Оглавление:
Проблема профессиональной компетентности, получившая распространение в последние годы, традиционно уделяет большое внимание знаниям, навыкам и умениям, необходимым для успешного достижения профессиональных целей. В то же время все больше внимания уделяется важности личностного компонента в профессии. Уже очевидно, что профессиональная эффективность неразрывно связана с личностным потенциалом специалиста, включая его готовность к личностному и профессиональному росту и самосовершенствованию. Вряд ли можно найти профессиональную среду, в которой профессиональный успех не имеет отношения к личности специалиста. В то же время личностный аспект профессионального успеха наиболее очевиден там, где субъектом и объектом профессионального влияния является человек. Самые яркие представители этих сфер — менеджеры и психологи. Осознание важности и возможностей данного профиля специалистов приводит к росту популярности этих профессий.
Требования к личности профессионала с годами меняются, и набор личностных качеств уже не ограничивается традиционным пониманием и выводится на более глубокий уровень. Другими словами, эффективность — это не только способность выдерживать интенсивную нагрузку, но и умение восстанавливать свой энергетический потенциал, используя свои ресурсы; компетентность — это не только профессиональное отношение и его практическое применение, но и стремление и способность постоянно учиться и развиваться; общительность — это не только умение устанавливать и поддерживать контакты со многими людьми, но и способность понимать людей, принимать их во всех возможных проявлениях и устанавливать с ними продуктивные отношения.
Таким образом, в требованиях к личности профессионала все больший акцент делается на качествах, отражающих уровень его самореализации, личностного роста, который является неотъемлемой частью профессионального роста.
В статье проведен теоретический анализ литературы по проблеме самоактуализации, основное внимание уделено теории самоактуализации А. Маслоу.
Самоактуализация в данном исследовании рассматривается как: одна из основных потребностей человека; полное использование своих способностей; основная черта личностного и профессионального роста; стремление к неким высшим ценностям.
Самоактуализация, согласно А. Маслоу, — это стремление к максимально возможному выявлению и развитию способностей личности. Зная уровень своего стремления к самореализации, можно все четче очертить жизненную стратегию и профессиональный путь и оценить успех, мерилом которого является «не столько расстояние до финиша, сколько пройденный путь от старта».
Проблема самореализации в работах российских психологов
В отечественной общепсихологической науке, особенно в работах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.Я. Яковлева, В.В. Гальперина, Д.Б. Эльконина и других, есть однозначный ответ на вопрос: что определяет внутреннее движение развития личности — истоки движущих противоречий следует искать в системе предметной деятельности. А.А. Смирнов писал: «Движущая сила духовного развития…. понимаемое как самодвижение, есть, как и во всяком развитии (согласно его диалектическому пониманию), противоречия…».
Зрелость — это, как обоснованно отмечает А.А. Бодалев, «многомерное состояние личности, которое… охватывает временной этап его жизни…. никогда не является статичным образованием и, напротив, характеризуется большей или меньшей вариативностью и изменчивостью». Однако для личности всегда остается значимой проблема адекватности ее «внутреннего существа» тем внешним пространствам, которые она активно строит.
Б.С. Братусь считает, что ведущим и определяющим элементом человеческого развития является процесс самореализации, объектом которого является общечеловеческая сущность, стремление соединиться и слиться с ней и тем самым достичь максимально возможной полноты своего существования как личности. Понимание самоактуализации отличается от большинства посторонних концепций, затрагивающих проблему самореализации, самореализации и так далее. Как правило, эти концепции постулируют определенную потребность как основной детерминант развития. Когда Б.С. Братусь говорит о самореализации и соответствующей потребности в ней, он имеет в виду, во-первых, что эта потребность вытекает из реального хода жизни человека, а во-вторых, что подлинным содержанием самореализации, ее реальным объектом является приобщение к универсальной родовой сущности через целенаправленную, активную деятельность субъекта.
Для психологии это представляет собой важную, хотя еще недостаточно разработанную проблему. Л.С. Выготский писал в 1930-х годах: «…через других мы становимся самими собой…». А.Н. Леонтьев 40 лет спустя говорил о настоятельной необходимости «коперниканского понимания» в психологии, поскольку «я нахожу свое «я» не в себе (его видят во мне другие), а существующим во мне — в человеке, с которым я нахожусь, в любимом, в природе…».
Б.С. Братусь рассматривает психическое здоровье не как однородную сущность, а как образование, имеющее сложную, многоуровневую структуру. Высшим уровнем психического здоровья является личностно-смысловое или личностное здоровье, которое определяется качеством смысловых отношений человека. Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способности человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутреннего. Мозг, нейрофизиологическая организация действий умственной деятельности.
Позиции о становлении личности как постоянном выходе за пределы себя (С.Л. Рубинштейн), об отказе от традиционного для эмпирической психологии «птолемеевского» понимания личности в пользу «коперниканского», в котором «Я» личности протекает не под поверхностью индивида, а в его сущности, во взаимосвязи людей в обществе (А.Н. Леонтьев), существенно отличаются от понимания гуманистической психологией самореализации личности. Она была разработана А.В. Петровским и В.А. Петровским в их концепции «личного вклада» или «концепции персонализации», которая гласит, что у человека есть стремление «привнести свое «я» в мысли, чувства и волю других людей».
Проблема самореализации личности в гуманистической психологии
Гуманистическая психология возникла как течение в начале 1960-х годов и противопоставлялась бихевиоризму, который критиковали за механистический подход к психологии человека по аналогии с психологией животных и за рассмотрение поведения человека как полностью зависящего от внешних стимулов, с одной стороны, и психоанализу, который критиковали за рассмотрение душевной жизни человека как полностью определяемой бессознательными влечениями и комплексами, с другой стороны. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов под руководством А. Маслоу, приобрела большой вес уже в 1960-х годах и была названа «третьей силой» в западной психологии.
Гуманистическая психология, на которую, надеемся, повлияла экзистенциальная философия, обращается к человеку как целому в его высших, специфических для человека проявлениях, включая развитие и самореализацию личности, ее высшие ценности и смысл, любовь, творчество, свободу, ответственность, автономию, переживание мира, психическое здоровье, глубокое межличностное общение и т.д.
Представители гуманистической психологии стремятся разработать новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования. Основные методологические принципы и положения гуманистической психологии таковы: а) человек целостен и должен изучаться в своей целостности; б) каждый человек уникален, поэтому анализ индивидуальных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является важнейшей психологической реальностью; г) человеческую жизнь следует рассматривать как единый процесс становления и бытия человека; д) человек обладает возможностями для непрерывного развития и самореализации, которые являются частью его природы; е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которые направляют его выбор; ж) человек является активным, намеренным, творческим существом. Эти идеи исходят из философских традиций гуманистов эпохи Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также современного экзистенциализма и восточных философских и религиозных систем. Некоторые выдающиеся психологи также повлияли на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются E. Фромм, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл и Р. Мэй.
Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется во множестве различных подходов. Проблема мотивационных сил формирования и развития личности, человеческих потребностей и ценностей разрабатывается в трудах А. Маслоу, В. Франкла, С. Буллера, Ф. Баррона, Р. Мэя. Работы А. Маслоу, С. Жирара, Ф. Баррона и С. Роджерс разработал концепцию психологически здоровой, полноценно функционирующей личности.
Согласно гуманистической психологии, человек обладает интенцией сознания, неистребимой потребностью личности в самореализации, самосозидании своего «феноменального мира».
«Самореализация» является одним из основных понятий гуманистической психологии и широко трактуется представителями этого направления.
A. Концепция самоактуализации Маслоу. Маслоу
А. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, используемых для изучения поведения, не рассматривает адекватно функционирование здорового человека. В частности, он резко критиковал увлеченность Фрейда изучением болезней и патологий. Озабоченность Фрейда болезнью, патологией и неправильной адаптацией.
Чтобы устранить этот дефицит, Маслоу сосредоточился на психически здоровом человеке. Он был убежден, что невозможно понять психическое заболевание, не понимая психического здоровья. А. Маслоу решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей как основы для более универсальной науки психологии.
Профессиональная деятельность и самореализация личности
Помимо специальных знаний, навыков, умений, успех профессионала связан с его личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, самореализации.
Многие исследователи отмечают, что соответствие профессионала на своем рабочем месте — это гарантия высокой эффективности, продуктивности его работы и одновременно залог его собственного благополучия, залог ощущения полноты жизни, которое, как правило, сопровождает человека со счастливой судьбой.
По мнению Сьюпера, профессиональное поведение можно лучше понять, если рассматривать его в контексте попыток человека реализовать свою Я-концепцию.
Выражая профессиональные предпочтения, человек выражает на техническом языке свое представление о том, что он за человек, приходя в профессию, он стремится к воплощению Я-концепции, утверждаясь в профессии, он достигает самоактуализации (Холланд).
Развитие личности в процессе карьерного роста происходит, когда профессиональный стандарт, «заявление о профессиональной миссии», служит предсказуемой целью саморазвития. Направление самореализации задается содержащейся в сознании целостной концепцией о характеристиках постепенно воплощаемой «модели». Из этого следует, что идеальный образ в контексте личного профессионального развития может быть представлен более конкретно в терминах эталона личности профессионала.
Холланд утверждал, что адекватный выбор профессии в значительной степени является следствием адекватности самовосприятия.
Анализ содержания личностно-интеллектуального и профессионального стандарта и его коррекция в соответствии с реальными возможностями развивающейся личности позволяет оптимизировать процессы профессионального становления и личностного роста, сделать их согласованными и, следовательно, подлинно прогрессивными, т.е. расширить сферу личностных возможностей и усилить тенденции самореализации, плодотворности. В то же время, однако, повышается профессиональная работоспособность и производительность такого человека, столь важная для социального благополучия.
Выбор карьеры и последующий процесс профессионализации представлены как расширенный этап формирования личности в течение жизни индивида. Это сложно организованный этап со множеством стадий, соответствующих возникновению различных типов противоречий, их признанию субъектом и разрешению, что ведет к качественному преобразованию личности, ее непрерывному росту. Однако в этом процессе возможны и тупики, «ловушки», когда возникающие противоречия не осознаются, конструктивно не разрешаются, а происходящие изменения в личности скорее можно отнести к деформирующим, деструктивным.
А.А. Бодалев пишет: «В стране огромное количество людей, которые продвигаются в политике, бизнесе, управлении, науке, во многих других сферах деятельности и не являются профессионалами в полном смысле этого слова» [6, с.5].
А.А. Бодалев считает одной из главных целей «выработать такую стратегию организации жизни, которая позволит ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на этапе зрелости». В то же время он с сожалением отмечает, что «наблюдение за проявлениями высокого профессионализма в жизни часто обнаруживает остановку его роста, а иногда и утрату, а также деформацию личности самого профессионала». Между тем, нельзя не согласиться с К.А. Абульчановой, которая считает, что для психолога крайне важно думать о неиспользованных, упущенных возможностях в жизни, о нереализованных способностях человека. Деформация личности, чувство растерянности и неудовлетворенности, ощущение отчужденности «другой жизни», неспособность реализовать себя, подчинить внешние пространства своему «я», трансцендировать себя в них и ощутить их расширение — все эти проблемы «ложного» личностного роста часто возникают из-за неправильно выбранного профессионального стандарта, его объективности, который личность «присваивает» себе в качестве цели саморазвития.
Методы исследование самореализации личности
В исследовании были использованы следующие методы исследования: Интервью, наблюдение, тест на самоактуализацию.
Для получения обратной связи с респондентами проводятся интервью и наблюдения. Им будет дана расшифровка анкеты и ее подробное объяснение. Зная уровень собственных стремлений и самоактуализации, человек может все более четко наметить стратегию своего жизненного пути и оценить свои достижения. Таким образом, респонденты получают поддержку в самопознании, осознании своих потребностей, способностей и возможностей их реализации. В процессе интервьюирования респонденты подтвердили объективность полученных данных путем наблюдения.
На основе A. Теория Маслоу, концепции психологического восприятия времени и временной ориентации субъекта Ф. Перца и Р. Мэя, а также К. Роджерса и других теоретиков экзистенциально-гуманистической психологии, Э. Сьостром в 1963 году разработал опросник Пезональной ориентации (POI) для измерения самоактуализации как многомерной ценности. Конкретные вопросы POI были выбраны из большого набора критических, в первую очередь поведенческих и связанных с ценностями показателей, которые отличают здоровую, самоактуализирующуюся личность от невротической.
Чтобы определить эти показатели, Э. Сьостром выделила ряд практикующих психологов, работающих в рамках экзистенциально-гуманистического подхода к психотерапии, и обобщила их опыт. Работа по анализу и отбору суждений, содержащихся в тесте, велась в течение пяти лет.
Первая попытка адаптировать тест POI в России была предпринята в Ленинграде Е.Б. Лисовской, но эта методика не получила широкого распространения. В 1981-84 годах Ю.Е. Алешина, Л.Й. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз на факультете социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова предприняли еще одну попытку адаптировать этот текст. В ходе работы методика Э. Шострома претерпела существенные изменения, а именно, авторы создали оригинальный психодиагностический инструмент, названный «Тест самоактуализации» (САТ).
Тест самоактуализации по структуре похож на ROI и состоит из 126 пунктов, каждый из которых содержит два ценностных или поведенческих суждения. Суждения не обязательно строго альтернативны. Тем не менее, тестируемому предлагается выбрать тот вариант, который больше соответствует его представлениям или привычному поведению.
CAT измеряет самоактуализацию по двум основным шкалам и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Сьостромом для ROI и сохранена в данном тесте.
Основными шкалами являются шкала временной компетентности и шкала поддержки. Двенадцать других школ разделены на шесть блоков — по два в каждом блоке. В отличие от основных шкал, которые измеряют глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы направлены на выявление ее индивидуальных аспектов. Первый блок ценностей образуют шкалы ценностных ориентаций и поведенческой гибкости. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая — лабильность поведения. Блок чувств состоит из шкалы чувствительности, определяющей, насколько испытуемый осознает собственные чувства, и шкалы спонтанности, определяющей степень их проявления в поведении. Блок самовосприятия состоит из школ самооценки и самопринятия, которые измеряют способность испытуемого ценить собственные достоинства и принимать себя, независимо от оценки достоинств и недостатков. Блок «Образ человека» состоит из школ, очень похожих по содержанию, определяющих образ человека и синергию. Шкала синергии характеризует способность воспринимать мир и людей целостно. Блок межличностной чувствительности состоит из шкал принятия агрессии и общительности. Шестой блок включает шкалу когнитивных потребностей и шкалу креативности.
Каждый респондент заполнил бланк ответов на вопросы теста. Обработка данных проводилась с помощью автоматизированной системы комплексной обработки данных психологических тестов «ЭЙДОС-И», разработанной Е.В. Луценко, С.Д. Некрасовым, Краснодар (1997).
Для ввода и обработки данных испытаний была разработана система «EIDOS-Y». Система хранила в базах данных не только результаты интерпретации ответов респондентов (стены, факторы и т.д.), но и исходные данные самого опроса, чтобы эти данные можно было непосредственно использовать в будущем.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Теоретические методы психологии
- Социально-психологическое консультирование детей и подростков группы риска
- Количественный и качественный анализ
- Анализ психологического климата в классе — Характеристики социально-психологического климата группы
- Методика диагностики социально-психологических установок личности
- Основы деловой и публичной коммуникации в профессиональной деятельности — История этикета
- Психологические проблемы подростков
- Архетипы в жизни — Концепция Архетипа
- Социально-возрастные характеристики взаимосвязи готовности к прощению и субъективного благополучия
- Закономерности развития личности