Оглавление:
Рассматривая различные теории личности, можно отметить, что большинство исследователей так или иначе сходятся во мнении, что личность — это особый феномен, связанный с особенностями адаптации человека к обществу, к сложившейся и вновь создаваемой культуре, к собственным способностям действовать и преобразовывать мир. Другими словами, личность для чего-то нужна! Человек должен быть личностью! Последняя выполняет определенные функции в жизнедеятельности человека.
Основополагающую роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла. Они почти никогда не используют напрямую понятие «функция личности», но фактически в их работах речь идет о важнейших функциональных назначениях личности: в создании средств психологической безопасности личности, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другим человеком, в получении социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и смысла жизни, в реализации нравственных и эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции поддержания жизнедеятельности личности на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования личности, в глубоком постижении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, что соответствовало бы представлению о ценности собственного «я», в прояснении жизненной ситуации и установленных в ней приоритетов, в автономии бытия и свободы, в богатстве переживаний. Ученые, относящие себя к гуманистической школе мысли (также называемой «третьей силой» или «движением за самореализацию человека»), утверждают, что человек от природы добр и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружающей среды не препятствуют этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди являются высокосознательными и разумными существами без доминирующих бессознательных потребностей или конфликтов. В целом, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов своей собственной жизни, обладающих свободой выбора и развития образа жизни, который ограничен только физическими или социальными влияниями.
Некоторые теоретики склонялись к таким взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, но именно Абрахам Маслоу является общепризнанным выдающимся представителем гуманистической теории личности. В его теории самоактуализации личности, основанной на изучении здоровых и зрелых людей, четко прослеживаются основные темы и положения, характерные для гуманистического направления.
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание его высшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиск идентичности и автономии, жажда красоты (и другие проявления стремления «вверх») теперь должны быть безоговорочно приняты как широко распространенная и, возможно, универсальная тенденция.
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность личности и возможность саморегулируемого и эффективного функционирования, имеет огромную привлекательность для тех, кто разделяет его оптимистичный взгляд на человечество. Его вклад в изучение и понимание личности является основной темой данной главы.
Основные принципы гуманистической психологии
Термин «гуманистическая психология» был придуман группой персонологов, объединившихся в начале 1960-х годов под руководством Маслоу для создания жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение (то есть, как определенную группу теоретических подходов к личности и клинической психологии). Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения представляют собой довольно широкий спектр, они разделяют определенные фундаментальные концепции о природе человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления. Гуманистическая психология имеет глубокие корни в экзистенциальной философии, разработанной такими европейскими мыслителями и писателями, как Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые выдающиеся психологи также повлияли на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мэй.
Экзистенциалистский взгляд на личность исходит из конкретного и специфического осознания уникальности существования отдельного человеческого существа, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что каждый из нас живет как «существо в мире», сознательно и болезненно осознавая свое существование и конечное небытие (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет смысла без нас, живущих в нем. Отвергая представление о том, что человек является продуктом наследственных (генетических) факторов или влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конечном итоге каждый из нас несет ответственность за то, кем и чем мы становимся. Как сказал Сартр, «человек есть не что иное, как то, что он делает сам». Это первый принцип экзистенциализма. Следовательно, экзистенциалисты считают, что каждому из нас брошен вызов — перед всеми нами стоит задача сделать свою жизнь осмысленной в этом абсурдном мире. Жизнь, таким образом, — это то, что мы из нее делаем». Конечно, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности за наполнение своей жизни смыслом не является само собой разумеющимся. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелым и даже пугающим бременем. С точки зрения экзистенциализма, люди осознают, что несут ответственность за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночества и тревоги.
Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент и в данном месте, несут ответственность за выбор, который они делают. Это не означает, что если людям дать свободу выбора, то они обязательно будут действовать в своих интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других неприятных чувств, навязанных самим себе. Для экзистенциалистов вопрос заключается в том, может ли человек жить аутентичной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательности ее случайностей и неопределенностей. Поскольку экзистенциальная философия считает, что каждый человек несет ответственность за свои действия, она апеллирует к гуманистической психологии; теоретики гуманизма также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — это мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология берет в качестве основной модели ответственного человека, который свободно выбирает из предоставленных возможностей. Как отмечал Сартр, «Я — это мой выбор».
Критика отечественной методологии личности
Наиболее важной концепцией, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, является концепция становления. Человек никогда не бывает статичным; он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от того одевающегося, хихикающего подростка, которым он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совершенно другим, потому что освоил новые способы жизни, например, стал родителем или занялся профессиональной карьерой. Таким образом, как свободное существо человек ответственен за реализацию как можно большего количества возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциалистско-гуманистической точки зрения, поиск аутентичного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных влечений. Люди, которые отказываются стать, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заключены все возможности полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой взгляд является трагедией и извращением того, кем может быть человек, поскольку он ограничивает его жизненные возможности. Проще говоря, это ошибка, если люди отказываются от возможности сделать каждый момент своего существования максимально насыщенным и раскрыть свои способности наилучшим образом. Те, кто отказывается принять вызов и создать жизнь, достойную жизни, полную смысла, совершают то, что экзистенциалисты называют предательством. Тот, кто предал свою человечность, не в состоянии разрешить основные вопросы своего существования. Кто я? Имеет ли моя жизнь смысл или она абсурдна? Как я могу реализовать свою человеческую природу, даже если я навсегда останусь один в этом мире? Вместо этого он видит смысл жизни в слепом повиновении ожиданиям общества, и считается, что он живет неаутентичной жизнью.
Хотя становление играет огромную роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного и полноценного смысла жизни — дело непростое. Это особенно верно в эпоху глубоких культурных изменений и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными ориентирами для жизни или поиска смысла своего существования. В бюрократическом обществе человек стремится обезличиться и раствориться в группе. Таким образом, многие люди становятся отчужденными и отстраненными — чужими себе и другим. Другим не хватает «смелости быть» — отойти от старых шаблонов, настоять на своем и искать новые и эффективные способы лучшей самореализации. Они предпочитают полагаться на то, что одобряется и ценится друзьями, семьей, учителями, религией, социальными установками или обществом в целом. Однако свобода конструировать свое существование может быть как проклятием, так и благословением: гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может мотивировать человека сделать что-то стоящее со своей жизнью. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, потому что, хотели они того или нет, они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит быть неаутентичным, вести себя вероломно и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.
Гуманистическая теории личности
Похоже, что сегодня деятельностный подход, как в философии, так и в психологии, перестал быть популярным. Следует отметить, что сами разработчики деятельностного подхода стали выражать сомнения в его универсальности. Кроме того, деятельностный подход подвергается критике по целому ряду направлений.
Во-первых, сторонники этого подхода связывали его с определенной интерпретацией идей К. Маркса. Сегодня, когда все, что так или иначе связано с Марксом и его философией, воспринимается как нечто негативное, отрицательное отношение к деятельностному подходу неудивительно. Именно этим негативным отношением объясняется распространение мнений (в том числе и среди бывших сторонников этого подхода), что эта проблематика была вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что все интересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут быть интерпретированы иначе и что современным наукам о человеке вообще следует искать другую методологию.
Во-вторых, конкретные теории деятельности, разработанные в отечественной философии, методологии, психологии, столкнулись с рядом проблем, которые, по мнению критиков деятельностного подхода, не могут быть решены в рамках этих теорий; решение возникших проблем находится вне деятельностного подхода. В основном критические замечания высказываются в адрес методологии деятельности Г.П. Щедровицкого, психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др. Отмечается, что теории указанных психологов ориентированы на индивидуальную деятельность (анализ отдельных действий и операций, на которые эти действия могут быть расчленены), а не на коллективную деятельность, от которой индивидуальная деятельность и особенно отдельные действия фактически являются производными. «Критике подвергается и одна из основных идей этих теорий: попытка представить возникновение если не всех, то хотя бы специфически человеческих психических образований как результат интериоризации внешних предметных действий, их переноса на «внутренний план». Критики этой идеи отмечают, что при таком понимании не ясно, как возникает сам «внутренний план». Кроме того, уподобление внутренних психических процессов, преобразуемых внешними действиями, представляется большим упрощением.
В-третьих, претензия исходит из того, что деятельностный подход предполагает узкое понимание философии, поскольку наши исследователи слабо разбирались в современных философских концепциях. Действительно, новые философские темы часто кажутся несовместимыми с активистским подходом. Например, как можно совместить феноменологию с этим подходом, если первая исходит из идеи созерцания, интуитивного постижения, а вторая — из идеи конструирования и созидания? Развитие экологического сознания также противостоит деятельностному подходу, который видит все беды современной цивилизации в активном преобразовании окружающей среды и считает само отношение к проектированию и строительству очень опасным.
Научные подходы к проблемам оценки и прогнозирования
Проблемы, связанные с оценкой и прогнозированием надежности водителя транспортного средства, являются чрезвычайно важным научным направлением в работе практических психологов. Несмотря на то, что В.А. Бодровым, М.М. Решетниковым, А.А. Крыловым, В.Д. Небылицыным, В.Я. Орловым, Б.Ф. Ломовым и многими другими учеными проведено большое количество исследований, посвященных проблемам профессиональной надежности, вопросы, связанные с возможностью прогнозирования успешности того или иного человека в деятельности в качестве водителя транспортного средства, остаются нерешенными. На это указывают данные ГИБДД о большом количестве ДТП, в которых виноваты сами водители. Следовательно, до сих пор не существует таких методик, которые позволили бы проводить эффективный отбор.
Способ достижения необходимого уровня надежности специалиста предполагает психологическое сопровождение в решении ряда промежуточных задач, которые по отношению друг к другу находятся в четкой логической взаимосвязи. Психологическое обеспечение профессиональной надежности — это распределенный во времени эволюционный процесс. Психологическое сопровождение субъекта профессиональной деятельности и анализ его надежности осуществляется на этапах его профессионализации: профессиональное самоопределение и психологический профессиональный отбор; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; этап регулярной профессиональной деятельности, предполагающий не только поддержание на необходимом уровне профессионального мастерства, но и его постоянное совершенствование.
Профессиональная надежность как свойство личности формируется у человека постепенно, на последовательных этапах профессионализации. Правильное, эффективное решение каждого из них как бы способствует будущей надежности специалиста.
Вхождение в профессию начинается с принятия решения о профессиональном самоопределении. Допущенная здесь ошибка может обнаружиться сравнительно быстро, уже на этапе начального обучения, когда субъект выбора убеждается, что занялся не тем делом, и ему приходится менять свою профессиональную ориентацию, заново определяясь с собственным призванием.
За этапом профессионального самоопределения логически следует этап профессиональной подготовки, в ходе которого субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой системой профессиональных знаний, умений и навыков. Просчеты, допущенные на этом этапе, могут впоследствии привести к тому, что человек, в принципе подходящий по своим психологическим качествам для данной профессии, не сможет работать на требуемом уровне надежности в последующей самостоятельной деятельности. Завершив обучение, человек приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей. Но на этом процесс формирования его профессиональной надежности не заканчивается. Теперь психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности направлено на то, чтобы работник как можно успешнее прошел этап профессиональной адаптации и в дальнейшем имел возможность не только поддерживать свою квалификацию, но и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психология и культура
- Теории личности
- Биполярная психика — Общие черты биполярного расстройства
- Психологические аспекты волонтерской деятельности
- Психолого-педагогические аспекты влияния компьютерной зависимости на личность подростка
- Деструктивное поведение
- Проблема развития мышления и интеллекта
- Гуманистический подход в психологической помощи
- Построение психограммы специалиста в сфере управления персоналом
- Пиковые переживания личности в гуманистическом подходе