Оглавление:
Сознание — это высшая, интегративная форма психического отражения окружающей действительности. Это целостное состояние знаний о внешнем и внутреннем мире [6].
Первая характеристика сознания дана уже в самом его названии: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение или расстройство, а тем более полный крах любого из познавательных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Второй характеристикой сознания является закрепленное в нем четкое различие между субъектом и объектом, то есть тем, что принадлежит человеческому «Я», и его «не-Я». Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию, то есть к направлению психической деятельности на изучение самого себя: он производит сознательную самооценку своих действий и себя в целом.
Третья особенность сознания заключается в том, что оно обеспечивает целенаправленную деятельность человека. Занимаясь какой-либо деятельностью, человек ставит перед собой определенные цели. При этом формируются и взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход действий, вносятся необходимые коррективы и исправления и т.д.
Сознание характеризуется также рядом определенных специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Второе свойство заключается в том, что сознание отражает только основные, главные характеристики предметов, событий и явлений.
Другой особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой понимается определенная ментальная структура, в соответствии с которой человек воспринимает, осознает, обрабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о себе.
Когда люди обмениваются друг с другом информацией, они концентрируются на наиболее важной информации. Хранясь в лексике, семантике в понятийной форме, эта информация затем становится достоянием индивидуального сознания человека, поскольку он изучает язык и использует его как средство общения и мышления.
Сознание, существует не только в вербальной форме, но и в образной. В этом случае оно связано с использованием человеком второй сигнальной системы, которая вызывает преобразование соответствующих образов. В качестве примера образного сознания человека можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения окружающей действительности, но только не в абстрактной форме, как это характерно для науки, а в образной.Сознание управляет наиболее сложными формами поведения человека, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и активизируется в следующих случаях и ситуациях
а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные задачи, не имеющие очевидного решения;
б) когда человеку необходимо преодолеть какое-то физическое или психологическое сопротивление движению мысли или телесного органа.
Сознание и бессознательное в структуре личности
Наряду с сознанием важную роль играют бессознательные процессы. Точного определения этих процессов в науке пока нет. Чтобы дать им некоторое объяснение, скажем, что «бессознательное — это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в какой-либо связной, логичной формуле» [6].
Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда его причина еще не успела дойти до сознания, а также при естественном выключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного алкогольного опьянения, при помешательстве и т.д.), во-вторых, это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а потому в данный момент сами не осознаваемые.
Далее укажем на некоторые признаки, характеризующие бессознательные процессы:
- Они находятся вне контроля человека, изолированы от ядра личности. Они воспринимаются как непроизвольный, автоматический ход психических актов;
- Бессознательное почти всегда содержит информацию, которая противоречит сознанию человека и воспринимается им как нечто совершенно чуждое и непонятное для личности;
- Бессознательные процессы имеют свой собственный язык. Этот язык — образы, действия, речевые конструкции, лишенные какой-либо логической последовательности. Мир бессознательного имеет свою собственную логику, продиктованную эмоциями и чувствами, и поэтому называется аффективным;
- На уровне бессознательного не существует различий между внутренним и внешним миром. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;
- Человек в бессознательном состоянии не различает объективное и субъективное в содержании своих переживаний;
- динамика психических актов и действий в бессознательном лишена временных и пространственных ограничений, свойственных сознательному разуму. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие вещи, несовместимые в реальности [6].
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Сюда же относятся бессознательные зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлекторные реакции в зрительной и слуховой центральных системах человека. Сюда же относится способность ходить, читать, писать, говорить, глотать и т.д. Все эти действия выполняются автоматически, без размышлений. Эти виды автоматизмов сначала формируются под контролем сознания, а затем переходят в бессознательную область психики, тем самым давая сознанию возможность контролировать более сложные операции[6].
Бессознательные образы восприятия существуют и проявляются в явлениях, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает при восприятии предмета, объекта или ситуации.
Бессознательная память — это память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент, его образы и объекты, на которые направлено внимание. Неосознанное мышление особенно ярко проявляется в процессе решения каких-либо творческих задач. Бессознательное мышление может вторгаться в сознание не только в бодрствующем состоянии, но и во сне, и в состоянии опьянения, и в аллегорической форме, образах.
Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии
Изучение феномена бессознательного уходит своими корнями в античность, его признавали в своей практике целители самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой для создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что находится в глубинах человеческой психики. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, взял оттуда некоторые представления о бессознательном. Поэтому вряд ли размышления Платона, связанные с проблемой бессознательного познания человека, не попали в его поле зрения.
З. Фрейд предложил тотальную систему анализа человеческой психики вплоть до анализа ее глубинных образований — бессознательного психики, и это относится не только к теориям, которые следовали за ним одна за другой, но и к теориям, которые также следовали за ним одна за другой. Именно поэтому З. Фрейд остается основателем этой психологии как науки не только о психике человека — сознательной и бессознательной психике — но и о личности.
Известно, что сознание служит главным регулятором поведения человека. З. Фрейд открыл, что за завесой сознания находится глубокий, пласт мощных процессов, стремлений, влечений, желаний, которые не осознаются человеком. Как лечащий врач, он столкнулся с тем, что бессознательные переживания и побуждения человека могут серьезно осложнить жизнь, а иногда даже стать причиной нервно-психических заболеваний. Это побудило его искать способы избавления пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и скрытыми, слепыми, бессознательными мотивами их психики. Так родился фрейдистский метод лечения души, называемый психоанализом.
Учение о бессознательном является фундаментом, на котором строится вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche — душа и analysis — решение) — часть психотерапии, медицинский метод исследования, разработанный Фрейдом для диагностики и лечения истерии. Позднее Фрейд переработал его в психологическое учение, направленное на изучение скрытых связей и основ человеческой души.
В общих чертах Фрейд рассматривал человеческую психику как разделенную на две противоположные сферы — сознательную и бессознательную, — которые представляют собой существенные характеристики человеческой личности. Фрейд называл сознательным «то представление, которое существует в нашем сознании и которое мы воспринимаем как таковое, и мы утверждаем, что это единственное значение термина «сознательное»» [11]. В структуре личности Фрейда обе эти сферы представлены следующим образом: он рассматривал бессознательное как центральный компонент, составляющий суть человеческой психики, ее основу, а сознательное — как лишь особую инстанцию, наложенную на бессознательное. Сознание, по Фрейду, обязано своим происхождением бессознательному и кристаллизуется из него в процессе развития человеческой психики.
Модель личности, созданная Фрейдом, предстает как модель бессознательного. Фрейдовская модель личности предстает как комбинация трех элементов:
«Оно» (Id) — глубинный слой бессознательных влечений, психическое «Я», основа активной личности, которая руководствуется только «принципом удовольствия» без учета социальной реальности, а иногда и вопреки ей;
«Я» (Эго) — сфера сознания, посредник между «Оно» и внешним миром, включая природные и социальные институты, соизмеряющий деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешней необходимостью;
- «Супер — Эго» — внутриличностная совесть, своего рода цензор, критическая инстанция, выступающая посредником между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» сдерживать бессознательные импульсы и подчинять их требованиям «принципа реальности» [11].
Бессознательное и архетипы
C. Юнг разделил бессознательное на два класса. К первому классу относится индивидуальное бессознательное, ко второму — коллективное бессознательное.
Занимаясь психоанализом, К. Юнг увидел, что сны, фантазии, патологические явления являются продуктами бессознательной деятельности. Он признавал, что неприятные события, чувства, эмоции, переживаемые человеком, могут быть отправлены в бессознательное, чтобы сознание могло функционировать без помех. Это также включает в себя забывание определенных неприятных инцидентов, имен и т.д. Когда человек узнает смысл своих бессознательных содержаний, он сразу же находит их взаимосвязь с реальной жизнью и может заняться самопознанием, что позволяет ему понять себя и не закрывать глаза на свои недостатки, что часто благоприятно влияет на поведение и мировоззрение человека.
Таким образом, можно сказать, что К. Юнг понимал индивидуальное бессознательное как неосознаваемый познаваемый материал индивидуального происхождения. Также индивидуальное бессознательное включает в себя, помимо забытых и вытесненных содержаний, содержания творческого характера [15].
Коллективное бессознательное — это самый глубокий уровень психики, который содержит воспоминания и образы, переданные от наших предков. Коллективное бессознательное — это психическая система, обладающая коллективной универсальностью и безличной природой, идентичной всем индивидам. Коллективное бессознательное обязано своим существованием наследственности.
K. Юнг определил содержание коллективного образования как универсальные психические образы, которые были названы архетипами. Слово «архетип» происходит от латинского typos (печать, отпечаток) и означает некое образование архаической природы, содержащее мифологический мотив. Архетипы также принадлежат не отдельному человеку, а всему человечеству. Что касается отдельного человека, то архетипы выражаются через субъективный опыт, и человек воспринимает их через символические архетипические образы. Архетипические образы в человеческой психике проявляются через определенные символы в снах, фантазиях, видениях и т.д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляет глубокий след в душе человека, всегда сильно эмоционально окрашена, дает человеку некую энергию, многократно превышающую его индивидуальное эго.
Далее рассмотрим несколько примеров архетипов и архетипических образов.
1) Персона (маска) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы представляем себя в обществе. Кроме того, персона защищает нашу внутреннюю, личную и ранимую природу от прямого воздействия внешней, социальной среды. Цель персоны — произвести впечатление на других людей или скрыть наше истинное «я».
2) Тень — это скрытые животные качества личности (социально нетерпимые). Осознание тени необходимо человеку для осознания собственного несовершенства, но тень — это сочетание личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет ни малейшего представления. В результате того, что тень содержит неприятные и непристойные качества личности, целомудренное эго не может допустить эту информацию в сознание. Тень выражается в снах непристойного или криминального содержания. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям враждебно следующим образом: все, что он не может распознать в себе, он ясно видит в других, и это, как правило, сильно раздражает его. Из этого К. Юнг сделал вывод, что тень проецируется на человека. Это означает, что бессознательное качество самости сначала идентифицируется на внешних объектах.
3) Анима — это абстрактный образ, представляющий женский архетип, женский принцип (внутренняя женщина) в мужчине. Если анима проецируется на внешний объект, мужчина влюбляется в этот объект. Полноценное психологическое развитие анимы позволяет мужчине глубже осознать и постичь природу человеческих отношений и достичь взаимопонимания с противоположным полом. Однако если психологическое развитие нарушено и анима и эго не работают в гармонии друг с другом (при этом анима пытается доминировать), то общество будет иметь дело с женоподобным, чрезмерно чувствительным и обидчивым мужчиной.
4) Анимус — это абстрактный образ, представляющий мужской архетип в женщине, мужские психические элементы в психологии женщин. Влюбленность женщины реализуется путем проецирования анимуса на реального мужчину. Благодаря нормальному взаимодействию между эго женщины и ее анимусом достигается также полное взаимопонимание между обоими полами. В случае субъективной идентификации эго с анимусом женщина становится агрессивной, жесткой, властолюбивой, теряя при этом связь со своей женской природой, утрачивая качества жены, матери, бабушки.
Виды фазовых состояний
Сознание — это высшая человеческая форма психической жизни, субъективное переживание объективной реальности. Сознанием мы отличаемся от остального мира живой материи. Различают бодрствование, бдительность и ясность, ясность сознания 1.
Бодрствование — это способность улавливать все явления окружающей среды, понимать их смысл и реагировать на дальнейшие раздражители.
Ясность сознания характеризует грубые отклонения от нормы. Например, «Потеря сознания» может быть расстройством, а может и не быть.
При аффекте или усталости появляется легкая ясность, которая представляет собой легкую степень снижения бдительности сознания.
Расстройства ясности включают все более тяжелые «потери сознания», такие как сонливость, сопор, неглубокая и глубокая кома и синкопе.
При сонливости (сомнолентном состоянии) человек находится в фазовом состоянии между бодрствованием и сном, слабые импульсы на него не действуют. Его реакция может быть такой же, как в состоянии сонливости. Из этого состояния человека можно вывести громким криком или сильным толчком. После пробуждения он способен ориентироваться в окружающей обстановке.
Сопор — персонаж более глубокого сна. В этом состоянии человек может проснуться только от сильных раздражителей и то на короткий промежуток времени.
Кома — бессознательное состояние, полная потеря ясности сознания. Человека совершенно невозможно разбудить, и он не реагирует даже на болевые раздражители.
Обморок — это бессознательное состояние, которое возникает из-за
анемии мозга и является кратковременной потерей сознания.
И.П. Павлов указывал, что между ясным ясным сознанием и сном существует ряд фазовых состояний, зависящих от того, как изменяется соотношение основных нервных процессов возбуждения и торможения. Необходимо помнить, что сильный раздражитель вызывает сильную реакцию, а слабый — наоборот. Рассмотрим фазовые состояния более подробно:
Уравновешенная фаза проявляется, когда человек засыпает.
Парадоксальная фаза возникает из-за более глубокой стадии после засыпания.
Ультрапарадоксальная фаза, когда реакции вызываются негативными (тормозящими) условными стимулами, которые в норме вообще не вызывали бы у организма никаких реакций.
Тормозная фаза, когда реакции на сильные и слабые стимулы, хотя и сохраняются по соотношению сил, вызываются только сильными стимулами.
Фаза спешки — глубокий сон, в котором реакции на сильные стимулы полностью отсутствуют, и для пробуждения необходимо применить необусловленный стимул значительной силы. Из этого следует, что сон — это торможение, распространяющееся на оба полушария и проникающее в средний мозг. Сон и внутреннее торможение — это один и тот же процесс. Несмотря на то, что сон — это генерализованное торможение, торможение и в состоянии сна в коре головного мозга остаются некоторые группы клеток в состоянии бодрствования, готовые к действию, так называемые сторожевые пункты. Речь идет о зонах возбуждения (бодрствования), которые имеют огромное значение для организма.
Фазовые явления могут объяснить не только сон, но и так называемое подсознание. Существуют явления высшей нервной деятельности, которые происходят без нашего осознания. Например, при научном или любом другом вдохновении, когда процессы сознательной работы, прерванные, например, сном, продолжаются дальше; мы просыпаемся и вдруг находим решение или ответ на вопрос, о котором долгое время напрасно думали. У здорового человека сознательная жизнь регулирует все внеинтеллектуальные компоненты психической жизни и является высшей формой авторегуляции.
Сны
Сновидения являются продуктом деятельности отдельных групп клеток коры головного мозга, не охваченных торможением, которые под влиянием внешних или внутренних раздражителей приходят в активность и переходят в состояние возбуждения.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Поведение близких при депрессии
- Эмоциональные состояния, их виды и роль в общении
- Методика нейропсихологической диагностики детей
- Защита сознания
- Жозеф Нюттен, бельгийский психолог
- Челпанов Георгий Иванович ‒ русский психолог
- Взаимосвязь самооценки и пищевой зависимости среди молодежи — Механизм формирования пищевой зависимости
- Взаимосвязь креативности и механизмов рефлексии личности — Рефлексивность как характеристика общих способностей
- Психология детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
- Физиологические концепции темперамента