Оглавление:
Дошкольное образование является первым и самым ответственным звеном в общей системе народного образования. Овладение родным языком — одно из самых важных достижений ребенка дошкольного возраста. Особенно в дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к усвоению языка. Поэтому в современном дошкольном образовании процесс развития языка рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
В начале двадцатого века огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков стала вливаться в нашу жизнь, угрожая языку и, соответственно, культуре. Поэтому проблема языкового развития детей дошкольного возраста сегодня особенно актуальна. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык в основном путем подражания разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время, из-за сложных социальных условий, из-за занятости часто забывают об этом и оставляют процесс языкового развития своего ребенка на самотек. Ребенок проводит больше времени за компьютером, чем в реальной обстановке. В результате произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, детские стишки, сказки, а позднее и произведения детских писателей) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях от пяти до семи лет.
Художественная литература является эффективным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих эмоций и пробуждают интерес к внутреннему миру героя.
Для успешного последующего обучения в школе 6-летний ребенок должен иметь определенный интерес и любовь к книгам, способность воспринимать и понимать прочитанный ему текст, отвечать на вопросы по его содержанию, самостоятельно пересказывать простые произведения, давать элементарную оценку героям и их поступкам, определять свое отношение к ним. Эти качества и навыки приобретаются и совершенствуются, когда дошкольники знакомятся с произведениями художественной литературы.
Пересказ текста играет важную роль в общем развитии ребенка и активно используется в дошкольном классе, так как является основной формой монологической речи, которой обучают детей при подготовке к школе.
Роль художественной литературы в развитии ребенка огромна. Литература является эффективным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих эмоций и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его чувства, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромна его воспитательная, познавательная и эстетическая ценность, ведь расширяя знания ребенка об окружающем мире, он влияет на личность ребенка, развивает способность тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Мы знаем, что обучение дошкольников пересказу играет большую роль не только в обучении, но и в воспитании и развитии ребенка. Когда дети учатся сопереживать героям художественных произведений, они начинают воспринимать настроение близких и окружающих их людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протестовать против несправедливости. Это фундамент, на котором вырастают порядочность, честность и истинная гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не чувствовал истины, тот не понимал и не знал ее», — писал В.Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе изучения языка произведений, с которыми его знакомит учитель.
Важность пересказа для развития детей и языка
Пересказ — это осмысленное изложение литературного текста в устной форме; деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение ребенка. Роль пересказа высоко ценилась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой). Проблему обучения пересказу дошкольников раскрывают Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Р.И. Габова, А.М. Бородич и др. Авторы подчеркивают важность пересказа для духовного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития языка.
Пересказ произведений художественной литературы положительно влияет на связность детской речи и способствует развитию у детей навыков выразительной речи. Дети следуют образцу литературного языка, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают у детей интерес, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все аспекты языка.
На этих занятиях у детей развивается читательская активность и любознательность, желание читать самостоятельно. Они формируют полноценное эстетическое восприятие произведения, расширяют и углубляют знания детей, повышают мыслительную активность, развитие словарного запаса, появляются возможности для развития монологической речи — одного из ведущих школьных видов речевой деятельности детей.
Поскольку эта деятельность чрезвычайно важна для полноценной и систематической подготовки детей к школе, ее особенности неоднократно обсуждались в психолого-педагогической литературе (А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.М. Бородин, Н.Н. Светловская, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина и т.д.).
Обоснование важности этой деятельности привело к введению в программу детского сада занятий, на которых дети учатся пересказывать произведения художественной литературы.
«Программа воспитания в детском саду» ставит перед воспитателем следующие задачи: научить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно воспроизводить на языке то, что они восприняли, рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отступая от темы; учить дошкольников говорить медленно: помогать или выражать нужное словами, поощрять употребление точных названий предметов, действий, свойств: развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно. Благодаря связности люди способны правильно, грамотно и последовательно формулировать свои мысли, составлять предложения. Это то, чему учителя должны учить детей.
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи.
Большое значение на связность детской речи оказывает точный пересказ литературных произведений, то есть связное, осмысленное, выразительное воспроизведение услышанного произведения художественной литературы в устной форме. А.М. Леушина отмечала, что развитие связной речи следует начинать с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному повествованию.
Дети знакомятся с подлинно художественным языком, запоминают эмоциональные, образные слова и фразы, учатся говорить на ярком родном языке. Высокая художественность предлагаемого для пересказа произведения, целостность формы, композиции и языка, учит детей четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями, не упуская главного — развития речевых навыков. Пересказ — это тоже творческий процесс. Особенностью пересказа является то, что в повествовании необходимо не только точно передать идею и сюжет, но и сохранить стиль произведения. Для этого исполнитель должен знать особенности жанра (сказка, рассказ), чтобы не допускать слов и фраз, характерных для этого жанра. Например, в народной сказке будут звучать фальшивые книжные или современные слова и фразы. Подготовка к пересказу предполагает идейно-художественный анализ произведения, как при подготовке к чтению художественной литературы (идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык).
Требования к отбору текстов для пересказа в разных возрастных группах
Дошкольники хорошо пересказывают литературное произведение, если история захватывает их, вызывает сильные чувства, близка им, даже если содержание не связано с их непосредственным опытом. Поэтому лучше выбирать для пересказа тексты, связанные со знакомыми детям ситуациями или те, которые могут активизировать их воображение и затронуть их чувства. В то же время работа воображения должна основываться на имеющихся у дошкольников представлениях и простейших понятиях.
Чтобы уроки пересказа были плодотворными, необходимо выбрать правильные тексты для пересказа. Пересказ — это не самоцель, а средство для развития речи дошкольников. Поэтому к литературному тексту для пересказа предъявляются определенные требования, которые в основном сводятся к следующему:
- Полное и доступное содержание;
- Разнообразие жанров;
- четкая композиция;
- простой, но содержательный язык;
- маленький размер.
Каждая работа должна учить чему-то полезному, развивать в детях черты характера, необходимые нашему обществу, доброту, отзывчивость, трудолюбие, терпимость, любовь к Родине, природе, людям и животным, уважение к старшим, желание быть полезным обществу.
Язык произведений должен быть образцовым, с понятной детям лексикой, с короткими, ясными предложениями без сложных грамматических форм.
Следует выбирать тексты, доступные для детей и близкие к их опыту, чтобы они могли размышлять о своем личном отношении к событию в процессе его пересказа. В произведениях должны быть знакомые персонажи с сильными чертами характера, а мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.
Необходимо выбирать истории с четкой композицией, с четко определенной последовательностью действий. Обязательное условие для языка произведения — выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть речи. Желательно также включать простые формы прямой речи, что способствует развитию выразительной речи детей.
Для пересказа целесообразно использовать несколько жанров: рассказ и описание, народная сказка и авторская сказка. Можно выбирать из разных сказок:
- Текст народной сказки должен быть уютным;
- В народной сказке и в сказках о животных язык разговорный, с интонациями, свойственными разговору. Часто бывает так, что народная сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характер;
- В сказке романтическое преувеличение событий, таинственность требуют соответствующей интонации.
Она требует внимания рассказчика, структурных элементов сказки и сказочного вступления. Цель сказки — привлечь внимание слушателя. После скандирования обязательная пауза, иначе дети примут скандирование за начало рассказа, или будет трудно уловить суть событий, которые начал читать рассказчик.
Этим требованиям отвечают, например, народные сказки; рассказы Н.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки, Е. Пермяка, Н. Кожнина и др.
Очень важно обратить внимание на грамматическую структуру произведения, выбранного для пересказа. Дети дошкольного возраста еще не умеют формировать сложные и длинные предложения, причастия и герундий, вводные фразы, сложные метафоры. Они не понимают, что акцент должен быть сделан не на выборе определенных грамматических структур и грамматически правильного языка.
Поэтому для пересказа подходят прозаические рассказы, доступные дошкольнику по содержанию, языку и грамматической структуре.
Такой язык, как описание, очень сложен для детей.
В теоретической и методической литературе существуют противоречивые требования к объему текстов для пересказа. Некоторые исследователи детского языка считают, что важно содержание и структура рассказа, а не его размер. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие фрагменты текста.
Программные требования для пересказа детям разного возраста
Младший дошкольный возраст (3-4 года).
С младшими дошкольниками проводится большая подготовительная работа, целью которой является развитие умения слушать, отвечать на вопросы, включать отдельные слова и фразы в рассказ взрослого. У взрослого есть две задачи:
Дети должны научиться замечать сначала текст, который читается вслух, а затем свой собственный рассказ.
Воспитатель должен помочь ребенку пересказать текст.
Обучение пересказу начинается с простого пересказа знакомых сказок, основанных на повторении («Колобок», «Теремок», «Репка»).
Наиболее эффективный способ обучения пересказу — это когда дети вовлекаются в повторяющийся рассказ взрослого и повторяют одно, два слова или целое предложение.
Когда ребенок вспомнит начало истории, он сможет пересказать ее самостоятельно. На этом этапе пересказа лучше не задавать детям вопросы, а напоминать им текст, и тогда ребенок лучше сможет воспроизвести содержание рассказа. После того как сказка пересказана, можно переходить к пересказу коротких историй. Примерами таких историй являются рассказы Льва Толстого. Хорошие результаты в обучении детей пересказу дает индивидуальная работа, проводимая в утренние или вечерние часы.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
В этом возрасте решаются более сложные задачи: дети учатся не только рассказывать короткие, знакомые сказки и истории, но и выразительно воспроизводить разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия. Произведения для пересказа сильно различаются по теме, содержанию и форме. Мораль повествовательного произведения может быть уже скрыта. Совместный пересказ взрослым и ребенком — обычное дело. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, которая подсказывает забытое слово.
Важным методическим приемом является оценка пересказа ребенка.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
В этом возрасте ставятся новые задачи: уметь без помощи взрослого связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно пересказать содержание рассказа или сказки близко к тексту, используя слова и фразы автора. Предлагаются более сложные, длинные произведения, детям предлагается пересказать описательные тексты (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого).
Программа детского сада включает в себя систему занятий по обучению рассказыванию. Обучая детей формулировать собственные связные и последовательные мысли, педагог помогает им находить правильные слова и выражения, формировать предложения и логически связывать их, а также соблюдать нормы фонетического и словопроизношения. Педагог совершенствует все части речи ребенка: лексическую, грамматическую, фонетическую.
На мой взгляд, «Образовательная программа в детском саду» Васильевой наиболее подходит для наших условий. Она проста в использовании, и детям несложно усвоить тот объем знаний и навыков, который предлагает им эта программа. Все задания для детей доступны, в зависимости от возраста, группы и индивидуальных особенностей ребенка.
Дети испытывают большую потребность в своевременной помощи, совете и руководстве со стороны взрослых.
Наставник должен конкретно рассказать о том, с какими трудностями сталкиваются дети при рассказывании истории и на что следует обратить внимание. Задача педагога — научить детей, как правильно начать рассказ на выбранную тему и как рассказать его ярко, интересно и логично.
Обучение будет более эффективным только в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания наставника, активно выполняют учебные задания и проявляют к ним интерес.
Техники и процедуры обучения детей дошкольного возраста пересказу
Ряд приемов носит диагностический характер — они готовят детей к предстоящему выразительному пересказу. Большинство этих приемов используется при анализе работы в подготовительной беседе, при необходимости они проводятся во время урока, между пересказами детей.
Первая техника — это чтение произведения. Оно сопровождается выборочным чтением наиболее важных или трудных отрывков, фраз.
Во время беседы используются вопросы к детям, в том числе вопросы о выразительности речи. Вася говорит мягко или грубо? Какое слово в этом предложении является самым важным? И так далее, а также объяснения, инструкции. Упор делается на такие упражнения, как индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз, варианты произношения, выбор наиболее подходящей интонации и т.д. Возможные обращения к личному опыту детей, показ визуальных образов — все это проясняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
Не следует в подготовительной беседе тщательно анализировать текст и задавать детям слишком много вопросов, требующих лишь простого запоминания содержания. Разговор предназначен для того, чтобы дать детям представление о точности предстоящего выступления; он, как правило, бывает кратким.
Другая группа приемов имеет обучающую и оценочную направленность; они используются с целью дать детям возможность полностью воспроизвести текст. Чтобы добиться связности и беглости пересказа, лучше всего попросить педагога подсказать слово или фразу. На начальном этапе обучения используется совместный пересказ учителя и ребенка (предварительное написание предложения, начатого ребенком, поочередное произнесение последовательных предложений) и рефлексивный пересказ (повторение ребенком того, что сказал учитель, особенно начальных предложений). Кстати, при безопасном пересказе подсказка полезна для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки, допущенной ребенком.
Между пересказами, когда их качество низкое, а также в разговоре, используйте инструкции, упражнения. В тех случаях, когда произведение делится на логические части и является достаточно длинным (сказки «Теремок», «На телеге», Н. Павлова и др.), пересказ используется по частям, а сменой рассказчиков руководит учитель, останавливая ребенка в конце части, иногда подчеркивая этот факт.
Оценка учителем пересказа играет активную педагогическую роль. Наиболее подробно анализируются первый и второй пересказы, хотя и здесь отмечается лишь несколько (1—2) качеств положительного персонажа. Иногда учитель сравнивает два последовательных пересказа и привлекает детей к оценке.
Очень полезно предложить некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому строчку, концовку или небольшой неудачный отрывок. Иногда вместо оценки полезно задать вопрос об оценке (всей группе или рассказчику): не кажется ли вам, что пересказ должен был быть смешнее? Достаточно ли этого в пересказе Юрия, чтобы гордиться нашей Советской Армией?
Важно помнить, что оценивая творческую деятельность, например, пересказ, следует быть особенно тактичным и допускать вариации исполнения. Следует предложить детям высказать свои оценочные суждения, используя соответствующие фразы: «Мне кажется…», «Наверное, Сережа…», «А может, лучше…».
Среди других словесных методов, конечно, используются вопросы, но меньше, чем во вводной части урока. Лучшее место для вопроса — после пересказа.
Если работа диалогическая, то на помощь учителю приходит пересказ по ролям (от лица), особенно в развитии выразительности детской речи. Поощряйте детей произносить короткие реплики в припеве. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут играть все девочки и все мальчики в группе. Поскольку заранее была проведена достаточная работа по поиску и закреплению выразительных средств для передачи детьми этих реплик, дети сохраняют свою индивидуальность речи в мягких хоровых повторах (вместе с воспитателем).
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Технология педагогического общения
- Технология проектного обучения
- Воспитание семейных ценностей в школе
- Гуманизм как философская основа современного образования
- Нарушение письменной речи, влияние на общее развитие, воспитание и обучение ребенка
- Особенности детей раннего возраста
- Система воспитания в «Доме сирот» Я. Корчака
- Образование и образовательная среда в ДОУ
- Виды образовательных учреждений
- Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста