Оглавление:
Поведенческая культура тесно связана с внутренней культурой человека, эстетическими требованиями, общепринятыми тенденциями и привычками. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но внешний аспект поведения также влияет на внутреннюю культуру — он делает человека сдержанным, внутренне сосредоточенным, самоконтролируемым. Небрежный внешний вид, грубость, невнимательность, бесцеремонность постепенно развивают соответствующие негативные черты личности. Поэтому детей необходимо с раннего возраста вооружить знаниями о правилах культурного поведения и привычках их выполнения.
Воспитание культуры поведения всегда было актуальной темой в образовании. Из поколения в поколение люди находили и передавали наиболее удобные и разумные способы поведения в каждой ситуации, то есть передавали человеческий опыт.
В истории человечества, которая представляет собой череду социально-экономических формаций, сохранились определенные условия жизни и формы поведения людей, общие для всех исторических периодов.
По сути, это требования, связанные с простейшими формами человеческих отношений: не красть, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.д. Во все времена, так или иначе, они осуждали жестокость, жадность, трусость, клевету и поощряли мужество, честность, самообладание, скромность, щедрость.
В настоящее время нравственные ориентиры размыты, что выражается в бездуховности, безверии и агрессивности молодого поколения. Таким образом, проблема повышения поведенческой культуры школьников обусловлена тем, что система народного образования играет важную роль в нравственном развитии личности.
Для ребенка характерен широкий спектр эмоций, которые не ясны в своих проявлениях. По отношению к взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и безразличие, справедливость и зависть; по отношению к себе — чувство собственного достоинства и даже уверенность в себе, или, наоборот, чувство неуверенности в своих силах.
Нравственное поведение закрепляется и становится привычным и необходимым только на основе положительного эмоционального отношения ребенка как к совершаемым действиям, так и к взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, такие как уважение к учителям, любовь к родителям, доброта по отношению к сверстникам и другим людям, выступают в качестве самостоятельных мотивов поведения детей. Этот мотив является достаточно сильным и значимым в глазах ребенка, поскольку чувства дошкольников характеризуются особенно четким эмоциональным тоном, непосредственностью и искренностью.
Пример педагога имеет первостепенное значение в воспитании культуры поведения. Его внешний вид, его действия и суждения, его вежливость, спокойный тон, его справедливость по отношению к другим, и особенно к детям, являются важными и эффективными примерами для подражания. Но один личный пример не решает всех проблем воспитания. Процесс обучения культуре поведения очень сложен и требует от учителя сознательного и гибкого использования богатого арсенала различных методов.
Проблемы формирования культуры
Поведенческая культура выражает как моральные требования общества, так и приобретение норм, которые направляют, регулируют и контролируют действия и поведение учащихся. Именно на основе правил, которые человек усваивает, он становится образованным человеком.
Поведенческая культура помогает человеку общаться с другими людьми, способствует эмоциональному благополучию, комфортной самооценке и достижению успеха в жизни.
Поведенческая культура как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру человека, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предков. О воспитании поведенческой культуры учащихся средней школы написано множество книг (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и др. В качестве примера рассмотрим систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая содержала следующие положения:
- для того чтобы удержать учеников в определенных рамках (это делается путем руководства детьми и обучения их послушанию), необходимо определить границы поведения детей;
- это означает поставить детей в такое положение, когда они не только из указаний инструктора, но и из собственного опыта понимают, что «непослушание приводит к значительным страданиям»;»;.
- установите четкие правила поведения;
- поддерживать в сознании подопечного «спокойный и ясный ум», который, другими словами, не дает подопечному оснований «сомневаться в истине»;
- волновать душу одобрением и неодобрением;
- «обнадеживает», указывая на недостатки и исправляя их.
Эти положения для системы образования XVIII века полностью применимы к современному образовательному процессу и являются вечными истинами, которые будут играть определяющую роль в образовании наших потомков.
Моральными вопросами занимался И. Кант (1724-1804). Кант (1724-1804). Он считал мораль одним из важнейших измерений человеческого мира. Ее изучению он посвятил свои работы «Критика практического разума», «Основания метафизики», «Мораль» и «Метафизика морали». Лекции Канта по этике (1780-1782) актуальны, значимы и современны. В них Кант обсуждает этику межличностных отношений и моральные обязанности человека. Ниже приводятся некоторые этические высказывания Канта, которые могут служить прочной и надежной основой для развития культуры поведения у учащихся начальной школы и формирования гуманной и разумной личности.
Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности признавалось педагогикой с древнейших времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что образование нельзя сводить только к воспитанию и интеллектуальному развитию, и уделяли особое внимание этическому воспитанию. Чешский педагог Я.А. Коменский в своем трактате «Учение о нравственности» цитирует римского философа Сенеку, который писал: «Сначала учитесь добрым нравам, потом мудрости. Ибо без первого трудно научиться второму. Он также процитировал известное народное изречение: «Тот, кто преуспевает в науках, но не преуспевает в доброй морали, преуспевает больше, чем преуспевает».
Специфика формирования норм культуры
Поведенческая культура — это совокупность социально значимых характеристик личности, повседневных действий человека в обществе, основанных на нормах морали, этики, эстетической культуры. Поведенческая культура выражает, с одной стороны, моральные требования общества, которые закреплены в нормах, принципах и идеалах, а с другой стороны, усвоение правил, которые направляют, регулируют и контролируют действия и поступки обучающихся. Поведенческая культура отражает единство внешних факторов, регулирующих деятельность и поведение, и внутренних — индивидуальных возможностей человека. Приобретенные человеком культурные правила поведения становятся ценным личностным атрибутом — вежливостью. Хорошие манеры, хорошие манеры, соблюдение этикета всегда высоко ценились в обществе, поскольку они отражают богатый внутренний мир человека. В жизни не всегда удается сохранить единство внешней и внутренней культуры. Внешний блеск и изысканные манеры могут скрывать эгоизм, равнодушие и цинизм, а порядочные и хорошие люди порой доставляют неудобства окружающим, потому что не всегда умеют вести себя в обществе.
Преднамеренная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с момента поступления детей в школу. Именно в первых классах закладываются основы чистоты и порядка, вежливости, пунктуальности, хороших манер и культурного поведения в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные правила культурного поведения не прививаются детям в раннем возрасте, этот пробел приходится восполнять позже, и часто это становится более сложной задачей: перевоспитание учащихся, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие у детей базовых привычек затрудняет развитие более тонких и сложных проявлений культурного поведения — такта, деликатности, легкости, изящества, манер и т.д.
Личный опыт общения ребенка все еще очень беден, и ребенок часто может вести себя неуважительно просто потому, что не знает, когда, где и как себя вести. Дети часто усваивают правила хороших манер путем подражания, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Но осознание детьми своего поведения и поступков является необходимым условием для развития социально полезных навыков и привычек нравственного поведения. Только за такое поведение человек может быть абсолютно сознательно ответственен перед обществом, перед коллективом, перед другими человеческими существами, значение которых он понимает и оценивает с точки зрения общего блага и необходимости.
Следует отметить, что у многих студентов навыки и привычки культурного поведения заметно отличаются от знания соответствующих правил. Поэтому при работе со студентами основное внимание следует уделять развитию навыков и поведенческих привычек. Это достигается путем систематического обучения учащихся соблюдению правил. Для этого необходимо организовать школьную жизнь таким образом, чтобы ученики постоянно получали опыт хорошего морального поведения. Работая с младшими школьниками, возможны специальные упражнения для систематической отработки отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение — это не простое повторение. Чтобы повторение закрепило то или иное действие или поведение, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями и приятными переживаниями. Иногда молчаливое одобрение со стороны взрослых, поддержка со стороны группы, товарищей. Повторение становится практикой только тогда, когда ребенок активно стремится к определенному результату в действиях, хочет поступать правильно. Другими словами, образование должно быть связано с самообразованием.
Методы формирования культуры поведения
Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенку приходится действовать и применять одно и то же правило в разных обстоятельствах. Для него это не всегда легко. Например, ребенок может не поздороваться с учителем из другого класса на улице, хотя обычно здоровается с ним в школе. Ученик привык следить за своей обувью по дороге в школу и может пойти к своему другу в нечистой обуви. Поэтому, когда учитель рассказывает о правилах поведения, он перечисляет возможные ситуации, в которых ученик должен их применять. Но недостаточно просто сказать им об этом. Вместе с родителями мы должны следить за тем, чтобы дети следовали известным правилам в любых ситуациях. Например, детей учат уступать место пожилым людям в автобусе, и они делают это охотно и без просьб. Но здесь, в классе, бабушка пришла, стоит, а ученик даже не подозревает, что она приглашает ее сесть. Такое поведение вполне объяснимо, поскольку у младших школьников свое специфическое конкретное мышление. Они нуждаются в руководстве и поощрении. Это можно сделать сначала в классе или школе, а затем дети привыкают к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах.
Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются различные правила, позволяет ребенку выработать определенные привычные формы поведения.
Быть всегда и во всем в порядке означает, что человек приобретает такие качества, как организованность, быть всегда пунктуальным и обязательным означает, что эти качества есть в его характере. Постепенно, через поступки, поведение, деятельность, формируется характер и мораль ребенка. Но этот процесс очень сложный и требует времени и усилий.
Для того чтобы выработать навыки и привычки культурного поведения, необходимо позаботиться об организации практических действий. Упражнения — это не просто повторение. Для этого необходимо, чтобы ребенок знал, что у него хорошо получается, а что нет; он пытается овладеть каким-либо действием. Для успешного закрепления необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это означает молчаливое одобрение со стороны взрослых и эмоциональное поощрение со стороны сверстников. Ребенок должен сам поступать правильно. Другими словами, образование должно быть связано с самообразованием.
Уроки поведения обычно проводятся во внеурочное время, но у учителя также есть возможность работать над приобретением знаний и развитием навыков и привычек в классе. Работая над конкретным предметом, учитель не упускает из виду, насколько хорошо усвоены правила предыдущего предмета и насколько полно и блестяще они проявляются в действиях и поведении учеников. Сочетание систематической работы над правилами в специальных классах и повседневной работы учителя является важным условием успешного воспитания поведения. Если дети видят в классе сцену: учитель идет с тяжелой сумкой, а идущие рядом ученики даже не думают помочь, то, конечно, эта сцена не сформирует навык. Но это помогает детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, вероятно, именно тогда, в конкретной или случайной ситуации, ребенок размышляет и определяет свое поведение[6.
Учитывая ситуативный характер поведения детей, необходимо разнообразить условия, в которых учащиеся должны отрабатывать и соблюдать определенные правила поведения.
Диагностика уровня норм культуры
Для диагностики и выявления развития поведенческих норм у детей младшего школьного возраста были выбраны следующие методы: наблюдение, обсуждение, рассказ и опрос.
Данные опроса учителей и родителей учеников подчеркнули важность и актуальность исследуемой проблемы. Таким образом, подавляющее большинство респондентов оценили его как актуальный. По мнению экспертов, идеальные личности играют существенную роль в развитии ценностных ориентаций, а ценности формируются на основе подражания им. Опрос учащихся 3-А классов (16 человек) показал, что к таким идеалам у младших школьников относятся родители и ближайшие родственники, учителя, герои литературы и фильмов, друзья.
Для формирования норм поведенческой культуры проводится диагностика по методике М.И. Шиловой, в диагностических таблицах отражены пять основных показателей: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к Родине, отношение к природе.
Анализ психологических и моральных качеств ребенка, проведенный с помощью этой методики, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее формирования. Содержание, направленность действий и поступков, характеризует человека, его воспитание. В соответствии с уровнем подготовки учеников и общей диагностической картиной на групповых картах, учитель может смоделировать образовательную концепцию для всего класса, а также индивидуальный подход к обучению каждого ребенка в классе.
В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции можно выделить различные уровни образованности (высокий, средний, низкий), обратите внимание на уровень необразованности.
Невоспитание характеризуется негативным поведенческим опытом.
Низкий уровень нравственного воспитания представлен слабым, даже неустойчивым опытом позитивного поведения, регулируемого в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и поощрениями, причем самоорганизация и саморегуляция ситуативны.
Средний уровень нравственного воспитания характеризуется проявлениями самостоятельности, самореализации и самоорганизации, хотя социальная позиция еще не проявляется.
Высокий уровень нравственной воспитанности — наличие устойчивой и позитивной самостоятельности в деятельности и поведении, проявление активной социальной, гражданской позиции.
В графе «Показатели нравственного воспитания» фиксируется уровень, который преобладает в данный момент у данного ребенка.
Преобладание четких показателей (уровень 3) отражает независимость, высокую активность и мораль поведения, признаки продуктивного, активного характера. В этом случае говорят о «серьезном, независимом, воспитанном ребенке».
Возникают характеристики второго уровня: ребенок недостаточно самостоятелен и не всегда саморегулирует свою деятельность и активную мораль. В данном случае «хорошо ведущего себя ребенка».
Распространенность характеристик уровня 1: распространенность внешней регуляции своей деятельности и отношений. Такой ученик нуждается в поощрении и контроле. О таких детях говорят, что они «плохо образованные дети». Преобладание негативных проявлений и вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Теоретические основы дошкольной лингводидактики
- Средства и приемы воспитательной работы
- Теоретические основы дошкольной педагогики
- Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста
- Особенности социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей
- Культурно-просветительская практика
- Толерантность в образовательном пространстве
- Воспитание и школа в античном мире
- Методика обучения компьютерной грамотности
- Медиатекст как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся старших классов