Для связи в whatsapp +905441085890

Основные этапы развития педагогики — возникновение и развитие педагогики

Педагогика получила свое название от греческих слов «пай-дос» — ребенок и «аго» — вести. В дословном переводе «paidegago-gos» означает «воспитатель детей». В Древней Греции пайдегаго — это раб, который буквально брал за руку ребенка своего хозяина и сопровождал его в школу. Учителем в этой школе часто был другой раб, просто ученый.

Постепенно слово «педагогика» стало использоваться в более общем смысле и означать искусство «вести» ребенка «по жизни», то есть воспитывать и обучать его, направлять его умственное и физическое развитие. Часто имена людей, которые впоследствии стали знаменитыми, упоминаются вместе с именами их воспитателей. Со временем накопление знаний привело к появлению специальной науки о воспитании детей. Теория была очищена от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, подчеркнула наиболее важные связи. Таким образом, педагогика стала наукой о воспитании и образовании детей.

Такое понимание педагогики сохранялось до середины 20 века. Только в последние десятилетия пришло понимание того, что не только дети, но и взрослые нуждаются в квалифицированном педагогическом руководстве.

Самое краткое, общее и в то же время относительно точное определение современной педагогики — это наука о воспитании человека. Термин «образование» используется здесь в самом широком смысле и включает в себя воспитание, обучение и развитие. Расширение сферы применения термина «образование» противоречит историческому названию этой науки. Поэтому в педагогическом лексиконе мира все чаще встречаются новые термины — андрогогия (от греч. «андрос» — человек и «аго» — вести) и антропогогия (от греч. «антропос» — человек и «аго» — вести).

На протяжении веков педагоги искали лучшие способы помочь людям использовать способности, данные им природой, для формирования новых качеств. На протяжении тысячелетий постепенно накапливались необходимые знания, создавались педагогические системы, одна за другой проверялись и отбрасывались, пока не остались самые жизнеспособные и полезные. Развитие и наука об образовании, основной целью которой является накопление и систематизация научных знаний об образовании человека.

Определяя образование и педагогическую науку, мы исходим из того, что нет ни общества, ни образования вообще, а есть определенное общество на определенном этапе исторического развития, и есть образование, направленность и уровень которого объективно отражает уровень развития общества. Несмотря на то, что педагогика имеет дело с «вечными» проблемами, ее объект конкретен: это педагогическая деятельность, осуществляемая в учебных заведениях. Педагогика считается прикладной наукой, которая направляет свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях народа, народной педагогике; философские, социально-педагогические и психологические труды; современная мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и воспитательные системы в современных быстро меняющихся условиях.

Основные этапы развития педагогики

Возникновение и развитие педагогики

Практика образования уходит своими корнями в самые глубокие слои человеческой цивилизации. Она появилась вместе с первыми людьми. Дети воспитывались без всякой педагогики, даже не знали о ее существовании. Наука об образовании сформировалась гораздо позже, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия и многие другие. В любом случае, она относится к молодым, развивающимся отраслям знаний. Первичные обобщения, эмпирическая информация, выводы из повседневного опыта не могут считаться теорией, они являются лишь источниками, предпосылками последней.

Известно, что жизненные потребности являются основной причиной возникновения всех отраслей науки. Наступило время, когда образование стало играть важную роль в жизни человека. Было отмечено, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как организовано образование будущих поколений. Возникла необходимость обобщения опыта воспитания, создания специальных учебных заведений для подготовки молодежи к жизни.

Наиболее развитые страны древнего мира — Китай, Индия, Египет и Греция — предпринимали серьезные попытки обобщить опыт образования и выработать теоретические принципы. В то время все знания о природе, людях и обществе аккумулировались в философии.

Древнегреческая философия была колыбелью европейских образовательных систем. Его самый выдающийся представитель Демокрит (460-370 гг. до н.э.) создал обобщающие труды по всем областям современного знания, не обойдя вниманием и образование. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: «Природа и воспитание — одно и то же. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы»; «Обучение развивает прекрасное только на основе труда». Среди теоретиков педагогики были великие древнегреческие мыслители — Сократ (469-399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В их трудах были глубоко разработаны основные идеи и положения по воспитанию человека, формированию его личности. Эти положения на протяжении веков доказали свою объективность и научную обоснованность и служат аксиоматическими принципами педагогической науки. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало сочинение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35-96) «Воспитание оратора». Труд Квинтилиана долгое время был основной педагогической книгой и, наряду с работами Цицерона, изучался во всех школах риторики.

Во все времена существовала народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Люди создали оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта пышными плодоносящими оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. В объятиях теологии и схоластики образование в значительной степени утратило прогрессивную ориентацию античности. Из века в век оттачивались и укреплялись незыблемые принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти двенадцати веков. Хотя Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинский (1225-1274) и другие, образованные для своего времени философы, создали объемные педагогические трактаты, педагогическая теория не ушла далеко вперед.

Ренессанс породил множество умных гуманистических мыслителей и педагогов, которые взяли за девиз древнее изречение: «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо». Среди них были голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378-1446), француз Франсуа Рабле (1494-1553) и Мишель Монтень (1533-1592).

Педагогика долгое время занимала скромный угол в великом храме философии. Только в XVII веке она стала самостоятельной наукой, связанной с философией тысячами нитей. Педагогика неотделима от философии не в последнюю очередь потому, что обе науки занимаются человеком, его бытием.

Педагогические теории Нового времени

Педагогические теории и идеи современной эпохи были основаны на лучших гуманистических традициях и вобрали в себя прогрессивные идеи современной эпохи. В XVII-XVIII веках были созданы первые научные педагогические теории.

Работы немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571-1635) положили начало дидактике. Ратке изучал теологию и философию в университете Ростока, но отказался от карьеры священника и стал учителем. Изучив опыт городских школ Германии, В. Ратке выступил за реформу образовательного процесса, за изменение принципов и содержания образования. По его мнению, изменения должны основываться на новых принципах преподавания, которые он сформулировал почти одновременно с Я.А. Коменским. В. Ратке, например, настаивал на том, что процесс воспитания должен быть организован в соответствии с законами природы, и считал, что все дети равны от рождения и похожи на «чистый лист», заполняемый взрослым в соответствии с целями воспитания.

В. Ратке считал, что преподавание должно учитывать особенности когнитивного процесса, в котором восприятие предметов и явлений используется для придания смысла этим восприятиям. Он считал необходимым использовать различные формы визуализации, идти от конкретного к абстрактному, проводить систематические упражнения и повторения, чтобы стимулировать интерес учащихся к знаниям и обучению. В то же время Ратке оставался сторонником классической формы обучения — лекции. Педагог анализировал возможности школьного образования, был сторонником гуманистов и выступал за обучение на родном языке. Основываясь на аналитико-звуковом методе обучения грамоте, он создал серию учебников и книг для чтения для немецких школ. Он также выступал за преподавание на родном языке. Признавая приоритет педагогического контроля, Ратке настаивал на необходимости сделать все школы государственными, предъявлял жесткие требования к методической подготовке учителя, выступал за повышение социального статуса педагогов.

Наиболее значительной фигурой в педагогике нового времени был чешский педагог и философ Ян Амос Коменский (1592-1670), который разработал многие педагогические проблемы, создал первую в истории педагогики научную теорию, дидактику, основанную на идее всестороннего развития личности. Я.А. Коменский родился в Чехии в семье священника общины чешских братьев, получил начальное образование в братской школе, затем учился в латинской школе, окончил Гербернерскую академию и Гейдельбергский университет. Он преподавал всю свою жизнь и написал ряд педагогических работ и учебников для школ.

Его главный труд — «Общие советы по исправлению человеческих дел», в котором, как и в других его работах, главной идеей является пансофия — универсальная мудрость, что означает «знание всех вещей», реально существующих в мире. По мнению педагога, возможность улучшить социальную жизнь и избавить общество от несправедливости лежит в совершенствовании системы образования людей, так как это улучшит каждого человека и, следовательно, весь мир. В связи с этим педагог всю свою жизнь стремился создать программу всеобщего образования и комплексный метод формирования личности, основанный на непрерывном процессе совершенствования всего и каждого посредством творческого труда. В девятнадцатом веке этот постулат был развит Я.А. Коменским в теории и практике обучения на протяжении всей жизни.

Педагогические теории эпохи Просвещения

Педагогические идеи конца XVII и начала XVIII веков возникли из необходимости изменить образование на основе реализации «естественных прав» человека — свободы, равенства, братства — с помощью Просвещения. Например, Джон Локк (1632-1704), английский философ эпохи Просвещения и государственный деятель, получивший блестящее образование в Оксфордском университете, утверждал естественное равенство людей, он считал, что образование «с чистого листа» пагубно влияет на характер и личные качества человека. В связи с этим педагог писал: «Девять десятых людей становятся теми, кто они есть, благодаря своему образованию. Таким образом, Локк был одним из первых мыслителей в области образования, поднявших вопрос о пределах образования, которые ограничиваются как способностями человека, так и условиями его жизни. Концепция образования Локка представлена в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), в котором он предлагает программу всестороннего развития джентльмена, гражданина, бизнесмена нового времени.

Главная цель образования, по мнению Д. Локка, чтобы подготовить человека к счастливой и разумной жизни, в которой он будет свободен и не будет нарушать свободу других. Для достижения этой цели воспитатель предполагает духовное, нравственное, физическое и трудовое воспитание. Воспитанием джентльмена должна заниматься гувернантка в семье, так как «школа — это сборище дурно воспитанных мальчишек». Нравственное воспитание является приоритетным для Локка, главной задачей которого является развитие характера: «Воспитывать мальчика необходимо, но это должно быть на втором плане, только как помощь в развитии более важных качеств. К таким качествам он относил сдержанность, мужество, самообладание, доброту, щедрость, хорошие манеры и т.д. Средствами нравственного воспитания учитель считал убеждение, пример, практику, дисциплину, поощрение, критику и т.д.

Определяя содержание интеллектуального образования, Локк руководствовался утилитарным принципом: Джентльмена должны обучать знаниям, необходимым для «деловой активности в реальном мире». Программа интеллектуального образования включала чтение, письмо, родной язык, арифметику, географию, финансы, право, историю, астрономию, французский язык, бухгалтерский учет, танцы, верховую езду. Кроме того, хорошие манеры развиваются благодаря урокам музыки, танцев, этикета, фехтования; практическая направленность образования предполагает знание ремесел и легкого труда, которые формируют личность и делают человека независимым. Процесс обучения, по мнению Локка, должен основываться на природной любознательности детей. В то же время ученик должен быть не только подготовлен к ведению меркантильного бизнеса, но и осознавать свои гражданские обязанности, быть приспособленным к благотворительной жизни. В своей трактовке физического воспитания педагог уделял большое внимание закаливанию в сочетании с физическим трудом, поскольку здоровье — залог человеческого счастья. Джон Локк считал, что учет природных талантов и особенностей индивидуального характера позволяет наставнику расширить возможности образования.

Французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что необходимо изменить социальный порядок, основанный на несправедливом неравенстве, с помощью образования и правильного воспитания, которое является основой любой формы правления и поэтому ценно для общества; благосостояние государства и каждого человека зависит от правильно организованного образования. Он изложил свою теорию «свободного естественного воспитания» в трактате «Эмиль, или О воспитании» (1762).

Ушинский — основатель научной педагогики

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) принес всемирную славу русской педагогике. Он прожил короткую, но удивительно плодотворную жизнь. Великий русский педагог, демократ, основатель русской педагогической науки и народной школы в России, автор выдающихся трудов: «Человек как предмет воспитания», «О камерном обучении», «Руководство к родному слову». Педагогические взгляды Ушинского основывались на следующих принципах: Национальность, самобытность российской педагогической науки, воспитание в труде.

То, что сделал Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, Ушинский в России — это революция в теории, революция в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих великих предшественников и, подобно им, испил полную чашу гонений, зависти и преследований. Судьба проявляет удивительную последовательность, когда хочет кого-то прославить: высокие помыслы сочетаются с плохим здоровьем, в хрупком теле поселяется ум титана, возраст дает о себе знать коротко и трудно.

К.Д. Ушинский понимал воспитание как сознательный процесс всестороннего формирования личности. Он считал его общественным, социальным явлением, имеющим свои объективные законы, знание которых он вменял в обязанность каждому учителю, воспитателю. Ушинский — «учитель русских учителей» — разработал систему подготовки народных учителей в учительском семинаре, лучшие народные учителя в своей педагогической деятельности руководствовались сочинениями Ушинского.

Рассматривая человека как предмет воспитания, Ушинский указывал на необходимость для педагогов подвергать сомнению законы человеческой природы. Он писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она должна сначала также изучить его во всех отношениях. Для этого учитель должен в совершенстве владеть не только педагогикой, но и психологией. Для достижения полноценного образования и развития личности Ушинский разработал ряд важных принципов.

Одним из таких руководящих принципов является принцип гражданства. К.Д. Ушинский отстаивал самобытность русской педагогической науки, в которой воплотилась многовековая практика воспитания. Согласно этому принципу, первое место в образовании человека должен занимать язык его народа, и поэтому необходимо знать его так же, как и историю родного края.

Не менее важным принципом педагогической системы Ушинского является принцип воспитания в труде. Он считал трудолюбие основой человеческого счастья. Ушинский писал: «Воспитание, если оно хочет счастья человека, не должно воспитывать его для счастья и готовить его к труду жизни. Образование, совершенствуясь, может далеко расширить пределы человеческих сил: физических, умственных, моральных.

Он считал одинаково необходимым физический и умственный труд, считая одним из важнейших видов умственного труда — преподавание. Ушинский требовал, чтобы, как и всякая работа, это была не игра и забава, а серьезный и трудный труд. Он настоятельно рекомендовал привлекать детей и молодежь к различным видам физической работы во внеурочное время.

К.Д. Ушинский много сделал в области дидактики, в разработке содержания образования, принципов, методов и форм обучения. Он отстаивал принцип коррекционного обучения и рассматривал изучение любого предмета как единый процесс духовно-нравственного развития.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методические основы деятельности педагога по формированию умений диалогической речи у детей
  2. Сущность деловой игры
  3. Социально-коммуникативное развитие дошкольника
  4. Классификация умственной отсталости
  5. Модель свободной школы Войтенко
  6. Традиционные принципы обучения
  7. Педагогический процесс
  8. Направления воспитательной работы
  9. Педагогические взгляды А. С. Макаренко
  10. Теория обучения и воспитания