Оглавление:
Нравственная личность на современном этапе развития общества представляет собой одну из важнейших ценностей, которая определяет социальные требования к образовательным учреждениям и необходимость приобщения детей к системе моральных ценностей. Современная педагогика основана на личностно-ориентированном подходе (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), который предполагает создание условий для развития личности. В этом случае задача образования заключается в создании новой системы ценностей, способствующей формированию нравственной культуры ребенка, становлению гуманистически ориентированной личности. Нравственные качества формируются уже в дошкольном возрасте.
Проблема нравственного развития дошкольников приобретает особое значение в связи с дефицитом духовности в обществе, вызванным отчуждением людей от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, что приводит к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставит общество перед угрозой морального разложения.
Формирование нравственных качеств ребенка-дошкольника является одной из самых сложных задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Однако педагоги отмечают повышение агрессивности детей, жестокость, эмоциональное оцепенение, замкнутость на себе и собственных интересах. Особенно сейчас, когда мы видим все больше жестокости и насилия, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. В связи с этим отбор и рациональное использование разнообразных методов воспитания нравственных качеств личности является сегодня одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Вопросы формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста рассматривают Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович, А.В. Запорожец; Я.З. Неверкович и др. Ученые отмечают, что в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста важное значение приобретает накопление знаний о нормах и требованиях морали. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного воспитания воспитанников детских садов, формирования у них норм морали и этики. Очевидна и необходимость организации специальной работы по разъяснению учителем сущности моральных норм, нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к другим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного качества используются различные средства и методы воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование суждений, оценок, понятий, формирование нравственных убеждений.
В дошкольном возрасте другие дети начинают занимать все большее место в жизни ребенка. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками впервые оформляется, то уже в дошкольном возрасте она становится одной из самых важных. К четырем-пяти годам ребенок прекрасно понимает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает их компанию. В дошкольном возрасте общение со сверстниками является одним из средств формирования нравственных качеств. Это обусловлено особенностями общения на данном возрастном этапе. Особенностями общения дошкольников со сверстниками являются большое разнообразие коммуникативных действий (ссоры, требования, разговор, обман, жалость, навязывание воли и т.д.), яркая эмоциональная насыщенность (действия, направленные на сверстника, характеризуются значительно большей аффективной направленностью), нестандартность и нерегламентированность, преобладание инициативных действий над реактивными (Е.О. Смирнова).
Особенности формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Энциклопедический словарь определяет термин мораль как синоним «нравственности» и реже «этики». Как «этика» в греческом, «мораль» в латинском, «нравственность» в немецком этимологически восходит к слову «мораль» (характер). Концептуальное различие между терминами «мораль» и «нравственность» было проведено Г.В.Ф. Гегелем в его «Философии права», где мораль представлена как последняя ступень развития объективного духа из абстрактного права и нравственности. Мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля утверждает себя как объективная воля, которая свободна не только в себе, но и для себя. Мораль — это сфера практической свободы, содержательная конкретность воли, которая возвышается над субъективным мнением и волей, это «законы и институты, которые существуют в нас и для нас» .
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Следовательно, мораль — это внутреннее качество человека, нормы, правила поведения, которыми он руководствуется.
Моральные качества определяются как чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т.д. Моральные чувства подготавливают, корректируют поведение и деятельность человека в соответствии с принятыми правилами и требованиями, предполагают единство рационального и эмоционального, формируются под влиянием социальной среды, через усвоение общественно принятых норм и правил. Нравственные чувства регулируют отношения между людьми на основе оценки, осознания моральных ценностей. Они имеют широкий спектр выражений и участвуют во всех моральных реакциях и проявлениях человека.
Как уже упоминалось во введении, дошкольный возраст является наиболее синтетическим периодом для формирования нравственных качеств. Формирование нравственных качеств происходит в процессе нравственного воспитания, понимаемого как ряд последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и нужного уровня нравственной воспитанности личности ребенка (Р.И. Деревянко, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.).
По мнению И.Ф. Харламова, формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения человека и их постоянное соблюдение.
Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс формирования у молодого поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. По мнению В. С. Мухиной, основной функцией нравственного воспитания является формирование нравственного сознания молодого поколения, устойчивого нравственного поведения и нравственных чувств, соответствующих современному образу жизни, формирование активной жизненной позиции каждого человека, привычки руководствоваться в своих действиях, поступках, отношениях чувствами общественного долга.
В современной науке нравственное воспитание считается одним из важнейших аспектов общего развития детей дошкольного возраста. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к поручениям, умение оценивать свои поступки и поступки других.
С.В. Петерина отмечает, что особенностью дошкольного возраста является повышенная уязвимость к социальным влияниям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависит от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного формирования личности.
В процессе общения со взрослыми возникает чувство привязанности и любви к ним, желание действовать в соответствии с их указаниями, делать им добро, воздерживаться от поступков, огорчающих близких. Ребенок испытывает волнение, видит огорчение или недовольство от своей шалости, озорства, радуется улыбке в ответ на его положительное действие, испытывает радость от одобрения близких людей.
Особенности нравственных качеств детей дошкольного возраста
- Человечность означает сочувствие, сопереживание, отзывчивость, сочувствие. Поэтому показателем сформированности личностного качества является характер отношения к людям, природе, к самому себе. В основе человечности ребенка-дошкольника лежит способность понимать другого, переносить опыт другого на себя. Формирование гуманного отношения к людям и природе начинается в раннем детстве. Систематическая работа, направленная на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям и окружающей природе, ведет к формированию у них гуманизма как нравственного качества. Другими словами, гуманизм — это качественная характеристика личности. В то же время развитие гуманистических чувств и установок — сложный и противоречивый процесс. Способность сопереживать, сочувствовать, радоваться, не завидовать, искренне и охотно делать добро развивается особенно в дошкольном возрасте.
- Коллективизм — это нравственное качество детей дошкольного возраста, основанное на формировании положительных, доброжелательных, коллективных отношений. Главная и единственная функция детского коллектива — воспитательная: дети вовлекаются в деятельность, которая по своим целям, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них. Для формирования коллективных отношений появление такого явления, как дружба, имеет существенное значение. Дружба как самая тесная связь между детьми ускоряет процесс эффективного восприятия социальных отношений. Взаимная поддержка и отзывчивость — неотъемлемые черты коллективных отношений. Взаимоотношения детей определяются моральными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает вхождение ребенка в мир себе подобных, в мир людей.
- Патриотизм и гражданственность еще не полностью сформированы в дошкольном возрасте, а только заложены их основы. Поэтому воспитание начал патриотизма и гражданственности является одной из важнейших частей нравственного воспитания дошкольников. Чувство любви к родине связано с чувством любви к родине. Эти чувства связаны с общей основой — привязанностью и чувством безопасности. Таким образом, если мы воспитываем в детях чувство привязанности как таковой и чувство привязанности к дому, то при соответствующей педагогической работе это в конечном итоге будет дополнено чувством любви и привязанности к своей стране.
- Ценностное отношение к труду — это осознание важности трудовой деятельности в жизни человека. Отличительной особенностью ценностного отношения к труду является то, что это нравственное качество дошкольника, которое интегрирует такие моральные качества, как терпимость, эмпатия и услужливость. Отношение к труду у дошкольников включает в себя уважение к другим.
- Диалогичность — готовность дошкольника взаимодействовать с другими людьми, слушать и понимать их.
Кроме того, в большинстве исследований самыми важными моральными качествами считаются доброта, вежливость, чуткость, тактичность, скромность, услужливость, общительность, дисциплинированность.
В результате систематического формирования нравственных качеств личности дошкольников их отношения с другими людьми приобретают черты нравственной направленности, развивается способность управлять своими действиями и чувствами на основе моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и отношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, дисциплина, ответственность и самоконтроль, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные и дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это, как правило, свидетельствует об успешном нравственном развитии и составляет необходимую морально-волевую готовность к школьному обучению.
Роль общения со сверстниками в формировании нравственных качеств детей дошкольного возраста
В последние десятилетия сфера коммуникации в целом привлекает внимание исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы его протекания и изменения стали объектом изучения философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон), психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев), детской и возрастной психологии (Ю.Л. Коломинский, В.С. Мухина).
Проблема общения дошкольников со сверстниками, то есть роль и функции общения со сверстниками в жизни и психическом развитии ребенка, становится все более актуальной.
Рассмотрим некоторые сведения о жизненно важной функции общения, которые можно найти в отечественной и зарубежной литературе. Б. Спок, указывая на важность общения со сверстниками, советует родителям облегчить контакты между детьми: «Систематически учить детей обмениваться игрушками и делиться угощениями, при любой возможности приводить ребенка в компанию других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и даже годовалого ребенка, считает автор, следует водить туда, где есть дети».
Согласно идее Ж. Пиаже, общение со сверстниками является важнейшим фактором развития ребенка, который способствует разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только разделяя взгляды сверстников ребенка — сначала других детей, а по мере взросления ребенка — взрослых — подлинная логика и мораль могут заменить эгоцентризм, присущий всем детям, как в их взаимодействии с другими людьми, так и в их мышлении (Piaget, 1965).
С.Л. Рубинштейн, напротив, предупреждал, что любовь к ближнему, «с которым ладишь», легко может превратиться в «расширенный эгоизм», а «эгоизм» в двойном смысле — это … отстраненность от всех людей. Вполне вероятно, что общение с другими людьми позволяет преодолеть замкнутость социального мира ребенка и произвести изменения в его психике.
Г.А. Цукерман считает, что общение со сверстниками способствует развитию критичности мнений, слов и действий, их независимости от суждений и желаний других. В.С. Мухина, отмечая многократное влияние общения со сверстниками на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые формируется общественное мнение и появляется феномен комфорта. «…Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям».
А.Н. Леонтьев отмечал, что в первые 7 лет жизни у детей последовательно формируются четыре формы общения со взрослыми: интуитивно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-когнитивная и внеситуативно-личностная. Подход к анализу общения дошкольников со сверстниками может быть основан на теоретическом положении о том, что природа обеих сфер общения дошкольников одинакова. Общение ребенка со взрослым и сверстником — это варианты одной и той же коммуникативной деятельности. Главное, что объединяет обе сферы, — это субъект деятельности, которым в обоих случаях является другой человек, коммуникативный партнер ребенка. Следовательно, общение со сверстником для дошкольника — это коммуникативная деятельность, сходная по своей сути с общением со взрослым, и для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми.
Таким образом, потребность в общении со сверстниками формируется у дошкольников на третьем году жизни, она формируется на основе ранее функционировавших потребностей и формируется в реальном взаимодействии детей.
М.И. Лысина и Л.Н. Галигузова отмечают, что после выявления коммуникативных навыков ребенка речь идет не о развитии коммуникативной потребности в целом, а о качественном преобразовании содержания потребности ребенка в общении.
Сущность и механизмы формирования нравственных привычек поведения
Итак, процесс нравственного воспитания — это ряд последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и нужного уровня нравственного воспитания личности ребенка.
Психолого-педагогический обзор литературы показывает, что применительно к дошкольникам проблема нравственного развития и воспитания ребенка разработана достаточно разносторонне (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) В исследованиях по изучаемой проблеме рассматриваются вопросы о нравственных представлениях, знаниях и суждениях; нравственном поведении; нравственных чувствах дошкольников.
Ж. Пиаже был одним из первых, кто подверг глубокому и детальному изучению моральные представления, знания и суждения детей (т.е. моральное сознание). Он обнаружил, что моральное сознание детей в процессе развития проходит две стадии: 1) объективная мораль и 2) субъективная мораль. Это типично для детей дошкольного возраста и характерно для объективной морали. Под объективной моралью Ж. Пиаже понимал такую мораль. Пиаже установил такую мораль, когда ребенок считает аморальным то действие, которое имеет наиболее серьезные объективные последствия, и не обращает внимания на мотивы и намерения, стоящие за этим действием. Пиаже вскрыл причины, ведущие к объективной морали (эгоцентризм мышления ребенка; интеллектуальное принуждение взрослого), и подчеркнул ее следствие — возникновение у детей внешних представлений о правилах и нормах.
Далее изучались нравственные представления, знания и суждения дошкольников в сравнении с нравственным поведением (С.Н. Карпова, В.К. Котырло, Л.Г. Петрушина, Е.В. Субботский) и выявлены типичные для дошкольников черты: в развитии нравственные представления «опережают» нравственное поведение (С.Н. Карпова, Л.Г. Петрушина, С.Г. Якобсон); у дошкольников наблюдается явное несоответствие между вербальным и реальным поведением (Е. В. Субботский, С.Г. Якобсон); наличие нравственных представлений является необходимым, но не решающим фактором и условием соблюдения моральных норм (Т.А. Репина, С.Г. Якобсон), а решающее значение придается способности ребенка условно различать объектную и субъектную позиции и действовать в каждой из них.
Исследования достаточно далеко рассматривают проблему нравственных чувств ребенка (А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, И.В. Княжева, Я.З. Неверович, Т.А. Репина, В. Штерн и др.) Ученые подчеркивают, что нравственные чувства детей выражаются и проявляются во внимании к нуждам и интересам других, в умении считаться с положением других, выражать сострадание к чужим заботам и радостям. Они отмечают, что эмоциональная сфера занимает центральное место в дошкольном детстве (В.В. Зеньковский); нравственная деятельность имеет эмоциональный характер (В.В. Зеньковский); эмоции и чувства доминируют над разумом и являются пусковыми механизмами в поведении (А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, М.Н. Матюшина, С.Г. Якобсон).
Таким образом, в центре внимания проблемы нравственного развития и воспитания дошкольников находятся следующие вопросы: психологические механизмы формирования и развития нравственных чувств, представлений и поведения; характерные особенности и закономерности нравственного развития дошкольников; педагогические условия и средства, способствующие формированию у детей актов нравственного поведения.
Сегодня известно, что нравственное воспитание эффективно только как целостный процесс педагогической, в соответствии с нормами общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка, с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, способностей, привычек и социально ценного поведения.
Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания, по мнению Б.Т. Лихачева, является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Моральные нормы трансформируются в субъективную мораль только через их чувственное усвоение ребенком.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Стороны сознания
- Леонид владимирович Занков, советский психолог
- Елизавета ивановна тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
- Айзенк Ханс Юрген, английский психолог — Биография и жизненный путь Г. Эйзенка
- Влияние детского опыта на отношение к жизни взрослых людей — Семья как фактор воспитания
- Курт Гольдштейн, немецкий невролог и психиатр, заложивший основы нейро- и патопсихологии
- Психические процессы у людей пожилого возраста
- Особенности детско-родительских отношений в период кризиса 7 лет у детей — Феномен концепции детско-родительских отношений
- Развитие эмоций и их значение в жизни человека
- Что такое социальные установки