Для связи в whatsapp +905441085890

Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения — Свой путь в Медицине

Биографическая информация. Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541) наиболее известен под псевдонимом Парацельс. Он родился в Швейцарии, учился в университете Феррары; был известным врачом, химиком, философом и имел репутацию кузнеца.

Парацельс был известен как Теофраст. В детстве он был единственным сыном обедневшего немецкого врача и химика. Его мать умерла, когда он был очень мал, и вскоре после этого его отец переехал в город Филлах, который располагался на юге Австрии. История освоения знаний Парацельса начинается со школы Бергшуле, основанную семьей богатых фермеров Аугсбургом Фуггера, где его отец преподавал химическую теорию и практику. Дети, а далее молодежь обучались в Бергшуле для получения профессии надсмотрщиков и аналитиков по добыче золота, олова и ртути, а также в железных, квасцовых и медно-сульфатных рудниках.

В процессе обучения молодой Парацельс узнал о металлах, которые «растут» на земле, наблюдал за превращениями металлических составляющих в плавильных чанах и интересовался превращением свинца в золото — превращение, которое, по мнению алхимиков того времени, было возможным. Этот опыт дал Парацельсу понимание металлургии и химии, что, вероятно, положило начало более поздним замечательным открытиям в области химиотерапия.

Парацельс, врач, естествоиспытатель и философ эпохи возрождения - Свой путь в Медицине

Свой путь в Медицине

Парацельс нарушил традиционное отношение к знаниям медицины, как ученика в средневековье. 

«Университеты не учат всему, — писал он, — поэтому врач должен искать старых женщин, цыган, колдунов, блуждающих племен, старых разбойников и брать уроки от них. Врач должен быть путешественником … Знание — это опыт».

Парацельс считал, что грубый язык трактирщика, парикмахера и командора был более реальным достоинством и здравым смыслом, чем сухая схоластика Аристотеля, Галена, Пергама и Авиценны, Гиппократа, признанных греческих и арабских медицинских умов того времени.

Есть мнение, что Парацельс окончил Венский университет в чине бакалавра медицины в 1510 году. Затем он отправился в Феррарский университет (Италия), где он отрицал преобладающее мнение о том, что звезды и планеты контролируют все части человеческого тела. Считается, что он получил докторскую степень под покровительством Университета Феррары в 1516 году, и предположительно начал использовать имя «пара-Цельс» (выше или за пределами Цельса) примерно в это же время.

Его учение было пропитано магическими идеями, но он также внес большой вклад в развитие медицины, химии и научной методологии. Медицина того времени полностью полагалась на авторитет Гиппократа, Галена и Авиценны. Но, как говорил Парацельс своим студентам-медикам, «чтение еще не породило врача». Он начал свою преподавательскую карьеру в Базельском университете с публичного сожжения книг по медицине и химии. Он был первым, кто привел студентов к постели больного и заставил их изучать течение болезни на практике, а не по книгам. Он преподавал на своем родном языке, а не на латыни, и горячо отстаивал право на это.

Философские взгляды

Биографическая информация. Бернардино Телезио (1509-1588) родился в Неаполитанском королевстве, в Козенце. Он окончил Падуанский университет, где изучал философию и математику, а затем переехал в Рим, где изучал естественную историю. Он основал собственную академию в Козенце (Телезианская академия или Козенца) для получения экспериментальных знаний о природе, которым впоследствии подражали другие научные общества. Критика схоластической философии Телезио привела к закрытию академии по приказу папских властей.

Вселенная — это единый живой организм, оживляемый единой звездной (астральной) душой. Эта душа невидима, не связана ни с каким конкретным местом в пространстве; но именно ее деятельность порождает все, является источником всех движений и изменений. Поскольку человек — это микрокосм, подобный Вселенной, мы можем найти средства магического воздействия на природу, постигая собственную душу. Создавая в своем воображении (но не в фантазии!) различные образы, мы создаем астральное тело своих мыслей, которое при определенных условиях может влиять и на материальные тела.

«Космическое тело» образовано четырьмя традиционными элементами (вода, воздух и т.д.), но, кроме того, в него входят и алхимические элементы: ртуть, сера и соль. Меркурий он понимал как неизменный дух, обеспечивающий изменение всех живых существ, сера производит рост всех живых существ, соль является основой силы, телесности. В человеке ртуть соответствует духу, соль — телу, а сера — душе, которая соединяет дух с телом. Процессы, происходящие в человеческом организме, являются химическими реакциями этих трех алхимических элементов. Болезни интерпретируются как результат отклонения от нормального соотношения этих элементов. Медицина — самая всеобъемлющая наука; она изучает человека, а человек — это «венец» Вселенной.

Судьба доктрины. Учение Парацельса оказало значительное влияние на мистицизм Бёме и через него на философию Шеллинга. Идеи Парацельса были особенно значимы для развития оккультизма в 19 и 20 веках. (схема 46).

Основные работы

Трактат «О природе вещей в соответствии с их собственными началами» (написан на латыни).

Философские взгляды. Критика своих предшественников. Основная цель ученого — изучение законов природы. Телезио обличает всех своих предшественников (как древних, так и средневековых).

Он упрекает всех своих предшественников (античность и средневековье) в том, что они «придумали мир по своему усмотрению»: «Они приписывали телам, из которых, как кажется, состоит мир, не то величие и положение, которым они, очевидно, обладают, и не те достоинства и силы, которыми они, как кажется, обладают, а те, которыми они должны обладать по их собственному разумению Телезио упрекает своих предшественников (античность и средневековье) в том, что они «придумали мир по своему усмотрению».

Признавая сотворение природы со всеми ее законами Богом, Телезио утверждает, что ученый должен заниматься только изучением того, что уже есть, то есть неизменных законов природы. В основе этого исследования лежит не дедуктивный метод (выведение новых истин из условно установленных правил логики), а опыт, основанный на опыте.

Онтология

Основой природы является материя, вечная и неизменная, однородная и бескачественная; количество материи в мире неизменно. Он заполняет все пространство, так что не существует пустоты, и одни тела тесно примыкают к другим. Сама материя неизменна и пассивна. Все изменения происходят под воздействием двух противоборствующих сил — тепла и холода. Эти две силы изначальны, нематериальны и одушевлены, но они не существуют без материи, а вне материи для них характерно стремление к самосохранению, и поэтому они борются за материю, как «два жениха за жену». Эти силы присущи способности чувствовать.

Природа — это продукт материи и этих двух сил. Тепло воплощено в солнце, а холод — в земле. Поэтому два мира, подлунный (центром которого является Земля) и сверхлунный, находятся в постоянной борьбе: солнечное тепло стремится «сжечь» Землю, а Земля стремится «заморозить» Солнце. Эта борьба наиболее остро ощущается на границе между мирами. Но «ни одна из частей материи не может полностью принадлежать только одному (началу), тогда как другая, побежденная, не получает ничего, но по большей части все части материи принадлежат обеим, постоянно борясь между собой и терпя поражение по очереди».

Качественная специфика вещей объясняется преобладанием в них тепла или холода. Тепло производит расширение и, следовательно, низкую плотность материи, свет и прозрачность, движение. Холод производит сгущение и плотность, темноту и непрозрачность, неподвижность и неподвижность. Небо, в котором много тепла, движется очень быстро, для него характерно бесконечное круговое движение. Земля, где есть холод, испытывает «отвращение к движению», поэтому тела на земле движутся по прямой линии, направляясь к границе, «как если бы они находились в покое».

Учение о человеке и теория познания. Важнейшей составляющей человека как телесного существа является его дух. Но разум понимается Телезио как разновидность материи, как особо тонкая, теплая, подвижная и чувствующая субстанция. Его штаб-квартирой является мозг человека, но оттуда он распространяется по всему телу посредством нервов. Вещи, существующие вне человеческого тела, влияют на наш разум, заставляя его расширяться или сжиматься, передаваясь по нервам; чем больше тепла, тем интенсивнее движение. Это объясняет различия в восприятии разных вещей. Со смертью тела умирает и дух. Но кроме духа, у человека есть еще бессмертная и нетленная душа, данная человеку Богом.

Этика. Поскольку материя человека пронизана силами тепла и холода, для которых инстинкт самосохранения является первичным, то он присущ каждому человеку. Человек любит все, что способствует его самосохранению, и ненавидит все, что этому мешает. Поскольку все люди в этом похожи, они должны уважать и признавать это чувство в других. Гуманность — это высшая добродетель человека.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Предназначение человека. Проблема жизни и смерти
  2. Н.Ф. Федоров – родоначальник русского космизма
  3. Г.В. Вернадский о влиянии монголов на русскую культуру
  4. Человек как субъект социального управления
  5. Духовный уровень
  6. Религия, её значение в современном обществе
  7. Классический позитивизм
  8. Формирование классических технических наук
  9. Космогоническая теория Канта- Лапласа. «Критика чистого разума» Канта — Мысли раннего периода
  10. Массовый человек в постмодернизме (ж. Бодрийяр)