Оглавление:
Социально-экономические изменения в обществе диктуют необходимость воспитания творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные задачи. В связи с этим перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития воображения ребенка актуальна потому, что этот психический процесс является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы в психолого-педагогической литературе все чаще поднимается вопрос о роли воображения в психическом развитии ребенка, определении сущности механизмов воображения.
В психологической литературе существуют различные взгляды на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного подхода считают, что возникновение творческих процессов связано с созреванием определенных структур. В то же время оказалось, что механизмы воображения обусловлены внешними по отношению к этому процессу признаками (развитие интеллекта или развитие личности ребенка).
Другая группа исследователей считает, что формирование воображения зависит от хода биологического созревания индивида (Р. Арнхейм, К. Коффка). О механизмах воображения эти авторы говорили как о компонентах внешних и внутренних факторов.
Представители третьего подхода (А. Бен, Т. Рибо) объясняли возникновение и развитие воображения накоплением индивидуального опыта, который одновременно считался трансформацией этого опыта (ассоциации, накопление полезных привычек).
В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывают возникновение воображения с развитием игровой деятельности ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). О.М. Дьяченко утверждает, что есть правило, которое необходимо помнить при любых обстоятельствах: дошкольный возраст — это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности.
По мнению С.Л. Новоселовой, игра — это особая форма восприятия окружающей действительности. Как и любая другая деятельность, она осуществляется в ходе решения определенных задач. Особенностью игровых заданий является то, что в них цель представлена в воображаемой, образной форме, которая отличается от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
По мнению отечественных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), воображение следует развивать в контексте содержательной деятельности: Домашнее хозяйство, работа, творчество, игра, рисование. Именно в этих условиях у детей наиболее успешно формируются навыки социальной, ориентировочной деятельности, овладение социально выработанными сенсорными мерами (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова). В условиях организационной деятельности по развитию воображения дети овладевают чувством жизни, целесообразности различных форм, цветов, размеров предметов. Также в развитии воображения принимают участие музыка, изобразительная деятельность и словесное творчество.
Исходя из вышесказанного, отмечая, что воображение играет огромную роль в жизни человека, есть необходимость рассмотреть его более подробно и выяснить, как его развивать.
Теоретическое представление о воображении
Люди находятся в постоянном контакте с окружающей средой. Каждую секунду на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни различных раздражителей, многие из которых надолго остаются в памяти человека. По мнению В.С. Мухиной, одним из самых любопытных феноменов человеческой психики является то, что впечатления о предметах и явлениях реального мира, полученные в предыдущей практике, не только долго хранятся в памяти, но и подвергаются определенной обработке. Благодаря наличию этого явления у человека появляется возможность влиять на окружающую среду и целенаправленно изменять ее [20].
Следует отметить, что влияние животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного, человек воздействует на окружающую среду планомерно и направляет свои усилия на достижение поставленной цели. Такое изменение действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук выполняет определенные действия, похожие на действия ткача, а пчелы, строя свои восковые ячейки, напоминают людей — строителей. Однако самый плохой специалист отличается от самой лучшей пчелы или самого искусного паука тем, что действует по заранее разработанному плану. Любая работа предполагает наличие плана, прежде чем она будет воплощена в жизнь.
Поэтому, когда мы рассматриваем процесс создания человеком чего-то нового, мы сталкиваемся с еще одним феноменом человеческого менталитета. Суть его в том, что человек создает в своем сознании образ, которого еще не существует в реальности, а основой для создания такого образа является наш прошлый опыт взаимодействия с объективной реальностью. Именно этот процесс — процесс создания новых мысленных образов — называется воображением.
Таким образом, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы можем лишь подчеркнуть преобладающее направление психической деятельности. Когда человек сталкивается с задачей воспроизведения репрезентаций вещей и событий, которые он ранее пережил, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новую комбинацию этих представлений или породить из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Следует отметить, что образные представления создаются только путем переработки отдельных аспектов доступных человеку образов реальной действительности.
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, ведь даже в самом простом варианте воспроизведения происходит некоторая переработка образов действительности. Таким образом, когда мы представляем себе объект или событие, очень часто мы не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех деталях. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде разрозненных фрагментов или несвязных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная обработка материала, которая проявляется в наполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.
Образы, возникшие в процессе воображения
Предполагается, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, которые не соответствуют предыдущему опыту, но и не отделены от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями позволяют предположить, что его физиологические механизмы связаны не только с корой головного мозга, но и с более глубокими структурами мозга.
Каковы механизмы переработки репрезентаций в имагинальные образы? Образы, которые создаются в процессе воображения, не могут быть созданы из ничего. Процесс создания воображаемых образов на основе впечатлений, которые человек получает от реальной действительности, может принимать различные формы. Исследования психологов позволили определить некоторые пути формирования образов воображения:
- агглютинация — элементарная форма синтеза изображения, которая заключается в сочетании различных свойств и частей предметов, часто не сочетаемых в повседневной жизни (русалка, кентавр);
- гиперболизация — это увеличение или уменьшение объекта (гигант, карлик), изменение количества его частей (трехглавый дракон);
- заострение, подчеркивание и усиление отдельных черт объекта (карикатура, шарж);
- схематизация представления, стирание различий и выделение общих черт нескольких объектов;
- типизация — выделение существенного, воспроизводимого в однородных фактах и сходных ситуациях, воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Следует также отметить, что воображение в определенной степени связано с регуляцией органических процессов и движений, что обусловлено особенностями физиологических систем, отвечающих за него. Воображение влияет на многие органические процессы: функцию желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и т.д. Например, известно, что воображение вкусного обеда вызывает у нас сильное слюноотделение, а воображение ожога может вызвать у человека реальные признаки «ожога» на коже.
Таким образом, можно сделать вывод, что воображение играет существенную роль как в регуляции телесных процессов человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Существуют различные типы воображения. В основе разграничения видов воображения могут лежать следующие факторы: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности объекта представления и др.
В непроизвольном воображении новые образы формируются под влиянием мало реализованных или бессознательных потребностей, влечений, установок. Такие фантазии обычно функционируют во сне, в сумеречном состоянии, в дневных снах, в состоянии «бездумного» отдыха и т.д.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сны, в которых образы возникают непроизвольно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной является и деятельность воображения, которая разворачивается, например, в полудреме, в сонном состоянии, перед засыпанием.
С незапамятных времен существовало множество предрассудков и суеверий, связанных со снами. Это связано с природой снов, которые представляют собой сочетание странных, небывалых, а иногда даже абсурдных, фантастических, нелепых образов и событий. Причиной такого характера сновидений является тот факт, что сон — это проявление особой активности изолированных групп нейронов Кара в условиях, когда вторая сигнальная система заторможена.
Особенности развития воображения детей дошкольного возраста
Воображение играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого. Она проявляется гораздо чаще и позволяет гораздо легче «уйти» из реальности. Самое главное — дети верят в то, что они изобретают. Воображение позволяет ребенку узнать об окружающем его мире и, таким образом, выполняет гностическую функцию. Она заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений и создания целостной картины мира.
Растущая познавательная потребность малыша в значительной степени удовлетворяется с помощью воображения. Кажется, что это устраняет расстояние между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет себе лунный пейзаж, полет на ракете, тропические растения. Следовательно, воображение значительно расширяет границы его познания. Кроме того, это позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не происходят в повседневной жизни. Например, в игре ребенок спасает своих товарищей по команде во время шторма и отважно ведет корабль. Такое «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет глубже познать окружающую среду, природную, субъективную и социальную реальность.
Воображение ребенка начинает развиваться очень рано; оно слабее, чем у взрослого, но занимает большее место в его жизни.
Для развития воображения необходимы определенные условия: эмоциональное общение со взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; потребность в различных видах деятельности.
В развитии воображения ребенка важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой степени дети владеют средствами, используемыми в игровой и художественной деятельности для преобразования впечатлений. Средства и приемы воображения интенсивно отрабатываются в дошкольном возрасте. Дети не создают новые фантастические образы, а просто трансформируют уже известное, используя такие приемы воображения, как антропоморфизация, агглютинация, гиперболизация и другие. Овладение приемами и средствами создания образов приводит к тому, что сами образы становятся более разнообразными, богатыми, эмоциональными, проникнутыми эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.
Итак, давайте набросаем основные особенности развития воображения в раннем возрасте:
- формируются его предпосылки, репрезентация и отсроченное подражание;
- воображение вступает в игру, когда в игре возникает воображаемая ситуация и переименование предметов;
- воображение работает только в зависимости от реальных объектов и внешних действий с ними.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте следующие:
- воображение приобретает произвольный характер, который предполагает формирование идеи, ее планирование и реализацию;
- это становится особой деятельностью, переходящей в воображение; ребенок овладевает методами и средствами создания образов;
- воображение переходит на внутренний план; для создания образов не требуется визуальная поддержка.
Необходимо сказать, что развитие воображения таит в себе некоторые опасности. Одна из них — появление детских страхов. Это явление очень нежелательно, и если страх возник, вы должны помочь ребенку избавиться от него как можно скорее.
Вторая опасность, таящаяся в развитии воображения, заключается в том, что ребенок может полностью погрузиться в мир своего воображения. Фактически, начиная со старшего дошкольного возраста, все воображаемые ситуации могут быть разыграны самим ребенком, без какого-либо внешнего воздействия.
Поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, важно помочь ребенку воплотить свои идеи, подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.
Игра детей дошкольного возраста
Игра — это не только веселье и радость для ребенка, что само по себе является очень важным занятием. С его помощью можно развить у малыша внимание, память, воображение, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, навыки и умения, иногда даже не осознавая этого. Родители иногда предлагают ребенку поиграть в школьную игру, чтобы закрепить навыки чтения, или в игру в универмаге, чтобы проверить его математические способности.
Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, размер. К концу дошкольного возраста дети могут свободно перемещаться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и оттенку. О.М. Дьяченко утверждает, что игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка способность сосредотачиваться на определенных аспектах и явлениях действительности. Игры, направленные на развитие памяти, а также на развитие внимания, постепенно делают эти процессы произвольными. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может поставить перед собой цель запомнить что-то и с большим или меньшим успехом выбирать средства для достижения этой цели, то есть выбирать те средства, которые облегчают процесс запоминания.
Развитие творческих способностей ребенка предполагает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется способностью выражать свои чувства и представления о мире различными способами. А для этого необходимо научиться видеть в каждом предмете его разные стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного свойства предмета, формировать образ; не только свободно мечтать, но и направлять воображение, творческие способности на решение различных задач. Основным средством развития личности ребенка в целом и познавательных психических процессов является игра. Особое значение имеют игры, которые готовят ребенка к школе. Эти игры развивают у ребенка элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слов и готовят его руку к овладению письмом. Почти в каждой игре есть варианты упрощенной или усложненной игры.
Как говорит А. К. Бондаренко, в игре умственная деятельность детей всегда связана с работой воображения.
О наличии творческого воображения в игровой деятельности свидетельствует тот факт, что дети обычно комбинируют в сюжетной игре различные впечатления — сочетают увиденное в жизни с образами из книг, спектаклей, фильмов. A.K. Бондаренко отмечает, что творческое воображение ребенка особенно хорошо проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом плане. Развитие творческого воображения проявляется и в том, что дошкольники комбинируют в игре различные события, вводят новые, актуальные, которые произвели на них впечатление, иногда вставляют эпизоды из сказок в картину реальной жизни. A.K.. Бондаренко утверждает, что сюжетно-ролевые, творческие игры вносят наибольший вклад в решение многих проблем. Психолог приводит в качестве иллюстрации развития творческого воображения детей в создании игрового замысла, формировании их культуры взаимоотношений, в познании окружающей жизни, литературных произведений, изобразительного искусства, образных игрушек.
Чтобы творческое воображение детей не иссякало во время игры, а наоборот, проявлялось более ярко, педагог должен незаметно, тактично способствовать совершенствованию сюжета. Каждая игра раскрывает ростки детского воображения. Вы должны воспринимать их, заботиться о них, защищать и уважать их.
Таким образом, игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются психические и физические силы ребенка: его внимание, память, мышление, воображение.
Игра — это неотъемлемая часть свободной деятельности и свободного общения детей, в процессе которой происходит когнитивное развитие ребенка. Игра также включена в педагогический процесс и используется специально для развития детей, поэтому ее можно использовать и как средство развития воображения.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Образовательное пространство: принципы и функции
- Технология обучения математике на основе решения задач Хазанкина
- Неуспеваемость и самооценка младших школьников
- Особенности речевого развития детей раннего возраста
- Летняя практика в пионерском лагере
- Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
- Вариативная программа образования
- Нравственное воспитание старших дошкольников средствами подвижной игры
- Особенности читательских интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
- Способы построения и структура программ