Оглавление:
На рубеже XIX-XX веков в российской экономической мысли появилась еще одна тенденция, быстро ставшая весьма влиятельной. Это был легальный марксизм, к которому, в частности, относился Петр Бернгардович Струве (1870-1944), автор «Критических записок об экономическом развитии России» (1984) и «О рынке капиталистического производства» (1899).
Юридические марксисты не видели особой уникальности в экономическом развитии России и не считали российский капитализм искусственным или навязанным сверху государством, как это делали народники. Они также не видели достаточных оснований для того, чтобы считать его убыточным. Легальные марксисты утверждали, что капитализм как социально-экономическая система имеет ряд очень важных преимуществ перед другими способами производства. Особенно важной чертой они считали превосходную способность капитализма развивать производительные силы. На этой основе удалось обеспечить быстрый рост производительности труда во всех отраслях экономики, в том числе и в промышленности.
Петр Бенгардович Струве родился в Перми в 1870 году. Его отец был губернатором Перми и воспитывал мальчика с раннего возраста в атмосфере высокой культуры и интеллектуального развития.
Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, который он окончил с отличием в 1885 году, Струве увлекся марксизмом и познакомился с членами первых марксистских кругов: М. И. Бруснев, Л. Б. Красин, А. Н. Потрезов, В. И. Ульянов (Ленин) и др., которые вели социал-демократическую пропаганду среди рабочих.
В 1896 году он принял участие в 4-м Международном социалистическом конгрессе в Лондоне. После 1-го съезда РСДРП (1898 г.) по предложению группы социал-демократов он написал Манифест РСДРП. Однако вскоре он пришел к выводу, что в марксизме существует противоречие между социальными и экономическими формулами, и отверг необходимость свержения капитализма. В 1901 г. Струве эмигрировал в Германию, где редактировал еженедельник «Освобождение», который нелегально распространялся в России.
Революция 1905-1907 годов позволила ему вернуться домой. С основанием Конституционно-демократической партии в октябре 1905 года Струкова стала членом Коммунистической партии России. С основанием Конституционно-демократической партии в октябре 1905 года Струве стал членом ее Центрального комитета, а вскоре был избран депутатом 2-й партии. Во время Первой мировой войны он пропагандировал идею защиты Отечества.
В 1906-1917 гг. Струве преподавал политэкономию в Политехническом институте в Петербурге. После публикации «Экономика и цена» (1916) получил докторскую степень и звание профессора. С 1917 года — академик в области политэкономии и статистики. В 1928 году он был исключен из Академии наук.
После Февральской революции 1917 года, которую он назвал величайшим мировым событием, Струве был членом Временного совета Российской республики и членом комиссии по иностранным делам от группы буржуазных деятелей.
Он категорически выступал против Октябрьской революции, а во время Гражданской войны принимал активное участие в Белом движении, был членом Специального комитета при генерале А. И. Деникине и правительства генерала П. Н. Врангеля.
После поражений Белого движения Струве эмигрировал сначала в Лондон, затем в Париж, где был назначен членом Парижской конференции адмиралом А. В. Колчаком. В эмиграции Струве продолжал активно заниматься издательской и исследовательской деятельностью.
P. Основная экономическая работа Б. Струве «Экономика и цена», магистерская (I. том) и докторская (II. том) диссертации, опубликованные в 1913 и 1916 гг. соответственно. Книга — это ясный результат, логическое завершение научной работы этого российского экономиста и мыслителя. Некоторые из ее глав были опубликованы в виде статей перед всей книгой, но, как отмечает автор, каждый раз — в рамках грандиозного плана. Таким образом, «Экономика и цена» — это не просто сборник статей, а целостное произведение, пронизанное присущим ему видением основных закономерностей экономической жизни.
Теория цены и ценности
Для Струве теория цены и качества является ключом к переосмыслению основных проблем экономики. По мнению Струве, существуют два диаметрально противоположных подхода к соотношению цены и стоимости вещей: так называемая метафизическая идея и эмпирическая идея.
В формулировке Струве суть метафизической идеи, которая поднимает цену до уровня стоимости, заключается в следующем: «Товары обмениваются и могут обмениваться, потому что у них есть что-то общее». Это обычное вещество является ценностью. Этот подход начинается с Аристотеля и находит свое наивысшее выражение в Марксе (вещество стоимости образуется трудом, затвердевшим в товаре).
Струве, критикуя метафизическую идею, предлагает в качестве контраргумента единственно правильное эмпирическое или статистическое решение проблемы: «Равенство между товарами или товарами возникает в процессе обмена и только в нем». Нет и не может быть никакого общего содержания и никакого равенства до обмена.
Совершенно ясно, — продолжает Струве, — что с этой точки зрения стоимость не определяет цены. Для цен они формируются только после ментальных процессов оценки. Значение формируется из цены.
Но что такое ценность, по словам Струве?
Стоимость — это норма, концепция идеального или правильного соотношения между товарами в процессе обмена. В зависимости от происхождения этой нормы Струве различает два типа значений.
Нормативная ценность — это этически или законодательно установленная норма. Его происхождение: ценностный диктат власти — нормативная стоимость-цена. Нормативная стоимость — это декретированная (т.е. определенная сверху) цена.
Типичная стоимость — это цена, которая фактически уплачена и соответствует обычной или фактической норме. Его происхождение — оценка (субъективная) — цена-стоимость (типичная). Типичным значением является своего рода «возврат некоторого набора свободных цен в оценочное среднее»; цена возникает в том случае, когда ментальный процесс оценки происходит в результате биржевого акта.
Типичная стоимость не может быть первичной, так как предполагает так называемое понимание общего мнения и сама по себе требует определенного объема субъективной оценки, реализованной в ценах. Ценность, резюмирует Струве, является фантомом, как нечто отличное от, независимо и определяющее цену.
Что касается цены, то Струве также различает два типа цены: свободная цена, которая возникает в результате свободного формирования цен, и узаконенная цена, которая возникает в результате социального регулирования цен властью.
Кроме того, Струве совершает обширную экскурсию по исторической феноменологии цены и исторической корреляции двух форм цены: свободной и декретной. Здесь Струве показывает себя отличным историком экономики, системным экономистом; его исторические исследования ценовой феноменологии поразительно обширны. Струве рассматривает моменты хозяйственной деятельности (или их начало) в межплеменном общении, на Мадагаскаре, в первых встречах европейцев с полинезийцами, в древнегерманском, индийском, римском праве — этот список можно, кажется, продолжать до бесконечности.
На основе этого исторического экскурса он делает следующие выводы. Во-первых, вопреки распространенному мнению, нет исторического превалирования предписанной цены над свободной ценой; напротив, спонтанно сформированная свободная цена предшествует предписанной. Во-вторых, попытки регулирования цен (т.е. установления указной цены) обречены на неудачу в любой существующей системе, поскольку цена является аутогенным явлением, и превращение ее в аутогенное явление неестественно по своему содержанию.
По мнению Струве, цена является важнейшей межэкономической (и, следовательно, важнейшей экономической) категорией, своего рода основой межхозяйственных отношений. Поэтому, рассмотрев эту основную категорию в первом объеме, во втором объеме Струве строит категории производных инструментов — производство, товар, отнесение, распределение, доходы (заработная плата, прибыль, проценты, арендная плата).
Теория производства
По словам Струве, производство как создание прибавочной продукции не существует ни в одной отрасли, кроме сельского хозяйства (известный постулат Физиократов). «Во всех остальных случаях, — пишет Струве, — кроме как в случае вегетативного процесса, не может быть и речи о создании прибавочного продукта, а только о формировании прибавочной стоимости». Поскольку единственная оценка труда может быть дана по цене, когда субъект в результате своей хозяйственной деятельности добавляет к продукту дополнительную положительную стоимость, то его хозяйственная деятельность является продуктивной. Рассуждая таким образом, Струве полностью опровергает доктрину продуктивного и непроизводительного труда приверженцев теории труда стоимости (особенно Маркса).
Рассматривая проблему производства с точки зрения критического эмпиризма, Струве приходит к выводу, что вся экономическая деятельность любого экономического агента направлена на получение большего за меньшее и стремится к реализации положительных различий в стоимости. Таким образом, единая экономическая концепция производства является фантомом, за которым напрасно гонялась экономическая наука. Здесь Струве опять вводит в анализ категорию приобретения, которая, если ее понимать с точки зрения реализации положительных различий в стоимости, является фундаментальным обобщенным понятием. Для производства является экономически значимым только в той мере, в какой это рассматривается как приобретение. Экономический процесс всегда является процессом присвоения, а производство как материальный процесс является существенным для этого экономического процесса, но его недостаточно и не всегда совпадает с ним.
Именно в процессе приобретения происходит оценка товара и формирование его стоимости. «Высшим экономическим понятием, таким образом, является именно присвоение, которое предполагает процесс оценки и понятие стоимости, а то, что мы называем производством, является лишь особой формой или методом присвоения или реализации положительных различий в стоимости».
Но если мы отказываемся от материалистического понимания производства, как мы определяем продукт? Струве занимает должность австрийской школы: Понятие товара как вещи заменяется понятием товара как носителя определенной полезности или услуги, которой может быть все, что угодно. Та или иная вещь или услуга является экономическим благом, потому что она получает цену. Для Струве цена — это своего рода штамп, печать; то, что является (или может быть) штампом с ценой — это экономический товар. Здесь цена возникает как различие, отделяющее экономическое от неэкономического. А поскольку «экономический клеймо цены можно наложить на что угодно», Струве заключает, что «можно на что угодно наложить цену, иными словами, можно торговать чем угодно». Конечно, эта, чисто экономическая, проблема в каком-то смысле пересекается с основательными морально-этическими соображениями. Здесь Струве утверждает, что если что-то в нашей жизни еще не оценено (разумеется, речь идет о том, что в принципе может быть оценено), то это является следствием навязывания обществом морально-этических соображений в отношении экономических явлений. В качестве примера Струве приводит социально презираемый и этически недопустимый, но фактически всегда присутствующий брак по расчету, проституцию (в этих случаях наиболее интимные проявления жизни стигматизируются и, следовательно, приравниваются к экономической выгоде).
Теория распределения
Следуя проблеме вменения, Струве рассматривает проблему распределения, которая логически вытекает из первой проблемы. Он полностью отвергает распространенное мнение о возможности распределения социального продукта между классами в зависимости от их участия в производстве или на основе некоторых социальных предположений (а чаще всего в результате взаимодействия). Струве видит в основе такого утверждения два важнейших предпосылки и, опровергая их, приходит к «полному отрицанию некоторых традиционных проблем и путей политэкономии».
Струве видит суть первой предпосылки в ошибочном утверждении, что «процесс добавления дохода от цен может быть представлен как процесс разделения некоторой массы вещей или ценностей между индивидуумами или классами», то есть как распределение в форме разделения. Однако, как отмечает Струве, делимое как данность не существует в реальной жизни. Социальный продукт — это простое добавление цены; процесс ценообразования — это процесс добавления дохода. Процесс добавления дохода, то есть, это не распределение, а процесс ценообразования. Социальный дивиденд складывается из доходов частного сектора, и нет никакого социального дивиденда, кроме суммы доходов частного сектора.
Прерывая логический ход мысли автора, отметим, что в экономическом анализе введена категория дохода. Что Струве означает «доход»? Устанавливая связь между доходом и ценой как первичным явлением, Струве различает: 1) доход, полученный путем дарения добра и получения чего-то взамен (так называемый прямой доход, который включает в себя, прежде всего, заработную плату); 2) доход, основанный на реализации разницы в стоимости (так называемый косвенный доход — деловая рента или прибыль); 3) получаемый доход (проценты с капитала и ренты владельца).
Прибыль — это правильный учет и реализация цен предпринимателем, в результате чего получается положительная разница в стоимости. Таким образом, делается следующий вывод: «Политэкономика не может сказать о природе прибыли больше, чем скажет правильно составленный бухгалтерский учет». Из всего вышесказанного видно, что проблемы прибыли и доходов не являются для Струве главными, они возвращаются к проблеме соотношения цены и качества и имеют второстепенное значение.
Давайте вернемся к проблеме распределения. Отвергнув первую предпосылку своих оппонентов, Струве останавливается на второй, которая основана на концепции классов как социальных разделений, предписывающих распределение продукта и дохода. Здесь Струве утверждает, что социальный класс является производной от дохода (доход определяет класс, а не класс определяет доход).
Для Струве существенным моментом в критике так называемой теории распределения является признание невозможности прямого перехода от факторов производства к процессу ценообразования, что объясняется невозможностью в принципе вывести межхозяйственные категории из чисто экономического явления. Приводится цена (межхозяйственная категория), все явления взаимодействия между фермами являются производными ценами.
Отсюда Струве приходит к методологическому выводу, важному для проблемы распределения: «Проблема распределения, как и проблема формирования доходов от цен, является не номографической, а идиографической проблемой». Предполагая, что цены являются базовыми значениями, которые нигде не могут быть выведены, Струве сначала вводит в экономическую теорию идиографический момент (поскольку базовые значения являются объектом идиографии). Кроме того, Струве расширяет смысл идеографического метода: «Идиография экономической жизни не может ограничиваться категориальным исчислением, а должна распространяться на целостное и всеобъемлющее описание жизни экономических атомов — отдельных домохозяйств».
Понятие равновесия
Последняя крупная теоретическая идея П. Б. Струве в рамках его системы политической экономии содержится в статье «Научная картина экономического мира и концепция равновесия» (1922 г.).
По мнению Струве, стержнем понятия равновесия как закона экономических явлений является идентификация экономических отношений с механическими, которые берут свое начало от классической механики.
Экономическая жизнь складывается из множества индивидуальных действий экономических агентов, которые определяются мотивом экономического расчета. Микроскопически действия продавцов и покупателей определяются исчислением, основанным на различных, бесконечно дифференцированных восприятиях рыночной ситуации, на одинаково дифференцированных адекватностях и на неопределенной временной подвижности субъективных оценок и их конечных денежных выражений или значений, реализованных, произведенных цен. Хотя эти цены склонны к единству или равновесию, эти равновесия нестабильны и подвержены постоянным колебаниям. В споре А. Маршалла и Е. Бем-Баверк, Струве утверждает, что рынок как бы априори искусственно рационализирован. В концепции равновесия совокупного спроса и совокупного предложения равновесие предлагается заблаговременно, и изыскиваются только условия для его реализации. Но реальный рынок описывает его несколько неточно.
Экономическая концепция равновесия, сформировавшаяся в очаровании классической механики, не только неотразимо следовала классической традиции, которая строила статику независимо от кинетики, но и поставила и поставила статику в основу всей экономической теории. Это совершенно несовместимо с объектом или материей экономической науки, веществом, которое по своей природе является жидким и даже жидким, дискретным и прерывистым.
Выходом из этой дилеммы, по мнению Струве, является статистика экономической теории, поскольку все индивиды, которые должны быть определены в каждом конкретном случае, должны быть подсчитаны и классифицированы, то есть сведены к классам и категориям, то есть к статистически наблюдаемым агрегатам. А посчитать и измерить плодотворно в экономике можно только статистически, и это следует, как ни странно это звучит, именно от базового отношения современной математической экономики к всесторонней взаимозависимости экономических явлений.
Наконец, следует отметить, что практически все идеи Струве в этой работе были весьма актуальны для экономической науки того времени — как отказ от трудовой теории стоимости (а значит, и марксизма), так и определение сферы экономического анализа (см. размышления Струве о богатстве с теориями Г. Беккера). Теории Г. Беккера), и доказательство невозможности формирования теории распределения (что было тогда актуальным вопросом в западной и российской науке), и акцентирование роли социологии в изучении экономики (расцвет экономической социологии начался только в 1980-х годах).
Но главная заслуга Струве в независимости мысли этого российского ученого, который представляет свое видение теории экономики, независимой от каких-либо столпов и властей. К сожалению, именно этой независимости часто не хватает российским экономистам в наши дни.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Активность, действенность сознания и самопознания человека в философии Фихте — Развитие понятий активности (бытия и небытия) в философии
- Развитие античной механики в Александрийском Мусейоне
- Аристотель как основатель системы наук — Краткая биография Аристотеля
- Концепции социальной философии
- Современное общество: проблемы, противоречия, перспективы
- Историческое осознание категории бытия
- Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
- Интуитивизм
- Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
- Анаксагор