Оглавление:
Пауль Йоханнес Тиллих (нем. Paul Johannes Tillich; 20 августа 1886, Штерзеддель, Пруссия, Германская империя — 22 октября 1965, Чикаго, США) — немецко-американский протестантский теолог и философ-экзистенциалист, сторонник диалектической теологии. Он считается одним из самых влиятельных богословов 20-го века. В отличие от Карла Барта и других, он стремится к универсальной «теологии культуры». Он наиболее известен своими книгами «Мужество быть» (1952) и «Динамика веры» (1957), которые посвящены теологии современной культуры и адресованы широкому кругу людей. Как теолог он наиболее известен своим основным трехтомным трудом «Систематическая теология» (1951-1953), в котором он излагает «метод корреляции», с помощью которого Тиллих пытался интерпретировать христианские символы откровения как ответы на вопросы человеческого существования, ранее поднятые экзистенциализмом.
Биография
Тиллих родился 20 августа 1886 года в небольшой деревне Штерзеддель в провинции Бранденбург Германской империи (ныне на территории Польши), сын Иоганна Тиллиха, консервативного лютеранского пастора Евангелической церкви Верхних провинций Пруссии, и Матильды Дёрссилен, либералки, уроженки Рейнской области. Он был старшим из трех детей и имел двух сестер, Йоханну (1888-1920) и Элизабет (родилась в 1893 году). Когда Павлу было 4 года, его отец стал суперинтендантом епархии Бад-Шонфлис. Здесь он посещал начальную школу. В 1898 году Тиллих продолжил обучение в Кёнигсбергской гимназии в Ноймарке. Там он испытал глубокое одиночество, которое преодолел, читая Библию. В школе он находился под влиянием гуманистических идей.
В 1900 году Джон был переведен в Берлин, и в следующем году Пол посещал там школу, которую окончил в 1904 году. В сентябре 1903 года, в возрасте 17 лет, Пол потерял мать, которая умерла от рака. В разные годы Тиллих учился в нескольких университетах Германии — Берлинском университете в 1904 году, Тюбингенском университете в 1905 году и университете Галле в 1905-1907 годах.
Начало карьеры
В 1911 году Тиллих получил докторскую степень в университете Бреслау, а в 1912 году стал лиценциатом теологии в университете Галле.
В 1912 году он стал пастором Евангелической церкви Германии в провинции Бранденбург.
В 1914 году он женился на Маргарите («Грети») Уивер (1888-1968). В октябре, после начала Первой мировой войны, Тиллих служил капелланом в армии. В 1919 году Пауль и Грета развелись после того, как было установлено, что ребенок не принадлежит Тиллиху. Затем он встретил Ханну Вернер-Готтшоу, которая вышла за него замуж и родила ребенка в 1924 году.
С 1919 по 1924 год он преподавал теологию в качестве приват-доцента в Берлинском университете.
В 1924-1925 годах он был профессором теологии в Марбургском университете, где начал создавать свое систематическое богословие. В 1925-1929 годах он был профессором теологии в Дрезденском техническом университете и Лейпцигском университете, а в 1929-1933 годах — во Франкфуртском университете.
Американский период
Летом 1933 года Рейнхольд Нибур посетил Германию и пригласил Тиллиха преподавать в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. Смена страны повлекла за собой и смену языка с немецкого на английский, на котором Тиллих опубликовал свою трехтомную монографию «Систематическая теология». Он преподавал в семинарии в 1933-1955 годах в качестве приглашенного профессора философии религии. Он также преподавал в качестве приглашенного лектора в Колумбийском университете в 1933-1934 годах. В 1937 году Тиллих подписал пожизненный контракт с семинарией, а в 1940 году стал профессором философской теологии и получил американское гражданство. Он также был членом кружка христианских социалистов, сформировавшегося вокруг Нибура. В Объединенной теологической семинарии Тиллих сделал себе имя и опубликовал ряд работ, в которых излагал синтетическую протестантскую теологию и экзистенциалистскую философию. В 1936 году он опубликовал монографию «На границе», в 1948 году — сборник эссе «Протестантская эра», и в том же году вышел сборник проповедей «Сотрясая основы». Последняя публикация позволила Тиллиху завоевать такую аудиторию, какой у него еще никогда не было. Но самыми значительными из его работ были трехтомник «Систематическое богословие», принесший Тиллиху признание в академическом мире, и монография «Мужество быть». После публикации первого тома «Систематического богословия» Тиллих был приглашен прочитать престижные лекции Гиффорда в Абердинском университете в 1953-1954 годах. Этот трехтомник позже был назван «его шедевром» в биографии Тиллиха, написанной Пааксом на основе лекций Дуайта Х. Терри.
Онтология
В протестантской философии Тиллих отводил важное место онтологии, то есть учению о бытии, и онтологическим категориям. В то же время в его теологически ориентированной философии много экзистенциально-персоналистических мотивов. Пережив две мировые войны, философ был убежден, что центральной категорией онтологии должно быть понятие «мужество быть». Протестантский теолог задавался вопросом, может ли человек сохранить себя, свои идеалы и веру перед лицом войн, катастроф и организованных массовых убийств. Современность, по словам Тиллиха, открывает «силу небытия», более страшную и интенсивную, чем в предыдущие века. Человек сталкивается с бездной небытия. Снова и снова возникает вопрос: «Как возможно мужество по отношению к бытию, когда всякий доступ к нему закрыт переживанием его недостижимости?».
Отвечая на этот вопрос, Тиллих рассматривает экзистенциалистскую философию (истоки которой он прослеживает у Шеллинга, Кьеркегора, молодого Маркса и Ницше). Однако он критикует экзистенциализм — например, утверждение Сартра о том, что человек обречен на свободу. Если бы это было так, то у человека не было бы шансов на искупление. И хотя Тиллих согласен с тем, что отчуждение необходимо для человеческой жизни, он считает, что мужество по отношению к бытию является спасительным, поскольку его суть заключается в свободном самоутверждении человека вопреки всему. «Тем не менее» — несмотря ни на что, вопреки всему — это особая категория философии Тиллиха.
Диалектика бытия
Тиллих излагает диалектику бытия следующим образом. Первый экзистенциальный момент — это бытие-в-себе, в себе. Dasein возникает из бытия, отделяется от него. Это второй момент. Третье — это то, что это обособленное существование соединяется с существованием «нового существа», под которым Тиллих подразумевает Иисуса Христа. Происходит «новое примирение» (Versöhnung, Wiederversohnung).
Таким образом, в этой религиозной философии самоутверждение человека, способного найти «подходы» к бытию, возвышается до Бога. Тиллих понимает отношения между Богом и человеком иначе, чем Барт. И хотя Тиллих одобряет критические идеи Барта, он строит не эксклюзивную (т.е. исключающую), а инклюзивную теологию, основой которой является идея корреляции (тесной связи) между божественным откровением и человеческой ситуацией. В моем самоутверждении, говорит Тиллих, Бог также утверждает Себя. Человек, с другой стороны, должен преобразовать мужество сомнения, страха и т.д. в мужество (по отношению к) самому бытию.
Философия Тиллиха подробно разрабатывает некоторые религиозно-экзистенциальные аспекты, касающиеся человеческих чувств и переживаний. Экзистенциалисты (особенно Хайдеггер) проводили различие между простой тревогой и глубоким страхом (кстати, это различие встречается уже в «Феноменологии духа» Гегеля). Тиллих также обсуждает эту проблему и даже набрасывает оригинальную «онтологию страха». Страх — это не просто психологическое определение, что хорошо показал Кьеркегор. Человек испытывает страх (как тревогу) перед чужим, незнакомым; страх — это экзистенциальный идентификатор небытия. Страх как беспокойство не имеет цели. И страх, и смелость имеют онтологические корни. «Страх возникает вместе с мужеством, любовью и участием; таким образом, человек пытается превратить простой страх в глубокий страх. Но поскольку страх (как тревога) и смерть, то есть небытие, тесно связаны, основной страх небытия непреодолим для конечного существа, которым является человек; этот страх принадлежит человеческому существованию. 4 В разные исторические периоды страх приобретает разные черты: в зрелый период античности это был «онтический страх» судьбы и смерти; в позднем средневековье — «моральный страх» вины и проклятия; для современности это страх пустоты и бессмысленности жизни. Страх, который является отрицательным началом, может, однако, быть преобразован человеком в положительное начало: тогда небытие побеждается Бытием-Самостью, то есть Богом.
Тиллих также обсуждает те проблемы, которые стали центральными для психоанализа: вопрос тревоги здесь переходит на уровень психопатологии. И хотя патологическую тревогу можно лечить с помощью психоанализа, признает Тиллих, такое лечение еще не является мужественным по отношению к бытию. Экзистенциальная тревога, с другой стороны, не поддается лечению, потому что она несводима и по-своему необходима человеку.
Культура и общество
В своей концепции Тиллих уделял большое внимание проблемам общества и культуры. Будучи независимым мыслителем в 1920-х и 1930-х годах, когда влияние социалистических идей было сильным, он защищал идеи религиозного социализма, но его понимание социализма сильно отличалось от понимания ортодоксальных марксистов. «Положение пролетариата», которое марксисты выдвинули на первый план, Тиллих интерпретировал как типичное для человечества и «неустранимое» в предполагаемом будущем обществе. Однако самое ценное в социалистическом движении то, что оно основано на вере в будущее и в человека. Это всего лишь вопрос постижения «веры», действующей в социализме, и превращения ее в христианскую веру. В этом суть так называемого протестантского принципа Тиллиха. Он симпатизировал критической социальной теории Макса Хоркхаймера, поскольку идея критического «отрицания» присуща концепции Тиллиха. Бытие следует рассматривать как отрицание бытия, считал он.
Культура, утверждал Тиллих, воплощает в себе религиозный принцип. Однако это не означает, что он тождественен религиозному принципу. Хотя «культура как духовное бытие является выражением религии, а религия — содержанием культуры», ни одна религия, ни одна церковная организация, ни одна церковная доктрина не должна претендовать на господство над культурой. В своем учении о религии и Боге Тиллих противопоставлял атеизм и «теизм». Под последним он понимал учения церкви, которые делали Бога не основой, а частью мира, частью реальности. Теизм, по мнению Тиллиха, причастен к кризису религии и религиозности, в котором лежит корень общего кризиса Запада. Опровержение теизма и атеизма, принятие тезиса о Боге как первооснове мира может, по мнению Тиллиха, стать платформой для объединения всех верований, религий и культур.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Чувственный уровень познания
- Русские философы о свободе и воле (Н. Лосский, С. Франк, Н. Бердяев)
- Значение К. Поппера для философии науки
- Структура современной философии
- Проблема познания в философии
- Зарождение электротехники
- Источники и детерминанты общественного развития. Роль народных масс и личности в истории
- Джон Локк, английский философ и педагог
- Задача У. Молине и спор рационалистов и эмпириков
- Гносеология Бэкона