Оглавление:
Духовность — это высшая ступень развития и саморегуляции зрелой личности, на которой основными мотивационными и смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема духовности в психологии впервые была поднята в описательной или «понимающей» психологии в конце XIX — начале XX века. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Концепция духовности Шпрангера тесно связана с концепцией индивидуальных ценностей. Духовный внутренний мир личности характеризуется цельностью, которая не может быть выведена из отдельных его элементов и основывается на смысловых связях между ними, а также является телеологическим (целенаправленным, преднамеренным).
В послевоенной психологии проблема духовности рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии, особенно в ее трансперсональной и экзистенциальной ветвях.
Общим для многих подходов к духовности является признание ее связи с надличностными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами.
Современное состояние жилой психологии показало, что материалистическая парадигма исчерпала себя. Помимо материалистического взгляда на человека, существующего уже шесть веков, на протяжении двадцати веков существовали религиозно-идеалистические взгляды на человека. Поэтому не случайно, что многие современные психологи занимаются всевозможными религиозно-духовными практиками и фокусируют свое внимание на христианском учении о человеке и православной духовной практике.
В.П. Зинченко печально отметил, что оценка психологии, данная российским историком В.О. Ключевского в начале ХХ века до сих пор сохраняется: психология раньше была наукой о душе, а теперь стала наукой о ее отсутствии. Душа оказывается остатком, к которому психология проявляет полное безразличие; она не испытывает угрызений совести, поскольку сама не страдает от избытка души. Вместе с душой она утратила и чувство времени, которое пытается восстановить культурно-историческая психология и некоторые другие направления. Но пока только она, а не душа. Можно сказать, что была построена онтология психики, но не души. До сих пор только литература и искусство смогли приблизиться к пониманию души.
Б.С. Братусь также подчеркнул, что психология, порвав с философией, этикой и теологией, утратила понимание души, поскольку натуралистически рассматривала человека как объект, вещь среди вещей. Душа и дух стали рассматриваться как вторичные по отношению к материальному миру. Сейчас происходит постепенный поворот если не к душе в ее полном понимании, то, по крайней мере, к душевности.
Гуманистический подход — это душевное проявление человека, опора, адекватное зеркало; нравственный и христианский подходы направлены на раскрытие духовности. Эти три подхода сменяют друг друга, каждый последующий не разрушает предыдущий, а поглощает его, добавляя новый принцип созерцания, который возвышает и завершает весь образ человека. «Но больше всего нам сегодня нужно поднять себя сначала на нравственный, а потом на религиозный уровень» (А.И. Солженицын).
Место духовности в структуре личности человека очень четко определено Д.А. Леонтьевым:
Основные структуры личности, психологические рамки.
- Свобода, ответственность, духовность
Внутренний мир человека
- Значения, личные ценности
(установки, конструкты, смысл жизни)
Способы внешнего проявления взаимодействия с миром
- Характер, способности и роли
Хотелось бы отметить, что духовность, как и свобода и ответственность, — это не особая структура, а определенный способ существования человека, достигшего личностной зрелости. Он принимает решения на основе свободного выбора, который, независимо от его исхода, обогащает его, позволяет ему выбирать и формировать будущее.
На уровне духовности иерархия узких личных потребностей, жизненных отношений и личных ценностей, которые управляют жизнью большинства людей, заменяется ориентацией на широкий спектр универсальных и трансцендентных духовных ценностей, при этом духовность выступает как необходимое условие личной свободы и ответственности.
Сущность пасторской психологии
Пасторы-консультанты — это рукоположенные священнослужители, которые обучены психологическому консультированию, чтобы помогать людям в вопросах веры, морали, вины и кризиса. Эти пасторы помогают прихожанам решать широкий спектр человеческих проблем, от супружеских конфликтов до воспитания детей. Семейный священник и семейный врач традиционно считаются единственными источниками помощи в большинстве приходов.
Сегодняшний священник несет ответственность как за приход, так и за общину. Поэтому требованием времени является то, чтобы он ориентировался в динамической психологии и мог дать мудрый профессиональный совет.
Обычный священник проходит трехлетнюю общепрофессиональную подготовку, завершающуюся получением степени бакалавра богословия. В ходе обучения он получает общие знания о личности и теории консультирования, а в течение шести недель в год ординатуры проходит клинический опыт в условиях больницы.
Термин «пасторская психология» относится к более длительной специализации. Такие руководители, как Хилтнер, Уайз, Джонсон и Эйцен, разработали докторскую программу по этой специальности. Такие выпускники обычно работают терапевтами в центрах пасторского консультирования, что является частью общих усилий различных церквей города, а также преподавателями колледжей или семинарий.
Для определения границ обращения за пасторской консультацией приводятся различные уровни, описанные Оутсом [224]. Большинство из перечисленных ниже пасторских задач относятся к пасторскому консультированию:
- уровень дружбы (отношений).
- уровень комфорта (поддержки).
- уровень веры (катарсис).
- уровень обучения (информация).
- уровень пасторского консультирования (психотерапии).
- уровень направления.
Действие принятия или любви в широком смысле, «братской любви», также включено в пасторское консультирование. Священнические советы обычно относятся к позиции, согласно которой любовь человека к человеку основана на любви Бога к человеку. Религиозный консультант связывает принятие клиентом себя и близких с любовью Бога к человеку как основным источником для достижения инсайта, свободы, безопасности, зрелости и других подобных терапевтических целей, Консультационные отношения часто интерпретируются как поиск «Царства Божьего» в человеке. Эти установки не обязательно нарушают оптимальные отношения консультирования, если они не сопровождаются осуждением или авторитарностью.
Религиозный консультант, особенно в христианской традиции, начинает с антропологических и психологических предпосылок, как профессиональный психолог. Центральной ценностью в консультировании является то, что называется Божественным законом. Трудно обобщить или классифицировать телеологические предположения теологов, поскольку они рассматриваются с разных точек зрения в зависимости от уникального восприятия смысла и обучения. Например, некоторые богословы не видят традиционной дихотомии между Богом и человеком, рассматривая Бога и человека в едином родстве. В любом случае, взгляд на человеческую природу, цель или происхождение влияет на подход к проблемам консультирования.
Психолог, с другой стороны, обычно исходит из гуманистического предположения, что конечные ценности рационально определены и находятся в самом человеке. Здесь, на наш взгляд, кроется основной вопрос взаимоотношений между пасторским и научно ориентированным консультированием, который трудно разрешить на уровне техник, поскольку и то, и другое направлено на помощь страдающему человеку. Психологи могут оценивать используемые ими техники по критериям эффективности в достижении ограниченных целей независимо от основных философских положений.
Христианство и психологическая наука как два взаимосвязанных способа толкования человека
Для всестороннего и точного анализа сравнительных взглядов, лежащих в основе психологической науки и христианства, читатель может обратиться к книге Миле «Что же такое человек?». (203), в котором представлены доклады симпозиума, рассматривающие уникальные и взаимосвязанные характеристики двух основных способов интерпретации человека.
Существует множество техник, которые пасторский консультант может использовать для достижения тех же целей в области психического здоровья, к которым стремится терапевтический психолог. Следует признать, что религиозный деятель затрагивает больше аспектов жизни своих прихожан, чем просто их психическое здоровье. Существуют различные определения психического здоровья; но это та область, в которой люди ищут совета, хотя и под разными именами. Священники-консультанты должны признать, что недавний рост религиозного интереса и посещаемости церкви, вероятно, означает нечто большее, чем простое желание возобновить детские связи с общественными институтами или избежать напряженности. Его также можно рассматривать как глубокое выражение человеческого поиска духовных основ жизни, с помощью которых можно построить богатую и полноценную жизнь для себя и своей семьи. Следует признать, что социальные кризисы обычно вызывают значительный рост интереса к религии.
Религиозный лидер, который стремится дать ответы на вопросы своих прихожан, берет на себя огромную ответственность. Отношения ситуации консультирования являются лишь одним из промежуточных средств достижения его целей. Поэтому нам кажется ошибкой, если священник слишком вовлечен в терапевтическое консультирование, если только целью не является поиск ответов на глубокие, но четко очерченные моральные и духовные проблемы.
Часто глубокие психологические проблемы клиента скрываются под видом моральных и духовных проблем. Консультант должен обладать навыками распознавания патологий личности. Он также должен осознавать свои собственные ограничения в работе с проблемами, которые клиент понимает как «духовные», поскольку клиент может охватывать почти все человеческие сложности.
Вклад терапевтической психологии в пасторское консультирование
Роль консультирующего пастора по отношению к другим специалистам. Основная роль капеллана в психологическом консультировании заключается в изучении основной проблемы клиента с целью выявления области духовных интересов и знаний, а также эмоциональных состояний, требующих помощи со стороны терапевтических психологов, психиатров или социальных работников. Первичные методы должны быть поддерживающими и информативными. Исследование бессознательных мотивов может привести к развитию глубокого переноса и контрпереноса, ожиданию быстрых побед или обострению развивающегося психического заболевания.
К проблемам личности можно подходить с междисциплинарной точки зрения, когда консультант, психолог или психиатр работают вместе. На практике, однако, этого трудно достичь, поскольку среди практикующих специалистов сохраняется остаточное взаимное недоверие, а клиенты часто путаются в сложных методах работы с двумя похожими типами профессионалов. Сочетание пасторского консультанта и психолога в одном лице может дать удовлетворительные результаты только в том случае, если основная ответственность возлагается на одного из двух специалистов.
Инструменты терапевтической психологии полезны для пасторского консультанта во многих отношениях. Например, использование таких влияющих на отношения техник, как слушание, принятие и размышление, может помочь преодолеть традиционную авторитарную роль дачи советов, в которой часто обвиняют священников. Понимание роли бессознательной мотивации в поведении и человеческой культуре может благотворно помочь распознать защитную реакцию и эмоциональные проблемы как вид болезни или невежества, в отличие от объяснения поведения в традиционных моралистических терминах, которые так разрушительны для хороших консультационных отношений. Лучшие знания о человеческой мотивации должны помочь священнику понять, как обращаться с понятиями свободной воли, моральной ответственности, вины и ответственного действия.
Возможности и ограничения роли священника в душепопечительстве. Священник может иметь преимущество в стратегических отношениях помощи с клиентом, основываясь на традиционном «пастырском» восприятии духовенства. У него есть преимущество перед другими помогающими специалистами в том, что его знают и воспринимают как помощника в семье. Он может решать конкретные рабочие проблемы со всей семьей, что зачастую не менее важно, чем помощь отдельному человеку. Священник, однако, страдает от вышеупомянутого восприятия себя как авторитарной фигуры, учителя или символа морального осуждения. Но в консультировании очень важно, чтобы консультант воспринимался как разрешающий, не осуждающий, понимающий человек. Традиционная роль назидания или консультирования неблагоприятна для общих целей долгосрочного консультирования.
Консультант занимает уникальное положение, помогая, например, выработать философию жизни. Он также занимает стратегическую позицию при обсуждении моральных вопросов. Именно здесь определения культурной антропологии помогают более точно определить границы правильного, неправильного и нейтрального. Когда религиозные догмы не имеют четкого толкования в конкретном случае, полезно знать нравы культуры и то, как они отличаются от четко определенных религиозных кодексов или рекомендаций. Например, поведение, которое клиент считает «греховным» и которое вызывает дистресс в виде выраженной тревоги и чувства вины, может быть скорее отклонением от культурных норм, чем нарушением морального кодекса его религии или секты.
Оказание человеку помощи в том, чтобы «сделать теологию»
Цель духовно развитого, богословски подготовленного консультанта — помочь человеку в его попытке «заниматься богословием», то есть участвовать в процессе мышления и чувствования, в ходе которого человек размышляет о конечном смысле своего жизненного опыта и ясно выражает этот смысл разумным и понятным способом. В большинстве культовых контекстов группа и ее лидер(ы) делают грандиозные заявления об обладании истиной. Все это, между тем, чревато массовыми противоречиями, особенно в реальной культовой практике и образе жизни лидера. Это лицемерие и интеллектуально несоответствующее богословие оставляет бывшего члена секты в большом замешательстве относительно того, что является богословски обоснованным, а что нет.
В голосах бывших сектантов, процитированных выше, слышится стремление утвердить духовные потребности и отделить здоровую религию от нездоровой, незрелой теологии, которая делает человека уязвимым для насилия со стороны других. Этот процесс размышления и обсуждения направлен на признание божественного присутствия и божественной деятельности в обычном опыте человеческой жизни, вместе с этим опытом и под его прикрытием. Она должна исследовать и определить основные богословские темы в культовом богословии и вывести на поверхность те потребности людей, для которых такое призвание оказалось привлекательным в первую очередь.
Непосредственная цель — способствовать, развивать и возвышать духовный дар различения. Люди, чья духовность последовательно созревает и развивается, способны различать духов: тех, которые законно приписываются Богу, и тех, которые приписываться не могут. Многие бывшие члены культа проявляют недостаток мудрого различения в своих решениях присоединиться и посвятить себя группам, которые оказались разрушительными для их жизни.
Я предполагаю, что существуют истинные утверждения, которые являются богословски респектабельными на основе внутренней согласованности, достоверности истории религиозной мысли и способности придать смысл жизненному опыту. Большинство групп, известных как намеренно деструктивные, имеют претензии на истину или теологию, которые неадекватны.
Религиозные и психотерапевтические движения, нарушающие права человека, имеют некоторые общие теологические черты. Обычно это современные версии древней христианской ереси, известной как гностицизм — учения о том, что спастись можно только через особое просвещение, привилегию духовной элиты.
Большинство религиозных культов отрицают претензии иудаизма на целостность божественного откровения. Многие из них утверждают, что Иисус из Назарета не дал всего, что необходимо для спасения, и не дал полного откровения о Боге. У каждой из этих сект есть лидер, претендующий на завершение работы по спасению человечества и полное откровение истины. Следовательно, по их мнению, Библия недостаточна, так же как синагоги и церкви основного общества недостаточны как братья, чтобы привести души к спасению.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Членство в группе и социальная идентичность
- Книги по детской психологии — список
- Влияние профессионального стресса на психические состояния персонала организации
- Особенности представлений о мужественности и женственности в юношеском возрасте
- Рационально-эмотивная терапия (рэт)
- Феноменологическая теория личности К. Роджерса
- Зоны общения в психологии
- Изучение жизненных перспектив в период взрослости
- Зависимости состояния человека и его психических процессов
- Сущность неблагополучных семей и их основные виды