Оглавление:
Латинское слово «антигуус» означает «древний», но когда говорят о древней философии, то вообще не имеют в виду древнюю философию. Но только философия Древней Греции и Рима. Древняя философия возникла в конце VII — начале VI в. до н.э. и просуществовала до VI в. н.э. Как особый вид философствования, порожденный условиями рабовладельческого общества, древняя философия исторически была первой формой европейской теоретической мысли, ставшей основой для развития европейской культуры. В истории древней философии выделяются следующие периоды.
Первый период древней философии называется эллинской (эллины — самоназвание греков, в древности распространившееся на все грекоязычное население восточного Средиземноморья). Это был период, когда были распущены остатки родового строя и создано раннее рабовладельческое общество. На смену клановой общности пришло гражданское общество, полис, город-государство, уникальная форма организации в общественно-политической жизни древних греков.
Появление и развитие философии в этот период связано с возникновением, расцветом и кризисом системы греческого полиса. Эллинский период древней философии включает в себя: период становления древнегреческой философии (VII-V вв. до н.э.) и классический период древнегреческой философии (IV в. до н.э.).
Наиболее характерными чертами философской мысли этого периода были:
- Космологизм, то есть стремление понять суть природы, космоса, мира в целом;
- онтологизм, выраженный в том, что центральной философской проблемой является проблема бытия;
- теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.
Второй, эллинистическо-римский период в истории древней философии — это период с III в. до н.э. по VI в. н.э. Он включает в себя
- Период раннего эллинизма (3-1 век до н.э.);
- Период позднего эллинизма (I-VI вв. до н.э.).
Большинство ученых устанавливают хронологические рамки раннего эллинизма с момента восточных походов Александра Македонского (последняя треть IV в. до н.э.) до 30 г. до н.э., когда Рим завоевал последнее великое эллинистическое государство — Птолемеевский Египет. В эллинистическую эпоху произошел переход от системы полиса к эллинистическим наследственным монархиям, сместив центры культурной и экономической деятельности из Греции в Малую Азию и Египет. Эллинизм как культурный феномен представлял собой распространение греческой культуры и обучение других народов. Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, возникшим в результате освобождения человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Субъективный мир индивида стал главным объектом философского исследования.
Этапы развития греческой античной философии
В древнегреческой философии выделяются следующие этапы развития:
Первый этап охватывает период с седьмого по пятый век до н.э. Этот период обычно называют естественным философским, доократическим, а философов, живших в этот период, характеризовали как доократиков (Сократ 469-399 гг. до н.э.). Этот период включает в себя: Милетская школа, Гераклит Ефесский, Эфесская школа, Пифагор и Пифагор, Эмпедокл и Анаксагор, а также древнегреческие атомисты, Левкипп и Демокрит.
Вторая стадия охватывает период примерно с середины V века до конца века до н.э. Ее обычно называют классической. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов — Сократа, Платона и Аристотеля, взгляды которых представляли собой кульминацию древнегреческой и, возможно, мировой философии.
Третий этап развития древней философии — конец ГУ-II вв. до н.э. — обычно называется эллинизмом (эллинизм — самоназвание древних греков; эллинизм — период в истории Восточного Средиземноморья, Ближнего Востока и Причерноморья со времен походов Александра Македонского 334-324 гг. до н.э.). В отличие от классической фазы, которая была связана с появлением культовых философских систем, одновременно возникло несколько философских течений: академическая философия (Академия Платона), перипатетика (Аристотель), стоическая и эпикурейские школы, скептицизм. Известными философами этого периода были Феофраст и Эпикур. Однако для всех школ был характерен переход от комментариев к учениям Платона и Аристотеля к проблемам этики и проповедовал скептицизм и стоический подход.
Эпикур (341-270 гг. до н.э.), родился на острове Самос в семье афинского поселенца и учителя. С 14 лет он начал изучать естественные науки. В возрасте 18 лет он приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию (современную Турцию). В 306 г. до н.э. он вернулся в Афины и основал свою собственную школу — «Сад Эпикура». Эпикур разделил свое учение на три части: Каноника — теория знаний, Физика — учение о природе, Этика. Он далее развивал атомистическую доктрину Демокрита и считал, что во Вселенной существуют только тела в космосе. Тела воспринимаются непосредственно органами чувств, а существование пустого пространства между телами объясняется тем, что в противном случае никакое движение было бы невозможно. Из произведений Эпикура сохранились лишь несколько оригиналов: «Письмо Геродоту» и «Письмо Пифоклу», которые отражают его взгляды на природу; «Письмо Мене» отражает его этические взгляды; а «Главные мысли» Эпикура дают представление о его основных идеях в афористической форме. Эпикур скончался в возрасте 71 года, тяжело болен, его мучили рвотные припадки, из его рта выходили камни в почках и другие недуги. Однажды он попросил, чтобы его собрали в медной ванне с горячей водой, он лежал в ней, пил неразбавленное вино и пожелал своим друзьям не забыть его учения, и поэтому он умер. Эпикурейцы продолжили его учение, собравшись в саду, который принадлежал Эпикурусу и был завещан им школе. На смену Эпикурсу пришел Гермарх Митиленский, который настаивал на том, что целесообразность — основа всех законов. Систематизатором идей Эпикура был Фило Одемус из Гадары.
Образ человека в античной философии
Значительный шаг вперед в понимании человеческой проблемы представлен древнегреческой природной философией.
Уже представители милетической школы (VI-V вв. до н.э.) спекулировали на естественном эволюционном характере происхождения и развития человека. Таким образом, согласно Анаксимакдрусу, первые люди эволюционировали из других видов живых существ. Демокрит Абдеры, в свою очередь, считал, что артикулирующий язык возникает в процессе общения между живыми существами и их активного отношения с миром, а не в результате божественного творения. Изменение условий жизни вынудило людей защищаться от холода, искать новые способы получения пищи. В рамках этого понимания развития человеческого существа стало появляться новое понимание природы человеческой души, которое стало относиться не только к физической субстанции, но и, как в Гераклите, к логотипам, то есть к порядку, закону, мысли, своего рода идеальной сущности. Проблемы человека занимают важное место в учении софистов. На протяжении веков мы достигли их выражения: человек — мера всего. Основатель софистской школы Протагорас одним из первых утверждал, что человек — главный критерий всего.
Результатом размышлений Эпикура о мире и человеке стала этическая доктрина, основой которой стал принцип гедонизма, который он постулировал как организующий принцип человеческой деятельности. Как видим, древнегреческие философы постоянно интересовались пониманием того или иного аспекта человеческой проблемы. Но только в философии Сократа эта проблема переместилась в центр исследовательских интересов и фактически стала доминирующей и фундаментальной.
Сократ размышлял о состоянии добра и зла в обществе, боролся за добродетельную жизнь людей, выступал за создание справедливых отношений между ними, отстаивал идеи нравственного поведения и выражал идею о необходимости целостного развития личности. Он считал знание человека и человеческой души основой философских знаний наравне с совершенством. Поэтому, по мнению Сократа, целью знания является, прежде всего, самопознание.
Взгляды Сократа получили дальнейшее развитие в учениях Платона, основателя древнегреческого объективного идеализма. Согласно Его учению, люди были порождены божественными существами, а последние были порождены Демиургом. Боги взяли у Демиурга бессмертное начало души и заключили ее в смертное тело. Они привносят различные изменчивые состояния, в том числе радость и печаль, мужество и страх, гнев и надежду. Все это они смешивали с иррациональными чувствами и с любовью. Таким образом, был создан универсальный тип души. Затем боги создали человеческий организм и снабдили его органами пищеварения, дыхания, кровообращения и так далее. В то же время они определяли фазы жизни человека: Детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть. По словам Платона, так появился человек.
Генезис и основные черты античной философии
Эпоха античности длилась около 1000 лет с 7 в. до н.э. до 6 в. н.э. Она была неоднородной по своему культурно-философскому содержанию, сформировавшейся на фоне развития древнегреческого общества и древнеримского государства. В отечественной литературе принято различать четыре этапа древней философии:
- доклассическая философия (VII-VI вв. до н.э.);
- Древний классицизм (6-4 вв. до н.э.).
- Ранний эллинизм (IV-I вв. до н.э.).
- Поздний эллинизм (I-VI века до н.э.).
Существует и другой взгляд на периодизацию древней философии, характерный для западных авторов, который отличается своей социокультурной направленностью:
- период атомистическо-материалистической древности;
- гуманистически-идеалистическая древность;
- Поздняя античность.
Спорным является не только периодизация, но и формальное окончание периода античности. Формационный подход подразумевает изменение экономического образования на наступление той или иной эпохи, так что, таким образом, концом древности считается 476 год, год падения Рима. В культурологическом подходе критерием смены эпохи является смена идеологии, а переход от античности к средневековью связан с распространением христианства в Римской империи, что произошло чуть раньше падения Рима, в VI веке, когда император Константин провозгласил христианство государственной религией Римской империи.
Проблема человека в античной философии
Идеи человека возникли задолго до появления философии. Мифологические и религиозные формы самосознания уже встречаются у народов древности, в их сагах и священных писаниях. Их идеи четко сформулированы в философии древних греков. Таков антропоморфизм древнегреческой религии и космогонии, а также антропологический поворот эпохи расцвета греческой культуры А. Боннар, известный швейцарский исследователь древней культуры, писал: «Человек и мир в представлении греческой цивилизации являются отражением друг друга — это зеркала, обращенные друг к другу и читающие друг друга». Эти слова можно в полной мере применить к греческой философии, разработавшей философское учение о человеке. Она отражала, как в зеркале, сложную перипетию греческой истории, насущные проблемы, тяготы и горести, надежды и устремления, принципы жизни и идеалы греческого человека.
Древняя философия характеризовалась понятием человека как неотъемлемой части объективной сущности мироустройства: космоса, природы, логотипов, вечных идей и сущностей. Однако студент должен понимать, что представление о том, что человек входит во всеобщий и обязательный порядок, не отрицает его признания и утверждения в качестве самостоятельного существа, отделенного от объективных сфер.
В греческой философии человек не существует сам по себе. Его внешнее состояние определяется независимыми от человека космическими силами, которые переживаются им как универсальная сила судьбы. Представители милетической школы представляют человека только как особый момент вселенского космического процесса. Однако следует подчеркнуть, что космологический объективизм древних был пропитан этическими и эстетическими аспектами. Их философия природы была не просто философией природы, абстрагированной от человеческих проблем. Он был обращен к существу в целом и, таким образом, к человеку как к его составной части.
Рассматривая философию натурализма и антропоморфизма Древней Греции, постарайтесь выявить и понять ее характерные черты, которые можно выразить тезисом о том, что все космическое, природное и божественное, но в то же время все человеческое. Отметим, что такой подход исключает важную для современной философии проблему: возможность уникального, неповторимого существования, момента творчества.
В период наивысшего расцвета греческой культуры и начала ее упадка — это философия жизненной мудрости. Сократ считается создателем первой человеческой философии. Однако Сократ был лишь родоначальником определенной традиции человеческой философии, которая ограничивалась философией этики, учением души. Позже эта традиция была развита и распространена учением Платона о душе.
Греческая философия в большей степени обязана своим антропологическим превращением софистам. Они видели свою задачу в просветлении. В центре их внимания были вопросы о внутренней жизни человека и его поведении.
Софисты исповедовали лозунг Просвещения: «Добродетели можно познать». При этом добродетель понималась не только как моральные качества, но и как совокупность человеческих способностей. С их точки зрения, человек творит как в культурной деятельности, так и в знаниях. По их словам, наши истины являются таким же продуктом человеческого творчества, как и наши социальные институты и наша культура. Таково содержание знаменитой фразы Протагораса: «Мера всего сущего — человек, существующий, что он существует, а не существующий, что его нет». Эта позиция была направлена против ранней метафизики и обычного сознания, и подчеркивала относительную природу нашего знания, его истину, которая имела смысл только для человека.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
- Мартин лютер, основатель лютеранства
- Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени
- Основные понятия эстетического компонента духовной жизни общества
- Философия науки и техники
- Необходимость и случайность
- Человек в философии и культуре Древнего Востока
- Социализация личности в философии
- Что такое предмет философии
- Философское понятие культуры