Оглавление:
Сегодня наука стала неотъемлемой частью общественной жизни. Наука влияет на жизнь общества двумя способами: изменяя его материальную основу и воздействуя на различные компоненты его духовной культуры. Духовная культура обычно понимается как совокупность всех разнообразных идеальных социальных явлений — метафизических, художественных, научных, религиозных, паранаучных, этических, правовых.
Духовная жизнь общества внутренне противоречива, она комплексно сочетает в себе инновации и традиции, революционные и реакционные идеи, прогрессивные и консервативные концепции. Их борьба отражается как внутри отдельных форм духовной культуры, так и на прилегающих территориях.
В современную эпоху, в связи с чрезвычайно возросшей ролью науки в жизни общества, необычайно возросло взаимное влияние науки и других форм духовной культуры.
Неудивительно, что интерес к науке как к элементу социальной структуры, к той роли, которую наука играет сегодня и которую она, несомненно, будет играть в дальнейшем формировании сосуществования людей, постоянно растет. Об этом свидетельствует появление новых и новых дисциплин, делающих феномен науки объектом их тщательного изучения. Роль науки в структуре интеллектуальной жизни человека также легко понять, если просто перечислить те специальные дисциплины (без учета истории и философии науки, поскольку их интерес сосредоточен на изучении когнитивной стороны науки), которые изучают науку как социальный институт. Следует отметить, что каждый из них смотрит на науку с определенной, специфической точки зрения, с точки зрения той роли, которую наука играет в общей структуре общества. Последними дисциплинами являются социология науки, психология науки, политология и экономика науки. Из названий этих дисциплин можно выделить четыре основные характеристики, присущие науке как социальному феномену: 1) наука — это социальный институт, организованный по определенным правилам; 2) наука — это сообщество ученых, объединенных на основе четко определенных внутренних установок; 3) наука сегодня играет важную политическую роль; 4) наука оказывает влияние на экономическую модель современного общества.
Современное положение науки в обществе является результатом мощного процесса развития научного мышления, начавшегося задолго до выделения науки в отдельный социальный институт. Исследователи по-разному оценивают, когда именно начался этот процесс. Некоторые даже считают, что его начало совпадает с появлением самого Homo sapiens, его способностью практически перекраивать мир. Более умеренная и обоснованная точка зрения связывает процесс возникновения научной мысли с Древней Грецией. Теория, в древнем смысле этого слова, основана, прежде всего, на спекуляции, на смещении внимания сознания от реального и преходящего к чему-то стабильному и вечному.
Несомненно, теоретическое отношение является истинным происхождением науки. Уже в это далёкое время наука (до сих пор понимаемая только как факультет спекуляции) начинает играть особую роль в обществе. Человек учится выводить законы, опираясь не только на веру в власть и почитание традиции, но и на развитое рациональное мышление, основанное на спекулятивных конструкциях. Здесь достаточно упомянуть диалог Платона «Государство». Его работа — не что иное, как величайшее достижение ума, попытка выстроить первую спекулятивную (теоретическую) концепцию общественного устройства.
На средневековом Западе теоретический подход к организации общественной жизни еще более укрепился. В XIII веке появляются первые университеты (в Париже, Болонье, Салерно), первоначально изучающие право, медицину и теологию. Университеты, по сути, представляют собой самые первые институциональные формы науки. В отличие от древних и раннесредневековых школ и академий, они впервые получили признание на государственном уровне. Постепенно государство стало поддерживать не только обучение студентов в вузах, но и проводимые там научно-исследовательские эксперименты.
Наука как элемент культуры. Основные типы научной рациональности
Общество начинает понимать, что не каждый, кто хочет стать ученым, подходит для этой профессии. Для того чтобы стать ученым, необходимо приобрести целый ряд навыков и впоследствии применять их на практике, а также выполнить ряд конкретных условий. Если в XIX веке успехи в науке были достигнуты в основном благодаря усилиям продвинутых и талантливых личностей, а сами научные открытия знакомы нам по именам ученых, которые их сделали, то в XX веке ситуация кардинально меняется. Самое важное изменение касается того, что наука становится, так сказать, коллективным проектом. Следующее открытие, как правило, делается не одним ученым, а группой (иногда очень многочисленной) ученых. В науке как социальном институте появляются ранее неизвестные измерения: например, управление наукой, которое касается принципов оптимизации работы ученых и исследовательских групп.
В конце ХХ века наука приобрела еще одно новое (и очень важное) измерение — экономическое. В своих исследованиях ученые стали руководствоваться экономической целесообразностью и будущим применением на практике. Максимы, такие как знание ради самого знания, занимают заднее сиденье. Общество требует, чтобы ученые избавились от таких романтических предрассудков. Сами ученые начинают понимать, что зачастую они являются всего лишь инструментом в руках государственной машины. Ученые все чаще обсуждают этические последствия своих теоретических исследований.
Сегодня научные учреждения выполняют политическую функцию в дополнение ко всему остальному. Сила науки сегодня заключается не только в ее теории и основанных на ней технологиях, но и в ее особом политическом весе. Исследования, проведенные учеными в последние десятилетия, выявили негативное влияние парникового эффекта на планету в целом. Такие научные выводы имеют политические последствия. Лидеры Европейского Союза прислушиваются к мнению ученых и, вопреки экономической целесообразности и национальным интересам, принимают политическое решение о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу Это может послужить конкретным примером политической составляющей современной науки и ее политической функции в жизни общества в целом.
Современная наука, таким образом, является ничем иным, как структурообразующим институтом в социальном организме. И если на момент своего создания это учреждение имело лишь две основные функции (образование и научные исследования), то сегодня наука приобретает ряд совершенно новых измерений (в том числе политических и экономических). Соответственно, роль науки в обществе также значительно возрастает.
Основные элементы духовной жизни общества
Духовная жизнь общества очень сложна. Это не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслями и чувствами, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание является ядром, ядром их личной духовной жизни и духовной жизни общества.
Основными элементами духовной жизни общества могут быть духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, а также сами духовные ценности и духовная деятельность по их созданию, и духовное производство в целом. Элементы духовной жизни должны также включать в себя духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовных отношений между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.
Основой духовной жизни общества является духовная деятельность. Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в ходе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их представления и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности являются определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные убеждения. Они воплощены в нравственных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и так далее.
Все это принимает форму и значение соответствующих духовных ценностей, которыми могут быть те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, произведения искусства, нравственное и религиозное сознание, наконец, фактическое духовное общение людей и вытекающий из этого морально-психологический климат, например, в семье, промышленном и других коллективах, международное общение и общество в целом.
Одним из конкретных видов духовной деятельности является распространение духовных ценностей, которые должны быть поглощены как можно большим количеством людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, образования и воспитания, будь то в семье, школе, институте или производственном коллективе и т.п. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей и, следовательно, обогащение духовной жизни общества.
Основными движущими силами для духовной деятельности являются духовные потребности. Последнее проявляется как внутренняя мотивация человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную потребность в духовном развитии окружающего их мира природы и общества. В то же время духовные потребности субъективны по форме, так как они проявляются как проявления внутреннего мира людей, их социального и индивидуального сознания и самосознания.
Наука как компонент духовной культуры
Наука является одной из важнейших составляющих духовной культуры, в которой когнитивный элемент превалирует над ценностным, значение науки и научной деятельности — в приобретении объективных знаний о мире. Однако наука — это не только система знаний. Как элемент интеллектуальной культуры, это система деятельности большого количества людей и особый социальный институт.
Термин «наука» используется в различных значениях:
- особый вид знаний, который имеет свои особенности, отличающие его от других видов;
- конкретный вид знаний, полученных на его основе; — конкретный вид деятельности;
- конкретное социальное учреждение, представленное различными организациями и учреждениями.
Все эти значения термина «наука» имеют свой смысл. Современная философия рассматривает науку и как знание, и как деятельность, и как социальный институт.
Наука как социальный институт — это совокупность организаций и учреждений, в которых и через которые специальная группа людей (научное сообщество) осуществляет свою деятельность — приобретает объективные знания и одновременно решает другие, непознаваемые задачи: политические, правовые, социальные и др.
Наука как вид деятельности — это творческий процесс получения знаний, направленный на раскрытие объективных законов природы, общества и человека. Научная деятельность имеет социальный аспект, который заключается в осуществлении различных видов социальных ролей и функций, не связанных непосредственно с приобретением знаний.
Наука как знание имеет ряд особенностей. Главной особенностью научного знания является рациональность, в науке новая информация формулируется и выражается в виде единых принципов и законов. Концепции рациональности естественным образом меняются, но критерий логической последовательности, являющийся ядром концепций рациональности, остается неизменным[1]. Еще одной характеристикой научного знания является объективность. Наука пытается запечатлеть реальность как можно более полно и точно, но исключает субъективные моменты. Требование объективности знаний в гуманитарных и социальных науках имеет свою особенность, поскольку объектом наук о разуме является культура и человек, понимание которых обязательно окрашено в субъективные тона и не лишено ценностных ориентиров. Но субъективность и субъективизм — это разные свойства, поэтому потребность в объективности, которая меняется, сохраняется даже в науках о разуме[2].
В отличие от обычных знаний, научные знания не ограничиваются констатацией фактов, а являются, прежде всего, объяснением. Научные знания, в отличие от обычных, художественных, религиозных или мифологических знаний, являются доказательственными. Наука всегда пытается обосновать свои утверждения, что не отрицает тот факт, что в науке есть недоказанные теоремы и гипотезы, которые впоследствии могут быть опровергнуты как неправдивые.Это относится и к гуманитарным и социальным наукам, которые, как и естественные науки, изучают то, что является общим и типичным, но что проявляется в обществе, а не в природе. Особая задача науки — предсказать неизвестные явления и факты или определить тенденции развития уже известных. Прогнозная сила (эвристика) научных теорий является одним из важнейших критериев, по которому оцениваются новые открытия в науке. Особенностью научного знания является также его систематическая организация. Все данные науки организованы в теории и концепции, которые согласуются друг с другом и с преобладающими философскими представлениями о существовании, человеке, о возможном и невозможном и так далее.
Мировоззрение и духовная культура
Искусство было одним из показателей исторического единства степей Евразии. Это было выражение идеолого-эстетических принципов духовной жизни степных народов Евразии, их основных центров, которые были носителями господствующих идей, основного мировоззрения, которым жил весь этот мир. Поиск единого центра происхождения анималистического стиля, лежащего в степном евразийском мире или за его пределами, а также доказательство скифского (западного) или сибирского (восточного) происхождения основных тем или всего скифо-сибирского искусства, вероятно, были бесперспективными в прошлом. Очевидно влияние древнего азиатского, ассиро-бабилонского, хеттского и мидианского искусства на евразийский степной мир в той мере, в какой в целом можно говорить о вкладе древней ближневосточной цивилизации в мировую культуру.
Начиная с основных тем скифо-сибирского искусства, с помощью данных о строительстве гробниц, погребальных обрядах, а также текстов Авесты и Ригведы, можно установить следующие основные особенности скифо-сибирской системы мировоззрения:
- Во-первых, идея трехсторонней вертикальной и четырехлинейной горизонтальной структуры мира.
- Во-вторых, весьма своеобразная концепция материи и многообразие ее форм, в том числе мир природы: люди, животные, растения и объекты, а также связи между ними.
- В-третьих, представления о роли солнца как источника жизни.
- В-четвертых, развитая концепция священного животного.
Мировоззрение было в основном диалектическим и амбивалентным, включая понятия движения, циклического развития и перехода из одного состояния в другое. Все это нашло свое отражение в искусстве скифо-сибирской символики мира. Амбивалентность (двойственность) заложена в большинстве образов: в изображениях, сочетающих элементы разных животных, особым образом изображены оленьи и бараньи рога. Понятно, что мы изображаем не отдельных животных, а их символы — носителей определенной идеи: баран — это не просто баран, а носитель папоротника (процветание, удача и везение), олень — это символ солнца и т.д. Образы животных в скифо-сибирском искусстве были носителями этих идей, материализовали символы духовной культуры народа. Очевидно, что символизм в искусстве соответствовал символизму в мышлении, иначе эти образы искусства (бараны, олени, батальные сцены и т.д.) были бы непонятны, не могли бы выполнять свою функцию. Эти объекты, как правило, не являются единичными и явно обладают определенными коммуникативными качествами: они несут в себе идеи, которые понимает общество в целом.
Начиная с археологических материалов скифо-сибирского искусства, мы хотим разобраться с наиболее важными аспектами системы мировоззрения. В представлениях о Вселенной, помимо ее общей структуры (горизонтальной, вертикальной), центральное место занимают солнечные идеи и культы.
В скифо-сибирском мире существовало несколько солнечных символов, передающих различные семантические ситуации. Это бронзовые и позолоченные диски, известные в скифо-сибирском мире. Некоторые из них дополнительно украшены концентрическими кругами и изображениями зерен. В тагарских гробницах их обычно находят с оленьими бляшками. Оленьи бляшки сами были также связаны с культом солнца. Главная идея — свет, излучение, движение — подчеркивалась рядом средств: золотые украшения бляшек, полукруглый рог, который можно воспринимать как символ Солнца, с такими же наложенными полукругами, символизирующими идею движения, повторения.
Сюда также входит табличка с оленьим оленем с обернутым вокруг него золотым рогом. Идею движения солнца передают круглые щели на крупке и щели в форме крыльев на лопатках на некоторых бляшках. Эта же идея еще более отчетливо прослеживается на оленьих бляшках из Забайкалья и Монголии: вытянутые, летящие олени с длинными рылами и стилизованными рогами летят к солнцу.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
- Способы представления человека в индийской философии
- Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
- Мартин лютер, основатель лютеранства
- Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
- Философия науки и техники
- Общая характеристика, основные этапы и особенности античной философии
- Необходимость и случайность
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Социализация личности в философии