Оглавление:
Язык, как средство общения возник и существует, прежде всего, как звуковой язык, и владение его звуковым строем является обязательным условием общения в любой его форме.
Письмо — это вид речи. Цель письма состоит в передаче мыслей пишущего. Обучение грамотному и понятному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку в начальных классах. Письменная речь, наряду с говорением, представляет собой экспрессивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими (письменными) знаками.
К числу наиболее значимых проблем, которые решает современная школа, следует отнести проблему формирования каллиграфических навыков.
Каллиграфическое письмо – письмо, при котором соблюдается правильная форма, величина, наклон букв, а также отрабатывается навык безотрывного написания букв. Каллиграфическое письмо является основой хорошего, красивого почерка. Каллиграфическое письмо важно не только с эстетической точки зрения. Психологи предупреждают: неразборчиво записанные слова не запоминаются.
На сегодня проблема является актуальной и это подтверждается тем, что современные дети начинают пользоваться компьютером слишком рано. Их рука «разбалтывается», становится нестабильной, что впоследствии может привести к проблемам при формировании каллиграфического почерка, а именно: овладение формой букв, их безотрывное письмо, способы соединения букв, наклон письма. Всё это является следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья, плечевого отдела и мелкой моторики рук.
Особенности формирования каллиграфического письма у младших школьников
Обучение письму представляет собой специфический графический навык, который формируется в процессе обучения. В основе этого навыка лежит умение распознавать и воспроизводить графический знак. В первую очередь важно освоить графические навыки, которые по своей сути являются двигательными навыками. Несмотря на то, что изначально в основе этого навыка лежат мускульные усилия, все же необходимо не забывать о том, что письмо является речевым видом деятельности, соответственно, происходит активная мыслительная деятельность. Основная мыслительная активность состоит в том, что ребенок переводит графический образ в осмысленные речевые единицы, соответственно, происходит перекодировка графических навыков.
Суть письма заключается в том, что ребенка учат воспринимать и анализировать печатный и письменный образ букв, распознавать графические знаки, из которых состоит буква. Также анализ производится в соответствии с другими буквами, при их сопоставлении и сочетании. При этом используются различные упражнения по написанию отдельных элементов буквы, типов соединений, слов, предложений. Практикуют упражнения на списывание слов и предложений, анализ текстов и их списывание с печатного образца.
Каллиграфическое письмо – письмо, при котором соблюдается правильная форма, величина, наклон букв, а также отрабатывается навык безотрывного написания букв. Каллиграфическое письмо является основой хорошего, красивого почерка. Каллиграфическое письмо важно не только с эстетической точки зрения. Психологи предупреждают: неразборчиво записанные слова не запоминаются.
Существует множество упражнений, способствующих выработке каллиграфического почерка, которые развивают руку ребенка, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, способствует воспитанию аккуратности и трудолюбия.
Анализ программных требований к каллиграфическому письму позволяет заключить следующее: сегодня во многих школах целенаправленного обучения каллиграфическому не существует, а все действующие программы обучения являются составляющей общего обучения грамоте. Тем не менее, действующие в настоящее время учебные программы по русскому языку для начальных классов, составной частью которых является курс обучения грамоте, могут быть реализованы посредством различных видов занятий по усвоению каллиграфических навыков. Основной задачей педагога является необходимость среди них найти самые эффективные, те, которые помогут младшему школьнику устранять графические трудности, возникающие при обучении.
Методы обучения каллиграфическому письму
Рассматривая развитие методов обучения каллиграфическому письму в историческом плане, мы остановились на описании некоторых из них. Рассмотрим, какие из приемов являются главными.
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет.
Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражение.
Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, — словом, того, чего иногда, зрительно воспринимаемая, он не может перенести в свое время движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различного для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.
Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца.
Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.
Анализ формы букв. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, можно рассматривать, что буква состоит из овала и палочки с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если мы разберем эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из отдельных элементов. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением; например, так пишутся буквы и.
Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет собой рассмотрение формы буквы и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы буквы, размер соотношения элементов. Таким образом, анализ формы букв проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания.
Одним из приемов обучения графическим навыкам письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
Принципы и этапы обучения каллиграфическому письму
В 1 классе (1-4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга;
3) писать надо красиво.
Со 2 класса вводятся такие правила:
1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие);
2) слог пишется безотрывно;
3) писать надо быстро и красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так, он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходя к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме. Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Писать чисто, без помарок, не заходить за поля, писать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно (см. выше). Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес с письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить.
Во 2 и 3 классе общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Учитель может применять и еще ряд приемов. Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.
Таким образом, мы описали основные приемы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и других. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
В формировании каллиграфических навыков можно выделить три этапа.
Первый этап обучения письму — постановка пальчиков, руки в целом.
Второй этап — развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать буквы из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти — основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс — как писать.
Третий этап обучения письму — закрепление знаний, умений с помощью вкладыша букв и карточками – кальками, которые представляют собой элементы, соединения, буквы, слова.
Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический прием, то есть письмо под счет, оно основано на приеме ритмизированного письма. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа.
Алгоритм обучения школьников навыкам каллиграфического письма
Для школьников есть система четких эталонов — алгоритмов написания букв. Эти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма. Основные ошибки учащихся второго класса исходят именно из частичного или полного несоблюдения разработанного алгоритма, а также обусловлены отсутствием умения анализировать собственное письмо. Для того чтобы снизить процент ошибок, необходимо с самого раннего возраста приучить ребенка к необходимости строго следовать алгоритму.
Разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.
Основной алгоритм письма
- Написание прямых наклонных линий с соблюдением точных интервалов и их параллельности.
- Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение определенного математического расчета в написание букв, слов).
- Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
- Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
- Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
- Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
- Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).
Используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.
Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать алгоритм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.
Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.
Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.
На третьем этапе основного алгоритма школьники учатся разворачивать ручку на месте, т.е. выполнять поворот на месте, но так, чтобы обязательно оставалось определенное закругление. Этот поворот на месте для краткости принято называть «качалочкой».
Подъем после крючковой наклонной линии по прямой наклонной вверх выполняется параллельно уже написанной слева наклонной линии (в основном алгоритме это пятый этап).
Этот подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Переход к новому хозяйственному механизму в образовании в России: причины и последствия
- Логопедическая работа по формированию пространственных представлений у учеников младших классов
- Ведущие факторы развития личности
- Гуманистическая методология педагогики
- Логопедическая работа по преодолению дислексии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
- Становление и развитие педагогики
- Особенности физического воспитания школьников, занимающихся тхэквондо
- Лингвистические особенности обучения грамматике иностранного языка учащихся общеобразовательных организаций
- Нормативные документы в педагогике
- Взаимодействие педагогической науки и практики