Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности становления и развития философской мысли древнего востока — Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока

Специфика китайской политической мысли напрямую связана с ее особой ролью в острой общественно-политической борьбе, развернувшейся в многочисленных государственных образованиях древнего Китая. Это повлекло за собой прямое, непосредственное подчинение политической и философской мысли политической практике. Социальное управление, разработка идеальных социальных структурных планов на основе древних традиций, регулирование отношений между различными слоями («выше» и «ниже») и политическим правящим классом, вопросы межгосударственных отношений — вот основные интересы философов и политических мыслителей Древнего Китая, которые часто были правителями, министрами, сановниками.

Другой особенностью развития китайских философских и политических знаний было крайне пренебрежительное отношение философов и политиков к естественным наукам. Понижая социальный статус естественных наблюдений и прикладных знаний и изображая их как судьбу и занятие низменных людей без благородных идей, они создали идеологический барьер для включения естественных наук в философское и политическое мышление и отрезали себя от источника формирования целостного мировоззрения. Об этом свидетельствуют политические учения трех весьма влиятельных философских и политических движений древнего Китая — конфуцианства, легизма и даосизма.
Все эти политические движения характеризовались своей ассоциацией с мифологией.

Они видели основу государственной и общественной жизни в верховной власти небес. Конфуций, например, почитал небеса как сверхъестественного, вселенского властелина, а также вывел из них аристократическое правительство. Лао-цзы видел первоначальную идею политической власти в сверхъестественном Дао, которое управляет жизнью людей по естественным законам и освобождает их от тиранического правления аристократии.

Некоторые философские системы, возникшие во второй половине периода Чжоу, стали основой для развития религиозных доктрин, которые впоследствии стали государственными религиями Китая. Мы имеем в виду конфуцианство и даосизм. Если учесть отношение древних китайских мыслителей к вопросам управления, то невозможно не заметить преобладания нормативно-поведенческой, морально-этической направленности в создании модели хорошего правителя.

Следует подчеркнуть, что при построении концепции политической власти правитель, то есть политический лидер, китайские мыслители исходят из одних и тех же структурных и функциональных интерпретаций до-философского и философского мировоззрения.

В зависимости от мировоззренческой ориентации на идеалы линейки и выбранной структурно-функциональной парадигмы, они наделяют линейки различными содержательными характеристиками и различными качествами. Образ совершенного человека в роли идеального государственного деятеля как исторической фигуры присутствует в китайских теофилософиях даосизма, конфуцианства и легизма. В каждой из них совершенная мудрость определяется по-своему, в зависимости от содержания учения.

В то же время их социально-генетические основы субъектов политической власти являются, как бы, единообразными, традиционными и, скорее всего, действуют и по сей день. Общественные, а не личные вопросы имеют для них первостепенное значение. Политические учения древнего Китая указывают на множество вариаций в осуществлении функций власти и ориентированы на ее умелое осуществление через постоянство, через добро (это особенно заметно в конфуцианстве и даосизме).
Китайская политическая мысль носит социальный характер и пропитана этикой. Она стремится сочетать социальные и политические вопросы и уделяет пристальное внимание организации политической системы власти, особенно бюрократической.

Практически все ведущие китайские доктрины так или иначе отражали интересы государства. Они всегда были прагматичными и мало пропитанными мистикой, метафизическими, иррациональными мотивами и мифологическими идеями. В основе этого лежало стремление понять и объяснить не мир в целом, а мир человека, общества, основы социальной организации и государства. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант общественного порядка и мудрого управления.

Особенности становления и развития философской мысли древнего востока

Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока

Чтобы охарактеризовать первый уровень этого процесса, необходимо начать с того, что развитие практики требовало постоянного расширения и углубления повседневных практических знаний о реальности — совершенствование земледелия, методов хранения больших урожаев, торговли, особенно морской, развития ремесел, строительства грандиозных архитектурных сооружений, от мастабы, зиккурата и пирамид до храмов и дворцов, наконец, культовых практик, связанных с бальзамированием тел благородных мертвецов.

В Китае были написаны книги по астрономии, медицине, военному делу, юриспруденции, философии; но поскольку абстрактная структура теоретической мысли все еще была очень слабой, приходилось прибегать ко всякого рода художественным и изобретательским приемам — притчам, басням, трофеям различного рода, к диалогу мастера и ученика, как к своеобразному конкретному выражению теоретической диалектики. То же самое произошло с появлением философской мысли в Индии.

Это было возможно в философии, но не в математике, которая, по словам Аристотеля, родилась в Древнем Египте. Конечно, сравнение достижений научного познания древних египтян и представителей третьего пути культурного движения от первобытного государства — древних греков — ясно свидетельствует об ограниченном развитии научной мысли на Древнем Востоке, но это не может умалять значения первооткрывателей науки, которая принципиально отличается от мифологического пути познания реального мира, хотя и формировалась под полным владычеством религии и жречества, которое осуществляло свою власть.


Дж. Бернал охарактеризовал научную мысль в этот период ее становления и выделил такие ее ветви. Бернал выделил такие свои отрасли в культуре Древнего Востока, как «математика, арифметика и геометрия»; «астрономия и календарь»; «астрология»; «медицина»; «ранняя химия», а авторы немецкой коллективной монографии «История научного мышления в древности» выделили в странах Западной Азии и в Египте развитие математики, астрономии, медицины, технических и социальных знаний. Б.А. Старостин, рассматривая исторические изменения «параметров науки» в древности, отметил, что в древневосточных государствах формировалось «разделение исследований на государственные и частные», с «…сильным доминированием государственного сектора…». В период институционализации науки в религиозных общинах знание часто становилось монополией государства в лице священнослужителей (в Вавилоне) или сравнительно более светской, но и храмовой, касты книжников (в Египте).

Иногда встречались также варианты объединения научных знаний и исследований непосредственно в руках бюрократической элиты. Похоже, так было в древнем и средневековом Китае. Исследователь также обращает внимание на то, что в разных странах древнего Востока формировались разные «доли науки»: Так, в Индии «преобладало гуманитарное знание», в частности, грамматика, а в Китае, напротив, «утверждалось первенство естественных наук» — астрономии и медицины, что в конечном итоге привело к изобретению печати; в Вавилоне получили серьезное развитие математика, астрономия, география, медицина, практическая химия, близкие к этому строению египетской научной мысли; в культуре древних майя, как отмечал Р. В. Кинжал, были позаимствованы ими, вероятно, у Ольмеков и самостоятельно разработали «позиционную систему расчета и концепцию нуля» — сложные математические понятия, которые стали достоянием науки только в VIII в. н.э. в Индии, и только в XV в. в Западной Европе.

В то же время, в тех же людях «…практические потребности сельского хозяйства оживили точный календарь» и связанное с этим развитие «…накопление положительных знаний в области астрономии, математики и метеорологии, так как священники должны были уметь точно рассчитывать периоды возникновения дождя, засухи, появления различных небесных тел и т.д…… На основе многовековых наблюдений их астрономы вычислили продолжительность солнечного года с точностью, превосходящей григорианский календарь…». После замечательного открытия Ю.В. Кнорозова — расшифровки иероглифической письменности майя — была получена информация о достижениях этих людей в других областях науки — в Географе.

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Любая наука, которая стремится к творческому развитию своего содержания, не может быть безразлична к своему прошлому, к истории своих идей, открытий, выводов. Эта идея полностью соответствует философии права, одной из древнейших наук права. То, что является обязательным для философов-специалистов, может показаться необязательным для тех, кто овладевает правом как специальностью, а философия права изучается наряду со многими другими предметами. В этой связи следует отметить следующее.
Изучение истории юридической философии в некоторой степени необходимо каждому, кто стремится получить юридическое образование. В конце концов, хорошо известно, что без истории нет никакой теории.

Без изучения этапов развития юридической философии и ее содержания невозможно понять, почему в юридической философии существуют определенные тенденции, а значит, невозможно понять ее особенности и тенденции развития.
Более того, рассматривая историю юридической философии, всегда следует помнить об особом принципе взаимодополняемости в области социального знания, который подразумевает сотрудничество, а не изоляцию гуманитарных наук.

Возникшие на Востоке местные цивилизации земледельческого типа являются самыми древними на земле. Термин «Древний Восток» охватывает грандиозный временной промежуток истории человечества от середины 4-го тысячелетия до н.э. до настоящего времени. (государственность в Египте и Месопотамии) до III в. до н.э. (падение династии Хань в Китае). Считается также, что конец древней истории Индии совпадает с арабским вторжением на Индийский субконтинент в 710 году.

Древний Ближний Восток — это сложный и многомерный тип цивилизации, в котором, однако, в связи с философскими и правовыми проблемами можно выделить следующие характерные общие черты, составляющие особенность ее интеллектуальной культуры:

  • Экономической основой является мелиоративное сельское хозяйство, при этом земля и вода находятся в государственной собственности;
  • государственная власть основана на принципах централизации с развитой бюрократией
  • Государственная власть основана на централизации и развитой бюрократии; — Абсолютная власть государства представлена правителем (королем, императором);
  • Население полностью зависит от государства; большинство населения живет в более или менее изолированных и фрагментированных сельских общинах;
  • человек ни объективно, ни субъективно не отличается от природы и общества.

Из четырех основных центров древних ближневосточных цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия и Китай) последние два представляют особый интерес для истории развития философской и правовой мысли.

Появление философской и правовой мысли в древней Индии и древнем Китае связано с тем этапом развития общественного производства, когда существует частная собственность на орудия и средства производства, происходит разделение общества — кланы, племена, общины — на разные социальные группы, возникают усадьбы, формируются разные социальные классы, государства. Возникновение и развитие философских и правовых идей всех древних народов восходит к мифологическим истокам и основывается на мифологических представлениях о месте человека в мире.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Понимание специфики общественного политического и правового сознания Древнего Востока связано с учетом двух закономерностей в их развитии.

  • 1. Представления о гармонии и порядке в раннеклассовых обществах Древнего Востока были обусловлены характером и уровнем социально-экономических отношений, сформировавшихся на основе патриархального натурального хозяйства и господства коллективной – государственной и общинной форм собственности на землю.
  • 2. Содержание воззрений о государстве и праве на Востоке, их роли в жизни человека детерминированы культурной традицией, противостоящей западноевропейской. Восточная культурная традиция, в которой формулируются главные жизненные принципы, общие ценностные ориентации, основные формы социального и государственного порядка, восходит к идее неустанного поиска истины, общекосмического единства мира и человека, гармонии земного с небесным и акцента на конечную цель жизни человека, его отрешенности от мирской суеты. Формируя смыслы и цели человеческой деятельности, политические и правовые учения в обществах Древнего Востока не только выступали в качестве мотивов поведения людей, но и подчас определяли ход исторического развития.

На Востоке политико-правовая идеология, наряду с функцией целеполагания и мобилизации, выполняла и иные задачи. Во-первых, политические и правовые учения представляли собой специфическую форму духовного освоения окружающего мира, попытку его объяснения. Во-вторых, политико-правовые учения выступали способом идеологической легитимации существующего социального и политического порядка, основанным на неизменности и справедливости сложившихся политико-правовых учреждений и форм социального неравенства.

В связи с этим относительное равнодушие современных политико-правовых учений Востока к проблемам личной свободы, прав человека, демократии, многопартийности, разделения властей объясняется не отсталостью этих обществ, а их культурой, в основе которой лежит традиционализм. Традиция – это способ адаптации к специфическим условиям существования путем передачи предшествующего опыта, образцов поведения, установок в течение нескольких поколений. Перенимая опыт предков как наследие, зафиксированное в виде обычаев, предрассудков, практических инструкций, человек, хотя вносил что-то новое, однако преклонялся перед предшествующим опытом, который влиял на осмысление этого нового, предостерегал против быстрых изменений, преобразований.

Можно выделить характерные особенности политических и правовых учений в обществах Древнего Востока, смысл которых наиболее очевиден при их сопоставлении с западной политико-правовой идеологией.

Первая особенность: религиозно-мифологическая форма существования представлений о государстве и праве в раннеклассовых обществах Древнего Востока. Отсутствие рационального объяснения природы и сущности государственно-правовых явлений выражает закономерность: неразвитым общественным отношениям традиционных древневосточных государств соответствуют незрелые представления о политике, власти и праве. Эти воззрения были обусловлены ограниченностью возможностей человека в области духовного и практического овладения окружающим миром.

В условиях ирригационного земледелия существование человека зависело от действия природных сил (разлива рек, засухи, дождей) и эффективности коллективного труда, объединения «живого труда» свободных общинников, благодаря которому становились возможными успешное сооружение и поддержание в надлежащем порядке оросительных систем. Осознание своей прямой зависимости от природных и общественных сил человек выражал в форме мифов, религиозных верований, главной идеей которых является представление о божественном происхождении земных порядков и установлений.

Божественное начало присутствует в космосе, благодаря чему его система более упорядоченная, чем земная. Божий промысел санкционирует общественные порядки и предписания, делая их неизменными и справедливыми. В соответствии с этим государство и право рассматривались в качестве неразрывной части космического порядка.

Политические учения Древнего Востока

Политические доктрины (теории) древних народов Востока восходят к мифологическим истокам и работают с мифологическими представлениями о месте человека в мире.
В первых государствах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте и Месопотамии — политические доктрины шли по пути апологетики односторонней, централизованной, деспотической власти. Политологи объясняют это тем, что первые государства Востока, которые вообще возникли на берегах полноводных, плодородных илоносных рек, возникли из необходимости организации больших народных масс, разделения физического (рабский труд на полях), управленческого (надзиратели, чиновники) и военного труда. Это привело к разделению людей на варны (Индия), созданию идеального правителя, благородного мужа (Китай), возвышению или даже обожествлению правителя (Египет, Китай, Вавилон и т.д.).

Таким образом, шумерские и вавилонские правители и законодатели решительно подчеркивали божественную природу своей власти и законов, их соответствие сверхъестественным божественным институтам и справедливости. Эти идеи в значительной степени отражены и в известном памятнике политики и права XVIII века до н.э. — древнем вавилонском памятнике «Законы Хаммурапи».
Мифические идеи древних персов нашли свое дальнейшее развитие и выражение в зороастризме.

Немецкий философ Карл Ясперс определил особый период в истории человечества под названием «Осевой век». По словам Ясперса, в то время, между VIII и II веками до н.э., были заложены основы. Век до н.э., были заложены основы современной цивилизации. Одновременно и самостоятельно в разных культурных областях происходит качественный сдвиг в духовном развитии человечества, рождается принципиально новое мировоззрение. Вестниками нового мировоззрения были еврейские пророки в Палестине, Заратустра в Персии, первая Махавира в Индии, Лао-Цзы и Конфуций в Китае. Уже в мифах древнего Ближнего Востока (Египет и Месопотамия) «вечная царская власть», дарованная человеку богами при сотворении мира, изображается как гарант закона и порядка, которые являются образом вечной божественной справедливости (в древнеегипетских мифах вечная справедливость — «маат» — ассоциировалась одновременно с образом справедливого суда). Культуры древнего восточного деспотизма, представлявшего собой самую раннюю форму перехода от примитивной общности к цивилизации, характеризовались глубоким консерватизмом и традиционализмом.

Отсутствие фиксированных классовых границ соответствовало философскому единству, которое исходило из единства взглядов правящих и управляемых. Идеология старейших традиционных обществ Глубокий пессимизм в восприятии реальности, негативное отношение к возможности социальных изменений, пассивность, превратившая людей в пленников ритуала, закрепляющего существующий порядок вещей. В ранних памятниках литературного творчества эта социально-мировоззренческая ситуация нашла выражение в диаметрально противоположных мотивах — в нравственности, прославляющей «добродетельную жизнь», и в «нигилистической альтернативе», отвергающей все традиционные ценности и институты.

Эсхатологическая литература (например, «Речь Ипуссера», «Пророчество Нефертиля»), мрачно пророчествовавшая грядущую эпоху распада вселенского государства и свержения всех социальных условий, становится своеобразным синтезом этих жанров.
На протяжении тысячелетий все попытки реформ в государствах Ближнего Востока осуществлялись под знаменем восстановления «древней справедливости», например, реформы Уруй-Немгина в Лагаше в III тысячелетии до н.э.

Новый правитель, который, вероятно, был избран народным собранием, провел реформы, которые облегчили положение простых общин. Земля, отнятая у них прежним королем Лугаландой, была возвращена в храмы, торговые договоры были аннулированы, права мелких священников и зависящих от них храмовых работников были восстановлены. Эти реформы не были радикальными, а были объявлены возвращением к «прежнему» или «божественному» закону, который, несмотря на все злоупотребления, продолжал действовать «на небесах» и был «возвращен» на землю реформистским правителем.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Свобода воли как философская проблема нового времени
  2. Проблема движения в истории философии: парадоксы соотношения движения и покоя
  3. Развитие вычислительной математики. Машинный эксперимент
  4. Основные формы мышления как способ выражения рассудочной деятельности человека
  5. Гносеология Спинозы
  6. Сознание и самосознание. Сознание и проблема идеального
  7. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
  8. Зигмунд фрейд, астрийский врач-психиатр, психолог
  9. Теории «творческих элит». Проблема «героя и толпы» в современной социальной философии
  10. Материализм 60-х годов 19 века