Оглавление:
Евразийство — геополитическая и социально-философская доктрина и интеллектуальное движение, возникшее в 20-30-е годы 20 века в среде русской эмиграции и сохранившее высокий идейно-политический потенциал на рубеже 20-21 веков. Основателями и ведущими идеологами движения Е.Е. были Флоровский, Карсавин, Н.Н. Алексеев, В.И. Вернадский, Н.С. Трубецкой и др. Программным манифестом Восточного движения стал сборник «Исход на Восток». Предчувствия и свершения. Подтверждение евразийцев» (1921). Евразийское движение имело свои журналы («Евразийская хроника», «Евразия») и разнообразные образовательные программы.
Гипотеза о том, что перспективный этнопсихологический евразийский тип формировался преимущественно на основе языковой палитры восточнославянских народов, с одной стороны, и «азиатского» культурно-этнического типа, с другой, способствовала легитимации (стремлению индивида или группы представить собственные действия как социально значимые и оправданные) представления об особом значении империи ханов Большой Орды в формировании традиций евразийской государственности. (Киевская Русь трактовалась идеологами исключительно как духовно-нравственная «колыбель» евразийской цивилизации). Прекратив свое существование во второй половине 1930-х годов в связи с очевидной утопичностью идей преобразования сталинского режима в СССР в «евразийском духе», идеология и мировоззрение приобрели особую актуальность на рубеже 20-21 веков. Помимо изучения русского языка, евразийцы занимались созданием и обоснованием качественно новых принципов национальной идеологии России и осуществляли на ее основе политические акции. Евразийство возникло не на пустом месте, оно развивалось в русле самобытной и живой традиции. Евразийцы считали своими предшественниками ту традицию общественно-философской мысли в России, которая «…должна считаться характерной для отрицания европейской культуры как универсальной», — пишет К.И. Флоровская, в частности, устанавливая ее непригодность для пересадки на русскую почву; раскрывая самобытность русской культуры и ее независимость от европейской, поскольку русская культура берет свое начало в византийском православии и родовом самодержавии.
Лидеры евразийства много писали о духовной близости России к Азии. Наиболее известной и значимой стала работа Н.С.Трубецкого «О туранском элементе в русской культуре», в которой на основе анализа языка, музыки, устной поэзии, обычного права и религии были выявлены общие черты туранского психологического типа. Его социальная и культурно-историческая ценность связана с тем, что, по мнению Трубецкого, типичный представитель туранской психики «отличается душевной ясностью и спокойствием». Они определяют отсутствие «дисгармонии между мыслью и внешней реальностью, между догмой и повседневной жизнью». Рассматривая роль туранских этнопсихологических черт в русском национальном образе, Н.С.Трубецкой отмечает, что эта роль была в целом положительной. После публикации этой работы евразийство стало восприниматься как попытка философски обосновать «азиатский» облик России и связанную с ним уникальность
Формирование более высокой культуры
Один из инициаторов и ведущих теоретиков евразийского движения, Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938) был культурологом, лингвистом, социологом. Он получил образование в Московском университете, где впоследствии, после окончания университета, занимал должность приват-доцента. Он преподавал в Ростове. После захвата власти большевиками и вынужденной эмиграции он стал профессором в университетах Софии и Вены.
Его основополагающими трудами являются: «Европа и человечество» (1920); «Верх и низ русской культуры (этнические основы русской культуры)» (1921); «Русская проблема» (1922); «Наследие Чингисхана. Взгляд не с Запада, а с Востока» (1925); «О туранском элементе в русской культуре» (1925); «Об украинской проблеме» (1927); «Общеевразийский национализм» (1927); «Основы фонологии» (1938).
Концепция культурной социологии Трубецкого характеризуется поиском принципов, которые позволили бы народам не только сохранить свою национальную идентичность, но и интегрироваться в более широкие культурные сообщества. В первую очередь его волновала судьба восточнославянских народов, рассеянных по просторам Евразии и вынужденных ассимилировать в своем сознании, мировоззрении и образе жизни множество разнообразных внешних социокультурных влияний.
По мнению Трубецкого, не случайно в Евразии возник особый тип личности, который он, вслед за Л.П. Карсавиным, назвал «симфонической личностью», то есть культурным субъектом, способным гармонизировать действие противоположных сил. Трубецкой был убежден, что будущее принадлежит этому типу, который еще мало представлен в настоящем.
Основателем и лидером евразийства был Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), князь, известный русский геополитик, философ и лингвист, сын известного русского религиозного философа С.Н. Трубецкого.
Н. В 1912 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета, посещал лекции в Лейпциге, работал частным лектором в Москве и Ростове. В 1919 году он эмигрировал в Европу, где в течение многих лет жил в Софии, Праге и Вене и был профессором славянской филологии в Венском университете. Ранняя смерть ученого была вызвана сердечным приступом, последовавшим за многочисленными жестокими обысками в его доме во время немецкой оккупации.
Работа Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920) стала катехизисом евразийства. Ему приписывают работу «Наследие Чингисхана». Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» (1925), «О туранском элементе в русской культуре» (Берлин, 1925), «О проблеме русского самопознания» (София, 1927), «Европа и человечество» (1920) и др. В результате сравнительного изучения языков и культур Трубецкой вывел закон разнообразия культурных типов. Смешение культур способствует формированию более высокой культуры, в которой отдельные народы или их части могут сохранять свои индивидуальные особенности.
Закон разнообразия культурных типов
Н. Н.С.Трубецкой сформулировал закон разнообразия типов культуры, который стал главным принципом деятельности ЮНЕСКО в современном мире.
Интеллигенция насильственно уничтожала самобытную национальную культуру в бегстве от «отсталости» и «инертности» к «благам цивилизации». Ученый выступал против упрощенного представления о странах и народах, расположенных на шкале прямолинейного прогресса и разделенных на лучшие и худшие. Противоречия Н. С. Трубецкого с большевизмом также основывались на «русской идентичности», ученый утверждал, что стремление большевиков к великодержавию, внешней военной и экономической мощи полностью поглотило национальную идентичность русского народа.
Трутцкой, вслед за Н.А. Бердяевым, Н.С. Хомяковым, Ф.М. Достоевским и В.С. Соловьевым, совершенно ясно говорит, что русский народ — народ православный, он «выше всех сынов земли». Народ — мессия -, народ — богоносец — призван спасти мир, и в этой идее необыкновенного религиозного творчества кроется национальный русский мессианизм. Ф.М. Достоевский вложил эту мысль в уста своих героев: спасение человечества совершится в будущем «русским Богом и Христом»; только русскому народу будут даны «ключи жизни и новое слово».
Евразийцы рассматривали Европу, включая западных славян, скорее как угрозу для русской культуры, чем как образец для подражания. Таким образом, идеи представительной демократии и социализма, которые евразийцы считали антагонистичными для Евразии, были искусственно привнесены в Россию с европейского Запада. Они сравнивали российское общество с некой «симфонической личностью», в которой православие, как основной цементирующий элемент, не находилось в конфликте с другими, нехристианскими религиями и культурами, а продуктивно и взаимозаменяемо сосуществовало с ними. Н. С. Трубецкой утверждал, что христианство — это не «элемент» определенной культуры, а «закваска», которую можно привнести в самые разные религиозные и культурные сообщества.
Наиболее важным моментом в евразийской доктрине является ее отношение к роли государства как инструмента принуждения, особенно необходимого в условиях Евразии, где либерализм и слабая власть, по ее мнению, всегда представали как нечто чуждое и незнакомое большинству людей. Пересматривая славянофильское понятие соборности, евразийцы считали наиболее подходящей формой государственного устройства для России так называемую идеократию, то есть такой принцип организации общества, при котором всенародно назначенный «правящий класс» объединен и сплочен определенной идеей или доктриной, конечно, не марксизмом-ленинизмом по российским меркам, а скорее традиционным православием. «Тип элиты, который, согласно евразийской доктрине, находится в процессе становления в мире, и особенно в России-Евразии, называется идеократическим и характеризуется тем, что главной чертой этой элиты является общность мировоззрения», — пишет Трубецкой.
Национальная идея России была сформулирована Н. С. Трубецким: русский народ — это мессия, он призван спасти мир.
Научная деятельность Трубецкого
Он начал с изучения финно-угорских языков, а затем перешел к изучению кавказских языков. В 1915 году Трубецкой выступил с критикой шахматовского метода реконструкции истории славянских языков и на основе этой критики создал собственную версию истории праславянского языка, изложенную в его «Опыте истории праславянского языка», который он потерял в Ростовских скитаниях и который частично отразился в его более поздних статьях.
Трубецкой создал стройную фонологическую концепцию, одним из важнейших достижений которой стала оригинальная теория нейтрализации.
Николай Сергеевич много внимания уделял проблемам лингвистической географии.
Важную часть наследия ученого составляют его работы, посвященные обоснованию евразийства. Прежде всего, это книга «Европа и человечество», опубликованная в 1920 году, которая стала отправной точкой евразийского движения. Разоблачая романо-германский культурный шовинизм (который часто скрывается под маской космополитизма с его идеалом «всечеловеческой цивилизации») и интерпретируя его как проявление эгоцентрической психологии европейцев, Трубецкой выдвинул идею равенства всех культур. Трубецкой противопоставляет эгоцентризму и связанным с ним понятиям «прогресса» и «эволюционной лестницы» (которые в конечном итоге оправдывают империалистическую экспансию европейцев) непредвзятый подход, позволяющий увидеть самоценность другой культуры. Показывая, что контакт человека с другой культурой невозможен без антропологического сопряжения с субъектом, и обнажая ущерб европеизации, препятствующий развитию национальной культуры, ученый призывает народы к самопознанию. Идея самопознания стала стержнем сборника «О проблеме русского самопознания» (1927). Аргументируя возможность самопознания народа, Трубецкой развивает концепцию народа как симфонической личности, которую он разработал в диалоге с Карсавиным. Самопознание народа должно служить развитию истинного национализма, который, в отличие от ложного национализма, свободен от эгоцентрических моментов и уважает культуру других народов («Об истинном и ложном национализме», 1921). Именно таким должен быть «общеевразийский национализм» русского народа. В своей статье «Общеславянский элемент в русской культуре» (1927), в которой он реконструирует развитие русского языка и, в частности, непосредственное наследие церковнославянского, отличающее его от других языков, Труецкой раскрывает чисто языковую сущность «славянства», укорененного в православной церкви. В своих статьях «Верхи и низы русской культуры» (1921). (1921) и «О туранском элементе в русской культуре» (1925), он показывает антропологическую и культурную близость русского народа к народам Азии. Концепция азиатских корней русской культуры, а также идея «внутренней Европы», отделения европеизированного высшего класса от народной культуры, высказанные в этих статьях, были позднее развиты в книге «Наследие Чингисхана» (1925), опубликованной под псевдонимом И.Р. (Из России), в которой развивалась концепция русской истории Г. В. Вернадский: Трубецкой утверждал, что московитская государственность была создана по образцу монгольской, но стала еще более мощной благодаря «внутренней конфессиональности» русской религиозности.
По мнению Трубецкого, евразийское движение должно преодолеть собственную эмиграцию и осуществить выработку мировоззрения, которое станет основой формирующейся евразийской культуры. Грядущий «культурный синтез» должен был стать православным.
Несмотря на важность проблем, поднятых Трубецким в его евразийских работах, он не смог преодолеть определенный эклектизм и тенденциозность, присущие движению в целом.
Основа нравственной жизни
Вся его жизнь была борьбой. Это была борьба не политика, не человека с улицы или газетчика, а свободомыслящей человеческой личности, не подверженной давлению обыденности. Своим существованием и неотразимым самовыражением он пробудил мысль во всем мире, всколыхнул новую жизнь, прогнал сгустившийся мрак. Борьба, в которой прошла жизнь Сергея Николаевича, была борьбой ученого и мыслителя — это было проявлением вековой борьбы за свободу мысли, научного поиска человеческой личности. Это была борьба, потому что Трубецкой смело и твердо проявлял свою личность в чуждой ему среде социального гнета, социальной безысходности, узкого покровительства.
Его свободный, гордый дух спокойно шел своим путем. И на протяжении всей его короткой жизни этот элемент искренности и мужества личного самоопределения ярко выделялся. Это возродило его философское творчество, так быстро прерванное в самом начале.
Трубецкой принадлежал к редкому типу в русской философии: он сочетал глубокий интеллектуальный мистицизм со строго научной философской критикой.
Его критический идеализм, однако, является попыткой ответить на вопросы религиозного сознания на языке философского исследования. Это делает его продолжателем традиции Соловьева и в то же время существенно ограничивает влияние его философии на последующих русских мыслителей. Общественная деятельность не отрывала Трубецкого от философии: по словам В. И. Вернадского, в последние годы жизни интересы Трубецкого «сосредоточивались одновременно в двух областях — философии и науке. С одной стороны, он погрузился в разработку своеобразной, очень глубокой, мистической стороны своего учения, вращался в сфере идей, связанных с учением о Логосе и допущением эонов. С другой стороны, все его научные интересы были сосредоточены в области истории христианства, текстуальной критики книг Завета, истории греческой философии….».
Свое решение Трубецкой связывает с «законом всеобщей корреляции», т.е. с тем, что нет «самодостаточного» бытия (Абсолют, по Трубецкому, является источником бытия, а не сущего), что в бытии все «взаимосвязано» — одно с другим. Абсолют — источник бытия, а не бытие», — пишет Трубецкий: «Отношение — основная категория нашего сознания и основная категория бытия.
Благодаря закону «всеобщей относительности» снимаются трудности в проблеме пространства и времени: «Время и пространство есть чувственная форма внутреннего отношения вещей», и это связано с организацией всеобщей чувственности. Трубецкой называет свою космологию «метафизическим социализмом», что означает единство природной множественности: Трубецкому чужды монадология и метафизический плюрализм, от которых он отличается своим законом «всеобщей относительности». У Трубецкого есть учение о субъекте «универсальной чувственности» — это мир-душа («космическое существо»). Оттенок трансцендентализма вездесущ, и это происходит от его близости к Соловьеву и, через него, к Шеллингу. Для него реальность Абсолюта неоспорима, но в чисто рациональном порядке реальность Абсолюта, который основывает все бытие, — это «абсолютный дух, который охватывает основу своего другого». Однако любопытно, что нигде в своих анализах С. Трубецкой не проводит идею творения — ее недостаточно: «В сущностном бытии для Другого лежит внутреннее позитивное обоснование необусловленности Абсолюта», — такова мысль Трубецкого. Ни с богословской, ни с философской точки зрения такое понятие абсолюта не может быть защищено. Для Трубецкого Абсолют — это предельное понятие, и только в этом смысле он является изначальным. Для него слишком важна «трансцендентальная относительность бытия с нашим разумом», и вся диалектика его мысли связана с «трансценденциями» нашего разума.
«Естественной» основой нравственной жизни, по Трубецкому, является синодальность нашего сознания — и конечная этическая задача вновь сближает его с Соловьевым (с его «Философскими принципами тотальной науки»): потенциальная синодальность сознания должна реализоваться в «универсальном, синодальном сознании».
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Принцип работы индийского схоласта
- А. Козлов
- Системно-структурный подход, его возможности и ограниченности в понимании мира
- Обобщение сведений о металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо
- И. А. Ильин: философия политики
- Пифагорейская школа
- Типология исторического развития Н.Я. Данилевского
- Значение философии Ницше для философии XX-XXI вв.
- Вольтер и Руссо — два «полюса» философии французского Просвещения — Философские взгляды Руссо
- Новые тенденции в философских исследованиях 1960-1980 гг.