Оглавление:
Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к самому себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается вовлечением в этот процесс его отношения к себе.
Самоотношение является традиционным объектом изучения в психологии и не исчезало из ее поля зрения со времен У. Джеймса (за исключением 20-40-х годов 20 века). Джеймса (единственное исключение — 1920-1940-е годы) .
В этот период были собраны богатейшие теоретические и экспериментальные данные для изучения самооценки как объекта психологического анализа, выявлены механизмы ее формирования, особенности функционирования и структуры. Большое внимание среди психологов уделяется проблеме влияния самооценки на поведение человека, особенно на его антисоциальные формы.
В современной психологии нет единого подхода к определению такого явления, как отношение человека к себе, несмотря на то, что оно активно изучается отечественными и зарубежными исследователями. Анализ работ, посвященных изучению отношения человека к самому себе, позволяет говорить об огромном разнообразии психологических категорий, используемых для описания его содержания.
Можно назвать такие понятия, как обобщенная самооценка, самоуважение, самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, уверенность в себе, самоуважение, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоуважение и т.д. Их содержание раскрывается с помощью таких психологических категорий, как «отношение» (Д.Н.Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н.Леонтьев), «установка» (В.Н.Мясищев), «отношение» (М.Розенберг, Р.Уайли, С.Куперсмит), «социальная установка» (И.С.Кон, Н.И.Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л.Рубинштейн).
Отсутствие четкой терминологии привело к тому, что значения терминов, используемых большинством авторов, не разведены, в основном они используются как синонимы. В то же время анализ психологической реальности, «скрытой» за этими терминами, позволяет глубже понять феноменологию отношения человека к самому себе.
Среди наиболее часто используемых категорий, раскрывающих суть отношения человека к себе, можно выделить четыре: «общая» или «глобальная самооценка», «самоуважение», «самовосприятие» и «эмоционально-ценностное отношение к себе». Первый термин наиболее часто использовался в западной психологии с конца XIX века до 1960-х годов, когда он был вытеснен термином «самооценка».
В отечественной психологии начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе было положено благодаря трудам А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, Е.В. Шороховой и теоретическим работам И.С. Кона и И.И. Чесноковой. Термин «самовосприятие» был введен грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе. В настоящее время в отечественной психологии категория «эмоционально-оценочная самооценка» является доминирующей.
Личностная самооценка понимается как сложное когнитивно-аффективное образование, зрелость которого определяется качеством взаимосвязи и степенью согласованности его компонентов. Считается, что его структура состоит из двух компонентов: рационального отношения к себе как субъекту социальной деятельности («образ — Я» или категориальное «Я») и эмоционально-ценностного отношения к себе — переживания и оценки своего значения как субъекта социальной деятельности, образующего рефлексивное «Я». В результате взаимодействия указанных компонентов со сферой потребностей-мотивации личности, отношение к себе вовлекается в процесс активности и личностной саморегуляции, стимулирует развитие когнитивной и личностной субъектности человека.
Проблема тревожности — одна из самых актуальных проблем современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, она часто приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, трудностям в общении.
Понятие личностной идентичности
В зарубежной психологии проблема идентификации обычно связана с изучением таких разнообразных психологических процессов и явлений, как «Я-концепция», «самоопределение», «самооценка» и так далее.
Понятие «идентификация» было впервые введено Z. Фрейд представил. Он также выделил различные типы этого процесса и указал на противоречивый характер его проявлений. Фрейд считал процесс идентификации самым ранним проявлением эмоциональной связи с другим человеком, выражающим желание сформировать собственное «Я» по образу и подобию «Я» другого. Согласно Фрейду, в процессе развития индивида его «Я» формируется под влиянием различных типов идентификации: Самоподобие с родителями сменяется ориентацией на воспитателей, учителей и «идеальные ролевые модели». Позже наблюдается новый виток идентификации с родителями, что способствует формированию характера личности.
К.Г. Юнг понимал идентификацию как отчуждение субъекта от самого себя в пользу объекта, в который он как бы маскируется. Более того, Юнг использовал этот термин более широко, относя его не только к отдельным людям, но и к духовным движениям и коммерческим предприятиям, а также к таким психологическим функциям, как мышление, чувство, ощущение и интуиция.
Э. Эриксон ввел понятие «идентичность» в научный дискурс с категорией «идентификация». Он использует его в узком смысле как качественно новую стадию в развитии индивида, которая приходит на смену идентификации и завершается к концу подросткового возраста. В более широком смысле идентичность — это процесс, который охватывает весь жизненный цикл человека, включающий восемь последовательных стадий. Описывая процесс идентификации, Эриксон подчеркивал, что он, по большому счету, бессознателен. Однако на каждом из уровней психической деятельности человек оценивает себя с точки зрения тех, кто, по его мнению, оценивает его по сравнению с ним самим. Согласно Эриксону, изучение идентичности возможно только путем описания среды, в которой формируется идентичность, путем изучения общей деятельности, в рамках которой идентичность формируется в течение определенного периода времени. Эриксон также выделил типы идентичности: личная, групповая, этническая, расовая, универсальная.
Согласно определению Э. Фромма, «идентичность» — это способность и потребность человека формировать «представления о себе», чтобы «осознавать себя как отдельную сущность» и оставаться «в здравом уме». Фромм соотносит начало развития чувства идентичности с освобождением индивида от «первичной привязанности» к матери и природе. В дальнейшем зрелость этого процесса зависит от того, насколько индивидууму удается преодолеть «клановую идентичность». Согласно Фромму, чувство идентичности опосредовано «статусными идентификациями» (нация, религия, класс, профессия).
Проблема идентификации и идентичности также рассматривалась в рамках когнитивной психологии. Так, Дж. Тернер рассматривал идентичность как когнитивную систему, которая играет роль в регуляции поведения в данных условиях. Тернер выделяет три уровня объектов идентичности:
Самокатегоризация себя как человека (человеческая идентичность);
Групповая самокатегоризация (социальная идентичность);
Личная самокатегоризация (личностная идентичность).
В процессе развития личность способна реализовать себя через принадлежность к той или иной группе, отнесение себя к тому или иному полюсу (социальному или личностному).
По мнению Г. Таджфела, поведение человека чаще всего определяется как социальной, так и личностной идентичностью. Происходит постепенный процесс трансформации категорий социально-экономической группы в категории личностной идентичности.
Так, если идентификация и идентичность рассматриваются преимущественно в единстве мотивационного, когнитивного и эмоционального элементов, то зарубежные авторы гораздо больше внимания уделяют самоощущению человека. Сам процесс идентификации, его механизмы и условия формирования в различных социальных средах менее изучены.
В отечественной психологии проблема идентификации также недостаточно изучена, хотя различным ее аспектам посвящен ряд работ (В.С. Собкин, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, И.С. Дубровина, В.С. Мухина, В.А. Ядов, О.С. Балыкина и др.).
Внутренняя позиция личности в позднем подростковом и взрослом возрасте
Концепция внутренней позиции, предложенная Л.И. Божович более 60 лет назад, до недавнего времени использовалась только при изучении личности учащихся начальной школы. Только в последнее десятилетие появились исследования внутренней позиции у студентов.
В то же время Л.И. Божович видел перспективы применения этой концепции в анализе личности на протяжении всей жизни. По ее словам, «…при переходе от одного возрастного этапа к другому психологическое содержание подразумеваемого новообразования будет иным, потому что внутренние психические процессы, на которых основывается переживание ребенком своего объективного положения, различны». Другими словами, внутренняя установка может служить содержательной характеристикой возрастного развития личности.
Л.И. Божович утверждал: «Однажды сформировавшись, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути, а также определяет его отношение как к самому себе, так и к своему положению в жизни». Однако положение взрослого человека характеризуется гораздо большими индивидуальными различиями. Более того, для онтогенетического развития личности внутренняя позиция характеризуется стремлением ребенка к новой, более «взрослой» позиции в жизни. В период зрелости — на должность, которая кажется более соответствующей требованиям человека».
Внутренняя установка, которая впервые появляется на рубеже от дошкольного к младшему школьному возрасту, опосредует возрастной переход. Можно предположить, что внутренняя установка отражает возрастные характеристики на протяжении всей жизни и, таким образом, может функционировать как возрастная характеристика.
В культурно-исторической и деятельностной психологии, начиная с Л.С. Выготского, существует мнение, что движущей силой развития является разрешение человеком противоречий между требованиями социальной ситуации и невозможностью выполнения этих требований. Очевидно, что ситуация обучения в высшем учебном заведении предъявляет к молодым людям требования, связанные с развитием профессионализма и формированием профессиональной субъектности. Суть этой ситуации заключается в переходе от обучения к самообучению как деятельности, направленной на совершенствование себя как субъекта своей профессиональной деятельности.
Условия для превращения обучения в самообучение, которое так необходимо в подростковом возрасте при получении высшего образования, закладываются уже в младшем школьном возрасте при формировании учебной деятельности. Условием трансформации обучения в самообучение является формирование внутриличностных предпосылок саморазвития.
Д.Б. Эльконин считал, что «позиция студента — это не только позиция ученика, который посещает школу и тщательно выполняет указания учителя и домашние задания, но и позиция человека, который совершенствует себя». Другими словами, уже в младшем школьном возрасте ребенок должен перейти от позиции ученика к позиции саморазвивающегося субъекта. Тем не менее, по многочисленным наблюдениям университетских преподавателей психологии, это субъективное отношение к обучению значительно менее развито у студентов их первого университетского образования и гораздо менее выражено, чем у людей более зрелого возраста, когда они получают второе университетское образование.
Самореализация личности в разные возрастные периоды
Известный американский психолог А. Маслоу характеризовал самоактуализацию как стремление человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, полностью использует свои таланты, способности и личностный потенциал.
Самоактуализация — это естественный, непрерывный процесс психического развития и социальной адаптации человека, определяемый большинством теоретиков как процесс постоянного стремления человека к самосовершенствованию.
Можно выделить типичные черты самосовершенствования личности. Человек, занимающийся самореализацией и достигший больших успехов: занимается любимым делом; не подчиняется влиянию других; стремится к развитию; любит читать; его можно назвать творческой личностью; применяет позитивный образ мышления; уверен в себе; эмоционально открыт; прощает себе иногда несдержанность, раздражительность и т.д.
Самоактуализация по-разному проявляется в разных возрастных группах. Взрослые люди более приспособлены к жизни, их мировоззрение гораздо шире, чем у подростков и молодежи. Компоненты самоактуализации, которые были важны на одном этапе развития, теряют свою значимость на другом этапе; их заменяют другие. Взрослые больше похожи на цельные личности. Самоактуализация в качестве семейного человека наиболее ярко проявляется в зрелом возрасте в 25-30 лет. Взрослые люди решают свои проблемы самостоятельно и не создают семью, пока не достигнут результатов в образовании и профессии, определенного положения в обществе. Далее рассмотрим особенности самореализации молодых людей:
Современные молодые люди гораздо более независимы и самостоятельны, чем предыдущие поколения.
Для современного поколения молодых людей зарплата и условия труда менее важны, чем интересная, творческая работа и возможность саморазвития.
Большинство молодых людей в раннем возрасте пробуют себя в разных профессиях и пытаются найти именно то, что их интересует.
Молодые люди, в отличие от старшего поколения, не стремятся найти работу, потому что считают ее низкооплачиваемой.
Желания людей среднего возраста изменяют структуру мотивации и смещают ее составляющие в сторону удовлетворения возрастающих потребностей. Среди них наиболее важными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности в связи с возможным застоем и упущенными возможностями; забота о сохранении близких отношений с семьей и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В связи с этими изменениями происходит понимание и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех взаимосвязанных областях: личной, семейной и профессиональной.
В конце зрелого возраста перспектива безработицы для многих людей ассоциируется с потерей жизненных целей, ухудшением материального положения и ощущением старости.
Таким образом, в конце взрослой жизни безработица является для многих людей пугающей перспективой, связанной с потерей жизненных целей, ухудшением материального положения и ощущением, что жизнь закончилась и впереди только старость. Человек, который может спокойно смотреть на это, может позволить себе относиться к следующему периоду своего развития как к ожидаемому событию своей жизни, которое можно предвидеть, к которому можно подготовиться и в отношении которого можно строить планы.
Кризис среднего возраста
Кризис среднего возраста — самое странное и страшное время в психологическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не находя в себе сил и нового смысла в жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового возраста) приходится наибольшее количество самоубийств.
Как уже говорилось выше, взрослый человек начинает задавать вопросы, на которые он не может ответить, но которые сидят внутри него и разрушают его. «В чем смысл моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то каков следующий шаг?» и т.д. Представления о жизни, сложившиеся у него в двадцатые и тридцатые годы, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и неудачи, человек обнаруживает, что, несмотря на сложившуюся и внешне успешную жизнь, его личность несовершенна, он потратил много времени и сил впустую, сделал мало по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т.д. Другими словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «я». Человек обнаруживает, что он не может изменить многие вещи в своей жизни, в самом себе: Семья, работа, привычный образ жизни. Реализовав себя в подростковом возрасте, человек вдруг осознает, что перед ним, по сути, стоит та же задача — поиск, самоопределение в новых обстоятельствах жизни с учетом реальных возможностей (в том числе и ограничений, которые он раньше не воспринимал). Этот кризис проявляется в ощущении необходимости «что-то делать» и свидетельствует о том, что человек переходит в новый возрастной этап — возраст взрослости. «Кризис тридцатых годов» — общее название этого кризиса. Это состояние может наступить как раньше, так и позже, ощущение кризиса может возникать неоднократно на протяжении всей жизни (как в детстве, так и в подростковом, юношеском возрасте), ведь процесс развития идет по спирали, без остановок.
Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или образа жизни, покупка дорогих вещей (машин, мотоциклов), частая смена сексуальных партнерш, причем наблюдается явная ориентация на молодой возраст последних, он как бы начинает получать то, что не смог получить в более раннем возрасте, реализуя свои детские и юношеские потребности.
Для женщин кризис вокруг 30-летия обычно меняет приоритеты, расставленные в начале ранней взрослой жизни. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь больше привлекают карьерные цели. В то же время те, кто посвятил свою энергию работе, теперь стремятся направить ее на семью и брак.
Пережив этот кризисный момент в своей жизни, он ищет способ укрепить свою нишу во взрослой жизни, подтвердить свой взрослый статус: Он хочет иметь хорошую работу, стремится к безопасности и стабильности. Человек по-прежнему уверен, что полное осуществление надежд и стремлений, составляющих «мечту», возможно, и упорно работает над ее достижением.
Отцом «новой болезни» считается канадский психоаналитик Элиот Жак, опубликовавший в 1965 году в «Международном журнале психоанализа» статью с оптимистичным названием «Смерть и кризис середины жизни». Изучив множество личных биографий, автор пришел к выводу, что люди переживают кризис середины жизни из-за двух основных факторов. Во-первых, в этот момент человек глубоко осознает свою собственную природу смертного существа. Во-вторых, это время изменяет перцептивные рамки реальности таким образом, что система отсчета «время с момента рождения» заменяет в сознании систему отсчета «время до смерти».
Это понятие широко используется, хотя его сторонники столкнулись с серьезными концептуальными трудностями из-за расплывчатости и объема определения.
Теория «кризиса середины жизни» нашла применение в ряде моделей «развития взрослой жизни», предложенных в конце прошлого века. Все эти модели предполагали, что в середине жизни у человека растет осознание собственной смертности, и он начинает оценивать время, оставшееся до смерти. В ответ на это осознание происходит переоценка своей жизни, меняется отношение к работе, семье, качеству жизни и смыслу существования.
На волне популярности психоаналитики тема «кризиса среднего возраста» получила бурное развитие и стала предметом тщательного изучения. Ученые выделили несколько концептуальных компонентов, присущих «кризису середины жизни». Среди них:
-Беспокойство о будущем;
-Безрадостные занятия на досуге;
-Ощущение распадающегося здоровья;
-Негативная переоценка отношений с родителями и детьми;
-Негативная переоценка супружеских отношений;
-Негативная переоценка карьерного пути и текущей работы;
_Духовный поиск, поиск смысла жизни, обращение к религии или эзотерике;
-Повышенный стресс от ухода за престарелыми родственниками.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Профилактика стресса
- Проблемы образовательных технологий
- Внутриличностные конфликты у больных гемофилией
- Формы и системы невербальной коммуникации
- Психологическое консультирование по проблеме влияния родительской семьи на взаимоотношения супругов
- Психологические особенности развития личности психолога в процессе обучения
- Диалектическая поведенческая психотерапия
- Психология профессиональной этики
- Психологические особенности переживания послеродовой депрессии у женщин
- Психологическая характеристика семьи