Оглавление:
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Большой вклад в исследование этой проблемы внесли такие психологи, как Т. Рибо [50], Н.М. Смирнова [54], Л.С. Выготский [12] и другие.
С.Р. Немов считал, что «воображение — это особая форма психики человека, обособленная от других психических процессов и в то же время занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью» [4]. Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов в рамках общих концепций психического развития детей. Так, представители классического ассоцианизма изучали творческие процессы со стороны их механизмов. Т. Рибо [50], рассматривал воображение как «установление новых ассоциаций». По мнению Т. Рибо [50], механизм воображения состоит из диссоциации — операции разделения рядов состояний сознания — и ассоциации — их объединения. Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые комбинации, — ассоциации по сходству. Т. Рибо писал: «Ассоциация по сходству подразумевает смешанную операцию ассоциации и диссоциации: это активная форма. Поэтому она является основным источником материалов для творческого воображения…» [50]. Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3 лет, подчеркивая, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь опережает в своем темпе развитие мышления.
T. Рибо [50] представил генезис воображения в виде четырех этапов: первый этап характеризуется переходом от пассивного к творческому воображению; второй этап начинается, когда ребенок оживляет окружающие предметы; третий этап — игровой, когда ребенок переходит от подражания к преобразованию; четвертый этап автор определил как период «романтического воображения» или этап художественного творчества.
По мнению Т. Рибо [50], различные стадии развития воображения обусловлены развитием умственных способностей детей, а они, в свою очередь, зависят от запаса образов, богатства их сочетаний, памяти, речи и ощущений.
Качественное своеобразие процесса перехода от пассивного воображения к творческому, рассмотренное Т. Рибо [50], отражено в формулировке основного закона развития воображения. Согласно этому закону, воображение проходит в своем развитии два периода, разделенных между собой критической фазой: «…период оригинальности или подготовки, критический момент и период окончательной компиляции, которая дается в различных видах». Первый период выражается в независимости воображения от мышления. Критический этап характеризуется противоречиями между объективностью мыслительных процессов и субъективностью воображения. На втором этапе, под влиянием критического мышления, воображение может угасать или, обогащенное «разумом», становится творческим.
Как и Т. Рибо [50], В.И. Долгова [23] считала, что одним из основных способов работы воображения является ассоциация. В качестве другого способа автор выделяла апперцепцию — субъективный отбор средств и признаков, входящих в состав нового смысла. В.И. Долгова [23], установила, что воображение в детском возрасте проявляется наиболее ярко и находит свое выражение в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации окружающей среды.
Автор выделил два этапа в развитии воображения. Первый этап является предпосылкой возникновения воображения и характеризуется преобладанием восприятия. В.И. Долгова [23], относила начало этого этапа к 8, 9 месяцам. Собственно воображение возникает тогда, когда ребенок создает мифы, субъективно представленные в воображении ребенка как реальная действительность. По мнению В.И. Долгой [23], эта стадия имеет место в дошкольном возрасте.
Анализ подходов к исследованию воображения
Оценивая с современных позиций взгляды соратников на процесс развития и проблему происхождения воображения у дошкольников, необходимо отметить, что процесс воображения не может быть сведен к набору ассоциаций, хотя ассоциация как один из механизмов может присутствовать в воображении. Поток ассоциаций, пассивный по своей природе, не может служить механизмом продуктивного творческого воображения.
E. Боно [7], пытаясь объяснить закономерности воображения действием законов ассоциаций, предложил условия, характерные для этого процесса. Такими условиями, по его мнению, являются подчиненность элементов друг другу, наличие плана, идеи, а также процесс проб и ошибок или опыта, а идея Боно [7] о зависимости воображения от опыта была развита представителями бихевиоризма.
Они считали, что развитие творческой активности становится возможным благодаря обучению программам творческого поведения. Так, О.М.Дьяченко [27], отмечала, что «педагог должен исходить из стремлений и опыта ребенка, помогая ему закрепить полезные для творчества привычки».
Активный характер воображения подчеркивался в гештальтпсихологии. Представители этого направления выдвинули на первый план переосмысление предметного содержания, выразившееся в появлении новой структуры.
Эти авторы считали, что любой творческий процесс начинается со структурно незавершенной проблемной ситуации. Ситуация решения завершается структурно, и «структурный беспорядок» исчезает за счет возникновения новой структуры путем мгновенной перестройки («инсайта») ментальных («психических») структур («образов»), Одним из условий перестройки проблемной ситуации является отказ от привычных схем, шаблонов; заложенных в прошлом опыте.
По мнению гештальт-психологов, линия развития воображения связана с формированием способности к визуализации или с формированием имманентных структур.
Например, О.Н. Никифорова [39], изучая развитие воображения ребенка, проявляющегося в применении заместителей в игре, пришла к выводу, что «у ребенка изначально существует специфический мир детских поведенческих структур, состоящий из отдельных разрозненных действий».
В отличие от рассмотренных выше концепций, некоторые из психологов отказывали воображению в самостоятельной положительной роли в развитии познания, хотя и отводили воображению большое место в жизни ребенка. Они рассматривали воображение как переходный этап в развитии, как некоторое несовершенство познавательной сферы.
Так, Г. Мельхорн [38], рассматривал «деятельность воображения как спонтанную и указывал на отсутствие связи основных линий познавательного развития и воображения». Автор выделил этапы в развитии воображения. К первой стадии Г. Мельхорн [38] отнес возраст от 2 до 4 лет, когда воображаемые смыслы доминируют в жизни ребенка. Вторая стадия — от 4 до 6 лет — это возраст сказок, возраст упражнения в воображении. Он прямо указывал на то, что ребенок проводит все дошкольное детство в мире фантазий.
Развитие творческого воображения ребенка
Автор выделил защитную функцию воображения, направленную на устранение гнетущих эмоций и снижение их до терпимого уровня. З. Фрейд [4] писал об этом: «… Мы, люди, с высокими требованиями нашей культуры и под давлением наших внутренних вытеснений, находим реальность в целом неудовлетворительной и поэтому ведем жизнь фантазии, в которой мы пытаемся сгладить недостатки реального мира, воображая исполнение наших желаний». Идеи Фрейда [4] были развиты в работах А. Фрейда. Изучая механизмы психологической защиты у детей, Фрейд пришел к выводу, что «воображение может стать способом защиты от объективного неудовольствия и неприятной реальности. Отрицая реальный источник тревоги с помощью фантазии, ребенок становится нечувствительным к нему, и его «я» спасается от невроза». По мнению Фрейда, этот способ защиты утрачивается с окончанием раннего периода детства [4].
Последователи Фрейда [4] указывали на отсутствие связи между фантазией и реальной жизнью ребенка и подчеркивали зависимость фантазии от удовлетворения собственных желаний.
Они считали, что «…ребенок не имеет точного представления о фантастическом в отличие от реального и не знает, как отличить одно от другого».
Творческое поведение — это замещение событий детства, они видели в творческом акте возвращение к детским способам мышления. Творческое воображение, по их мнению, это, по сути, способность играть с материалом по-детски в предсознательном [7].
Неофрейдисты сместили акцент в изучении творчества с бессознательных процессов на предсознательные, фиксирующие социальные конфликты личности.
Z. Психоаналитическая концепция Фрейда [4] и ее модификации неоднократно подвергались критике в последующих исследованиях за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Такой подход отрывает воображение ребенка от реального мира, фиксируя внимание только на субъективных переживаниях. В то же время последние исследования подтверждают защитную функцию воображения, подчеркивая, что не весь процесс творчества направлен на устранение негативных эмоций и сексуальных комплексов.
Основатель генетической психологии Ж. Пиаже [45], выводивший все психическое развитие из особенностей взаимодействия ребенка с окружающей средой, считал воображение временной стадией искаженного отражения действительности, при этом отказывая ему в положительной роли в этом процессе.
Автор указывал, что «первичная форма отношения ребенка к действительности состоит в доминировании аутистического мышления и является основой построения воображаемой реальности». Ж. Пиаже [45] дал следующую характеристику аутистическому мышлению: «Оно не приспосабливается к внешней реальности, а создает для себя воображаемую реальность или реальность мечты; оно стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желания и остается чисто индивидуальным; как таковое, оно не может быть выражено непосредственно речью. Она раскрывается прежде всего в образах…» [45. с. 35]. Критикуя эту позицию Пиаже [45], Л.С. Выготский [12] отмечал, что швейцарский ученый описывает «…воображение в его первичных формах… как подсознательную деятельность, как деятельность, служащую не познанию действительности, а получению удовольствия, как деятельность несоциального, безотчетного характера».
Развитие воображения в онтогенезе
Способность к воображению не дается от рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний и совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения стали возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивается.
Вопросы, связанные с сущностью воображения и его взаимосвязью с другими психическими процессами, являются дискуссионными. Существует две точки зрения на природу воображения. Такие ученые, как Л.С.
Выготский [12], А.В. Брушлинский [8] и другие утверждают, что воображение не является особой формой отражения действительности, отмечают сходство воображения и мышления, приравнивая эти психические процессы. Т. Рибо [50], Л.С. Выготский [12] и другие исследователи рассматривают воображение как самостоятельный процесс, который тесно связан с другими психическими процессами и имеет другие механизмы, не относящиеся к процессу мышления.
Существуют следующие стадии развития воображения.
Первый этап (от 0 до 3 лет) — предпосылками для воображения являются представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в возрасте около полутора лет распознает образ, изображенный на картинке. Восприятию образа помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем укладывается в памяти представления. При узнавании ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение предстает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в которых заложена его основа. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.Развитие начальных форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят заместители.
По данным О.А. Кондратьевой и Н.С. Юриной [33], ребенок не сразу откликается на предложенный взрослым заменитель, а играет только с настоящими игрушками. Перерыв наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любой предложенный взрослым заменитель.
Исследования О.М. Дьяченко, О.А. Кондратьевой, Н.С. Юриной [27, 20] показывают, что важнейшим фактором, обеспечивающим возможность переноса смысла на другие предметы, является появление речевых форм. Овладение речью приводит к появлению первых самостоятельных замещений в игре. Формируется новый способ действия с предметами-заместителями — полноценное использование заместителей. Выбор предметов-заместителей становится осознанным и сопровождается развернутыми высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста появляются элементы творчества. Ребенок на фоне интереса к новому виду деятельности быстро начинает отклоняться от заданных взрослыми образов действий, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер [23].
Oсобенности развития воображения у мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте
Обычное определение воображения как познавательной способности создавать образы, ранее не воспринимаемые человеком, является чрезмерно узким. Воображение связано не только с формированием чувственных образов, но и с формированием понятий.
Воображение стоит также в связи с двойственными, образными и понятийными выражениями, играя роль образов в одних случаях и понятий в других. Если считать, что воображение способно давать только новые образы, но не новые понятия или своеобразные образно-понятийные единства, то понятие воображения теряет свою прямую связь с эволюционной эпистемологией, которая говорит о развитии знания.
Воображение зависит от хода биологического созревания индивида, в процессе накопления индивидуального опыта. В жизни ребенка воображение играет гораздо большую роль, чем в жизни взрослого человека: оно проявляется гораздо чаще. Специфика воображения дошкольника заключается в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как и реальные.
В настоящее время центральным направлением в воспитании детей является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первый план выходит проблема учета их гендерных особенностей.
Под «гендером» понимается представление своего биологического пола в социальном пространстве. К двум годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка, хотя еще имеет довольно смутное представление о различиях, а к пяти-шести годам он осознает необратимость своей принадлежности.
Проблема изучения гендерных особенностей воображения дошкольников, включая вопросы формирования психического пола ребенка, психических гендерных различий и гендерной дифференциации, является одной из наиболее важных и актуальных проблем психологии [8].
Воображение часто формирует символические, знаковые системы. Восприятие мира в его знаковости характеризуется как древнейший способ сохранения и передачи знаний в их образной, художественной форме [9]. В подсознании любого человека существуют так называемые архетипы — фундаментальные образы, уходящие корнями в глубокую древность, общие для самых разных народов, но различные у представителей обоих полов.
В детских снах и рисунках проявляются архетипические символы; для мальчиков это символы свободы и путешествий, символы врага, символы силы и борьбы, символы победы. Для девочек в снах и рисунках присутствует совершенно другая система символов: символы материнства, символы женственности, грации, легкости, нежности, символы очага и домашнего уюта, символы благополучия в доме, символы красоты [10].
Развитием воображения дошкольников занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, М.И. Лысина, Ж. Пиаже и многие другие [1, 12, 16, 43, 45].
Пиаже [45] и О.М.Дьяченко [16] подчеркивают важность учета гендерных различий в воспитании детей: «…. Если нам не дано жить в этом чужом (мужском или женском) мире, мы должны попытаться понять его, если мы хотим понять ребенка, помочь, а не помешать ему раскрыть уникальные возможности, данные ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполые существа, утратившие преимущества своего пола и не усвоившие ценности противоположного пола», поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи.
Практически неизученной остается проблема влияния гендера на развитие индивида и социализацию личности. Одна из задач гендерного направления — выяснить, в какой степени гендерные стереотипы справедливы, а в какой — ошибочны. Названное противоречие позволило нам остановиться на проблеме выявления
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Изменение психологии и поведения людей под влиянием условий их жизни
- Эйджизм: возрастная дискриминация в современных социумах
- Вторичные психические процессы
- Психология труда, инженерная психология и эргономика, организационная психология
- Патологии влечений и патологии личности: общее и различное
- Разработка программы работы социального педагога с девиантными подростками в школе
- Игровая деятельность
- Цели общения в психологии
- Психологическая виртуальная реальность
- Приемы педагогического общения