Для связи в whatsapp +905441085890

О чем спорили гносеологи и логики — Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени

Гносеологические основания науки — совокупность представлений науки о специфике научного знания, его природе, возможностях и методах, структуре научного знания, предмете научного знания, критериях научной истины, закономерностях изменения и развития научного знания. Гносеологические основания науки принципиально различны не только для разных наук, но и для их разных культурно-исторических типов. Например, для классической, неклассической и постнеклассической науки. Гносеологические основания классической науки — абсолютная объективность знания; абсолютная истинность научных фактов и теорий; абсолютная определенность (единственность) понятий и суждений науки; трансцендентальный характер объекта научного знания; универсальность (всеобщность) научных законов и теорий; монотеоретизм (возможна только одна истинная теория об одном и том же объекте); логическая доказуемость всех научных суждений и теорий; предмет научного знания — объект (как «вещь в себе»); основное языковое свойство знания — текст; научная теория — дедуктивно-организованный текст; существует универсальный научный метод; научное знание — ценностно-нейтральное; логическая однородность научного знания; исходный пункт научного способа познания — опыт (данные систематического наблюдения и эксперимента).

Гносеологические основания неклассической науки — субъект-объективность научного знания (объективность знания как его трансцендентальный общий смысл); относительная истинность любых единиц научного знания; относительная определенность всех научных понятий суждений и теорий; трансцендентальный и одновременно социальный характер предмета научного знания; партикулярность всех научных законов и теорий (принципиальная ограниченность сферы действия и применимости любых законов и теорий); дополнительность (дополнительность) научных описаний (возможны несколько истинных и в то же время взаимоисключающих описаний одного и того же объекта) недоказуемость, а только подтверждаемость опытом любых научных законов и теорий; непосредственный объект научного знания — абстрактный объект; фундаментальное языковое свойство научного знания — контекст; любая научная теория есть лишь частично логически упорядоченный текст; методологический плюрализм в научном знании; ценностная обусловленность научного знания; частичная (только частичная) однородность научного знания; исходный пункт и фундаментальное начало научного способа познания — мышление.

О чем спорили гносеологи и логики

Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени

Значение философии XVII-XVIII веков в истории общества, его культуры и в истории философии неоспоримо. Можно без преувеличения сказать, что в эти два столетия произошли мощные цивилизационные и культурные изменения, трансформировались экономические, политические, культурные формы существования человека. Произошла промышленная революция. Возникли новые идеи о свободе человека, верховенстве закона.

Английский философ Фрэнсис Бэкон был первым философом, создавшим научный метод. Бэкон сформулировал основные принципы, которые сформировали современную философию. Наиболее значительные его работы — «О достоинстве и приумножении наук», «Новый Органон», утопия «Новая Атлантида». Ф.Бэкон родился в семье высших чиновников английского государства, и достиг вершины карьеры — был лордом-канцлером. Однако он не пережил превратностей судьбы. Он был обвинен во взяточничестве, и это обвинение было доказано в суде. Бэкон был отправлен в тюрьму. Позже, уже будучи на пенсии, он начал заниматься наукой и философией. Бэкон сознательно посвятил свои научные занятия великому восстановлению науки. Он считал, что философия должна «восстановить или, по крайней мере, привести в лучшую форму то общение между разумом и вещами, с которым едва ли можно сравнить что-либо на земле или, по крайней мере, что-либо земное». Отсюда призыв «заново обратиться к вещам, используя лучшие средства, и восстановить науки и искусства, и все человеческие знания в целом, на правильном основании».

Ф. Бэкон выступал против господствовавшей в то время схоластической философии и отстаивал в качестве идеала «естественную» философию, основанную на опытном знании. В это время в натурфилософии было сделано много интересных открытий, которые позволили объединить натуралистическое мировоззрение с основами аналитического подхода к изучаемым явлениям. Философ предложил обширную программу преобразования духовного мира. Прежде всего, он стремился привести «пределы интеллектуального мира» в соответствие с огромными достижениями современного Бэкону общества. В то время мощно развивались экспериментальные науки.

Бэкон выразил решение проблемы в виде попытки «великого восстановления наук», для чего написал трактаты: «О достоинстве и приумножении наук», «О достоинстве наук» (его величайший труд), «Новый Органон» (его главный труд) и другие работы по «естественной истории», об отдельных явлениях и процессах природы.

Гносеология Эмпедокла

В вопросе познания Эмпедокл является стихийным материалистом.

В отличие от элеатов, Эмпедокл признает решающую роль чувственного восприятия. Хотя он впадает в другую крайность, отождествляя ментальное и сенсорное восприятие.

Эпистемологическая позиция Эмпедокла противоположна позиции элеатов. Согласно Эмпедоклу, познание возможно потому, что познаваемое и познающий (окружающий мир), то есть субъект и объект познания, состоят из одних и тех же элементов, объединенных лишь различными отношениями. По словам Эмпедокла, познание происходит «через подобное к подобному».

Согласно эпистемологии Эмпедокла, органы чувств играют главную роль в познании. Согласно Эмпедоклу, человек и внешний мир состоят из одних и тех же элементов. Субъект и объект познания качественно однородны, а само познание становится зависимым от последнего.

Эмпедокл пытается написать материалистический трактат о происхождении человеческих ощущений. Он рассматривает ощущение как процесс потока частиц, отделенных от вещей, и их проникновения в органы чувств человека. В этом отношении его теория видения особенно хорошо разработана. Прочитав материал учебника по данной теме, постарайтесь выделить достоинства и недостатки постановки и решения гносеологических проблем Эмпедоклом. Подумайте, почему Эмпедокл, признавая первостепенную важность органов чувств для познания, пришел к выводу, что мы должны наилучшим образом использовать наши органы чувств и подчинить их взаимному контролю разума.

В целом, философия Эмпедокла оценивается как метафизическая (в вопросах развития, возникновения и смерти), но в его взглядах можно найти определенные элементы диалектической мысли (в его понимании роли любви и вражды).

Эмпедокл разделяет пифагорейскую доктрину о переселении душ (метемпсихозе). Он вполне серьезно рассказывает о своих прошлых воплощениях, о том, что когда-то был девушкой, рыбой, птицей и даже кустом.

У Эмпедокла есть интересная гипотеза о скорости света. Он считал, что мы не воспринимаем скорость света, потому что она очень велика.

Логика

После пребывания в своей инаковости, которая есть природа, абсолютная идея воплощает себя в духе, который Гегель характеризует как третью, высшую и последнюю ступень в развитии абсолютной идеи, когда она «аннулирует» предыдущую ступень своей природной «инаковости». Дух — это Идея возвращения Абсолюта к самому себе.

В процессе самопознания и саморазвития абсолютной идеи дух проявляет себя как субъективный, объективный и абсолютный дух.

Субъективный разум — это этап формирования индивидуального сознания. Философия субъективного разума рассматривает человеческую душу и сознание во всех его аспектах. Когда субъективный ум достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть становится объективированным.

Объективный дух воплощается в формах общественного бытия человека, к которым относятся право, мораль, семья, гражданское общество и государство.

Абсолютный дух — это форма реального существования абсолютной идеи. Под абсолютным духом Гегель понимает всю духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий всемирно-исторического развития. Согласно Гегелю, существуют три формы постижения абсолютного духа: искусство, религия и философия. Искусство выражает его в чувственных образах, религия — в «представлениях», а философия — в понятиях.

Гегель убежден, что вся история философии — это последовательное раскрытие содержания абсолютной Идеи. Определяя философию как эпоху, проходящую в мышлении, Гегель считал, что не существует ложных философских систем, а есть лишь более или менее адекватные концепции абсолютного Духа. Гегель считал свою философскую систему высшей формой философского знания, поскольку в ней абсолютная Идея завершает свое самопознание и достигает абсолютной истины.

Диалектический метод. Система Гегеля — это философская теория развития: она разрабатывается и излагается на основе последовательно проведенного диалектического метода.

Идея развития не была индивидуальным открытием Гегеля, она сформировалась в естественных науках (биологии, космогонии, геологии), в философии его предшественников, в отличие от которых Гегель не просто излагал ту или иную диалектическую идею, а разрабатывал систему идеалистической диалектики.

Наиболее полно диалектика Гегеля представлена в его работе «Наука логики».

Логика как наука о правильном мышлении

Мышление — это главная отличительная черта, выделяющая человека из семейства животных, находящихся на высшем уровне развития. В то же время это очень сложное социально-психологическое образование, сформировавшееся у человека в процессе эволюции животных, а также труда и взаимодействия (общения) представителей человеческого рода.

Мышление как феномен, выражающий функционирование человеческого сознания, осуществляющего познание объективного мира на теоретическом уровне, является традиционным объектом философствования и существует в этом качестве с момента возникновения философии как таковой. Признание мысли как особой формы познавательной деятельности человека берет свое начало в очень ранних философских концепциях и привело к ее выделению из общей совокупности психических процессов.

Уже в античной философии происходит отделение мышления от чувственного познания. Парменид и Гераклит различали мысль как выражение здравого смысла и истину как постижение универсальных законов Вселенной, не зависящих от человеческой индивидуальности. Демокрит утверждал, что истинная атомарная структура вещей может быть постигнута только с помощью мысли.

Сократ в контексте «познай самого себя» пришел к выводу, что мысль — это средство, позволяющее человеку перейти от смутного и неопределенного восприятия действительности к твердому и надежному знанию. Рассуждая о том, что истина обретается через диалог между людьми, Сократ утвердил идею о том, что мышление напрямую связано с общением.

Анаксагор попытался концептуализировать мысль, рассматривая ее как субстанцию. Эта идея субстанциональности была продолжена Платоном, который разделил мир на умственный и нравственный. По Р. Декарту, мир состоит из двух субстанций: мысли и материи.

Аристотель был первым, кто обратился к мысли с позиции ее формализации. Так возникли его аналитика, тематика и метафизика.

После Аристотеля стало возможным говорить о правильном и неправильном мышлении и о самом правильном и неправильном мышлении. До Аристотеля можно было объявить правильным или неправильным только результат мышления или вывод и противопоставить ему другой результат или вывод. В дальнейшем проблемы правильного и неправильного рассуждения, а также аргументации нашли отражение в процессах изобретения новых форм доказательства, в построении других, неаристотелевских логик, например, в создании новых наук Галилеем, в написании «Нового Органона» Бэконом, в обосновании методов исследования Декартом, в критических размышлениях Кантом, в формулировании индуктивной, диалектической, математической и других видов логик.

Наконец, в философии возникла необходимость представить мысль как объект исследования, сформулировать принципиально новый взгляд на мысль с точки зрения «метаразума». В этом контексте мышление рассматривалось как направленный процесс обработки сигналов и информации в когнитивной, то есть кодированной, семантической системе живых существ. По содержанию мышление отождествляется с серией актов манипулирования знаками и образами, которые подчиняются определенной внутренней логике и стратегии и приводят к генерации новых идеальных образов и знаковых структур.

Мышление — высшая форма активного отражения объективной действительности, заключающаяся в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании существенных связей и отношений предметов и явлений, творческом создании новых идей, прогнозировании событий и действий через абстрактный процесс оперирования знаками и образами, подчиняющимися определенной логической стратегии.

Биологическим субстратом мышления является высокий уровень развития мозга, исторически возникший в процессе становления человека, человеческого общества, материальной и духовной культуры. Мышление, выходящее за пределы ощущения и восприятия, всегда остается неотделимым от чувственного отражения действительности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Движение как единство изменчивости и устойчивости — Концепция движения. Взаимосвязь между материей и движением
  2. Понятие в философии
  3. Ремесленные знания и специфика их трансляции
  4. Освальд Арнольд Готтфрид Шпенглер и его философия
  5. Человек, общество и государство у Платона
  6. Русская эстетика 19 века
  7. Неклассическая современная философия
  8. Мартин Хайдеггер, немецкий философ
  9. Реформация и гуманизм
  10. Активность познавательного субъекта