Оглавление:
Жизнь русского общества при Екатерине II, особенно в столицах, производила впечатление странного сочетания успехов образования, внешнего великолепия, роскоши, пышности и древнего варварства. Там были дамы и девушки, которые в совершенстве говорили на трех или четырех языках и играли на различных музыкальных инструментах. Состоятельные люди основывали французские библиотеки и выписывали французских гувернеров и гувернанток для своих детей; другие отправляли своих детей учиться в Париж.
Но несмотря на то, что дворяне старались усвоить европейские нормы поведения, дворяне были близки к простому народу, они жили по несколько месяцев в деревне, следовали общим православным праздникам, чтили обряды, традиции, брали кормилицу из крестьянства, поэтому патриархальный семейный быт перекликался с крестьянским, особенно у провинциальных дворян.
Согласно исследованиям Д.И. Латышиной, дворянство в XVIII и XIX веках характеризовалось неоднородностью и этническим разнообразием. Чуть более половины дворянства составляли русские, сохранившие патриархальные, народные черты и предпочтения. В состав дворянства входили также татары, поляки, литовцы, немцы и представители других национальностей.
Неоднородным было дворянство по имущественному положению: верхний, чрезвычайно тонкий слой — элита, имевшая огромные привилегии и богатства; средний, имевший права дворянства и некоторое богатство; нижний, жизнь которого в провинции мало чем отличалась от жизни простого народа. Но модный этикет, внешние манеры стремились к господству в каждой семье, но часто казались причудливыми. Это была дикая смесь старого невежества, грубой безыскусности и распущенности с мишурой западного просвещения и внешними формами европейской жизни.
Так получилось, что Франция стала для русского общества образцом светскости и общественной жизни, писал В.О.Ключевский. Эти тенденции исходили от царского двора. Вольтера сделали почетным членом Российской академии наук и поручили написать историю Петра Великого; в этом Вольтеру помогал горячий поклонник французской моды и литературы И.И. Шувалов, влиятельный человек при дворе Елизаветы Петровны и куратор Московского университета.
Мода на чтение, развитая в высшем обществе. Они читали без разбора то, что попадало им в руки. Но затем чтение получило более определенное направление, оно должно было помочь в борьбе с праздностью, от которой не знали, куда бежать, это чтение склонило вкус образованного общества в сторону изящной словесности, чувствительной поэзии.
Некоторые представители знатной элиты достигли огромных успехов в усвоении французской моды и манер. Ключевский писал: «Один из образованных русских дворян — Бутурлин, беседуя с приезжим французом-парижанином, удивил его точностью, с которой он рассказывал о парижских улицах, гостиницах, театрах и памятниках. Удивление иностранца перешло в неподдельное изумление, когда он узнал, что Бутурлин никогда не был в Париже и знает все только из книг».
Но в целом среди дворян в XVIII веке было мало образованных людей, и большинство из них своим культурным развитием были обязаны самообразованию. Универсальная культура, принесенная иностранным влиянием, воспринималась так, что она не просветляла, а заслоняла понимание родной действительности; равнодушие к ней занимало место непонимания, продолжалось и заканчивалось презрением.
Образование и воспитание в дворянских семьях не имело четкой теоретической и практической основы. В одних семьях детям предоставлялась полная свобода, даже за шалости наказывали не самого ребенка, а приставленного к нему крепостного мальчика или девочку; в других — детей держали в строгости, страхе, прибегали к постоянным и жестоким наказаниям.
Девушки проводили целые дни в праздности, смотрясь в зеркало, думая об удовольствиях и женихах, слушая сплетни. Образ Митрофанушки, созданный Фонвизиным, был не исключительным, а типичным. Конечно, были семьи, в которых родители, мудрые и нравственные люди, находили разумные способы воспитания.
И все же, как отмечает в своих трудах Муравьева О.С., повседневная жизнь провинциального дворянства менялась в соответствии с общими изменениями менталитета и быта в стране. Постепенно потребность в грамотности, образовании, стала собирать библиотеки, особенно, конечно, книги духовного содержания. Самые богатые следили за модой, покупали модную одежду и обувь, мебель, разбивали сады и пруды в своих поместьях. Однако изменения происходили медленно и затронули лишь небольшую часть провинциального дворянства. Основная масса местной знати была неграмотной, и хотя они много занимались вопросами веры и чести и собирали семейные архивы, их интересы в основном вращались вокруг сельского хозяйства и цен на зерно и скот.
Жизнь провинциального дворянства мало чем отличалась от жизни крестьян. Здесь, как и в крестьянских семьях, образование и воспитание не имели четкой теоретической и практической основы.
Таким образом, жизнь городских и сельских дворян существенно отличается. Для одних смыслом жизни было их высокое положение в обществе, принципы морали и нравственности, а для других — семья, простота и праздность. Большинство провинциальных дворян были неграмотными, но постоянно меняющийся образ жизни государства способствовал развитию образования.
Содержание дворянского образования
С современных позиций дворянское воспитание кажется чрезмерно строгим, даже суровым, непреклонным. Но мы не должны принимать эту строгость за отсутствие любви. Это объясняется, во-первых, четким представлением о том, какого человека нужно воспитывать, а во-вторых, убежденностью в том, что это возможно сделать.
По мнению О.С. Муравьевой, дворянское воспитание заключалось не в конкретной методике, а в целом образе жизни, усваиваемом как сознательно, так и через подражание и соблюдение традиций. Конечно, дворянское образование по-прежнему подвергалось различным влияниям: веяниям европейской моды, предписаниям высших властей, но в целом оно придерживалось устоявшихся принципов и целей.
Воспитание дворянства было направлено на шлифовку личности по определенному образцу, который включал в себя ряд различных добродетелей и этикетных норм. Решающим в воспитании благородного ребенка была ориентация не на успех, а на идеал.
Мировоззрение дворянства в основном определялось положением и ролью сословия в государстве: В течение нескольких столетий он был одновременно и привилегированным, и подневольным. С детства дворянских детей учили осознавать свой гражданский долг и верно служить обществу и правителю, в какой бы сфере — военной или гражданской — они ни работали. Быть храбрым, честным, образованным дворянином следует не ради славы, богатства, высокого звания, а в соответствии со своим положением.
Приверженность дворянства нормам дворянской этики неоднократно вступала в противоречие с государственными предписаниями и вызывала всевозможные неприятности. Благородный ребенок, которому в семье прививались традиционные этические нормы, был потрясен, столкнувшись с невозможностью следовать им в условиях государственного учебного заведения, где он обычно получал первый опыт самостоятельной жизни. Настоящий дворянин чувствовал себя между двух огней: законами своего дворянства, с одной стороны, и государством — с другой.
Конечно, дворянин скрупулезно уделял внимание своей чести, но и учитывал чисто условные нормы этикета. Но главное, что он защищал свое человеческое достоинство. Сильное чувство собственного достоинства воспитывалось в нем с детства через всю систему различных, иногда внешне не связанных между собой требований.
Независимо от вида деятельности, мужество считалось безусловной добродетелью дворянина. В то время преобладало мнение, что это качество можно развить и укрепить с помощью волевых усилий. Это убеждение объясняет очень рискованную воспитательную меру, которая использовалась против детей, проявлявших застенчивость. Даже сами дети, по воспоминаниям, в большинстве случаев воспринимали это не как произвол и жестокость со стороны старших, а как необходимое закаливание характера.
Мужество и выносливость, необходимые дворянину, были невозможны без соответствующей физической силы и ловкости, поэтому эти качества высоко ценились и развивались с детства.
А.И. Каменев писал, что благородный ребенок, готовящийся к жизни в мире, должен быть научен выражать свои чувства в сдержанной и правильной форме. Самыми серьезными проступками в глазах Льва Толстого были ложь и грубость, независимо от того, кому они были позволены — матери, учителю или слуге. Невежливая фамильярность в отношениях между друзьями также считалась неприемлемой.
По-настоящему хорошее образование основывалось на наборе этических постулатов, которые должны были реализовываться через соответствующие внешние формы поведения.
Обучение искусству угождать людям стало самым важным пунктом в воспитании благородного ребенка. Здесь не было никаких особых секретов: Детям говорили быть неизменно внимательными и доброжелательными с людьми, уважительно относиться к взглядам и привычкам других, чтобы не ранить самолюбие окружающих, а самим сохранять скромное и дружелюбное поведение. Но помимо моральных принципов, они были наделены способностью заставить людей почувствовать их уважение и доброжелательность, причем сделать это тактично и ненавязчиво. Молодые дворяне не только усвоили основные правила, вытекающие из этих принципов (не перебивать собеседника, смотреть людям в глаза, не сидеть, когда другие стоят, и т.д.), но и переняли множество тонких оттенков поведения и манер. Высокомерие считалось безнадежно отвратительным в аристократических кругах; истинные аристократы очаровывали людей именно своим дружелюбием и деликатностью.
Чтобы уверенно играть свою роль — держать себя свободно и непринужденно — человек мира как актер должен уметь хорошо управлять своим телом. Особое значение имели уроки танцев. Танцам обучали всех без исключения дворянских детей — это был один из обязательных компонентов образования. Сложные танцы того времени требовали хорошей хореографии, поэтому обучение начиналось рано (с 5-6 лет), а учителя были очень требовательны, иногда даже беспощадны. На уроках танцев дети учились не только танцевать, но и держать себя: грациозно кланяться, легко ходить, пожимать руку даме. Годы упорных тренировок придали светским львицам непринужденную элегантность. Но помимо этого, их свободная и уверенная манера поведения проистекала из убеждения, что никому не нужно подражать им, наоборот, это должны делать другие.
Условия домашнего воспитания детей в дворянских семьях
Домашнее образование детей дворян было в основном поверхностным, а цели и качество образования зависели не только от учителей, но и от богатства и интеллектуальной ориентации семьи.
Родители, которые были заняты управлением поместьем или вели мирскую жизнь, уделяли мало внимания образованию своих детей. В благородных семьях детям часто не хватало родительской ласки и нежности.
Согласно исследованиям А.С. Подольцева, дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, чем современная семья. Многочисленные родственники могли принимать самое активное участие в воспитании детей; идея о том, что это исключительная прерогатива отца и матери, похоже, не существовала в то время.
Конечно, нельзя подвести все благородные семьи под один шаблон. И все же, при всем разнообразии жизни благородной семьи, есть некоторые общие черты.
С одной стороны, воспитание ребенка совершенно хаотично: няни, гувернантки, родители, бабушки и дедушки — все воспитывают ребенка так, как считают нужным и как хотят.
С другой стороны, он вынужден следовать единым и довольно жестким правилам поведения, которым все сознательно его учат.
Послушание родителям, почитание старших было одним из основополагающих элементов патриархально-иерархического общества. В боготворимой традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не подлежащим обсуждению. Именно отец оказывал влияние на сына. Мысль отца должна была стать «тайной совестью» мальчика.
Хотя многие дети обучались на дому, их день был строго распланирован: ранний подъем, занятия и разнообразные мероприятия.
Завтраки, обеды и ужины проходили в кругу семьи, всегда в определенное время. Хорошие манеры были обязательны; нарушения этикета, правил вежливости, внешнего почтения к старшим не допускались и сурово наказывались. Дети никогда не опаздывали на завтрак и ужин, скромно и вежливо сидели за столом.
Естественность и легкость, с которой мирские люди выполняли все требования этикета, была результатом сознательного воспитания. Соответствующие привычки прививались с раннего детства.
О.С. Муравьева раскрыла этапы дворянского воспитания следующим образом.
Период беззаботного детства для дворянских детей заканчивался рано, в возрасте четырех или пяти лет. Основой домашнего воспитания на этом этапе было формирование религиозно-нравственных основ ребенка. Его познакомили с системой христианской этики и традиций, определявших стиль поведения дворянина, с целым комплексом различных, порой внешне не связанных между собой требований и педагогических приемов. Молитвой начинался и заканчивался день для детей из благородных семей. По воскресеньям и праздникам они посещали церковь вместе с родителями.
Первыми воспитателями дворянских детей, особенно в провинциях, были сельские священники и дьячки, а также образованные крепостные. Они знакомили ребенка с христианскими заповедями, давали ему первые уроки общения с природой, обучали основам счета и чтения из Часослова и Псалтыря, а ежедневные занятия начинались и заканчивались молитвой.
В аристократических семьях существовала продуманная система наказаний за различные проступки, в том числе за недостаточное усердие в учебе. Детей лишали сладостей или заставляли стоять за столом во время обеда, ставили на колени в углу на несколько часов, запирали в темной комнате, били по рукам деревянными лопаточками или линейками, хлестали плетьми, пороли и даже били кнутом из «подошвенной кожи». Часто плеть, висевшая на стене в комнате, где проходили уроки, или в ведре в углу, служили прутьями как веский аргумент в пользу прилежной учебы и хорошего поведения. Родители не считали, что такое отцовское наказание наносит большой вред психике ребенка. Наказания применялись не только родителями, но и домашними воспитателями. Жестокость родителей и учителей часто навсегда отбивает желание изучать тот или иной предмет. Иногда телесные наказания принимали форму насмешек над ребенком. Девочек также подвергали физическому наказанию. Другой распространенной практикой было стыдить детей перед взрослыми, старшими и младшими братьями и сестрами, часто не щадя их самолюбия. Страх и благочестие были неотъемлемой частью домашнего воспитания.
По мере взросления детей, начиная с шести-семи лет, образовательная программа значительно расширялась, а круг наставников менялся. Главную роль в воспитании на этом этапе играли иностранные гувернантки и учителя.
Выбор предметов для детей дворян обычно зависел от богатства и культурного уровня родителей, а также от наличия учителей. Среди общеобразовательных предметов преподавались старые и новые языки: латынь, французский как язык дворянства, а также, по возможности, немецкий, реже английский или итальянский, всеобщая и русская история, география, физика, астрономия, арифметика и геометрия, русская литература, рисование и музыка. Наряду с общеобразовательными предметами во второй половине XVIII — начале XIX в. обязательной частью домашнего образования мальчиков было изучение военных наук, так как дворяне низшего сословия должны были сдавать специальный экзамен.
Физическая подготовка имела огромное значение для воспитания дворянства. Мальчиков обучали гимнастике, фехтованию, верховой езде, плаванию, танцам и охоте. Дворян обучали гимнастике, фехтованию, верховой езде, плаванию, танцам и охоте.
Домашнее воспитание девочек, как правило, мало чем отличается от воспитания мальчиков. Из рук няни девочки переходили под надзор иностранной гувернантки, которой, как и гувернантке мальчика, родители практически оставляли «свои родительские обязанности и власть».
Обучить 3 девушек
В целом, образование девочек было более поверхностным, чем у мальчиков. Оно ограничивалось одним или двумя языками, в основном французским и немецким; знание английского уже свидетельствовало об уровне образования девушки выше среднего. Кроме того, девочек обучали общеобразовательным предметам, танцам и игре на музыкальном инструменте, пению и рисованию, а также различным ремеслам. Основной упор в воспитании девочек, как и мальчиков, делался на обучение хорошим манерам и житейскому этикету. Большую роль в воспитании детей в дворянских семьях играл стиль усадебной жизни, круг общения.
Д.И. Латышина в своем исследовании выделяет несколько типов домашних воспитателей для детей дворян: няни, гувернантки, бонны, гувернеры, гувернантки, гувернантки, учителя, гувернеры и дяди. Сформировалась определенная типология людей, ответственных за воспитание и образование детей.
Медсестра — это первый человек, к которому обращается ребенок. Для детей до 1 года были наняты мокрые медсестры. Влияние медсестры на ребенка было огромным, поэтому требования к ней были высокими: отличное здоровье, гигиена, душевное равновесие, внимательный и чуткий подход к детям. Как правило, медсестрами становились женщины из низших слоев общества — необразованные крестьянки, подверженные влиянию суеверий и предрассудков, вынужденные бросать собственных детей ради дополнительного заработка.
Няня часто была духовной влажной кормилицей ребенка. В России нянями работали женщины разного возраста и положения, от девочек 14-16 лет до пожилых нянь, которые приспосабливались к требованиям своей хозяйки и оставались с ребенком до поступления в учебное заведение или до прихода частных репетиторов.
Молодые, необразованные женщины были самыми распространенными нянями. В их обязанности входило мытье, одевание и кормление ребенка. Во многих семьях няня была гораздо ближе, любвеобильнее и нежнее к ребенку, чем мать, многие матери — светские состоятельные женщины отдавали слишком много времени развлечениям и пренебрегали воспитанием своих детей, если они смотрели на них в «ясли», то только потому, что больше нечем было заняться. Няня любила все время проводить с ребенком, привязывалась к нему, во многих семьях была единственным другом и утешителем для малыша.
Теплые отношения с няней, ее нежность и тепло согревали детство многих людей из дворянского сословия и формировали их характер и взгляды. Кроме того, няня знакомила ребенка с народными обычаями и традициями, крестьянской культурой.
Бонне — это должность, которая была чем-то средним между няней и гувернанткой. Боннас присматривала за старшими детьми. Обычно боннами были иностранки (немки или француженки), которые обучали детей родному языку в естественной обстановке.
Гувернантка была наемной воспитательницей, которую назначали для обучения детей. Среди его основных обязанностей было обучение детей иностранным языкам, музыке, пению, танцам и этикету. Гувернантки ежечасно следили за тем, чтобы ребенок соблюдал правила поведения в обществе, и освобождали от этой обременительной обязанности родителей, которые могли позволить себе не докучать детям замечаниями и наставлениями.
Основополагающим в воспитании детей было привитие им гувернантками привычки беспрекословного послушания родителям и почтения к старшим.
Большинство гувернанток, приехавших в Россию, были совершенно непригодны для педагогической работы. Их принимали по внешнему виду, не обращая внимания на то, были ли они лакеями, ремесленниками или беглыми офицерами у себя на родине. Так простодушные родители наняли чухана в качестве гувернера для своего сына, в полной уверенности, что он француз, и он учил их сына по-фински вместо французского. Было чрезвычайно трудно найти хороших учителей.
Помимо гувернанток и гувернеров, для обучения мальчиков и девочек часто нанимались учителя-специалисты. Большинство из них уже в 19 веке были учителями грамматических школ, которым приходилось преподавать детям грамматические науки. Обучение велось различными способами, в зависимости от знаний и способностей учителя и усердия учеников. В некоторых случаях пробелы в домашнем образовании компенсировались богатыми библиотеками, которыми дети пользовались открыто и тайно.
Частное репетиторство для детей было разрешено (с конца XVIII века) лицам с высшим образованием, отставным военным и гражданским чиновникам, отставным учителям.
Раз в год домашние учителя представляли директору школы отчеты о своей работе, а также отзывы работодателей и маршала уездного дворянства. Преподаватель, подготовивший трех студентов, поступивших в университет, получил почетное звание и право на государственную пенсию.
Так, основными дворянскими добродетелями были честь, мужество, настойчивость, нравственность, они составляли основу целей и методов воспитания дворянства. Домашнее воспитание имело огромное значение для развития ребенка в русской аристократической семье. В ней заложены основы умственного, физического, нравственного развития личности, ведь именно семья является первой средой, куда попадает ребенок, и именно здесь проявляются его первые жизненные потребности и интересы. Домашним воспитанием дворянских детей занимались различные наемные педагоги, но родительского тепла детям часто не хватало.
Образование и воспитание дворянства в учебных заведениях
Чтобы получить представление о характере воспитания дворянских детей в учебных заведениях, обратимся к описанию двух из них: Первый кадетский корпус (позднее — Сухопутный кадетский корпус) и Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре. В XVIII-XIX веках они были ведущими учебными заведениями для детей знатных семей.
Первый кадетский корпус. До XVIII века в России почти не было школ для специального военного или общего образования дворян, которые были обязаны нести военную службу на благо государства. Идею создания такого учебного заведения, которое могло бы готовить будущих офицеров для армии, впервые выдвинул союзник Петра I — граф Ягужинский. Корпус был открыт позже, в 1732 году.
Организация кадетских корпусов раскрыта в работах Д.И. Латышиной. Для 200 детей благородного происхождения был учрежден дворянский морской корпус (Первый кадетский корпус). Организация учебного процесса была сопряжена с определенными трудностями, многое приходилось делать, как говорится, «на ощупь», поэтому ошибки были неизбежны. Система обучения, применяемая в корпусе, была далека от совершенства. Преподаватели редко объясняли материал и требовали от курсантов заучивания разделов; даже самостоятельная работа курсантов сводилась к заучиванию. Процесс обучения был монотонным, скучным и не вызывал интереса у студентов. Хотя уже тогда были попытки как-то разнообразить занятия и ввести некоторые элементы визуализации.
Что касается нравственного воспитания в Сухонском кадетском корпусе, то мнения на этот счет расходятся, но несомненно, что в первые годы его существования повторялись старые ошибки, так как еще живы были воспоминания о петровских военных училищах и царивших там порядках. К кадетам относились как к «нижним чинам», и, соответственно, требования, предъявляемые к ним, ничем не отличались от тех, которые предъявляет командир роты к своим солдатам. Их также наказывали за нарушение установленного порядка и правил. И так продолжалось до тех пор, пока корпус не возглавил Иван Бецкой. Под его руководством в корпусе произошел ряд изменений.
В 1766 году Я. И. Бецкой «Устав Сухопутного кадетского корпуса для воспитания и образования благородного российского юношества».
Все принятые мальчики были распределены по пяти возрастным группам.
В любом возрасте кадет должен был остаться на 3 года и учиться «согласно своим склонностям и подготовке в науках». Родители охотно отправляли своих детей учиться в корпус, хотя в течение 15 лет обучения они не могли требовать, чтобы их сын вернулся домой.
Кадеты первого возраста (от 6 до 9 лет) были «вверены» заботам стюардессы и воспитателей. В обязанности стюарда входило наблюдение за поведением и моральным состоянием служанок и всех детей первой возрастной группы. Она была ответственна перед Советом директоров за детей и все, что с ними происходило. За детей отвечали воспитатели, которые должны были «обучать кадетов со всей добротой, терпением и любовью, и следить за тем, чтобы молодые люди не имели контактов с духовенством». Помимо общеобразовательных наук, кадеты первого возраста изучали педагогику, иностранные языки, рисование и танцы.
Вторая возрастная группа состояла из детей 9-12 лет и находилась под наблюдением мужчин-воспитателей, которые должны были «не обращаться с детьми сурово, заботиться о том, чтобы они сами подавали пример мягкости и умеренности, и чтобы время воспитания и обучения не проходило без пользы». Вместе с учителями они должны были научить учеников обслуживать себя, чтобы те могли обходиться без слуг, внушить им «любовь к добродетели и благопристойности, заметить в каждом природную склонность и качество ума, чтобы те, кто более понятен другим, могли помогать в других науках». Учителя и воспитатели должны были, наблюдая за своими учениками во время уроков, игр и экскурсий, увидеть, на что способен каждый человек, каковы его склонности и способности. Это позволило им определить, можно ли их наилучшим образом использовать на военной или гражданской службе.
Третий возраст (от 12 до 15 лет) по своей организации существенно не отличался от второго. Согласно плану Бецкого, студенты этого возраста должны были позаботиться о том, чтобы «довести до совершенства науки, начатые в предшествующие века», и, кроме того, изучить латинский язык, зачатки военной и гражданской архитектуры, а также бухгалтерию. В третьем возрасте общее образование кадетов было завершено.
В четвертом (с 15 до 18 лет) и пятом (с 18 до 21 года) возрасте жизнь и учеба кадетов менялись: они находились под командованием офицеров, которые «должны были обращать особое внимание на то, чтобы кадеты никогда не были праздными, склоняя их лаской и любовью, чтобы они находили для себя полезные занятия». От офицеров-инструкторов и командиров требовалось обращаться с курсантами твердо, но в то же время не вселять в них страх, от которого потом трудно избавиться.
В уставе Кадетского корпуса были заложены основы нравственного воспитания. Так, надзирателям предписывалось «бдительно следить за кадетами, вверенными их попечению, чтобы во всем их поведении проявлялись добродетель, вежливость…». Всегда так делали, и ложь, и неверность, и другие непристойные пороки знати были в значительной степени искоренены из их жизни. Нравственному воспитанию способствовали также уроки музыки и танцев, без которых воспитание мирского человека было просто немыслимо. По окончании корпуса кадет должен был научиться играть на одном из музыкальных инструментов.
Несмотря на многие недостатки, кадетский корпус пользовался большой популярностью. Он стал образцом для устройства других привилегированных учебных заведений в России с точки зрения организации, материального обеспечения, педагогических методов и принципов.
Воспитательное общество благородных девиц в Смольном монастыре. В 1764 году в Смольном монастыре было основано Воспитательное общество благородных девиц. Устав общества был написан И. И. Бецким. За один прием принималось пятьдесят девственниц; прием проводился один раз в три года. Курс обучения длился от 6 до 18 лет, и родители должны были подписать обязательство, что до 12 лет они не имеют права требовать свою дочь из учебного заведения и видеться с ней. В гимназию благородных девиц принимали только дочерей дворян, которым было не больше шести лет. Ученики обучались в четырех классах, в четырех «возрастах» (классах) в течение трех лет каждый. (Классы) на три года каждый.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Компетентностный подход к построению педагогического процесса
- Воспитание в «доме сирот» я. Корчака
- Технология деятельностного метода обучения
- Полоролевая социализация дошкольников
- Классификация средств обучения
- Трудовое воспитание в школе
- Принципы обучения
- Направления воспитательной работы
- Воспитание детей в семье и в школе
- Вопросы для аттестации педагогических работников