Оглавление:
Большое количество психологических работ посвящено личности, ее становлению, развитию и формированию. Понятие личности — одно из самых сложных понятий в психологии. До сих пор нет достаточно обоснованного и общепризнанного определения личности, многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, разнообразием ее формирования и развития.
Проблема личности в психологии — это необъятная проблема, она охватывает огромное поле исследований. Не теряют своей актуальности такие базовые проблемы, как структура личности, типология черт характера и, конечно же, факторы формирования личности.
Личность — один из тех феноменов, которые редко интерпретируются одинаково двумя разными авторами. Но большинство психологов, в том числе А. Леонтьев, В. Ядов, С. Рубинштейн, Б. Ананьев, все же согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся. На самом деле, слово «личность» используется по отношению к человеку только после определенного этапа его развития. Но все же до сих пор в психологии не существует единой теории формирования личности и пока не доказано, какие именно факторы оказывают большее влияние на формирование личности — взгляды психологов на этот вопрос довольно противоречивы. С точки зрения некоторых ученых, каждый человек формируется и развивается в соответствии со своими врожденными качествами и способностями, а социальная среда в этом случае играет очень незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отрицают врожденные внутренние качества и способности личности и считают, что личность полностью формируется в ходе социального опыта. Представители третьей точки зрения не отрицают ни биологию, ни среду, но на первый план выдвигают развитие самих психологических процессов, то есть считают, что основные факторы формирования идентичности являются психологическими.
Формирование личности — это первый этап формирования личностных характеристик человека. Проблема формирования и развития личности не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Знание факторов формирования личности является важнейшей основой для совершенствования методов исследования личности как таковой и улучшения психологической помощи различным слоям населения.
В отечественной психологии личности довольно сложно выделить абсолютных сторонников только одного конкретного фактора формирования личности. Но прежде чем рассуждать о факторах формирования личности, давайте определим, что такое личность по мнению отечественных психологов. Б.Г. Ананьев считал, что личность — это субъект социального поведения, общения и исторического процесса, а К.К. Платонов, что личность — это человек как носитель сознания. А.В. Петровский отмечал, что «Личность — это человек как социальный индивид, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее языком и способное к трудовой деятельности». С.Л. Рубинштейн писал, что личность — это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Согласно современному учебнику общей психологии, «личность — это конкретный человек в системе его устойчивых социально обусловленных психологических свойств, проявляющихся в социальных связях и отношениях, определяющих его нравственные поступки и имеющих существенное значение для его самости
Что примечательно в отечественной психологии личности, так это отсутствие кардинально отличного понимания факторов формирования идентичности. Одни концепции возникают на основе других и переплетаются с ними. Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных трудов: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн и др. Эта теория основана на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и внешних условий, которые ее определяют и действуют через внутренние причины. Рассмотрим основные положения концепций некоторых отечественных психологов.
Восприятие идентичности в первой половине двадцатого века
Одним из первых российских психологов, обратившихся к вопросу и проблеме личности, был Л.С. Выготский. Он писал, что «центральная и высшая проблема психологии — проблема личности и ее развития — все еще остается закрытой». Л.С. Выготский считал, что для понимания внутренних психических процессов необходимо выйти за пределы организма и искать их объяснение в социальных отношениях человека со средой. Его концепция была названа культурно-исторической, поскольку интерпретация сознания и психических процессов может быть выведена только из их развития и возникновения.
Основная идея Л.С. Выготского заключалась во мнении о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе его онтогенетического развития во взаимодействии со взрослым. По мнению Л.С. Выготского, развитие связано с усвоением культурных знаков, наиболее совершенным из которых является слово. По мнению Л.С. Выготского, формирование личности — это процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития и сама является исторической. Показателем личности является соотношение природных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурного, чем больше выражен процесс совладания с миром и собственное поведение, тем значительнее личность.
Если у Л.С. Выготского основным фактором формирования личности было культурное совершенствование, то в концепции А.Н. Леонтьева ведущим понятием была категория деятельности. Она рассматривается «как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого психика производит как необходимый момент своего развития». По мнению А.Н. Леонтьева, личность — это внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью только как субъект социальных отношений. Он раскрывает структуру личности через понятие мотива и деятельности. Он утверждает, что «на основе набора отдельных психологических или социально-психологических характеристик человека невозможно получить «структуру личности», что реальная основа личности человека лежит не в его генетических программах, не в его предрасположенностях и желаниях, не в приобретенных способностях, знаниях и умениях, в том числе профессиональных, а в системе деятельности, реализуемой этими знаниями и умениями».
Взгляды А.Н. Леонтьева переплетаются со взглядами С.Л. Рубинштейна, но важным моментом в изучении личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются особенности ее включенности в более широкий контекст — не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. «Сущность человеческой личности, — говорит С.Л. Рубинштейн, — находит свое высшее выражение в том, что она имеет свою собственную историю. Эта особенность выражается в понятии «субъект жизни». Это «личность на более высоком уровне». «Личность в эмфатически конкретном смысле слова — это человек, имеющий свою собственную позицию, свое отличительное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в результате большой сознательной работы».
В. М. Бехтерев выдвинул свою концепцию личности и, в свою очередь, считал, что «личность — это как бы две тесно связанные группы следов, одна из которых теснее связана с органической сферой, а другая — с социальной. Рассматривая характер взаимоотношений между ними, В.М. Бехтерева заявил, что «социальная сфера, развиваясь на основе органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до такой степени, что органические влияния подавляются опытом социальных отношений и социальных влияний». Описывая роль общения в развитии и формировании личности, В.М. Бехтерева писал: «Разные люди находятся в разных условиях в смысле их общения с окружающими их людьми, а также в неравных условиях формирования, что также не лишено огромного значения в отношении будущего развития любой данной личности.
Представления о личности во второй половине двадцатого века
Во второй половине двадцатого века взгляды на личность и факторы ее формирования существенно не изменились.
Значительный вклад в изучение личности и ее формирования внес Б. Г. Ананьев. По мнению Б. Г. Ананьева, личность — это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому особенности личности наиболее ярко раскрывают социальную сущность человека, то есть свойство быть личностью присуще не как биологическому, а как социальному существу. Здесь под социальным существом понимается человек определенной социально-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Б.Г. Ананьев отмечал, что личность меняется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Индивид рождается как биологическое существо и становится личностью в процессе онтогенеза через усвоение социально-исторического опыта человечества. Б.Г. Ананьев признавал роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирующей роли социальных факторов.
В отличие от предыдущего автора, А.Г. Ковалев признавал психологический фактор доминирующим в процессе формирования личности. Личность в работах А.Г. Ковалева выступает как целостное образование психических процессов, психических состояний и психологических черт. В 1981 году в главе о личности в своем учебнике по общей психологии он писал, что первым компонентом в структуре личности является направленность, вторым — способности, третьим — характер, четвертым — система контроля, обозначаемая термином «Я», и пятым — психические процессы. Сама личность представляет собой синтез вышеперечисленных структур. Независимость, произвольность поведения, формирование тотальной личности дает этот синтез».
Опираясь на взгляды и достижения своих предшественников, в частности педагога и наставника Л.С. Выготского, Л.И. Божович придавала решающее значение социальным факторам в формировании и развитии личности. Она считала, что среди всех первичных потребностей потребность в новых впечатлениях, возникающая в первый месяц жизни ребенка, является ведущей для психического развития.
Эта потребность приобретает свою важность благодаря следующим качественным характеристикам: В отличие от всех других первичных потребностей, она является как бы неудовлетворенной — чем больше впечатлений обрушивается на ребенка, тем сильнее развивается в нем потребность в их получении.
Эта потребность имеет перспективный характер, она прогрессивна по своей природе, поскольку связана с функционированием человеческого мозга, развитие которого принципиально неограниченно и требует постоянного совершенствования познавательной деятельности субъекта.
В то же время развитие потребности в знаниях внутренне связано с психическим развитием человека, поскольку последнее происходит только в процессе усвоения ребенком исторически накопленного человеческого опыта.
Сила потребности во внешних впечатлениях, таким образом, заключается в том, что взрослый, удовлетворяя эту потребность, вводит ребенка в мир социальной действительности — в социально выработанные навыки, умения, способы практической деятельности, мораль и так далее. Поскольку предметы материальной и духовной культуры, традиции культуры воплощают исторически сложившиеся формы духовной жизни людей, ребенок, овладевающий культурой, усваивает и эти формы; на этой основе у него формируются специфические социальные формы психики.
В свою очередь, К.К. Платонов, великий представитель отечественной психологии, утверждал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре, т.е. развитие личности в конечном итоге определяется возможностями, заложенными в условиях внешней среды.
Биогенетический подход
Проблеме личности, ее развития и воспитательных факторов в зарубежной психологии уделяется большое внимание.
В зарубежной психологии широко используются следующие подходы к изучению факторов формирования личности:
- Биогенетический подход представляет биологическое созревание организма как основу развития личности;
- Социогенетический подход — человек, рожденный как биологический индивид, становится личностью под влиянием социальных условий жизни. Общение и психологическое взаимопонимание имеют жизненно важное значение;
- Психогенетический подход не отрицает биологию или среду, но фокусируется на развитии самих психологических процессов.
Сторонники биогенетического подхода придерживаются идеи, что основные факторы формирования личности являются биологическими, и ссылаются на биогенетический закон, открытый в 1862 году немецкими биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером: онтогенез повторяет филогенез, что означает, что развитие человека повторяет все стадии биологического развития предков. На основе этого закона представители биогенетического подхода пытались доказать, что человек повторяет не только в своем биологическом развитии, но и в своем личностном становлении все этапы, которые люди прошли в процессе своей социальной и духовной эволюции.
Одним из первых сторонников этой точки зрения был французский социолог Летурно. Он считал многие моральные недостатки врожденными и необратимыми тенденциями, связанными с влиянием инстинктов предков, для которых упомянутые поступки были обычным образом жизни. Образование, утверждает Летурно, якобы бессильно что-либо изменить.
В свою очередь, американский психолог Г. Холл писал, что «человек в своем развитии от оплодотворенной яйцеклетки до взрослой жизни проходит через те же стадии, через которые прошло все человечество в своем развитии». Это продемонстрировало его приверженность биогенетическому подходу.
Биогенетический подход особенно ярко проявляется в интерпретации личности З. Фрейд — основатель такого направления, как психоанализ. Фрейд говорил, что формирование личности является результатом того, что биологическая природа человека приспосабливается к жизни в обществе, человек вырабатывает защитные механизмы и способы удовлетворения потребностей, которые соответствуют «сверх-Я». Согласно Фрейду, несмотря на поверхностные изменения в поведении человека на протяжении жизни, базовая структура личности остается в основном неизменной. Значительных изменений личности можно достичь в лучшем случае с большим трудом и только в результате длительного и очень болезненного процесса психоаналитической терапии. Биологическое начало в человеке является основополагающим фактором в развитии личности.
Основные положения Фрейда сводятся к следующему: любое поведение личности обусловлено инстинктивными влечениями, которые даны ей от рождения и передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических влечений, импульсов и бессознательных побуждений, природа которых, согласно Фрейду, неизвестна и непознаваема.
Социогенетический подход
Социогенетический подход подразумевает, что основные факторы формирования личности являются социальными.
К сторонникам социогенетического подхода относятся неофрейдисты. Среди них: Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни и другие. Они выступали против чрезмерной биологизации учения З. Фрейда и попытался социологизировать его учение. Следуя основным постулатам Фрейда о бессознательном, неофрейдисты продолжили линию на ограничение роли сексуальных влечений в объяснении человеческой психики и поиск новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходил из признания решающей роли среды, поэтому неофрейдисты выдвигали механизмы социального порядка вместо биологических. Однако постулируемая оппозиция личности и общества и их антагонизм сохранились. Неофрейдисты считали, что личность может окончательно сформироваться и прийти в равновесие только после длительного процесса психологического созревания, когда человек может распознать все скрытые и игнорируемые стороны собственной личности, как на бессознательном, так и на сознательном уровне.
Давайте более подробно рассмотрим предположения некоторых представителей неофрейдизма. По убеждению Э. Фромма, классический психоанализ способствовал обогащению знаний о человеке, но не увеличил знания о том, как человек должен жить и что он должен делать. По его мнению, Фромм пытался представить психоанализ как естественную науку, но совершил ошибку, не уделив достаточного внимания этическим проблемам. Э. Фромм решил сместить акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, чтобы показать, что «человеческая природа — страсти человека и его страхи — это продукт культуры». Он считал, что в личности нет ничего неотъемлемого. Все его психические проявления являются результатом погружения человека в различные социальные среды. Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его основной тезис заключался в том, что структура личности связана с конкретными социальными структурами.
Другой представитель неофрейдизма — А. Адлер писал: «Не забывайте самый важный факт: ни наследственность, ни среда не являются определяющими факторами. И то, и другое обеспечивает лишь отправную точку для развития и влияния, на которое человек отвечает своей творческой силой. А. Адлер считал, что наследственность и среда должны быть признаны факторами, способствующими формированию лагеря личности, но влияние выходит далеко за рамки действия этих сил. В формировании личности важно не то, чем человек наделен при рождении (биологический фактор) или с чем он сталкивается в жизни (социальный фактор), а то, как он владеет тем и другим.
C. Хорни также выступала за социогенетический подход в изучении факторов формирования личности. Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения К. Хорни. Во-первых, она отвергла высказывания З. Фрейда о женщинах, особенно его утверждение о том, что их биологическая природа диктует зависть к пенису. Это стало отправной точкой в ее противостоянии с ортодоксальной фрейдистской позицией. Во-вторых, живя в Чикаго и Нью-Йорке, она обменивалась мнениями с такими выдающимися учеными, как Э. Фромм, М. Мид и Г. Салливан. Они укрепили ее веру в то, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на формирование, развитие и функционирование личности. В-третьих, их клинические наблюдения за пациентами в Европе и США выявили разительные различия в динамике их личности, что свидетельствует о влиянии социальных факторов. Эти наблюдения привели их к выводу, что в основе расстройств личности лежат уникальные стили межличностных отношений. К. Хорни по-прежнему разделяла основные постулаты психоанализа, но придавала большее значение влиянию социальной среды на формирование личности. В своих работах К. Хорни неоднократно подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность.
Яркими сторонниками социогенетического подхода в изучении личности были представители поведенческой теории личности, которую еще называют «научной», поскольку основная идея этой теории гласит, что «наша личность — это продукт обучения».
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитательный процесс в школе: планирование и регулирование
- Методы стимулирования деятельности и поведения
- Теория и методика преподавания социально-гуманитарных дисциплин
- Готовая практика для студентов логопедов
- Содержание анализа воспитательной работы
- Содержание образования и гуманизация содержания
- Технология педагогической деятельности в работе с дошкольниками
- Воспитание культуры здоровья у дошкольников
- Особенности процесса обучения
- Методическая работа в дошкольной образовательной организации