Для связи в whatsapp +905441085890

Обучение и воспитание в средние века — Средневековый Восток — Индия

Традиционно домашнее образование играло важную роль в Византии. Для большинства населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети осваивали навыки ручного труда с помощью родителей. Родители-ремесленники могли также обучать письму и арифметике. Дети из богатых семей учились читать и писать и получали книжное образование. Здесь мальчики в возрасте от 5 до 7 лет находились под руководством учителя-наставника.

В заповедях для детей, дошедших до наших дней, подчеркивалась важность и необходимость книжного образования: «Много читай и многому научишься».

Система образования (enkikilos paideusis) состояла из трех уровней: Начальное, среднее и высшее образование.

Первым этапом были школы грамотности, где дети получали начальное образование (Пропедия). Начальное образование было практически везде. Она начиналась в возрасте 5-7 лет и продолжалась в течение двух-трех лет. Программы, формы, методы и средства обучения сочетали в себе древние и новые черты. Свитки, пергамент, папирус и ластик, который был распространен в древних школах, постепенно заменялись бумагой, птичьим или тростниковым пером. Как и в древние времена, чтение и письмо преподавались по алфавитному методу с обязательным громким хоровым произношением. Преобладали мнемонические методы обучения, что вполне понятно, поскольку разговорный язык того времени значительно отличался от классического греческого, который изучался в школе и на котором были записаны дидактические тексты (Гомер и др.), дополненные Псалтырем и житиями святых.

Методы обучения арифметике не сильно изменились по сравнению с древними временами. Их все еще учили с помощью пальцев и абакуса.

В учебную программу школ грамотности также входило церковное пение.

Нерадивых школьников наказывали палками.

Помимо школ грамотности, существовали и начальные школы, где изучали только Библию и труды Отцов Церкви. Дети особо религиозных родителей получали образование в таких школах.

Для большинства студентов образование закончилось с окончанием начальной школы. Лишь немногие продолжили свой путь в высших учебных заведениях. Образование выше начального уровня (pedia или enkiklios pedia) предлагали грамматические школы. Они могли быть церковными и светскими (частными и государственными). Постепенно высшее образование по сравнению с начальным было сосредоточено в столице империи, Константинополе, где в IX-XI веках насчитывалось до десяти соответствующих учебных заведений. Большинство учителей и учеников не принадлежали к духовенству. Дети обучались с 10-12 до 16-17 лет, то есть в течение пяти-шести лет.

До первой трети X века в каждой школе обычно был учитель (пайдат или дидаскол). Ему помогали несколько лучших учеников — наставников (ekritua). Учителя были организованы в профессиональные гильдии, мнение которых учитывалось при назначении новых учителей. Между учителями был заключен договор о том, чтобы не переманивать учеников. Дидасколы оплачивали родители учеников. Зарплаты были довольно скромными.

Постепенно структура средних школ усложнялась. В них работали группы преподавателей. Направления этих школ были санкционированы властями.

Практически все буржуазные и церковные высшие классы посещали гимназию. Целью образования было освоение «эллинской науки» (пайдейи), предшественницы высшей философии — теологии. Программа представляла собой вариант семи либеральных искусств и состояла из двух квадрантов. Первая включала грамматику, риторику, диалектику и поэтику. Второй включал арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Основная часть студентов ограничилась изучением предметов первого «квадрата».

Среди методов обучения среди студентов были популярны конкурсы, особенно по риторике. Обычные уроки выглядели следующим образом: учитель читал, приводил примеры толкования, отвечал на вопросы и организовывал дискуссии. Студенты учились цитировать по памяти, пересказывать, комментировать, описывать (экфрасис), импровизировать (хесед).

Студенты изучали поэмы Гомера, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита и Библию. Студенты изучали поэмы Гомера, произведения Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Гесиода, Пиндара, Феокрита, Библию, тексты Отцов Церкви. В X веке из учебной программы была исключена латынь и все, что имело отношение к «варварскому» Западу. Как видите, студентам пришлось много читать. Чтение было самым важным источником образования. Обычно студенту приходилось самостоятельно искать необходимые книги.

В конце учебной недели учитель и один из старших учеников проверяли знания учеников. Тех, кто не добился успеха, ждало физическое наказание.

Обучение и воспитание в средние века - Средневековый Восток - Индия

Средневековый Восток — Индия

Индуистские и буддийские педагогические традиции претерпели определенное развитие в средневековом индийском обществе.

Средневековые элементы культуры и образования появились в Индии после падения империи Гупта (V век). В то же время сохранялась кастовая система общества, которая ограничивала доступ к образованию для определенных слоев населения. Более того, даже среди трех высших каст неравенство в образовании усилилось. Преобладающее положение занимали брамины, чьих детей готовили к священническим должностям. В то же время усилилась практическая направленность образования представителей двух других высших каст. Вайшья, например, должны были знать, как сеять и отличать плодородную землю от бесплодной, измерять вес, площадь, объем и так далее. Вайшья также могли изучать основы географии, учить иностранные языки, приобретать опыт в коммерческих операциях и т.д. Все эти знания были получены не только в школе, но и от родителей.

Буддийская система образования была более демократичной и не учитывала кастовые различия. Буддисты отказались от домашнего обучения и возложили образовательные задачи на монахов. В буддийских монастырях дети и молодежь обучались в течение 10-12 лет. От студентов ожидалось абсолютное послушание; тех, кто нарушал дисциплину, исключали. Образование имело строго религиозно-философскую основу. Со временем программа обогащалась, в учебный план были включены грамматика, лексикология, медицина, философия и логика.

Постепенно брахманические и буддийские образовательные традиции слились воедино и впоследствии образовали единую культурно-образовательную систему.

Эта система пришла в упадок в 11 и 12 веках, когда большая часть Индии оказалась под властью вторгшихся мусульман. Многие хранилища рукописей были подожжены. Мусульманские владыки ставили препятствия на пути развития индусской культуры и образования. Лишь много позже правители вышли на сцену и начали поощрять образование среди немусульманского населения.

Образование в средневековой Индии не было прерогативой государства и рассматривалось в первую очередь как личное дело человека и семьи, зависящее от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских доктрин — брахманизма и буддизма, в рамках которых развивались педагогические идеи, образование и воспитание, заметное влияние на теорию и практику образования оказал ислам.

Мусульманская педагогическая концепция имела ярко выраженный интеллектуалистический смысл. Считалось, что вершина образования достигается тем, что человек активно использует знания (истинные идеи). Считалось, что два препятствия мешают восприятию «истинных идей»: Неточность слов и неясность мыслей. В образовании было предложено найти подходящие слова и мысли для понимания «истинных идей». Среди наук, необходимых для решения подобных педагогических задач, особое место отводилось логике.

Изучение Корана на арабском языке было обязательным условием образования и воспитания мусульман. Кроме того, в 16 и 17 веках существовало несколько школ, где преподавался персидский язык, которым пользовались государственные чиновники и ученые.

Система мусульманского образования в средневековой Индии во многом была похожа на ту, которая существовала во всем исламском мире. В то же время она имела свои особенности.

Образование осуществлялось через домашних учителей и школы. Школы находились в мечетях и монастырях. Преобладало обучение через частных репетиторов и в частных учебных заведениях. Материальная поддержка зависела от прихоти властей и богатых покровителей. По окончании обучения преподаватели могли рассчитывать на зарплату от студентов. Постоянным занятием было копирование рукописей, за что им хорошо платили.

Существовало четыре типа мусульманских начальных и средних школ: коранические школы (чтение Священной Книги, без обучения письму и арифметике); персидские школы (арифметика, чтение и письмо на персидском языке на основе поэзии Саади, Хафиза и т.д.); школы персидского языка и Корана (программа первых двух школ была объединена); арабские школы для взрослых (чтение и толкование Корана, литературное образование в духе персидской традиции).

Китай

Во времена династии Цинь (II век до н.э.) иероглифическое письмо было упрощено и стандартизировано, что значительно облегчило обучение чтению и письму. Была создана централизованная система образования, состоящая из государственных (общественных) школ (гуань сюэ) и частных школ (си сюэ).

Во времена династии Хань (II век до нашей эры — II век нашей эры) была введена бумага, что позволило совершить настоящую революцию в средствах обучения. Именно в это время получила четкие очертания трехуровневая система образования — начальная, средняя и старшая школы. Первые средние школы (Тай Сюэ) были государственными учреждениями в столице и предназначались для состоятельных людей. В этих школах обучалось до 300 учеников.

В период Хань конфуцианство стало официальной идеологией образования. Классические конфуцианские трактаты стали основным предметом изучения в школах. Весь курс изучения конфуцианского канона был рассчитан на 10 лет. За курсом следовали экзамены на академическую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Культура и образование средневекового Китая пережили особый расцвет в III-X веках. Век процветал по-особенному. Была расширена сеть учебных заведений. Была расширена сеть учебных заведений. Были созданы первые учебные заведения университетского типа. В государственных экзаменах произошли важные изменения. Практически все, независимо от социального происхождения, могли сдавать государственные экзамены. Вместо устных экзаменов были введены письменные экзамены. Университеты присуждали степень специалиста по пяти классическим конфуцианским трактатам: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».

В конце «золотого века» китайского средневековья система образования все больше отрывалась от практических нужд. Некоторые ученые пытались улучшить ситуацию. Среди них был Ван Анеша (1019 — 1086). Однако начатая им реформа так и не увенчалась успехом.

Многие мыслители рассматривали адаптацию конфуцианства в качестве идеологической основы для теории и практики образования как возможность преодоления образовательного застоя. Они утверждали, что конфуцианство стало догматическим и схоластическим. Особая заслуга в этом пересмотре принадлежит философу и просветителю Чжу Си (1130-1200), который трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви. В конечном итоге были конкретизированы идеи беспрекословного повиновения младших старшим, детей — родителям, подчиненных — начальникам, что полностью соответствовало требованиям, которые средневековое китайское общество предъявляло к подрастающему поколению.

Новые краски в палитре образования появились при монгольской династии Юань (1279-1368). С традиционным иероглифическим письмом и типами учебных заведений распространились монгольские школы и системы письма. Существовала обширная сеть учебных заведений (около 25 тысяч в 1289 году). Многие школы покрывали свои расходы за счет принадлежащей им земли. Развитие естественных и точных наук привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ.

Важным этапом в истории средневекового образования в Китае стало правление династии Мин (1368-1644). В это время были созданы условия для организации всеобщего начального образования путем расширения сети начальных учебных заведений. В Пекине и Нанкине были созданы специализированные колледжи для обучения высшего административного персонала. Продолжалось реформирование государственных экзаменов. Они стали еще более сложными и регулируемыми. Например, экзаменуемые должны были писать в установленном стиле, от которого нельзя было отклоняться. Экзаменационная работа должна была состоять из восьми параграфов со строго ограниченным количеством знаков (не менее 300 и не более 700). Темой сочинения могут быть только события, произошедшие после 220 года, и так далее.

Китайская школа в последний отрезок средневековой истории — при маньчжурской династии Цин (1644-1911) — не претерпела серьезных изменений.

Когда мальчик впервые поступал в школу, он склонялся перед изображением Конфуция, падал к ногам учителя и получал очередное школьное имя. Не было понятия учебного года, так как прием в школу осуществлялся в любое время года. Обучение проходило круглый год, кроме праздников и Нового года, с 7 утра до 6 вечера с двухчасовым перерывом на обед. Символ власти учителя — бамбуковая трость — был выставлен на видном месте и всегда находил применение. Каждый учился в своем собственном темпе. Основным методом было мнемоническое обучение. Отвечая на уроке, ученик поворачивается спиной к тексту и пытается воспроизвести его по памяти. Кстати, именно отсюда происходит название китайского иероглифа, который означает одновременно «отвернуться» и «выучить наизусть». Таким образом, в ранние времена от 2 до 3 тысяч иероглифов приходилось учить наизусть. Программа состояла в последовательном заучивании текстов трех классических книг: «Плеяды» (начала философии, литературы и истории), «Имена всех видов По программе было последовательное заучивание текстов трех классических книг: «Троецарствие» (начала философии, литературы и истории) и «Фамилии всех родов» (типология китайских имен).

После сдачи экзамена в начальной школе ученики могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось пять или шесть лет. Учебная программа включала философию, литературу, историю и стилистику. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских сборника: «Четыре книги» и «Пять книг». Программа научного образования практически отсутствовала. Преподавалась только начальная арифметика. У студентов были регулярные экзамены (ежемесячные, семестровые, ежегодные). После окончания школы 18-19-летние юноши могли готовиться к государственным экзаменам.

По сути, государственные экзамены заменили функции школы, которая была лишь первым этапом многолетнего и многоступенчатого процесса образования и самообразования. В то же время экзамены отнюдь не были предназначены для выявления талантов. История Китая изобилует примерами знаменитых ученых, которым так и не удалось преодолеть бастионы восьмиглавых экзаменов. Для прохождения теста от китайцев не требовалось никаких творческих способностей. Как говорили в Китае: «Чтобы сдать экзамен, нужно обладать ловкостью скаковой лошади, упрямством осла, неразборчивостью воши и выносливостью верблюда».

Средневековая Западная Европа

Языческие (варварские), античные и христианские традиции тесно переплетались в практике образования в Средние века.

Ученичество было самой важной формой обучения ремесленников и купцов. Мастер обычно брал одного или двух подмастерьев за определенную плату, и они становились вольнонаемными. Последнее обстоятельство побуждало мастера продлевать срок ученичества (в XIV-XV веках оно длилось восемь-десять лет). Во многих договорах подмастерья оговаривалось, что мастер заставит подмастерье посещать школу в течение года или двух, или научит его читать и писать. Те, кто закончил обучение, становились подмастерьями и работали на мастера за плату, пока не начинали собственное дело.

Светские феодалы прибегали к рыцарскому воспитанию в дополнение к школьному обучению. Идеал рыцарства включал в себя самопожертвование, послушание и личную свободу одновременно. Этот идеал включал в себя мотив превосходства над другими сословиями. В феодальной среде было распространено пренебрежительное отношение к традиции книжной школы. Этому противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, верховая езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение собственных стихов и игра на музыкальном инструменте. Молодых людей учили прежде всего военному искусству. Молодые феодалы должны были постигать военную науку и весь спектр жизненно важных знаний и навыков при дворе владыки. Обычно в качестве учителей выступали придворные слуги. Музыкантов и поэтов (менестрелей, трубадуров и переводчиков) приглашали давать уроки. С семилетнего возраста мальчики приобретали знания и навыки в качестве пажей жены владыки и ее придворных. В возрасте 14 лет они переходили на мужскую сторону и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них примером в морали, силе, храбрости и образовании.

Пажи и оруженосцы должны были изучать «зачатки любви, войны и религии». «Зачатки любви» включали в себя вежливость, доброту, щедрость, знание этикета, благородные манеры и речь, умение сочинять стихи, сдержанность в гневе, еде и т.д. «Зарождение войны» называлось военной экспертизой. Ближе к концу службы на первый план вышло религиозное воспитание сквайра. Посвящение в рыцари обычно происходило в возрасте 21 года. Молодой человек был благословлен освященным мечом. Обряду предшествовали испытания физической, военной и моральной зрелости на турнирах, дуэлях, пирах и т.д.

Рыцарство постепенно пришло в упадок. Традиция рыцарского воспитания исчезла, но не бесследно. Кодекс чести», идеи эстетического и физического развития молодых рыцарей, таким образом, выходили за узкие сословные рамки и питали идеалы гуманистической педагогики эпохи Возрождения.

После распада Римской империи первоначально существовали традиционные и относительно новые формы школьного образования. К первым относились школы грамматиков и риторов, ко вторым — церковные школы и образование феодальной знати.

Вновь организованные церковные школы стали продолжателями античной традиции, самым заметным проявлением которой (хотя и искаженным) была латынь, ставшая языком образованной средневековой Европы. Мы находим следы античности в программах («тривиум» и «квадривиум») и методах средневековой школы.

В восемнадцатом веке церковные школы были сначала единственными, а затем и преобладающими учебными заведениями в Европе.

В раннесредневековой Европе существовало два основных типа церковных учебных заведений: епископальные (соборные) школы и монастырские школы.

Уже в пятом веке существовали церковные школы, которые были доступны в основном высшему сословию. Школы готовили духовенство (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учреждения начального образования назывались малыми школами, высшего образования — большими школами. Изучались только мальчики и юноши (7-10-летние в маленьких школах, старшие мужчины в больших школах).

В маленьких школах один учитель (схоластик, дидаскол, магнискол) преподавал все предметы. По мере увеличения числа учеников был добавлен кантор для обучения церковному пению. В больших школах, помимо учителей, за порядком также следили циркуляторы.

Епископальные (соборные) школы были ведущим типом церковных учебных заведений до девятого века.

В девятом веке школы при епископствах и соборах переживали упадок. Причинами этого стали опустошительные набеги норманнов и конкуренция со стороны монастырских школ. В десятом веке, однако, рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился.

Среди основателей первых монашеских школ Средневековья выделяется Кассиодор. В монастыре, где он был настоятелем, была школа с библиотекой.

Монастырские школы

Первые монастырские школы в раннефеодальной Европе были основаны орденом анахоретов. Орден был основан в 529 году монахом Бенедиктом Нурсийским (480 — 533). Это событие, по-видимому, стало ответом на призыв советов глав католической церкви открыть школы. Бенедиктинцы взяли за образец опыт Кассиодора. В монастырях анахоретов будущие члены ордена получали первое образование. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков («посвящённых детей») на попечение учёных монахов. Затем было организовано образование мирян, т.е. внешняя школа. Бенедиктинцы обязаны европейскому школьному образованию тем, что на протяжении многих веков латынь стала единственным языком обучения и преподавания.

На протяжении шести веков бенедиктинские монастырские школы оставались самыми влиятельными учебными заведениями своего рода. К концу восьмого века, например, в Западной Европе насчитывалось до 15 000 бенедиктинских монастырей, в каждом из которых была школа.

Преобладание в организации монастырских школ занял орден капуцинов — францисканцев (основан в 1212 году) и доминиканцев (основан в 1216 году). Капуцины обучали в основном детей высшего класса. Во главе учебных заведений ордена стояли выдающиеся богословы — Роджер Бэкон (ок. 1214-1292), Фома Аквинский (1225/26-1274).

Церковные школы были важным инструментом религиозного образования. Там изучали Библию и богословскую литературу. Физическое воспитание почти полностью игнорировалось. Христианские учителя руководствовались догмой: «Тело — враг души».

В школах применялись жестокие наказания: голод, одиночное заключение, избиения. До XI века учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, а позже — по голому телу. В XIV-XV веках порка была заменена тростью, палкой и плетью. В XV веке эта порка стала вдвое длиннее, чем в прежние времена. Наказание считалось естественным и угодным Богу. Было предложено бить науку кулаками. Показательно, например, название популярного в то время учебника по грамматике: «The back breaker», как бы предупреждая неосторожных о неизбежном телесном наказании.

Подавляющее большинство церковных школ ограничивалось элементарным образованием. В бенедиктинских школах в течение трех лет обучали основам чтения и письма, пению псалмов и соблюдению религиозных ритуалов. Несколько шире была учебная программа аналогичных школ капуцинов, которые вводили религиозную доктрину и давали общее образование (письмо, арифметика, пение); иногда добавлялись начатки астрономии.

Самыми важными учебными книгами были Абецедарий и Псалтырь. Abecedarium был пособием, напоминающим современный учебник. Эта книга познакомила студентов с основами христианской веры, которую они сравнивали с устным учением на своем родном языке. В ходе исследования Abecedary студенты делились на тех, кто закончил базовый уровень, и тех, кто продолжил обучение. Псалмы сначала заучивались, затем читались (после освоения алфавита).

Затем их научили писать. Писали на вощеных деревянных табличках металлической заостренной палочкой (стило), поэтому, как и в древние времена, лишь немногие пользовались очень дорогим пергаментом (до 6 века), перьями и чернилами из сажи (чернильницы делали из рогов животных).

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Техническая подготовка
  2. Идеи макаренко а. С. О воспитании в коллективе и через коллектив
  3. Организация блочно-модульного построения обучения студентов колледжа
  4. Кроссворд по педагогике как инструмент развития способностей обучающихся
  5. Структура педагогической деятельности
  6. Методология педагогики
  7. Нетрадиционные приемы оценивания как средство развития регулятивных УУД
  8. Становление образовательной системы в России
  9. Организация экологического пространства в ДОУ
  10. Сущность средового подхода в образовании