Оглавление:
Общество — это сложная система, которая развивается сама по себе. Существуют различные взгляды на основные системообразующие факторы общества.
Первым таким фактором, по мнению материалистов, является природная среда (Монтескье, французский философ XVII века, идея решающей роли природы).
Плотность населения, характер его занятости, уровень производства и политическая структура зависят от климата, типа местности, минеральных и водных ресурсов. Самые высокие темпы производства наблюдаются в странах с умеренным климатом, богатыми минеральными ресурсами и удобными транспортными путями.
Но нельзя жестко связать историческую судьбу народов с окружающей их средой. Природная среда может стабилизировать или препятствовать развитию общества, но она не является определяющим фактором развития, за исключением нынешней ситуации глобального экологического кризиса. Существуют противоречия между природной и культурной организацией общества. Развитие природы — результат особенностей культуры общества. Вернадский ввел понятие «вторая природа», биосфера.
Вторым условием развития общества является население. Развитие и осложнение трудовой деятельности немыслимо вне развития семейно-брачного поведения людей (Мальтус, английский экономист 18 века — универсальный закон населения).
Человечество только начинает изучать природу процессов саморегулирования своего населения. С начала периода неолита и по настоящее время около 80 миллиардов человек вступили в «этап» истории, и темпы роста растут.
На Земле уже более 7 миллиардов человек:
- 900 миллионов не умеют ни читать, ни писать;
- 580 миллионов не работают;
- 130 миллионов детей не ходят в школу;
- 450 миллионов человек голодают;
- 12 миллионов младенцев умирают до первого дня рождения;
- 40 миллионов слепых;
- 2 миллиарда без доступа к чистой питьевой воде;
- 250 миллионов живут в городских трущобах.
Качество» населения находится в противоречии с его количеством. Парадокс заключается также в том, что уровень рождаемости является самым высоким в странах с низким уровнем экономического развития.
Вывод: демографический процесс представляет собой сложную систему факторов, которую трудно регулировать обществу и правительству. Обоснована также идея нерациональности человеческого поведения, которая привела к демографическому кризису в мире.
Третьим источником саморазвития общества являются социальные отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности (К. Маркс). Центральной темой является мотив работы как основа межличностных отношений. Апостол Павел: «Не делающий работу не ест». Материальное производство, отношения производства и их конфликт с производительными силами являются основой развития, приводящего к трансформации способа производства и социально-экономического становления в целом.
Структура общества и его система
Человек — социальное существо. Жизни людей взаимозависимы. Другими словами, люди создают друг друга как физически, так и духовно. Облигации, рожденные общностью, формируются между ними. Общество — это не просто набор людей. Общество — это сумма социальных отношений.
Однажды, в Индии, они нашли двух девочек, которых воспитывал медвежонок. Они не могли жить в человеческом обществе и быстро умирали: если ребенок проведет свое раннее детство среди животных, он никогда не узнает, на что способен человек. Он не сможет овладеть человеческой культурой. Общество — это сила, которая делает человека человеком. Она не остается неизменной, но постоянно меняется. Развитие общества называется социальным процессом, а накопление знаний о нем — социальной теорией.
Человеческое общество — это сложная живая система. В ней самым сложным образом переплетаются различные взаимодействия между людьми и группами людей. Чтобы проиллюстрировать это, давайте представим себе общество в виде гигантского организма. Можно изучать его отдельные клетки, ткани и органы, но знание отдельных частей и процессов само по себе не позволит нам представить организм в целом. Даже внутри общества существуют разные сферы — социальная, экономическая, политическая и духовная. Однако само понятие сферы является чем-то вроде абстракции. Общество целостно; внутри него есть границы, но они условны; его сферы постоянно взаимодействуют, переплетаются и взаимопроникают.
Например, мы можем посмотреть на отношения, которые происходят в экономике. Но в конце концов, те же люди, которые работают в зоне экономики, живут и политической, и общественной жизнью. Например, с одной стороны, глава компании выступает против своих сотрудников. С другой стороны, он и его сотрудники развивают общие экономические отношения с потребителями продукции компании. С другой стороны, он может быть членом той же политической партии, что и некоторые из его подчиненных (и, наоборот, политическим оппонентом другой стороны). Существует также много других социальных отношений — связей между отдельными людьми и социальными сообществами. Общество — это единство всех видов взаимодействия и форм объединения людей, выражающее их всестороннюю зависимость друг от друга.
Что заставляет людей жить и творить вместе — инстинкт, человеческое сознание, культура или желание в полной мере удовлетворить свои потребности? Отдельный человек имеет сознание, способность работать, культурные способности. Но способен ли он в одиночку реализовать эти качества?
Общество как саморазвивающаяся система
В обществе существует постоянное взаимодействие. Фермеры продают свой урожай, а остальное население покупает продукцию, которую они сами не выращивали. Агент пограничного патруля дежурит на заставе, охраняя границу штата и, в конечном счете, всех, кто живет в штате. Модельер создает новый стиль — понимание того, что на людей влияет мода. В процессе взаимодействия люди удовлетворяют не только собственные потребности, но и потребности других людей.
Социальные отношения — это сложное явление. Они характеризуются длительностью и стабильностью. Давайте представим, что школа внезапно перестает предлагать среднее образование. Это роковой удар по обществу. В конце концов, школы никогда не переставали функционировать с момента их существования. Фермеры сажают урожай каждую весну и собирают его осенью. Как только они прекратят эту деятельность, в обществе начнется голод.
Социальные связи не просто связывают людей в данный момент. Они могут иметь неявный или явный характер. Мать воспитывает ребенка, который через много лет станет ее опорой. Человек работает на заводе, а государство выплачивает ему пенсию после того, как он теряет трудоспособность и способность работать. Философ или писатель оказывает влияние на общественное сознание, понимая, что результаты его усилий не будут иметь немедленного эффекта.
В то же время не каждый человек вольен отвергать систему взаимодействия, созданную в обществе, разрывать отношения с другими людьми. Если он попытается это сделать, то либо станет изгоем, либо будет вынужден обществом следовать существующим нормам. Исключения доказывают правило: многие мятежники против установленного порядка свергают его, но неизбежно устанавливают вместо него новый. Социальные нормы, соблюдение законов и традиций являются условием жизни в обществе. Таким образом, связи между людьми возникают не случайно, не случайно, а взаимозависимы. Если они не будут охватывать все многообразие человеческих отношений, общество неизбежно начнет распадаться. Современное общество не может существовать без работы, образования, политики, спорта, органов здравоохранения и многого другого. Развитые социальные отношения характеризуются необходимым разнообразием социальных связей.
Мыслителей, изучающих общество, называют социальными философами. Они размышляют о проблемах общественной жизни, коллективной человеческой деятельности. Один из важнейших вопросов социальной философии: что, в конце концов, отличает животное сообщество от человеческого? Это долгое время беспокоило людей. Во-первых, предполагалось, что общество отличается от муравейника тем, что оно создано по разуму. Тогда человеческая социальность — это связь, созданная сознанием. Это было мышление древнего мира. Мыслители той эпохи считали, что общество всегда развивается так, как люди его задумывали. Другими словами, они задумали и построили его.
После Французской революции философы, наконец, потеряли веру в то, что разум может создать идеальное общество. Их идеологи были убеждены в том, что им удалось создать государство, в котором будут царить свобода, равенство и братство. Но результаты революции были совсем другими — было кровопролитие. Ни одна из их целей не была достигнута. Причина, являющаяся предпосылкой социальности, оказалась в значительной степени несостоятельной.
Общество, его сферы и структура
В социальной философии, социологии и других социальных науках широко используется термин «социальная сфера общества». Оценивая природу социальной сферы общества и ее понимание, обычно существуют две перспективы — научная и административная. В науке, особенно в социальной философии и социологии, социальная сфера общества представлена сферой общества, в которой находится весь спектр субъективных социальных отношений и отношений. В административно-бытовой сфере социальная сфера включает в себя различные виды деятельности и отношения непроизводственного, социального характера, применительно к человеку. По этой причине с точки зрения содержания стоит понять, что такое социальная сфера общества на самом деле.
Мы установили, что общество имеет многовековую структуру и является социальным пространством общества, которое исторически меняется по мере изменения социальных условий существования: природных, технологических, социальных, экологических и других. Здесь можно привести две классические точки зрения: марксистскую и цивилизационную. В концепции социально-экономического образования (марксистский подход) вышеуказанным условиям было уделено особое внимание: Решимость была — партийной идеологической. Согласно цивилизационному подходу к развитию общества — западной научной парадигме А.Тойнби, О.Шпенглера и других мыслителей, формирование и функционирование общества имело и другие факторы детерминации, основой которых являлась специфика той или иной цивилизации.
Исходя из этих двух понятий, можно утверждать, что каждый крупный этап в истории общества — формирование или цивилизация — должен соответствовать отдельному обществу, социальному типу, социальной системе, то есть наличию определенного структурированного состава: социальных институтов и сообществ, социальных групп и слоев, а главное — связям и взаимоотношениям между ними и внутри них.
Когда речь идет о социально-экономическом образовании или цивилизации, она представляет собой исторически сложившийся тип общества, определенный уровень его развития и, соответственно, определенный тип его общества. Смена одного социально-экономического образования другим, динамика цивилизаций приводит к существенным изменениям в социальной сфере, то есть к изменению содержания и форм социальных отношений и институтов. Этот процесс естественен и вызывает повышенный научный интерес, поскольку социальная сфера общества не пассивна по отношению к объективно меняющимся цивилизационным или социально-экономическим условиям существования. Его динамика определяется рядом внутренних и внешних факторов, обладающих определенной стабильностью и достаточной самостоятельностью за счет сохранения социальных отношений прежней социальной системы (например, в феодальном обществе — социальные группы рабов и отношения, определяемые их деятельностью; в постиндустриальном обществе — социальные группы временных работников с функциональными особенностями их существования).
Однако более продвинутый способ производства в обществе становления (в сочетании с рядом других факторов — политическим, территориальным, этническим, глобализационным и т.д.) и культурный фактор в цивилизационном подходе постепенно вытесняют устаревшие (архаичные) социальные образования и присущие им отношения. Этот процесс не простой, но естественный для социальной сферы, то есть для общества.
Социологические законы и категории
Общее толкование закона (социальной регулярности)[1] заключается в том, что он объективно представляет существующие, необходимые, существенные, повторяющиеся отношения явлений общественной жизни.
Социологические законы, в отличие от экономических и других социальных законов, характеризуют функционирование и развитие социальных объектов (общества в целом, общественных институтов, организаций, структур, отдельных сфер общества, социальных процессов и явлений) как целостные системы. Они целостны по своей природе. Они представляют собой относительно стабильные и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социальными и другими группами, а также отношения между обществом в целом и его основными структурными элементами, между ними, между обществом, его структурами и индивидом. В зависимости от этого различаются общие социологические и специальные социологические законы, то есть в зависимости от масштаба и времени действия. Различают законы, которые действуют на протяжении истории; законы, которые действуют в классовых обществах; законы, которые действуют в рамках определенного образования, а также на разных стадиях одного и того же образования; законы, которые действуют в обществе в целом или в его отдельных сферах.
Учитывая особенности объекта и субъекта социологии, уместно отметить те закономерности, которые отражают развитие элементов социальной структуры общества, а именно: постоянный рост самодеятельного населения; ускоренный рост городского населения; абсолютное и относительное увеличение доли населения, занятого в непроизводственной сфере; сокращение численности крестьян и сближение их труда по содержанию и виду с производственным трудом; стабилизация темпов прироста населения и др.
В качестве социологических закономерностей можно рассматривать такие современные процессы, происходящие в социальной сфере российского общества, как развитие и усложнение структуры социальных классов, появление новых социальных групп и слоев, коренная перестройка всей системы властных и имущественных отношений и др.
Уточнение сущности и содержания социологических закономерностей позволяет выявить особенности категорий социологии как этапов познания социальной реальности, социальных процессов, основ социологических знаний, знаний о социальных отношениях.
Концептуальный и категориальный аппарат социологии включает в себя как концепции социологического содержания, разработанные в процессе становления и развития науки, так и концепции других научных дисциплин: психологии, политологии, философии, истории и др. В то же время, при наличии понятий смежных научных дисциплин социология (как и любая другая наука) придает им свою идентичность, определенную специфичность в соответствии с содержанием их предмета и предмета изучения.
При рассмотрении социологической терминологии необходимо различать различные понятия, учитывая уровни и структуру социологических знаний. Во-первых, это общие социологические категории: Общество; социальные отношения и их виды; общественное сознание; социальная сфера; социальные процессы; образ жизни; социальная структура общества; социальные классы; социальная интеграция и дифференциация; труд; социальное время; общественное мнение и др. Во-вторых, это условия этапа становления и интраформации (т.е. общества на той или иной стадии развития): традиционное общество, индустриальное общество; капитализм; социализм; социалистические и капиталистические социальные отношения; рабочий класс и др. В-третьих, это понятия, отражающие содержание сфер общественной жизни, то есть социологические теории. В-четвертых, это категории, понятия теорий «среднего» уровня, специальные социологические теории: Понятия, связанные с раскрытием проблем социологии города и села, образования, социологии выборов, брака и семьи, личности и малых групп и др. Наконец, в-пятых, важно понимать содержание понятий, раскрывающих методологию и технику социологических исследований: Программа социологических исследований; виды исследований; гипотезы в социологических исследованиях; виды и виды выборок; социальные показатели и индикаторы; социальный эксперимент, опрос и другие методы социологических исследований и др.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Глобальные проблемы человечества. Предпосылки и возможные пути их решения
- Философия науки
- Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи
- Патристика, специфика теологической экзегезы и герменевтики
- Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
- Зарождение социально-исторического сознания
- Натурфилософия Шеллинга — Биография и жизненный путь Шеллинга
- Человек как субъект деятельности, познания и ценностного освоения мира
- Философское учение о семье. Проблема брака и пола в философии
- Познание как предмет философского анализа