал. Вместе со спонтанным материализмом в мысли этих философов появляется «наивная» диалектика, с помощью концептуальных средств которой они стремятся понять мир в динамике его развития и изменения. На главный вопрос предшествующей космогонии о происхождении мира они дали, в отличие от всех мифологических представлений, вполне материалистичный, хотя и наивный ответ.
Первый из ионических философов, Фалес Милетский, жил около 640-562 гг. до н.э. Разносторонние знания Фалеса в области астрономии, геометрии и арифметики оказали некоторое влияние на развитие его философской мысли. Например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась четкой основой для научной абстракции. Это повлияло на взгляды Фалеса на понимание природы мира.
Фалес считал воду основой всего. Он понимал воду не как конкретную форму или олицетворение мифологической силы, а как аморфную, текучую концентрацию материи. Таким образом, «вода» в Фалесе означает основополагающий принцип как в смысле «стоического», так и в смысле «архея». Аристотель, передавая учение Фалеса, использует два выражения: Вода как элемент материи, элемент природы, и вода как первичная основа, общая, субстрат всего, оригинального, чьи модификации дают различные состояния. Все остальное образуется в результате «конденсации» или «разбавления» этого первобытного вещества. Все существующее разнообразие вещей было воспринято Фалесом как проявление этого, вечного начала. Он считал, что все вещи происходят из воды и, когда они разрушаются, снова становятся водой.
Анаксимандер (611-546 гг. до н.э.) был еще одним важным милетским философом. Как и Талеса, его спонтанно привлек материализм. Как и Талес, Анаксимандер также поставил вопрос о происхождении мира. Он считал «происхождение и основание бесконечным» (АПЕЙРОН) и не определял его как воздух, воду или что-то еще. Он учил, что «части меняются, но все остается неизменным».
Сказанное связывало все материальное разнообразие мира с водой, но Анаксимандер отходит от этой материальной определенности. Его «аперон» характеризуется как нечто безграничное, бесконечное, не принадлежащее к так называемым элементам, но являющееся «еще одной неограниченной природой, из которой исходят все своды небес и миры внутри них». «Апейрон» Анаксимандера не только неограничен и неограничен в пространстве, но и во времени.
Анаксимандер объяснял происхождение вещей не игрой элементов, а тем, что противоположности проявляются в вечном движении. В Анаксимандере возникает проблема, которую Фалес называет только абстрактно — проблема зарождения и становления жизни. Способность к жизни здесь прослеживается непосредственно в определенном виде. Более того, Анаксимандер ставит человека в естественный ряд развития животных.
Третьим выдающимся философом Милета является Анаксимен (585-524 гг. до н.э.).
В некотором смысле Анаксимены усилили и завершили тенденцию древнегреческого материализма в поисках естественных причин явлений и вещей. Он считает, что определенная материя является главной причиной мира. Он рассматривает неограниченный, бесконечный воздух с неопределенной формой как таковой.
Элеетика
Философская школа Элеатики зародилась в «Больших Элладах», в Эгейском море. Основными представителями школы являются Ксенофан, Парменид, Дзено и Мелисса. Учение элеетики — это новый шаг в становлении древнегреческой философии, в развитии ее категорий, в том числе категории вещества. В Элеатике вещество философское, ибо это вещество есть бытие. Более того, именно Элеатика поставила вопрос о связи между бытием и мыслью, то есть главный вопрос философии. Так что можно сказать, что формирование древней философии заканчивается в школе Элеатики, а там протофилософия становится философией.
Основателем Элеатической школы был Парменид Алейский (ок. 540-470 гг. до н.э.). Учение Парменида стало основой философии Элеатики. Именно Парменид развил концепцию Ксенофана о Едином Боге мира в концепцию Единого Бытия и поставил вопрос о связи между Бытием и мыслью. В то же время Парменид был метафизиком: он учил о непреложности бытия. В то время как Гераклит считал, что все течет, Парменид утверждал, что все, по сути, непреложно.
Парменид, как и вся эоловая школа, был озабочен наукой бытия, бытия. У Парменида также есть отрицание «творения» бытия, подтверждение его вечности. Бытие не только вечно в своем существовании, но и неизменно.
Парменид полностью исключает движение и развитие из реального мира, из сферы бытия. По словам Парменида, небытия не существует. Все, что существует — это Бытие, которое есть везде и во всех местах, и поэтому не может двигаться. Хотеть переместить что-то, по мнению Парменида, означало бы либо поставить его на место другого существа, что невозможно, поскольку существо уже существует, либо поставить его на место, где раньше было не-being, но, как следует из того, что было сказано ранее, не-being не существует, так что эта возможность также исключается. Поэтому быть полным и недвижимым. Быть имеет материальный характер, но изменение, движение и развитие из него исключены.
Здесь следует отметить, что в эпистемологии Парменид проводит очень резкое различие между истинной истиной (ALETEA), которая является продуктом рационального овладения реальностью, и мнением (DOXA), которое основано на чувственном знании. Чувственное знание, говорит Парменид, дает нам только картину видимого состояния вещей, и с его помощью мы не можем понять их истинную природу. Правду можно узнать только по разуму. Он рассматривает чувственный мир только как мнение. Таким образом, в сфере мнений Парменид предполагает существование небытия на основе «восприятия чувств». Это позволяет ему признать — в форме мнения — существование движения и изменения. Такое признание различия между сенсорным и рациональным познанием приводит к метафизическому разрыву между этими двумя этапами единого когнитивного процесса.
Одним из самых выдающихся учеников Парменида был Дзено (до 460 г. до н.э.).
В своих онтологических взглядах Дзено однозначно отстаивал позиции единства, целостности и непреложности бытия. По словам Дзено, бытие имеет материальную природу. По Дзено все в природе происходит от жары, холода, сухого и влажного или их взаимные изменения, люди взяли из земли, и их души представляют собой смесь вышеуказанных происхождений, в которой один из них не принимает преобладания.
Наверное, самым известным рассказом об отрицании движения и постуляции непреложности и неподвижности вещей в Элиане являются Апории Дзено, которые доказывают, что при признании существования движения возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий называется ДИХОТОМИ (деление на две половины). В нем Дзено пытается доказать, что тело не может двигаться, т.е. движение не может ни начинаться, ни заканчиваться. Вторая (и, возможно, самая известная) апория Дзено — это АХОЛЛЕСС. Эта апорая показывает, что самый быстрый человек (Ахиллес) никогда не сможет догнать самое медленное существо (черепаху), если оно прошло расстояние до него.
Пифагорейская школа
На основании вышеизложенного изучения милетуской школы можно убедиться в активном влиянии мировоззрения на процесс математического познания только при радикальном изменении социально-экономических условий общества. Однако остаются открытыми вопросы о том, влияют ли изменения в философских основах социальной жизни на развитие математики, зависит ли математическое познание от изменения идеологической направленности мировоззрения, существует ли обратное влияние математического познания на философские идеи. Мы можем попытаться ответить на эти вопросы, посмотрев на деятельность пифагорейской школы.
Пифагорейство как течение интеллектуальной жизни существовало в древнегреческой истории с VI века до н.э. и прошло несколько этапов своего развития. Основателем школы был Пифагор Самосский (ок. 580-500 гг. до н.э.).
Пифагор основал братство религиозного, философского и научного характера с политическими тенденциями. Работы, обычно приписываемые Пифагору, относятся не только к легендарному Пифагору, но в более общем плане к работе этой школы между 585 и 400 годами до нашей эры.
В пифагорействе выделяются две составляющие: практическая («пифагорейский образ жизни») и теоретическая (определенный набор учений). В религиозном учении пифагорейцев наиболее важным аспектом был ритуал, затем должно было быть создано определенное душевное состояние, и только после этого, по значимости, пришли верования, интерпретация которых допускалась разными способами. По сравнению с другими религиозными течениями у пифагорейцев было своеобразное представление о природе и судьбе души. Душа — это божественное существо, заключенное в тело в наказание за проступки. Высшая цель жизни — освободить душу из темницы в теле, не впустить ее в другое тело, что должно произойти после смерти. Путь к этой цели лежит через выполнение определенного морального кодекса, «пифагорейского образа жизни».
Теоретическая сторона Пифагора тесно связана с практической. В теоретических исследованиях пифагорейцы увидели лучшие средства освобождения души от круга рождения и попытались использовать их результаты для рационализации задуманной доктрины. Возможно, в деятельности Пифагора и его ближайших учеников научные положения смешивались с мистическими, религиозными и мифологическими идеями. Вся эта «мудрость» была изложена в виде оракулярных изречений, которым был придан скрытый смысл Божественного откровения. Основными объектами научного знания для пифагорейцев были математические объекты, особенно числа (вспомним знаменитое «Число — сущность всего сущего»).
Пифагорейцы рассматривали числа как основные универсальные объекты, к которым следует сводить не только математические конструкции, но и все многообразие реальности. Физические, этические, социальные и религиозные идеи приобрели математическую окраску. Наука о числах и других математических объектах заняла фундаментальное место в системе мировоззрения, т.е. математика по сути была объявлена философией. Так писал Аристотель: «… Они считали, что числа имеют больше общего с тем, что существует и происходит, чем огонь, земля и вода….. Очевидно, что сначала цифры были взяты как вещи и как выражение их состояния и свойств….. Например, одно конкретное свойство чисел — это справедливость, другое — душа и дух, третье — счастье, и мы можем сказать то же самое в каждом из других случаев».
Сравнивая математические исследования ранних пифагорейских и милетических школ, можно отметить ряд существенных различий.
Например, математические объекты рассматривались пифагорейцами как изначальная сущность мира, то есть понимание природы математических объектов коренным образом изменилось. Кроме того, пифагорейцы сделали математику частью религии, средством очищения души, достижения бессмертия.
Древнегреческие атомисты
Предпосылкой атомизма была необходимость дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей — их множественности, движению и изменению. После Дзено, который доказал, что гипотеза о бесконечной отделимости вещей, пространства и времени приводит к несводимым противоречиям и парадоксам, любая попытка объяснить реальность множественности, отделимости вещей и их подвижности должна была быть пересмотрена. Доктрина атомизма была гениальной попыткой разрешить эти трудности. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, предполагали существование пустоты, в которой частицы движутся, и отрицали для частиц возможность разделения на бесконечность, рассматривали их как непроницаемые атомы.
Согласно этой гипотезе, любая вещь, как сумма очень большого (но не бесконечного) числа частиц, которые очень малы, но из-за своей неделимости не превращаются в ничто, уже не может считаться бесконечно большой и в то же время ничего не стоящей, как это было в случае с Дзено. Таким образом, кризис, вызванный критикой Дзено, был преодолен.
Основателем атомизма был Лейципп (500-440 гг. до н.э.). Лейципп выдвинул основные принципы атомистической философии. Он распознал бесчисленное множество постоянно движущихся элементов — атомов, имеющих бесконечное число форм, ибо видел вещи как постоянно возникающие и изменяющиеся. Он учил, что главное не более чем бессмысленное, и что и то, и другое является равными причинами возникновения вещей. Он считал, что сущность атомов полна и плотна, и учил, что это сущности, движущиеся в пустоте; пустота он называл несущностью, и утверждал, что это не меньше сущности. Таким образом, основной принцип атомистической науки бытия заключается в следующем: «Единственное, что существует — это атомы и пустота».
Атомы характеризуются формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые появляются и исчезают через их связь и разделение. Допуская существование пустоты, несущественной, решается проблема движения. Существование пустоты делает возможным движение атомов.
Демокрит (ок. 460-370 г.г. до н.э.) был учеником Лейципа. Демокрит полностью разделял учение Лейципа об атомах и пустоте. Democritus добавил размер и гравитацию к свойствам атомов. Однако он не считал гравитацию существенным свойством атомов, а считал ее простым следствием того, что они имеют определенный размер. Точно так же размер не указывает на качественные свойства атомов.
Атомы сами по себе неизменны, были, есть и всегда будут одинаковыми, ибо «они не могут претерпеть те изменения, в которых все люди, учащиеся по восприятию, убеждены». Понятие атомизма, таким образом, подразумевает идею неразрушимости и неизменности материи.
Атомы, по словам Democritus, бесконечны только по отношению к их размеру и количеству. Они также бесконечны по отношению к различиям форм. Здесь в духе эпохи выражается мысль о бесконечности материи.
Democritus решает вопрос о связи между материей и движением совершенно по-новому. Согласно его идеям, существование пустоты является гарантией возможности движения. Движение свойственно атомам в их естественном состоянии. Демокрит считал, что первичное движение никогда не было сообщено атомам, это, в современных условиях, фундаментальная природа их существования. Движение опосредуется столкновением, и движение в этом понимании является первичным источником эволюции, потому что в результате столкновения атомы соединяются вместе, от этого приходит все, что мы видим. Таким образом, Democritus преодолевает проблему дуализма материи и движения.
Понимание Демокритом мира тесно связано с основными принципами его теории бытия и его понимание отношений между явлениями. Здесь Демокрит был сторонником строгой необходимости. Развитие Вселенной, порядок мира, все сущности определяются механистическим движением атомов. Поэтому в его системе нет места объективному существованию «случая», а сам «случай» объясняется незнанием причин того или иного явления.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- А. Козлов
- Системно-структурный подход, его возможности и ограниченности в понимании мира
- Обобщение сведений о металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо
- И. А. Ильин: философия политики
- Н.С. Трубецкой о туранском элементе в русской культуре
- Типология исторического развития Н.Я. Данилевского
- Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв.
- Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
- Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.
- Н.Ф. Федоров. «Философия общего дела» — Биография и философские взгляды Н.Ф. Федорова