Оглавление:
Общество — это некое единое целое, состоящее из людей, связанных между собой разной степенью общности. Исторически обществу предшествовала «общность», характерная для примитивных форм человеческого единства. Эта форма сообщества уходит в глубины тысячелетий, во времена существования стада наших предков. Сегодня термин «община» используется также для обозначения человеческих ассоциаций — групп различного размера и принципов объединения. Мы говорим, например, о научном или журналистском сообществе.
В повседневном сознании термин «общество» часто фигурирует в смысле объединения определенного количества людей для определенных целей (спортивный клуб, ассоциация художников и т.д.). Но эти общества или общины являются составными частями общества в целом, формируя целое государство. Активно воплощается в жизнь концепция сообщества как современного межгосударственного объединения людей, основанного на интегративных глобальных тенденциях. Мы рассмотрим эту концепцию и реальность, которую она отражает в виде современных государственных образований.
Человеческое общество является высшей ступенью развития живых систем, основными элементами общества являются люди, формы их совместной деятельности, особенно труд и его продукты, сферы человеческого духа, различные формы собственности, политика и государство и др. Общество также можно определить как самоорганизованную систему поведения людей и их отношений друг с другом и с природой.
Когда мы говорим о человеческом обществе в целом (мир, все общество), мы имеем в виду такую ассоциацию, которая включает в себя всех людей. Без него общество было бы только определенным набором отдельных, изолированных людей, которые живут отдельно на определенной территории и не связаны общими интересами, целями, делами, трудовой деятельностью, традициями, экономикой, культурой и т.д.
Концепция общества включает в себя не только всех людей, живущих сейчас, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в единую систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. Никто не принимается в человеческое общество по требованию — естественный факт рождения неизбежно включает человека в социальную жизнь.
Человеческое общество — это внутренне разобщенная целостная система, возникшая исторически и постоянно развивающаяся, проходящая через последовательные этапы качественных преобразований. Общие законы этой системы определяют характер каждого элемента, который в нее включен, и направляют ее развитие. Следовательно, каждый элемент этой системы можно понять не только по своей уникальности, но и по отношению к другим элементам. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных признаков, характерных для данной системы множественных связей.
Структура человеческого общества формируется производственно-производственными, экономическими, социальными отношениями, в том числе отношениями между социальными группами, нацией, семьей; политическими отношениями и, наконец, духовной сферой общества — наукой, философией, искусством, нравственностью, религией и так далее.
Общество как едино-цельная система определенного множества народа
Человеческое общество — это внутренне фрагментированная целостная система, возникшая исторически и постоянно развивающаяся, проходящая через последовательные этапы качественных преобразований. Общие законы этой системы определяют характер каждого элемента, который в нее включен, и направляют ее развитие. Следовательно, каждый элемент этой системы можно понять не только по своей уникальности, но и по отношению к другим элементам. Общество — это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных признаков, характерных для данной системы множественных связей. Структура человеческого общества состоит из производственных и производственных, экономических, социальных отношений, включая отношения между социальными группами, нациями и семьями, политических отношений и, наконец, духовной сферы общественной жизни — науки, философии, искусства, морали, религии и так далее.
Именно общество является главным условием более или менее нормального существования и развития человека, ибо одинокий человек, оставшийся сам по себе, бессилен против элементов природы; против хищных животных и «нечеловечных людей». Общество, защищая личные свободы человека, в то же время ограничивает эти свободы определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. Однако эти ограничения проистекают из характера вещи, то есть из интересов членов общества.
Гражданское общество — это совокупность различных людей, живущих в системе правового государства, в котором действует принцип защиты прав человека. В подлинно гражданском обществе каждый человек — это цель в себе и в высшем обществе.
Значение. Согласно Гегелю, гражданское общество — это объединение членов как независимых субъектов государства на основе их потребностей и через правовую систему как средство обеспечения людей и имущества, а также через порядок жизни во имя их особых и общих интересов.
Основополагающим принципом гражданского общества является обеспечение жизни, благосостояния и достоинства личности как полноправного гражданина этого общества. Индивидуальные цели и интересы, обусловленные интересами целого, определяют систему всеобъемлющей зависимости, так что средства их реализации и благосостояние каждого человека и его законное существование переплетаются со средствами существования, благосостоянием и правом всех людей. Они основаны на этом и действительны и безопасны только в этом контексте. Эта система общества — гражданское общество.
Когда гражданское общество претерпело определенное развитие, люди (в определенной степени) отказались от своей естественной свободы и подчинились власти гражданского государства. Это дало им верное и ценное преимущество, которое они не могли надеяться получить до самого появления гражданской стихии. Ради этого они дали государству власть над всеми членами общества, чтобы обеспечить соблюдение законов. Это верное и ценное преимущество, ради которого люди объединились, заключается во взаимной защите от возможного вреда со стороны других людей и в противодействии их насилию со стороны еще большей силы, способной наказывать за совершенные преступления.
Долгое время отмечалось, что в обществе существуют различные социальные группы в зависимости от их позиции, интересов и устремлений. Именно эти группы составляют основу социальной структуры общества.
Социальная структура представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную, относительно стабильную систему связей и отношений между различными элементами общества в целом: индивидами и социальными общностями людей (клан, племя, нация, семья), социальными группами.
Родившись в мире, проходя через постепенно усложняющиеся этапы образования и воспитания, члены общества являются не однородными, а их интеллектуальными, моральными и другими данными, и, что очень важно, но их склонностями, интересами, характером, жизнью, бытовыми возможностями. И каждый молодой гражданин естественно или случайно попадает в определенную социальную группу. В разумно организованном, экономически и интеллектуально развитом обществе в некоторой степени реализуется мудрый христианский принцип, метко выраженный А. Сен-Симоном: «Каждый в соответствии со своими способностями, каждый в соответствии со своими делами». Но, увы, этот принцип может быть реализован только в идеальном обществе.
В самом разумном обществе равенство может существовать только перед законом, но в противном случае.
Общество и человечество, нация и семья
Общество — это некое единое целое, состоящее из людей, связанных между собой разной степенью общности, что позволяет нам называть их вместе, но это возможно только при достаточно высоком уровне развития людей. Следует отметить, что в слове «общество» имеется корень «община», выражающий единство некоторых отдельных образований. Общество исторически предшествовало «общности», что было характерно для примитивных форм единения людей. Эта форма единства уходит корнями в глубины древних времен, во времена стадного существования наших предков. Слово «сообщество» также используется в отношении животных: Некоторые из них живут в обществах.
В настоящее время термин «община» применяется к человеческим объединениям — группам различного размера и принципов объединения. Например, мы говорим о научном сообществе и сообществе журналистов. В повседневном сознании понятие «общество» часто возникает в смысле объединения определенного количества людей для определенных целей: спортивного клуба, клуба художников и т.д. Но эти общества или общины являются составными частями общества в целом, формируя целое государство. Именно в этом смысле мы рассмотрим это понятие и реальность, которую оно отражает: «Проблема социальной философии — это вопрос о том, что такое общество на самом деле, какую ценность оно имеет в жизни человека, в чем его истинная сущность, и что оно обязывает нас делать «.
Человеческое общество — это высшая ступень развития живых систем, главными элементами которых являются человек, формы его общей деятельности, особенно труд, продукты труда, различные формы собственности и многовековая борьба за них, политика и государство, совокупность различных институтов, изысканная сфера духа. Общество также можно определить как самоорганизованную систему поведения человека и его взаимоотношений друг с другом и с природой: ибо общество сначала вписывается в контекст взаимоотношений не со всем Космосом, а непосредственно с территорией, на которой расположено данное общество.
Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, мы имеем в виду такую ассоциацию, которая включает в себя всех людей. Без него общество было бы лишь определенным количеством отдельных, разбросанных людей, живущих отдельно на определенной территории и не связанных общими нитями интересов, целей, поступков, трудовой деятельности, традиций, экономики, культуры и т.д. Люди созданы, чтобы жить в обществе. Концепция общества включает в себя не только всех людей, живущих сейчас, но и все прошлые и будущие поколения, то есть все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в единую систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. Никто не заходит в человеческое общество по декларации: естественный факт рождения неизбежно включает человека в социальную жизнь.
Общество на каждом этапе своего развития представляет собой многослойную структуру, сложное переплетение множества различных связей и отношений людей. Жизнь общества не ограничивается жизнью людей, которые ее составляют. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: Технология, учреждения, язык, наука, философия, искусство, нравственность, право, политика и т.д. Сложная и противоречивая паутина человеческих отношений, действий и их результатов — это то, что составляет общество в целом. Человеческое общество — это внутренне фрагментированная целостная система, возникшая исторически и постоянно развивающаяся, проходящая через последовательные этапы качественных преобразований.
Общие законы этой системы определяют характер каждого элемента, который в нее включен, и направляют ее развитие. Следовательно, каждый элемент этой системы не может быть понят в своей уникальности, а только в контексте, который ведет к целому. Общество — это единый социальный организм. Его внутренняя организация представляет собой совокупность определенных черт, характерных для данной системы многообразных отношений, которые в конечном итоге основываются на человеческом труде. Структура человеческого общества формируется:производственные и производственные, экономические, общественные отношения, формирующиеся на ее основе, включая классовые, национальные, семейные отношения;
Общество и сообщество
Общество имеет четкое внутреннее разделение своих компонентов и их тесную взаимосвязь. Экономика, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья и религия не существуют вне друг друга. Без социального целого, без людей, которые неотделимы друг от друга через всю систему общественных отношений, нет ни экономики, ни политики, ни морали и так далее. Все это грани единого целого, которое живет по единым законам. Политические организации, экономические отношения (производство, распределение, потребление), правовые нормы, семейные и брачные отношения, родственные отношения, национальные и другие отношения объединяют людей и настраивают их друг против друга в различных комбинациях человеческого целостного коллектива.
Люди постоянно вовлечены в процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей как социальных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, формы общения и производства идей. В обществе наиболее сложным образом переплетаются экономические, государственные, семейные отношения, а также ряд явлений идеологического порядка. Все это взаимодействует, меняется, переливается всеми возможными цветами, и в целом формирует поток общественной жизни. Работа является необходимой основой этого потока. Люди, через свои повседневные действия — через работу — постоянно ткут и переплетают, переплетая красочные нити личной и общечеловеческой судьбы.
Общество — это главное условие более или менее нормальной жизни и развития человека, ибо одинокий человек, оставшийся один, бессилен против стихии природы, против хищных животных и «нечеловечных людей». Общество защищает индивидуальные свободы, но в то же время ограничивает эти свободы определенными нормами, обычаями, правами и обязанностями. После этого ограничения вытекают из характера вещи, то есть из интересов членов общества.
В заключение мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что общество — это целостная система жизнедеятельности людей. Общество понимается как объединение людей, которые объединяются с целью достижения результатов, недостижимых для каждого человека. Общество — это такое целое, состоящее из индивидуумов, а не из их арифметической суммы или механической массы. Когда мы говорим об обществе1 , мы имеем в виду, строго говоря, ассоциацию человеческих существ, под которой человеческое общество принципиально отличается от различных видов животных сообществ, которые формируют его инстинктивно, движимые биологическими потребностями.
Общество, по словам Дидро, дает человеку власть над другими животными. Через общество человек не довольствуется своей родной стихией, а распространяет свою власть над морем. Эта же ассоциация дает ему исцеление от болезней, помощь в старости, утешение в горе и печали. Это также дает ему, как бы то ни было, власть бороться против своей судьбы. Уничтожьте общность, и вы уничтожите единство человеческого рода, от которого зависит сохранение жизни и всего его счастья.
Социальная психология и идеология
Взаимосвязь между повседневным и теоретическим уровнями сознания особым образом трансформируется во взаимоотношениях между социальной психологией и идеологией. Социальная психология — это частичный аналог повседневного уровня сознания, представляющий собой многообразие научных и ненаучных взглядов и оценок, эстетических вкусов и идей, обычаев и традиций, склонностей и интересов, образных образов фантазии, логики здравого смысла.
Идеология — это неполный аналог теоретического уровня сознания, при котором дается систематизированная оценка социальной реальности с точки зрения конкретного класса или партии (теоретическая, объективная) и организуется ее жизнь. Вопреки широко распространенному мнению о том, что идеология возникла в период политических движений 18 века, предполагается, что она возникла одновременно с государством и политическими партиями. Защищая свои интересы, они генерировали соответствующие социальные идеи.
Идеология аккумулирует социальный опыт социальных групп, классов, формулирует их общественно-политические задачи и цели, выстраивает систему авторитетных идеалов. Существенной особенностью идеологии как специфической формы сознания является то, что она не отражает реальность так же целостно и опосредованно, как социальная психология, но опосредованно развивает свои категорические инструменты, которые в силу присущей им абстрактности, как бы удалены от реальности, что приводит к опасности самопреодолевающей идеологии, которая впадает в схоластическое теоретизирование.
Идеология может быть иллюзорной и ложной, прогрессивной и реакционной, гуманной и мизантропической. Все зависит от его специфического содержания и социально-исторического контекста, который его порождает, подпитывает и накладывает отпечаток на сознание масс. Но идеология — это всегда диктат группы индивидууму и обществу, его группам и индивидуумам.
Этот диктат может стать сознательным отношением к жизни со стороны тех, кому он адресован, но вначале он всегда оказывает влияние «сверху». Идеология — особенно мощное оружие в руках власти. Например, коммунистическая идеология, утверждавшая высокие принципы социальной справедливости, в конце концов деградировала (особенно в период жестоких и антигуманных форм жизни) в форму мифологии, пагубную для общества и индивида, оказавшую резко негативное влияние на все формы общественного сознания, особенно на социальные науки, литературу и искусство, на философию, превратившуюся в апологетику уродливых форм общественной жизни.
Проведем аналогию с наукой: где наука гипотезирует, идеология в некоторых своих проявлениях может строить произвольные конструкции и выдавать их за реальное отражение реальности. Поэтому публичная психология и идеология могут по-разному представлять одни и те же явления реальности. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит к дестабилизации общественной психологии, ее дисгармонии и дезинтеграции.
Термин «идеология» используется в двух принципиально разных смыслах. Первый смысл определяется этимологией слова «идеология». Его корень — «идея». Отсюда и использование термина «идеология» в смысле направляющей идеи, своего рода стержня, идеи о том, что мы хотим воплотить в жизнь.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Классическая социальная философия
- Закономерности саморазвития общества
- Взаимоотношения мифологии и предфилософии древней индии
- Общие черты русской философской мысли: онтологизм, универсализм, мессианизм, внимание к нравственным проблемам
- Разумный уровень познания
- Материализм
- Революция и реформы в жизни общества — Реформы и революции как формы социальных изменений
- Культурная модернизация
- Хайдеггер Мартин, крупнейший немецкий философ 20 века
- Роль религии в общественном процессе. Значение религии для человека и человечества.