Оглавление:
Стереотип — это одностороннее, преувеличенное мнение, обычно основанное на предрассудках, характерное для социальной, этнической группы или класса.
Понятие «социальный стереотип» было введено в научный оборот Уолтером Липпманном, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, культурно обусловленный образ (или «картину») мира в сознании человека. Липпман выделил следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипам: во-первых, они не пытаются по-новому реагировать на окружающие их явления, а вписывают их в уже существующие категории; во-вторых, таким образом они защищают свои групповые ценности и права. Это некий устойчивый образ явления или человека, который используется как привычная «стенограмма» при взаимодействии с ним.
Таким образом, основными характеристиками стереотипа являются устойчивость (или наличие одних и тех же стереотипов у разных поколений людей в рамках одного этноса), ригидность, избирательное восприятие информации и эмоциональное содержание.
N. Лебедева затрагивает интересный аспект влияния стереотипов на межличностное и групповое общение: она выделяет 4 основные черты стереотипов, которые влияют на коммуникативное поведение.
Стереотипизация является результатом когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между принадлежностью к группе и психологическими характеристиками (например, англичане консервативны, немцы педантичны).
Стереотипы влияют на способ получения и отбора информации (например, обычно запоминается наиболее благоприятная информация об ингруппе и наименее благоприятная информация об аутгруппе).
Стереотипы создают ожидания определенного поведения от других людей, и люди бессознательно пытаются подтвердить эти ожидания.
Стереотипы порождают предсказания, которые, как правило, подтверждаются (поскольку люди бессознательно «выбирают» поведение других людей, соответствующее стереотипу).
Полезно рассмотреть термин «стереотип» в контексте тесно связанных с ним категорий отношения, предубеждения и предвзятости. Эти термины можно сгруппировать в ряд межэтнических установок, которые включают эмоционально-оценочное отношение к различным этническим группам и характеризуют степень готовности людей к соответствующим поведенческим реакциям в межэтническом общении. Этнический стереотип — это, прежде всего, «культурное» образование, которое естественно и неизбежно, пока существуют народы и этнические группы. Предрассудки и предубеждения, в свою очередь, являются более «социальными» установками: их формирование во многом зависит от конкретной социально-исторической ситуации. Предрассудки характеризуются отрицательным эмоциональным зарядом и соответствуют таким моделям поведения, как избегание общения или уклонение от межэтнических контактов в определенных сферах жизни. Предрассудки, в свою очередь, характеризуются большей концентрацией негативных эмоций, чрезмерным восхвалением достижений и качеств собственной нации в сочетании с высокомерным отношением и неприязнью к другим народам. Предрассудки в реальном поведении уже не ограничиваются стратегией избегания, а проявляются в конкретных действиях дискриминационного характера.
Предрассудки и дискриминационное поведение могут быть не только открытыми, но и скрываться за определенными мотивами. Скрытые расовые предрассудки проявляются в виде преувеличения этнических различий, менее благоприятного отношения к эмигрантам — представителям национальных меньшинств и их дискриминации на основании якобы нерасистского характера. Некоторые исследователи называют этот неявный расизм «современным» или «культурным» расизмом.
Формирование стереотипов
Механизм формирования стереотипов включает не только схематизацию, категоризацию и т.д., но и другие когнитивные процессы, особенно каузальную атрибуцию, т.е. приписывание причин поведения и деятельности индивида на основе принадлежности к группе (особенно этнической). Люди объясняют свое поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуационных, экологических, объективных) факторов. В то же время они склонны приписывать свои успехи своим внутренним качествам, а неудачи — внешним обстоятельствам. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними факторами, а неудачи — внутренними. Это явление неотделимо от функции, выполняемой в психологической структуре личности «эго-образом», который развивается из взаимодействия основных оценочных установок человека по отношению к миру, себе и другим людям. Эта функция заключается в защите позитивной самооценки различными способами: от завышения собственной самооценки до занижения самооценки других.
В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин «стереотип» относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, коррелирующий с мировоззрением. Мировоззрение и языковой стереотип соотносятся друг с другом как часть и целое, при этом языковой стереотип — это суждение или суждения, относящиеся к определенному объекту неязыкового мира, субъективно обусловленное представление об объекте, которое является результатом интерпретации действительности в рамках социально выработанных когнитивных моделей. Однако языковым стереотипом можно считать не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение или стереотип и т.д.: человек кавказской национальности, седовласый, как курица лунь и невр.
Стереотипы различных социальных и демографических групп имеют не только общие характеристики, но и субъективные различия. Стереотипы эффективны уже тогда, когда люди отличаются только внешними физическими характеристиками. Часто суждение о новом, незнакомом человеке вызвано представлением об определенной национально-этнической группе, к которой этот человек приписывается по внешнему виду. Но чем лучше человек знает конкретную национально-этническую группу, к которой он принадлежит, тем меньше вероятность того, что он будет использовать упрощенные групповые стереотипы.
Социальные стереотипы и установки могут принимать различные формы:
- стереотипные действия и ритуалы;
- типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;
- обобщенное восприятие;
- стабильные заповеди и запреты;
- социальные ярлыки;
- общественное мнение;
- доминирующие значения.
Мы видим, что социальные стереотипы — это устойчивые представления или неизменно повторяющиеся действия людей в обществе. Несомненно, имидж тесно связан с этим явлением. Во-первых, потому что это своего рода стереотип. Во-вторых, потому что в формировании образа участвует множество других стереотипов.
Устойчивые социальные стереотипы
Вот примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, которые влияют на восприятие человека.
Гендерные стереотипы:
- Женщины — слабый пол;
- Задача женщины — быть матерью и женой;
- женщины глупее мужчин или даже «все женщины глупы»;
- женщина не может быть лидером;
- Все женщины хотят только одного: выйти замуж;
- интеллигентная женщина не может быть счастлива в личной жизни;
- Мужчины — сильный пол;
- Мужчины не плачут;
- Мужчины умнее женщин;
- Все мужья изменяют своим женам;
- Мужчины должны быть лидерами;
- Мужчины имеют право на то, чего не имеют женщины.
Возрастные стереотипы:
- все дети чисты сердцем;
- все подростки «трудные»;
- молодые люди страдают безрассудством («молодо-зелено»);
- Сорокалетние мужчины переживают кризис;
- пожилые люди консервативны;
- Старые люди ворчливы.
Этнические стереотипы:
- Американцы амбициозны;
- Балтику медленно;
- англичане консервативны;
- японцы, трудолюбивые;
- французы, амурный;
- китайцы, предприимчивые.
Стереотипы пронизывают каждый аспект нашей жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые в некоторых случаях не подтверждаются.
Стереотипы проявляются не только в виде жестких убеждений. Наши действия и мотивы также могут быть стереотипными. В психологии выделяют несколько эффектов стереотипов, которые вызывают специфические предубеждения и ошибки восприятия.
Основной эффект заключается в том, что информация, которая приходит первой, автоматически воспринимается как более убедительная. Начальная информация определяет последующее восприятие. Например, если человек представляется нам как «трудолюбивый интеллектуал», то впоследствии мы будем склонны воспринимать его именно так и игнорировать другие черты характера, такие как упрямство и ревность. И напротив, если тот же человек изначально описывается как «упрямый и завистливый», то именно эта информация будет доминировать в нашем восприятии
Первое впечатление формируется буквально за 10-15 минут знакомства с человеком и зачастую имеет решающее значение для его личного имиджа. Если первое впечатление о человеке благоприятное, то его последующее поведение будет несколько переоценено, недостатки останутся незамеченными, а достоинства будут преувеличены. Негативное первое впечатление, с другой стороны, привлекает внимание к отрицательным качествам человека, а не к его реальным положительным действиям. Из вышесказанного можно сделать некоторые практические выводы:
- Важно обращать внимание на то, кем и как вас представляют другим — что именно о вас говорят и какие качества подчеркивают;
- Если вы хотите произвести хорошее впечатление на определенного человека или группу людей, вам необходимо серьезно подготовиться к первой встрече;
- Тщательно продумайте порядок расположения информации — самое позитивное и важное приводите в начале речи или письменного сообщения
- Для улучшения своего имиджа рекомендуется высказываться первым, например, в дискуссии или теледебатах.
Эффекты стереотипизации
Эффект последнего впечатления часто проявляется в отношении людей, которых мы хорошо знаем. Согласно этому эффекту, информация, которую мы получили последней, является самой важной. Эта закономерность проявляется и в «прерванных» событиях, например, когда два сообщения разделены большим промежутком времени, последнее сообщение запоминается более четко и ярко.
Несмотря на то, что «эффект последнего впечатления» действует слабее, чем предыдущий закон, он дает нам реальный шанс изменить собственный имидж в нужном направлении. В этом случае целесообразно использовать технику «тайм-аут» — появление в новом образе после определенного отсутствия.
Эффект ореола — это следующий механизм, основанный на стереотипах и участвующий в формировании имиджа. Это явление заключается в искажающем влиянии эмоционально заряженной информации. Например, когда мы получаем очень тревожную информацию о человеке, например, о его судимости или недостойном поступке, мы формируем доминирующее негативное отношение, которое недооценивает реальные достоинства этого человека. Напротив, если человеку приписывается какое-либо ценное качество, то в восприятии других людей они начинают полностью отождествлять себя с этим человеком. Например, положительные качества человека, наделенного властью или богатством, сильно переоцениваются. (Возможно, именно поэтому богатые мужчины так популярны среди молодых красавиц).
Эффект ореола тесно связан с таким элементом имиджа, как репутация.
Другая социальная закономерность называется эффектом новизны. Этот феномен заключается в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, смущает нас, а с другой — привлекает больше внимания и лучше запоминается.
Другое явление, эффект социального контекста, напоминает нам о том, что человек воспринимается гораздо более привлекательным в присутствии позитивной группы или позитивных событий. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», — гласит поговорка, предъявляющая жесткие требования к выбору окружения. Мы можем быть только настолько осторожны, насколько это необходимо для сохранения нашей собственной репутации в этом вопросе. Наша привлекательность также значительно возрастает в глазах других людей, когда мы начинаем окружать себя красивыми, эстетичными и духовными вещами.
Эффект бумеранга отражает другое известное народное наблюдение: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к другим так, как они относятся к себе. Если человек ведет себя доброжелательно, уделяя внимание и уважение собеседнику и делая ему комплименты, он, скорее всего, вызовет ответные добрые чувства. Верно и обратное: чем лучше к нам относятся, тем сильнее наше желание «быть хорошим».
Эффект повторения — то, что часто повторяется, воспринимается как знакомое, близкое и заслуживающее доверия. Все новое и слишком незнакомое поначалу шокирует и вызывает напряжение и сопротивление. Человеческая тенденция испытывать повторяющиеся идеи или действия является фундаментальной. Многие люди консервативны по своей природе. Они поклоняются одним и тем же богам, чтят древние традиции, учат своих детей следовать заветам предков и берегут семейные реликвии. Большинство из нас также живут в «плену» индивидуальных привычек.
Рассматриваемая закономерность лежит в основе такого явления, как «типирование». Наше сознание сохраняет некоторые обобщенные схемы и использует их в качестве мерила для сравнения и оценки. С точки зрения имиджа, это образы определенных людей или литературных фигур, которые стали узнаваемыми социальными типами. Например: Иуда, Спаситель, Дон Жуан, Снежная королева, Наполеон, «бомба», «новый русский» и так далее.
Все вышеперечисленные эффекты стереотипизации участвуют в процессе формирования образа человека. Они активизируются в условиях дефицита информации.
Гендерные стереотипы
Проблемы стереотипизации обычно связаны с проблемами расизма, который формирует этнические стереотипы, и сексизма, который формирует гендерные стереотипы. Стереотипы могут иметь основанное на них чувство социальной солидарности, поэтому они часто не поддаются изменению или исправлению. В последнее время проводятся исследования гендерных стереотипов в сфере образования и занятости. Был сделан вывод, что школы способствуют формированию гендерных стереотипов, социализируя детей в соответствии с традиционными представлениями о мужских и женских ролях: например, в учебниках девочка помогает матери по дому, а мальчик помогает отцу ремонтировать машину. Учителя считают, что мальчики больше подходят для науки и техники, а девочки — для домоводства, гуманитарных наук или биологии, и это внушается ученикам. Работодатели также стереотипно представляют всех женщин как работников, которые чаще, чем мужчины, отлынивают от работы и чаще прерывают карьеру по семейным обстоятельствам. Это происходит независимо от того, соответствует ли конкретная сотрудница данному стереотипу или нет. Работодатели также имеют упрямые представления о том, что считается «женской работой», и отказывают женщинам в равных с мужчинами возможностях на основании гендерного критерия.
Приведу пример современного сексизма: Изучив 1750 фотографий различных людей, опубликованных в журналах и газетах, исследователи обнаружили, что на двух третях фотографий мужчин изображены лица, а на более чем половине фотографий женщин — целые фигуры. Оказывается, такой «фейслифтинг» (от английского face-face) — широко распространенное явление.
Средний мужчина и средняя женщина различаются по таким параметрам, как общительность, эмпатия, социальное влияние, агрессивность и сексуальная инициатива, но не по интеллекту. Большинство людей относятся к женщинам с большим пониманием, чем к мужчинам. Они считают женщин более понимающими, дружелюбными и отзывчивыми. Следствием такого благоприятного стереотипа является благоприятное отношение.
В связи с анализом понятия стереотипа чрезвычайно важно рассмотреть стереотипизацию как один из механизмов социальной перцепции. Необходимо проводить четкое различие между этими двумя терминами, тем более что стереотипы глубоко укоренились в восприятии общества. Хотя стереотипы коренятся в социальных факторах, стереотипизация — это универсальный психологический процесс. Явление стереотипизации обусловлено присущим человеческому мышлению принципом экономии, его способностью переходить от конкретных частных случаев к их обобщению и обратно к уже понятому факту в рамках общего правила. Стереотипизация выполняет объективно полезную функцию, ибо огрубление, упрощение, схематизм — это другая сторона медали, неизбежные «издержки» таких процессов, как отбор, ограничение, стабилизация, категоризация, которые необходимы для психической регуляции человеческой деятельности.
Стереотипизация в процессе восприятия людьми друг друга может привести к двум различным последствиям. С одной стороны, это приводит к некоторому упрощению знакомства с другим человеком; стереотип в этом случае не обязательно несет в себе осуждение: Не происходит «сдвига» в восприятии другого человека в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого человека и часто приводит к замене его резиновым штампом, тем не менее, в определенном смысле необходим, поскольку помогает сократить когнитивный процесс. Во втором случае стереотипизация приводит к формированию предрассудков. Если суждение выносится на основе предыдущего ограниченного опыта, и этот опыт был негативным, то любое новое восприятие представителя той же группы окрашивается неприятием.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические основы организации общения детей дошкольного возраста
- Педагогическая задача: пример и решение
- Групповая психологическая коррекция
- Приемы ТРКМ
- Воображение детей
- Психодиагностика межличностных отношений
- Теории человеческой мотивации
- Педагогическая акмеология
- Методы психотерапии
- Стиль деятельности и его взаимосвязь с характером и темпераментом человека